Ирина Дедюхова "Таланты и поклонники. Часть III "

Jan 10, 2011 21:19




Литературные премии 2010 года (окончание)

Да, хотела бы вновь напомнить эту обложечку, с которой я вышла к своим читателям. Как видите, здесь нет никакой фамилии, лишь бесконечные самурайские схватки, вроде той, которая нынче вылезла наружу. Не все ведь хотят выступать открыто, некоторые просто сидят в засаде и ждут, когда им на блюдечке поднесут четыре моих компьютера со всеми «авторскими правами». И многие считают, что эта драка тоже касается только лично меня. Не-а, драка всегда ведется за капельку крови читателя, за его крошечную, невидную миру слезинку, которой навсегда замыкается эстетическая триада «автор-образ-читатель».

То, что делает писатель - это в принципе не столь уж важно, поскольку у инициированного на творчество - душа в залоге. Авторские права все равно будут отслеживаться, поскольку украсть настоящую литературу невозможно. В особенности, если на образы уже упала хоть одна слезинка, в которой отразился мир хотя бы одного читателя, хотя лучше всего пяти читателей, конечно.

Я ведь поэтому и роман «Повелительница снов» выпустила без своего имени на обложке, чтобы читатель не циклился на мне-любимой, а сразу переходил к себе самому. В предисловии я дала выдержку из интерактивного обсуждения романа, чтобы уж никто не тормозил на «мнении критиков». Понимая, что у меня не так уж много времени, чтобы заарканить пять человек. Но, как видите, я твердо выполняла все условия свободы выбора. Визуализация на обложке - вовсе не отражает того, что полагалось читателю оживить собственной кровью.

Все это ведь давным-давно хорошо известно, поэтому не стоит думать, будто кто-то из участвующих сегодня в круговерти «литературных премий» - чего-то «не знал» или о чем-то «не догадывался». Потому и интервью с Михаилом Шишкиным. олицетворяющим нынче премию «Национальный бестселлер» называется именно так - «Литература - как переливание крови…»

И смысл происходящего в том, чтобы сцедить читательскую кровищу на раскрашенные муляжи из папье-маше, не дать читателю принять свободное и активное участие в окончательном магическом завершении эстетической триады. За спиной читателя принимаются решения о премировании никем не прочитанных, да, вдобавок, еще и не написанных произведений. Рисуются произвольные рейтинги, определяются «бестселлеры», а литературная критика становится все больше похожей на вопли базарных зазывал. Но так и не возникает ни одного жизнеспособного образа!

Литературный образ должен жить сам по себе, без автора, без одобрения критиков, даже без книжной обложки. И каждый раз я поражаюсь чуду, произошедшему на праздновании 100 летия Михаила Александровича Шолохова, когда за его честь вступились созданные им литературные персонажи, оживленные кровью ушедших в небытие поколений читателей. Выясняется, что настоящие литературные образы могут жить сами по себе, даже если вдруг все вокруг перестанут читать книги.
Прочитать остальную часть записи »

зрелища и чтиво, израиловка, ФСБ, русская литература

Previous post Next post
Up