Дешевая сенсация на ровном месте

Nov 15, 2015 19:33




Сравнительно недавно «Коммерсант» выдал «страшилку» о планируемом уходе ведущих зарубежных компаний в области информационных технологий с российского рынка якобы из-за дискриминационных мер со стороны государства, да еще со ссылкой на письмо руководителя Ассоциации европейского бизнеса Ф. Шауффа. Ну прям спасайся кто может!


А если разобраться…

Вот - Федеральное агентство новостей разобралось и пришли выводу, что «Комерсант» «мягко говоря, преувеличил значение оказавшегося в его распоряжении письма».

Неверно было и толкование самих изменений в законодательстве о госзакупках. «Коммерсант» пишет о законе, «обязывающем госорганы с 1 января 2016 года обосновывать закупку иностранного программного обеспечения. Еще больше осложнить положение иностранных IT-компаний может постановление правительства, которое допускает возможность закупки их ПО для госнужд лишь в случае отсутствия отечественного аналога».

«Коммерсант» поленился, а ФАР нет. И вот, по сути оказывается действующее законодательство о госзакупках (на всякий случай отметим, что этот вид приобретения товаров и услуг обязателен не только для органов власти, но и вообще для всех учреждений, предприятий и иных подобных организаций в ведении государства) по умолчанию предполагает равные условия для российских и иностранных производителей и поставщиков.

Но в целях обеспечения национальной безопасности и поддержки отечественного производителя могут устанавливаться полные запреты либо ограничения на различные виды товаров и услуг из-за рубежа.

Устанавливаются они отдельными нормативными актами правительства РФ, в которых, по существу, просто приведен перечень таких товаров. И сегодня несколько таких постановлений уже действует.

29 июня 2015 года появился федеральный закон № 188-ФЗ, в котором говорилось о поправках в два других закона - № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу 1 января 2016 года, и именно о вносимых им изменениях идет речь. О чем конкретно?

Добавляется статья, в которой подробно прописывается создание реестра российских компьютерных программ и баз данных в целях «расширения их использования» и «оказания правообладателям мер государственной поддержки». Что это за меры поддержки, конкретно не указано.

В закон же о госзакупках внесена поправка, которая предусматривает следующее. Ранее просто принимался правительственный акт запретительного или ограничительного характера, который был обязателен к исполнению. При этом оговаривалось, что запреты не действуют в тех случаях, когда отсутствуют отечественные аналоги, однако порядок обоснования такого отсутствия проработан не был.

Теперь же правительству поручено разработать этот механизм, согласно которому любой заказчик сможет правильно обосновать отсутствие российского аналога или др. причину, по которой ему нужен подпадающий под запрет или ограничение импортный товар или услуга. Причем речь идет обо всех товарах и услугах, а не только о программах и базах данных.

Таким образом, поправки напрямую не связаны друг с другом. Связаны они могут быть лишь в том случае, когда выйдет отдельное постановление правительства о запрете или ограничении иностранного программного обеспечения. Тогда в нем будет, как и в др. подобных актах, содержаться оговорка насчет отсутствия российских аналогов и иных исключений, и тогда эти исключения надо будет обосновывать при госзакупках.

Короче, никаких ограничений на импортное ПО нет и с 1 января не появится.

По мнению ФАН, именно с этой путаницей и связано письмо из АЕБ в Минкомсвязи, Минпромторг, Минэкономразвития и ФАС (ни одно из ведомств пока получения письма не подтвердило). Шауфф, как передает «Коммерсант», пишет, что «европейский бизнес в последнее десятилетие сделал значительные инвестиции в РФ и планировал инвестировать в будущем», а теперь IT-компании могут, по его мнению, свернуть свои инвестпрограммы и даже уйти с рынка. В связи с этим он просит перенести начало действия упомянутого закона № 188-ФЗ с 1 января на 1 июля 2016 года, хотя, как уже сказано, никакого ущерба европейскому бизнесу он пока не несет.

В любом случае, реакция главы объединения европейских бизнесменов вполне понятна: отстаивать интересы членов ассоциации - его прямая обязанность. Странно было бы, если бы он об этом не сказал. Но, во-первых, сами компании об уходе не говорят - это лично Шауфф угрожает России подобными ответными мерами, поскольку иных инструментов воздействия на российские власти у него нет. А во-вторых, за мировых лидеров отрасли он говорить никак не может: все крупнейшие игроки находятся в США. В Европе среди ключевых IT-компаний можно выделить разве что германскую SAP, являющуюся одним из ведущих мировых разработчиков автоматизированных систем управления внутренними процессами предприятия.

Схожей точки зрения на заявление Шауффа придерживается и генеральный директор информационно-консалтингового агентства INFOLine И.Федяков: «Видимо, европейцы пытаются сыграть в свою пользу, стремясь такими словесными интервенциями обратить внимание на то, что мы сейчас делаем такие недружественные шаги по отношению к ним».

В самих протекционистских мерах эксперт не видит ничего предосудительного. Хотя считает, что «нужно решать этот вопрос не запретами, а содействием. В том числе, создавать дополнительные преференции для закупки отечественного программного обеспечения в том случае, если в конкурсе участвуют и разработчики из-за рубежа, поддерживать внедрение IT-систем в органах госуправления». «Если же речь идет о госпредприятиях, особенно связанных с оборонзаказом, я могу сказать, что они уже негласно отказываются от зарубежных систем автоматизации, и сейчас идет процесс их перевода на отечественные аналоги».

Вот так. Много букф, но того стоило. Все по полкам.

Сенсация - великая вещь, но надо же и меру знать...

Источник

СМИ, Технологии, Россия

Previous post Next post
Up