День Жен-мироносиц

Apr 21, 2018 18:02




22 апреля 2018 года празднуется Православный Женский день- День Жен-мироносиц!
И я от всей души поздравляю наших Русских Православных Женщин-Жен-Девушек!
Неделя (воскресенье) жен-мироносиц - это праздник каждой Православной Русской Женщины, настоящий женский день, а не какое то там пришлое и чужеродное "8 марта".
День Жен Мироносиц издревле чтился на Руси особо и являлся традиционным Православным женским праздником, имеющим давнюю историю. В культуре восточных славян этот день считался "бабьим праздником". Обрядовой едой была «девичья», или «бабья» яичница. Накануне одна или несколько женщин собирали по дворам яйца и другие продукты. Разыгрывалось окликанье жен-мироносиц с обрядовым исполнением песен-окличек, в которых женщин приглашали выйти на крыльцо и вынести яйцо. Такие оклички проводились рано утром, до света.
Особая страница в праздновании дня - поминальная, когда день или даже вся неделя отмечались как память по умершим. Поминальные мотивы в празднике жен-Мироносиц не случайны. Вероятнее всего здесь христианское празднование наложилось на более древний весенний женский праздник, который был соотнесён с аграрным культом и как частью его - с культом Предков, в том числе и с почитанием птиц.
На праздник Жен-мироносиц каждая женщина старалась побывать в церкви за обедней. После службы женщины совместно заказывали общий молебен, причём платили за требу яйцами, иногда (редко) - льном.
Считалось, что в этот день все женщины - именинницы. Поэтому его еще называли "бабьей братчиной", "бабьей неделей". Праздновался он во второе воскресенье после Пасхи, то есть на пятнадцатый день празднования Пасхи.
Святые мироносицы - мужественные женщины, следовавшие за Исусом на Голгофу - были верными ученицами Христа, помощницами в проповедях и свидетельницами Его крестных страданий. Они не оставили Его даже после распятия. Их вера была вознаграждена. Именно мироносицы первыми узнали весть о воскрешении Исуса, когда пришли утром к гробнице, чтобы смазать его тело маслом миро.
Образ этих женщин стал собирательным, поэтому в праздник поздравляют всех женщин, славят женскую жертвенность, верность и преданность, а также чистую веру и светлую самозабвенную любовь.
Все наши Русские Женщины - Жены Мироносицы! Они всегда были верными, тихими, милосердными, кроткими, терпеливыми и всепрощающими. Низкий им всем за это поклон! Далее я хочу продолжить статью коротким жизнеописанием одной такой Русской Женщины, которая на мой взгляд является ярким примером настоящей Жены Мироносицы. Это Анастасия Марковна - жена протопопа Аввакума.

Анастасия Марковна (1624-1710 гг.) стала для протопопа Аввакума верной спутницей, истинной помощницей, верным преданным другом во всех жизненных невзгодах.



И действительно, есть за что поклониться этой замечательной Русской Женщине. Ее муки и страдания, мало чем уступающие мукам самого Аввакума, должны вызывать удивление и уважение наших современников, но об этой удивительной женщине многие забыли. Сейчас помнят лишь жен декабристов, подвиги которых состояли лишь в том, что они сопровождали мужей в ссылку и жили там с ними, не испытывая при этом таких лишений и мучений, какие выпали на долю Анастасии Марковны! Не брели они, как Марковна, двадцать тысяч верст пешком, разбивая разутые ноги о камни, часто падая и не в состоянии подняться. Женами декабристов интересовались и поэты, и художники, и историки, а о бедной протопопице никто не помнит, нет даже более-менее приличной ее биографии.

Известно только, что родилась Анастасия в 1624 г. в с. Григорово Нижегородских пределов и была дочерью местного кузнеца. Аввакум писал: «Мати же изволила меня женить семнадцати лет, жену привела мне четырнадцати лет». «Отец ея был кузнец, именем Марко, богат гораздо, а егда умре, после его вся истощилось». (Об этом нам сообщает "Житие протопопа Аввакума".)

Детей она воспитывала в духе учения своих отцов. К примеру, третий сын Аввакума, Афанасий, на Мезени, будучи еще мальчиком, не достигши совершеннолетия, ревностно защищал старые обряды и на угрозы воеводы, что он подвергнет его таким же наказаниям, какие несут его отец и мать, спокойно ответил: «Силен Бог - не боюсь я».



Возвращаясь из Забайкалья, где  вся семья находилась в ссылке, протопоп Аввакум с грустью убеждался, что новшества Никона получили широкое распространение и на отмену их путем царского указа не было надежды. «Ужели предстоят новая борьба и новые страдания?» Его сильно мучила мысль об участи жены и детей: ему стало казаться, что он не имеет права навлекать на семью новые страдания, новые мучения. Аввакум томился в недоумении. Он сидел грустный и в мыслях решал вопрос о том, что делать, снова ли проповедовать или смириться. В эту поистине тяжелую минуту протопопа Аввакума  поддержала его незаменимая супруга Настасья Марковна.



Видя грусть мужа, она подошла к нему «с опрятством» и спросила: «Что печалит тебя?» Аввакум стал изливать пред нею свое горе. «Жена! - сказал сквозь слезы протопоп. - Что мне делать? Зима еретическая на дворе; говорить ли мне или молчать? Связали вы меня». Тогда протопопица, уже побывавшая в ссылках в Сибири и в Даурии, испытавшая сотни горестей, испытавшая тяжелое материнское чувство при виде полузамерзшего сына Ивана, ходившего в острог проведать отца, и державшая в руках двух детей, которые умерли в судорогах от голода и холода, поспешно и решительно отвечала: «Господи помилуй! Что ты, Петрович, говоришь! Аз тя и с детьми благословляю: дерзай проповедати слово Божие по-прежнему. А о нас не тужи: дондеже Бог изволит, живем вместе, а егда разлучат, тогда нас в молитвах своих не забывай! Силен Христос и нас не покинут! Поди, поди в церковь, Петрович, обличай блудню еретическую». Поклонился Аввакум своей жене и с большим дерзновением стал обличать ересь никонианскую».Замечательно, что в нашей истории и в памяти многих Русских людей есть такой дивный и прекрасный Образ идеальной Жены и Матери!

Русский язык, история, Нравственность, Русь, История, 8 марта, русская культура, Русский этнос, Православие, Славяне

Previous post Next post
Up