СК обложил прокуратуру Подмосковья со всех сторон Расследование дела о нелегальных игровых салонах бросает все более зловещую тень на подмосковную прокуратуру. Вышестоящему руководству пришлось пожертвовать ферзем - отстранить от дел первого замоблпрокурора Игнатенко. Но это не помогло. Следователи нашли слабое место в прокурорской защите - подмосковные дачи.
После первого удара, нанесенного объединенными силами СК и ФСБ в минувшие выходные, казалось, что прокуратуре удалось стабилизировать положение. При мощной поддержке замгенпрокурора по Центральному федеральному округу Владимира Малиновского следователям пришлось несколько раз закрывать дело на предполагаемого организатора подпольных казино Ивана Назарова и освобождать его из-под стражи.
Правда, Назарову давали пройти всего несколько шагов и тут же задерживали по новому делу. Благо пространство для маневра у следователей широкое: как сообщалось ранее, игровые салоны были выявлены в 15 городах Подмосковья, и по каждому такому случаю можно возбудить отдельное дело.
После осечки в суде Сергиева Посада следователи перенесли боевые действия в Пушкино, где им сопутствовала удача. Препирательства в городском суде продолжались почти целый день. Прокурор, объединившись с адвокатами Назарова и его подельников, требовал отказать в ходатайстве об аресте. Он утверждал, что следователи действовали незаконными методами. В частности, по мнению прокурора, у бизнесмена была лицензия на проведение лотерей. Следователи же, возбудившие дело на Назарова по статье "мошенничество", утверждают, что в салонах, к которым имел отношение предприниматель, стояли запрещенные игровые автоматы.
Адвокаты пытались обратить внимание судьи на слабость аргументов следствия. По их мнению, все подозрения против их клиентов строятся на показаниях администратора лотерейного клуба из Пушкино Игоря Волкова. Он был задержан вместе с остальными фигурантами дела и вскоре написал явку с повинной.
Однако, как пишет
"Коммерсантъ", следователь привел судье неопровержимые доводы о необходимости ареста. Так, выяснилось, что Назарова задержали 11 февраля в аэропорту "Шереметьево" в компании первого заместителя областного прокурора Александра Игнатенко. Бизнесмен и прокурор только вернулись из-за границы, и, как утверждает следствие, это была не первая их совместная поездка.
Дружеские отношения сами по себе не криминал, но у следователей есть данные, что зарубежные туры высокопоставленным сотрудникам областных прокуратуры и милиции, а также их родственникам, оплачивал именно Назаров, иногда сопровождая их в поездках. Благодаря щедрости бизнесмена правоохранители получили возможность повидать Париж, Прагу, Вену, Милан, Барселону и другие не менее интересные места.
Как следует из найденных следователями документов, помимо Игнатенко в оплаченных Назаровым турпоездках принимали участие областной прокурор
Александр Мохов и прокурор Одинцово Роман Нищеменко. Впрочем, Мохов с ходу отверг обвинения в нечистоплотности и заявил, что все свои загрантуры оплачивал сам и может подтвердить это документально.
Пока неизвестно, кого еще отправлял в дальние края Назаров, но то, что он был на короткой ноге со всем подмосковным прокурорским сообществом, не вызывает сомнения. При обыске были обнаружены фотографии со дня рождения предпринимателя, на которых он запечатлен в неформальной обстановке в окружении не только Игнатенко и Нищеменко, но и начальника 15-го управления облпрокуратуры Дмитрия Урумова, главы областной природоохранной прокуратуры Павла Сейдокина, прокурора Серпухова Олега Базыляна и прокурора Ногинска Владимира Глебова.
Аргументы следователя о связях Назарова с сильными мира сего показались судье убедительными, и она дала санкцию на его арест сроком на два месяца. Вместе с ним за решетку отправились пятеро его подельников, включая трех милиционеров в звании от капитана до подполковника. Эти сотрудники областного управления по борьбе с экономическими преступлениями, по данным СК РФ, занимались непосредственным покровительством нелегальных игровых салонов в Пушкино.
Арестовать Назарова и его предполагаемых сообщников следователям удалось только с третьей попытки, а по некоторым данным, она стала чуть ли не пятой за шесть дней. Как в СК, так и в ФСБ, сотрудники которого осуществляют оперативное сопровождение по делу, жаловались на явное и неявное противодействие прокуратуры.
В Генпрокуратуре в свою очередь упрекнули СК в нарушении уголовно-процессуального законодательства при возбуждении нового дела по пушкинским салонам. Тем не менее, генпрокурор
Юрий Чайка распорядился начать служебную проверку в отношении сотрудников, упомянутых в деле об игровых салонах. Игнатенко был на время проверки отстранен от исполнения обязанностей и взял больничный.
Кроме того, появилась информация о том, что областной прокурор и его первый зам обратились за госзащитой, утверждая, что им угрожает смертью некий глава одного из подмосковных районов.
Мохов опроверг слухи о том, что ему требуется защита. Однако якобы угрожавший им чиновник проявился сам. Им оказался глава Серпуховского района Александр Шестун, уже отличившийся на ниве борьбы с коррупцией - по его заявлению на восемь лет за решетку
угодил высокопоставленный сотрудник Генпрокуратуры Сергей Абросимов.
Шестун рассказал российскому изданию журнала
Forbes, что именно он дал ФСБ наводку на Назарова, который, по словам чиновника, является доверенным лицом руководства облпрокуратуры. Через него, утверждает Шестун, происходит вымогательство у предпринимателей и чиновников, которым угрожают уголовными делами. Глава района отметил, что тоже чуть не стал жертвой шантажа, когда от него за избавление от прокурорских проверок потребовали два миллиона долларов и место директора муниципального предприятия. Посредником, по словам Шестуна, являлся именно Назаров.
Глава района предположил, комментируя последнее противостояние прокуроров и следователей, что подчиненные главы СК
Александра Бастрыкина, возможно, получили карт-бланш от руководителей государства. В то же время Шестун не исключил, что показательные наезды на подмосковную прокуратуру являются лишь пропагандистским ходом для имитации борьбы с коррупцией.
Каковы ни были истинные причины грянувшего скандала, следователи поспешили закрепить достигнутые успехи и предприняли обходной маневр. 17 февраля было заведено дело о превышении полномочий на первого замглавы Красногорского района Юрия Караулова. Его заподозрили в передаче по необоснованно низким ценам земли под дачные участки в районе Новорижского шоссе. Согласно заключенным договорам общий размер годовой арендной платы за 200 соток составляет около шести тысяч рублей при том, что рыночная стоимость сотки достигает миллиона рублей.
Председателем правления некоммерческого дачного партнерства "Силанс", совершившего столь удачную сделку, оказался первый замоблпрокурора Игнатенко. Среди прочих дачников журналистам удалось заприметить прокурора Красногорска Евгения Пузанова, прокурора Истры Михаила Попкова и прокурора Пушкина Руслана Резуменко. Счастливыми обладателями соток на Новорижке также стали замначальника Красногорского ОБЭП Евгений Волчуков и несколько оперативников областного ГУВД.
Но недолго, как говорится, музыка играла. Один из зампрокуроров области уже 18 февраля закрыл дело на Караулова, а переданные следствием материалы отдал милиции. По словам представителя СК
Владимира Маркина, в результате следователи лишились показаний свидетеля, на которых строилась версия о незаконной аренде земель под прокурорские дачи.
На момент написания этой статьи последнее слово все-таки осталось за прокуратурой. Перед журналистами выступил начальник Главного управления Генпрокуратуры РФ по надзору за следствием Андрей Некрасов.
Он рассказал, что генпрокурор отклонил жалобу СК на решение
замгенпрокурора Малиновского закрыть первое уголовное дело на Назарова. По словам Некрасова, следователи неправильно квалифицировали подпольный игорный бизнес как мошенничество, а надо было возбуждать дело по статье "незаконное предпринимательство".
Помимо разъяснения юридических тонкостей Некрасов возмутился журналистами, которые уже в открытую обвиняют прокуроров в коррупции и публикуют компрометирующие документы и фотографии.
Представитель Генпрокуратуры назвал преждевременные выводы СМИ, основанные, кстати, на официальных сообщениях ФСБ и СК, "глумлением над Конституцией". Он уточнил, что для таких выводов необходимо возбуждение уголовных дел на прокуроров и предъявление им обвинений. А ни того, ни другого пока нет.