Говорят, что цена свободы - это вечная бдительность. Возникает вопрос: "Что такое свобода?" Имеется несколько вполне простых практических критериев, при помощи которых в наше время в условиях мира можно получить ответ на этот вопрос, а именно.
Есть ли право на свободное выражение мнения и на оппозицию и критику существующего правительства?
Имеет ли народ право сместить правительство, которое он не одобряет, и предусмотрены ли конституционные средства, с помощью которых народ может осуществить свою волю?
Свободны ли суды от насилия со стороны исполнительной власти и от угроз толпы применить насилие и свободны ли суды от всякой связи с отдельными политическими партиями?
Будут ли эти суды применять открытые и хорошо показавшие себя законы, которые в человеческом мышлении связаны с общими принципами приличия и правосудия?
Будут ли применяться одинаковые правила как для бедных, так и для богатых, как для частных лиц, так и для правительственных чиновников?
Будут ли сохранены, утверждены и возвышены права индивидуума с оговоркой о его обязанностях перед государством?
Свободен ли простой крестьянин или рабочий, зарабатывающий на жизнь ежедневным трудом и стремящийся взрастить семью, от страха, что какая-либо находящаяся под контролем единственной партии свирепая полицейская организация, подобная гестапо, созданной нацистской или фашистской партиями, может схватить его за шиворот и угнать без справедливого и открытого суда в рабство или на поругание?
Эти простые практические критерии отчасти являются теми законными гарантиями, на основе которых можно было бы создать новую
Италию.
Уинстон Черчилль, 28 августа 1944 года.
И продолжение от того же автора: "В настоящее время никаких изменений вносить сюда, как будто, не требуется".
Из книги: У. Черчилль, II мировая война, т.6, часть 1.