Сегодня день рождения легендарного короткого маленького платья от Коко Шанель. Именно сегодня 1 октября 1926 года в свежем номере Vogue появилась модель простого, но элегантного кроя платья. Вот как это было.
В те времена рисунки модельеров, а не фотографии моделей в готовой одежде, все доминировали на полосах дамских журналов. И в свежем номере Vogue так же фигурировали рисунки новых фасонов от знаменитых парижских модельеров - Жанны Ланвен, Жана Пату и Коко Шанель - с подробными разъяснительными подписями.
Простого, но элегантного кроя платье от Шанель сопровождалось следующим текстом: «Платье-Ford от Chanel, которое будет носить весь мир - модель 817 из черного крепдешина. Лиф с легкими складками спереди и по бокам, на спине прилегающее болеро. Особый шик придают миниатюрные пересекающиеся сборки спереди. Импортируется фирмой Saks». Сравнение с «машиной марки Форда» с «моделью Т» - простой, надежной, неприхотливой и всегда черной.
«Модель 817», однако, вовсе не произвела эффекта разорвавшейся бомбы среди ценительниц моды. Головное американское издание журнала и вовсе забыло о своем предсказании про «весь мир», хотя Vogue Paris в своем ноябрьском номере назвал «платье-Ford» (про маленькое и черное еще никто не придумал) «униформой для современной женщины».
Но даже мнение экспертов не смогло изменить ни отношение послевоенного поколения к черному цвету, в 20-х женщина в черном платье все же почти однозначно воспринималась как вдова в трауре, ни к простоте кроя - хотя подолы стали короче, а корсеты ушли в прошлое, «нарядное» платье все же предполагало некоторое количество декоративных излишеств.
Неожиданно помогла Великая депрессия - международный экономический кризис начавшийся 29 октября 1929 года крушением американского фондового рынка.
Состояния улетучивались на глазах, а для менее богатых слоев населения предвыборный лозунг едва успевшего въехать в Белый дом президента Гувера, «по курице в каждой кастрюле и по автомобилю в каждом гараже», превращался в несбыточную мечту. Однако одеваться надо было и в условиях спада - и женщины, как и во все времена, хотели делать это по возможности красиво.
Тогда-то американские дизайнеры и вспомнили про «маленькое черное платье» - собственно, именно тогда оно и получило свое имя, в англоязычных странах с той поры известное и как аббревиатура LBD (Little Black Dress).
Его начали рекламировать как недорогой и практичный способ подчеркнуть женственность и привлекательность. Кроме того, как ни парадоксально, свою роль в подъеме популярности «маленького черного платья» сыграл и цветной кинематограф: ранние версии системы Technicolor не позволяли достичь хорошей контрастности, яркие цвета часто искажались, так что голливудские костюмеры предпочитали наряжать героинь в черные - и почему бы не маленькие, раз это вдруг стало модным? - платья.
Вторая мировая война, с рационированием всего, включая и ткани, поддержала интерес к творению Коко Шанель, к тому времени растиражированному и видоизмененному в ту или иную сторону тысячами портных по всему миру.
Но начавшийся в конце 1940-х - по крайней мере, в США и части Западной Европы - экономический бум снова вернул в моду яркие цвета и эффектный, часто вычурный крой. К тому же и просочившиеся в прессу смутные сведения о сотрудничестве Коко Шанель с нацистами во время оккупации Франции (после войны ей даже пришлось какое-то время скрываться в Швейцарии) явно не добавляли привлекательности в глазах публики. «Маленькое черное платье», конечно, никуда не исчезло, но из «вещи, необходимой в гардеробе каждой женщины», превратилось в знак Femme Fatale - роковой женщины вроде героинь Риты Хейуорт или Лорен Бэколл из модных тогда фильмов-нуар.
Настоящим же триумфом, поворотной точкой, после которой «маленькое черное платье» превратилось в абсолютный и неоспариваемый символ женственности и сексуальности, стал фильм Блейка Эдвардса «Завтрак у Тиффани».
Одетая в маленькое черное платье от Юбера де Живанши Одри Хепберн в роли обаятельной авантюристки Холли Голайтли очаровала зрителей и - что важнее в данном конкретном случае - зрительниц во всем мире. Хепберн выглядела в своем наряде в точности так, как говорила сама Коко Шанель: «в маленьком черном платье женщина ни слишком раздета, ни слишком одета».
Занятно, кстати, что «Завтрак» вышел на экраны почти через 35 лет после первого появления «модели 817» на странице Vogue - 5 октября 1961 года. Так один из самых знаменитых предметов женской одежды за последнее столетие отметил свое второе - и на сей раз, похоже, окончательное, не связанное более ни с кризисами, ни с войнами - рождение.
источник