РУССКАЯ СКАЗКА - УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ НАУКИ ПОБЕЖДАТЬ

Jan 20, 2013 14:28


Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культуры, который уходит своими корнями в ведическую древность. В них через знания, опыт предков отражаются окружающий мир и законы бытия. Полагаю, что всё наше народное творчество можно назвать сборником мудрости, учебным пособием с примерно следующим названием «Как идти по жизни к успеху, совершая меньше ошибок, помогая себе и окружающим».


Русские сказки - это плод творчества всего русского народа - белорусов, малорусов-украинцев и великорусов. Те же, кто не осознаёт нашего великого триединства, кто пытается выделить белорусов, малорусов-украинцев в отдельные народы, имеющие самобытную историю, самостоятельную культуру, тот обречён в будущем на неудачу и поражение.

Русский народ является одним из древнейших проживающих на земле народов. Деятельность наших предков являлась источником знаний и культуры для народов мира. Мифология многих этносов вышла из русского ведизма, в том числе римская и греческая. В 19 веке русский историк Егор Классен писал: «Греки и Римляне заимствовали своё образование и учились грамоте у Славян… Славяне имели грамоту не только прежде всех западных народов Европы, но и прежде Римлян и даже самих Греков, и что исход просвещения был от Руссов на запад, а не оттуда к ним».

Веды означают знания. А само ведическое мировоззрение можно назвать знающим мировоззрением, ибо оно воспринимает существующую действительность через знания окружающего нас мира. Это мировоззрение, национальные традиции во многом передаются через сказку, учат ориентироваться в непростой жизни, учат приходить к успеху и побеждать.

Стоит привести слова Валерия Дёмина: «Говорящие и чувствующие предметы, стихии, растения, животные, сохранившиеся по сей день в сказках, песнях, эпосе, - это не плод наивного вымысла, а результат глубочайшего проникновения в таинство окружающего мира и осознания неразрывного с ним единства. Недосягаемая всеобъемлющая вселенная порождала не страх и ужас, а укрепляла чувство космического родства и, следовательно, обережения и заступничества от любых враждебных и злокозненных сил… Тем самым весь окружающий человека видимый и невидимый мир - от Солнца и звёзд до листика и травинки - оказывался одушевлённым и одухотворённым, замыкаясь в единое и неразрывное целое с самим человеком».


Наши предки предполагали, что борьба добра и зла во многом определяет смысл земной жизни. Кроме представителей рода человеческого, в сказках принимают участие персонажи, наделённые сверхъестественными способностями. Персонажи-помощники - Конёк-горбунок, Волк, Щука. Персонажи, представляющие злые силы: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо и другие. Первые, естественно, помогают героям, вторые создают всевозможные препятствия, пытаются героя погубить.


Развитие сказочных сюжетов учит читателя не бояться трудностей, заряжает верой в победу добра. Многие помнят, как Иван-царевич, преодолевая преграды, искал Василису Прекрасную. Хочешь победить, иди вперёд, не бойся. Идя вперёд и преодолевая преграды, герой приобретает опыт и знания. Как правило, злые персонажи сказок не способны привести героя к гибели. Помешать прийти к цели - да. Но если герой смело, уверенно и разумно, используя полученные советы, идёт вперёд, их чары разрушаются. Это, думаю, надо учитывать в реальной жизни.



Сказки поясняют читателю: надо уметь отстаивать свои интересы, бороться со злом, безжалостно его уничтожать. Вступая в поединок с Кощеем, Иван-царевич не тратит время на лишние размышления, не думает принимать какое-либо компромиссное решение, к примеру, пленить Кощея и заняться его перевоспитанием. Он уверен, этот злобный субъект должен быть уничтожен, и безо всякого сожаления расправляется с ним.

Носители зла часто прикрываются личиной благочестия и деликатных манер, пытаются добиться своего льстивыми речами, обманом. Надо уметь зло распознавать, иначе оно раздавит и съест тебя. Как съела Лиса в сказке «Колобок» главного героя.

Вспомним сказку «По щучьему велению». Жил-был Емеля, серо жил, спал много. Но поймал волшебную Щуку и пошёл в гору. Тут Щука помогла, но, прежде всего, сам был смел и проявлял смекалку. Похожие действия развиваются в сказках про Ивана-дурака, который на проверку оказывается совсем не дурак. Сюжеты этих сказок как бы советуют читателю: не суетись раньше времени и впустую, а если время пришло - действуй решительно, изобретательно, смело.

Некоторые торопыги стремятся изменить всё сегодня и сейчас. Но если условия для этого отсутствуют, вряд ли что получится. Надо готовить ситуацию и выбирать время. Русский историк Александр Нечволодов, рассказывая о событиях 9-11 веков, писал: «Кровь же Русская никогда и нигде не пропадала без жестокого мщения; надо было только выждать для этого удобное время и случай». А когда время наступило, не отсиживайся в кустах, действуй.




Испытаниям в сказках подвергаются не только добры-молодцы, выпадают они и на долю красных девиц. После похищения предлагал Кощей Бессмертный Василисе Прекрасной богатство и власть, только бы вышла за него замуж, то есть заключила союз со злом, иначе - грозил превратить в статую. Не испугалась Василиса, сохранила любовь и верность Ивану-царевичу. Тем самым помогла Ивану преодолеть преграды, победить Кощея. И сама своего счастья добилась.

О силе женской любви рассказывает сказка «Аленький цветочек» в изложении Сергея Аксакова. Женская любовь, возможно, не гарантирует стопроцентной защиты, но определённой охранной грамотой и источником энергии для мужчины искренняя женская любовь является. Не зря поётся в песне: «Живым вернёшься, побед добьёшься, моя любовь тебя хранит».

Наши мирные и ратные победы всегда ковались совместно мужчинами и женщинами. Об этом напоминают сказки. Предназначение мужчины и женщины определено природой. Но вместе они дополняют друг друга, составляют единое целое. Необходимо это понимать и выбирать достойного спутника жизни. Не прислушиваясь к вредным, занесённым со стороны выражениям типа: «Любовь зла - полюбишь и козла». Может быть, и полюбишь козла, если сама козлиха.

Интересны отдельные эпизоды сказочных сюжетов. Помните, как Иван-царевич искал свою невесту. На пути ему встретился старик-ведун и рассказал о предстоящих преградах: подойдёшь к большому камню, от него будут вести три дороги. По левой пойдёшь, жизнь потеряешь, по средней пойдёшь, коня потеряешь, иди по правой дороге. Затем попадёшь в дремучий лес, слышать будешь крики чудищ, страсти будут мерещиться, иди вперёд, не бойся и не оглядывайся. Обернёшься, не увидишь свою любимую-суженую.


В жизни люди часто оказываются на развилке, перед выбором - что делать. Для этого нужны сила духа, знания. Наши предки понимали, что Творцом человеку даны свобода выбора и свобода воли. Человек может решать, по какому жизненному пути пойти, и, сделав выбор, волевыми усилиями пытаться достигать цели. Выбрал путь, идущий вразрез с выработанными тысячелетиями устоями общества, стал опасен окружающим, придёшь к гибели, «жизнь потеряешь». Природа от такого человека избавляется. Примеров предостаточно. Современные кладбища пестреют могилами молодых людей - братков и предпринимателей. Они стремились своё благополучие построить на несчастье других людей и оказались в могиле.

Второй путь - «коня потеряешь». Здесь коня, думаю, можно отождествлять с душой, духовным телом человека, которое часто называем аурой. Если хороший конь помогает идти по дороге, то сильная добрая душа уверенно ведёт нас по жизни. Позволишь подавить свою волю, дашь ввести себя в заблуждение, погрязнешь в алкоголизме, наркомании, половых извращениях и т. п. - потеряешь душу, будешь двигаться кое-как.

И третий путь - Путь Прави, путь Правды. Здесь окружающая среда (природа) помогает герою, что отражено в сказках, когда Ивану-царевичу помогали медведь, сокол, щука. Идя этим путём, герой фактически неуязвим. В зависимости от выбранного пути окружающая среда (природа) либо помогает герою, либо сопротивляется.

Поучителен совет с дремучим лесом. Идя правильным путём, не оглядывайся, т. е. не реагируй на какие-либо проявления, помехи. В жизни нас цепляют различные ситуации: конфликт на работе или в семье, чьё-то грубое поведение, запугивание, попытки завлечь в ненужные дискуссию или дельце, от которых только время и силы потеряешь. Если будем этим проблемам уделять слишком много внимания, то до своего благополучия, поставленной цели дойти не сможем. Сказочная красна девица в реальной жизни может ассоциироваться с победой, успехом в жизни. Увязнешь, испугаешься, спасуешь - не придёшь к победе, успеху.

Встреча Ивана-царевича со стариком-волхвом символизирует передачу знаний, опыта старшего поколения молодым. Не зря существует выражение - если бы молодость знала, если бы старость могла. Поэтому единство опыта старого и энергии молодого поколений является залогом процветания любого народа.

Вспомним ещё один сказочный сюжет, как царь-отец выдавал свою дочь-царевну замуж. Издал указ, кто допрыгнет до царевны, сидящей в высоком тереме у окна, поцелует её, тот и возьмёт в жёны. Первый раз прыгнул Иванушка на Коньке-горбунке, не достал, второй - прыгнул выше, но всё равно не достал. Только с третьего раза Иванушка сумел допрыгнуть и поцеловать царевну.


Думаю, это можно понимать следующим образом. Если ты не смог завоевать любовь девушки, стань сильнее, лучше, умнее. Не останавливайся, повтори попытку. И, может быть, добьёшься её внимания и любви. Так же и с достижением желаемого результата. Не получилось с первого раза, приобрети дополнительный опыт, знания, развивайся, подними энергетику души на более высокий уровень и добейся победы. Ведь сказочный Конёк-горбунок в реальной жизни может ассоциироваться с душой человека, её энергетикой. Чем сильнее и чище энергетика твоей души, чем ты сильнее, тем большего сможешь достичь.


В ряде сказок развиваются сюжеты борьбы со Змеем Многоголовым, змееборство. Эту борьбу, на мой взгляд, можно рассматривать как борьбу со злом в его многогранном проявлении. Зло может действовать как внешний фактор для человека. А если он одержим страстями к наживе, алкоголю, сексу т. п., то оно находится внутри самого человека.

В сказках змей угрожает: «Я твоё царство огнём сожгу, пеплом развею». Под царством, видимо, уместно понимать тело и душу человека. Если зло, действуя извне или внутри человека, сумело подавить личность, то тело и душа как бы увядают, сгорают. Здесь надёжной защитой являются положительные качества самого человека, сила духа и знания.

Для понимания змееборства поучительна сказка о схватках Иванов-братьев с Чудом-Юдом на Калиновом мосту. В сказке змей не пытается убить героя лапами, зубами. Он пытается вбить героя в землю, т. е. вогнать в грех, в страх, в заблуждения и таким образом сделать зависимым от него, поработить. Победу над змеем, отсечение всех его голов можно понимать не только как победу над внешним злом, но и как победу над злом внутренним - своими страстями (недостатками, слабостями).

Помоги себе сам и за тобой спасутся тысячи, говорят умные люди. А хочешь изменить мир к лучшему, начни с себя. Некоторые же из наших современников поучают окружающих, требуют от них правильности, не замечая собственные недостатки. Так вряд ли придём к успеху. Начни с себя, стань лучше, покажи пример.

При описании в сказках подобных схваток со Змеем, Чудом-Юдом, Кощеем герой спокоен, не гневается, не раздражается, не испытывает страха. Лишь иногда: «Осерчал Иванушка, собрался силами, отрубил Змею голову». Герой не поддаётся ненужным во время борьбы эмоциям. Он спокойно и решительно расправляется с врагом. У него ясная голова, спокойное сердце и чистая душа.

Злоба, ненависть, излишняя восторженность, глуповатая благодать мешают человеку разобраться в ситуации, принять верное решение, замедляют реакцию и т. п. Тренеры учат боксёров: не злись на противника, не раздражайся. Поддался эмоциям - проиграл поединок.

Если ты делаешь правое дело, откручивай голову неприятелю без лишнего напряжения и эмоций. Так шансы на успех увеличиваются, да и силы сохраняются. Надо просто выработать в себе установки, которые были у наших пращуров: со злом необходимо бороться, злодеи должны быть уничтожены. И, исходя из этих установок, действовать.


На мой взгляд, злых персонажей сказок можно рассматривать как своеобразных тренеров. Пытаясь избежать их чар, преодолевая их козни, вступая с ними в поединок, главный герой овладевает знаниями, закаляет характер, укрепляет себя духовно и физически. Т. е. он поднимается на более высокий уровень, совершенствуется. А ведь в этом один из основных смыслов человеческого бытия. Преодолеть происки злыдней способен только сильный и чистый человек. А именно такие нужны для продвижения народа вперёд.

Стоит отметить, что герои не жалуются на трудности, не стонут об утерянном прошлом. Они, как правило, пребывают в добром настроении, не теряют бодрости духа, веры в победу. Ни в одной сказке герой не был подвержен злоупотреблению спиртными напитками. Только с трезвой головой можно прийти к победе.

Идя к цели, герои сказок не вступают в длительные дискуссии, не пытаются словами доказать что-либо своим оппонентам. Они совершают конкретные дела, понимая, что достичь полезного результата возможно, прежде всего, за счёт действий, а не слов. Кстати, и любой человек определяется не словами, а совершёнными им делами. Это ещё понимали наши предки. Приведу цитату из «Влесовой Книги» (8-9 вв.): «Муж правый не тот, кто совершает омовения и хочет быть правым, а тот, у кого слова и деяния совпадают».

Сказки учат оценивать людей именно по делам. Не зря в сказке «Царевна-лягушка» царь-отец, оценивая своих невесток, велел прийти на пир с приготовленными ими яствами. Посмотрел, как они за столом себя ведут, как танцуют. Порой, услышав красиво говорящего оратора, люди готовы возносить его и следовать за ним. Не надо торопиться. Оцените сначала его дела, а потом принимайте решение, стоит ли следовать за красиво говорящим.

Поняв поучительный характер сказок, понятным становится происхождение слова «подсказка». Подсказку понимаем как совет при ответе на вопрос, совет в принятии решения в конкретной ситуации. Не случайно слово «подсказка» приобрело такое смысловое значение. Если сказка помогает в познании жизни, подсказка - малая сказка - помогает справиться с небольшой жизненной проблемой.

На мой взгляд, если провести аналогию сказок с современной жизнью, то все эти чубайсики, гайдарики, березовские, прочие ельциноиды, чиновники-воры, иные негативные личности и есть злые персонажи сказок. И, как это не покажется парадоксальным, они в реальной жизни выступают нашими своеобразными тренерами. Чтобы преодолеть их козни, мы должны стать лучше, сильнее, мудрее, бескомпромиссно с ними бороться. Будем брать пример с Ивана-царевича и Василисы Прекрасной.

В заключение отмечу, надо отдать должное мудрости наших предков. Сказками они с детства воспитывали своих детей, ковали их характер. Говоря современным языком, программировали сознание, темперамент, волевые качества. Сказки можно назвать Священными писаниями Славян. В них заложен опыт многих поколений, передаваемый на протяжении тысячелетий. А знания прошлого и настоящего взаимодополняют друг друга, вместе они громадная сила на пути прогресса и в борьбе с врагами Отечества.

В своём повествовании я не претендую на истину. Но думаю, что русские сказки помогут нам двигаться вперёд, к процветанию, несмотря на козни недругов. Надо лишь понять намёк, да усвоить сей урок.
Антонов А.В.
г. Санкт Петербург





Русские сказки, история, Союз Венедов

Previous post Next post
Up