"Северный стиль" в Русском музее

Jul 21, 2011 13:15



a_uspensky.imgsrc.ru
. Константин Алексеевич Панков.1910-1941. Ненец (самоед). Охотник. Вторая половина 1930-х. Бумага, акварель, гуашь. 62,5х87,5

Выставка "След метеора" открыта в Мраморном дворце, на ней впервые представлена воссоединенная коллекция работ студентов Института народов Севера, в 1950-е разошедшаяся в Музей Арктики и Антарктики, Этнографический и Русский.

Теме "северного стиля" посвящена одна из глав в моей книге "Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов". Привожу ее ниже (сноски к цитатам отсутствуют по тех. причинам).

«В 1930-е годы, в Ленинграде, на территории Александро-Невской лавры, находилось удивительно интересное высшее учебное заведение, именуемое Институтом народов Севера. В нем обучались студенты вогулы, ненцы, чукчи, нивхи и другие северные народности» . Уникальная институция первоначально называлась рабфаком северных и восточных народностей, сформированная в 1926 году по инициативе и при участии этнографа В. Богораза. Этот ученый, несколько лет проживший среди чукчей, был, по воспоминаниям художника Курдова, чудаковатым, неуемным человеком, обуреваемым страстью к науке. В 1930 году факультет реорганизовали в самостоятельный Институт народов Севера (ИНС). Приезжавшие для обучения студенты, что было одним из условий приема, вовлекались в научную и практическую исследовательскую работу.

С 1926 по 1928 год в институте работал изокружок, которым руководил Петр Соколов, «догадавшийся, что северян надо не столько «учить художеству», сколько не мешать им выявлять то, что было заложено в их пробуждающемся сознании». В их рисунках он увидел «необычайную и свежую интерпретацию пространства, с очень сильным чувством единства человека и природы» . Соколов не был случайным провидцем, оказавшемся на этом месте, - в Иркутске он учился в известной студии-мастерской Ивана Копылова, художника и педагога, раньше других обратившегося к проблеме «сибирского стиля». На Первом съезде художников-сибиряков в 1927 году Копылов говорил: «Искусство, прикасаясь к корням народного творчества, всегда возрождалось… За границей мечтают съездить в Африку: там тяга к негритянскому, первобытному, там усталость от однообразия европейской жизни. А у нас здесь - все, мы имеем близко под руками - первобытность, азиатское… Я думаю, Сибирь даст в будущем и Венецию, и Флоренцию, и Мюнхен. Сибирь для развития искусства я считаю самым удобным местом в СССР».



a_uspensky.imgsrc.ru
. Константин Алексеевич Панков.1910-1941. Ненец (самоед). Ловля птиц. 1936-1939. Бумага, гуашь. 67,8х86

Преемниками Соколова в ИНС стали скульптор Леонид Месс и художник Алексей Успенский. Студентам-северянам предлагались не натурные штудии с традиционных натюрмортов и гипсовых слепков, а «домашнее задание» - самостоятельные рисунки на темы родного быта. Это оказалось для них абсолютно новой задачей, изобразительная культура Севера тысячелетиями развивалась в пределах знаковой системы, применяемой и для сюжетных сцен, и для орнаментальных мотивов.

В 1929 году в Русском музее была устроена выставка «Искусство народностей Сибири», по материалам которой в статье «Работы художественных мастерских Севфака» Л. Месс писал: «мы имеем дело не с «детским рисунком» или пленяющей гурманов от искусства «дикостью», а с определенной системой изобразительного мышления, свойственной данным группам народностей». Северяне не смешивали «нормы» метра и слова, а учились пользоваться изобразительными средствами, существовавшими в народном искусстве. Такт и внимание педагогов помогали студентам разработать в классе материал, появившийся в домашних рисунках «в эмбриональном и как бы бессознательном состоянии».

В 1934 году в ИНС начал учебу северянин Константин Панков, в чьем творчестве «последовательно и полно реализовался живописный стиль северян» . Образы Панкова приходили через рассказ-воспоминание: «там-то я охотился, река в такой-то местности так-то двигается… Какие реки, какие леса, как неводят, в какой местности…». Постепенно его живопись все более подчинялась авторскому началу, появлялся уверенный монтаж планов, свобода построения композиции, гармония полифоничного цвета.



a_uspensky.imgsrc.ru
Андрей Петрович Агилев. 1913-? Селькуп (остяк). Голова. 1937. Терракота тонированная. 23х19х13,5

На выставке художников-северян 1939 года выступал скульптор Александр Матвеев, утверждавший значимость языка этого искусства: «Реализм бывает всякий, реализм бывает очень расхлябанный, очень развязный, очень приблизительный, а этот реализм устремляется как раз туда, куда влекло всех больших деятелей искусства, то есть к точному языку» .

Репрессии, ударившие по ученым сотрудникам и советское администрирование, привели институт в конце 1930 годов практически к закрытию, на обсуждении той же выставки Панков говорил: «наша дирекция, партийная организация не интересуется развитием искусства, - считает пустяком, ерундой».



a_uspensky.imgsrc.ru
Константин Алексеевич Панков.1910-1941. Ненец (самоед). Домик рыбачьего поселка. Вторая половина 1930-х. Бумага, гуашь, акварель. 68,8х91,8

Предмет живописи преподавал А. Успенский, о работе которого остались воспоминания его друга Николая Лапшина: «В Институте народов Севера Алексей Александрович организовал студию и там блестяще развернул работу, вызвал к жизни народное творчество народов Севера, и делали у него в студии действительно обворожительные гуаши и клеевую живопись. Вышли у него из студии и художники-северяне. Правда, мало кому что удалось, профиль ИНС был иной: требовались политработники, а не художники. Но дело сделано, работы северян многие видели, оценили, и жаль, конечно, что громадное дело - возможности настоящего народного искусства - не вышло в жизнь как полнокровное искусство. Но его северяне не забудут» .

Искусство Севера стало известным благодаря выставкам в Москве и Ленинграде, пользовалось огромным успехом на парижской Всемирной выставке 1937 года (диплом и большая золотая медаль) и на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Чувство пространства и материала в работах северян было альтернативой тем формальным принципам, что заложены Ренессансом в основу всей европейской живописи. Николай Пунин считал, что форма, измененная через обращение к примитиву, приведет к значительным преобразованиям содержания, в чем авторскому искусству северных народностей Сибири принадлежит историческая роль.
Previous post Next post
Up