Сегодня для телеканала
Искусство-ТВ меня попросили сформулировать, ради чего я с ними сотрудничаю. У меня получилось три фразы:
"Я знаю, что искусство - это не тихие музейные залы и солидные иллюстрированные альбомы. Искусство может стать интересным и приятным собеседником, нужно только суметь его разговорить. Этим, собственно, я здесь и занимаюсь".
Выставка «Вечное возвращение» художника Николая Смирнова (1938-2005) открыта в залах Строгановского дворца Русского музея. Это первая и наиболее полная презентация его творчества.
Натюрморты искусствоведа Смирнова восходят к так называемым картинам-«обманкам» - жанру, получившему распространение в 18 веке и призванному удивлять зрителя эффектом иллюзорной живописи, имитирующей объемное изображение. Однако обращение к такому специфическому историческому образцу было для художника поводом для разговора о многослойности культуры, о величии «запасников» мирового искусства. Он не был художником по образованию, но когда его работы появились на выставках в конце 1970-х годов, они сразу же обрели поклонников и коллекционеров. Николай Смирнов работал медленно и кропотливо, вдумчиво подбирая предметный ряд, тщательно имитируя разнообразную фактуру, совершенствуя технику письма. На некоторые полотна уходило до двух лет. Всего за 29 лет творческой работы было написано 68 картин, значительная часть из которых находится в частных зарубежных собраниях.
Николай Смирнов говорил: «Я хочу, чтобы заговорили предметы. Я вижу в своих полотнах исторический театр вещей…». Его натюрморты возвращают нас к тем временам, когда живопись была призвана интриговать, удивлять, и ее, говоря высоким слогом, было возможно принять за одну из сестер волшебства.