Комментарии к статье Дедюховой "
Матрица. часть II" «А если обратно отразить идею, на христианство, что получится?»
А, что получилось с христианством как с системой в 1917 году в России? Теперь, давайте посмотрим, что было раньше?
«Одним из первых актов правительственного оборудования Сената было устройство органа активного контроля. Указом 5 марта 1711 г. Сенату предписано было выбрать обер-фискала, человека умного и доброго, какого бы звания он ни был, который должен над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, «тако ж в сборе казны и прочаго»….»
«Древнерусское судопроизводство допускало извет как частное средство возбуждения судного дела, но средство обоюдоострое: подводя оговариваемого под пытку, изветчик и сам мог ей подвергнуться. Теперь донос стал государственным учреждением, свободным от всякого риска. Постановка должности фискала вносила в управление и в общество нравственно недоброкачественный мотив. Великорусские архиереи, равнодушные да и неспособные к нравственному воспитанию своей паствы, по обычаю смолчали; но малоросс митрополит Стефан Яворский, блюститель патриаршего престола, не вытерпел и в 1713 г. в царский день в присутствии сенаторов прямо назвал в проповеди указ о фискалах порочным законом, прибавив к тому прозрачные и укоризненные намеки на образ жизни самого Петра. Сенаторы запретили Стефану проповедовать; но Петр не тронул своего высокосановного обличителя и даже, может быть, вспомнил его проповедь в 1714 г., дав фискальству в новом указе более осторожную и ответственную постановку и, между прочим, возложив на него прокурорскую обязанность разыскивать «дела народные, за которых нет челобитчика». Впрочем, впоследствии другой малоросс - Феофан Прокопович покрыл либеральный грех земляка, вставив в свой Духовный регламент стыдливое предписание, чтобы о церковных беспорядках и суеверных обычаях епископу доносили заказчики или нарочно определенные к тому благочинные, «аки бы духовные фискалы». Но скоро новоучрежденный Синод, оставив ложную стыдливость и ссылаясь на тот же Духовный регламент, ввел и в свое ведомство не «аки бы», а настоящих духовных фискалов по образцу светских, только дал им другое, взятое из католической терминологии и более внятное духовному слуху, звание - инквизиторов и предписал вербовать на эту должность «чистосовестных» людей, разумеется из монашеского чина. Иеромонах Пафнутий, строитель московского Данилова монастыря, был назначен протоинквизитором.»
(КЛЮЧЕВСКИЙ. ЛЕКЦИЯ 66) Типа началось задолго до того как система пришла в упадок?
Да, последний православный взлет христианской системы произошел при войне с поляками в 1612 году это и спасло Россию. Подвиг монахов Троице-Сергиевого монастыря удивительный по силе духа, тому примером. Но «началось» как вы пишете, мне кажется даже раньше Смутного времени, во всяком случае не при Петре и не при его отце Алексее Михайловиче.
Но если рассматривать как систему то, православное христианство свою возвышенную задачу выполнило блестяще, участвуя в создании государства России, а далее на практических примерах то же православное христианство показывает, что в дальнейшем развитии учасвовать не может.
Так, в 1763 г., накануне ликвидации церковного землевладения, в той же Троице-Сергиевой лавре имелось 214 тыс. десятин земли, на которых работало 106,5 тыс. крестьян, не считая всего остального богатства, когда производилась опись монастырской собственности, которую в течение трех лет составляла специальная комиссия из двенадцати человек.
И 1917 год подвел черту всей системе, как уже не способной принимать участие именно в развитии. А, что тогда может придти на смену?
А, здесь уже дан ответ Дедюховой, что это может быть только ЛИТЕРАТУРА, та самая Большая Русская проза, которая в глубине человеческой природы раскрывает Бога и дьявола и бесконечные миры, но всегда раскрывает это через человека и из какого-то исступленного интереса к человеку.
Некоторые данные о Троце-Сергиевой лавре отсюда : Ю.С. Рябцев «История русской культуры. Художественная жизнь и быт 11-17 вв http://www.booksite.ru/fulltext/rya/bts/ev/2.htmпож