"Пой, май!"-2009: мысли вслух

May 13, 2009 12:31

Уф!.. С благодарственной частью закончили - можно переходить к содержательной :)

Я участвую в «Пой, мае» второй год, и второй год меня не покидает ощущение, что АП все-таки есть, на кого рассчитывать в будущем. Хотя я прекрасно понимаю, что этот фестиваль - скорее исключение, чем правило, когда речь заходит о жанрово-стилевых предпочтениях молодого поколения в нашем движении. Тем не менее, меня радует, что подавляющее большинство тех, кто пришел на мастерские, довольно четко придерживаются традиционных АПшных ценностей и стилей, а те, кто берется экспериментировать с пограничными творениями, все равно перерабатывают их в соответствии с нашим странным жанром.

В качестве примера могу привести коллектив «Весна» (Аня, Настя и Денис - по крайней мере, в таком составе они были у нас на мастерской) из Ногинского клуба «Три в одном».  Показательно, что они были рекомендованы в заключительный концерт всеми мастерскими, на которые успели заглянуть, в том числе и с весьма «пограничной» песней группы «Мельница». Я от себя могу добавить, что, давно зная «Травушку», я только в интерпретации «Весны» сумел-таки выстроить целостное восприятие этой вещи - просто потому, что вместо эмоции на первый план таки выступили смысловые вещи.

Но это радостное открытие, с другой стороны, послужило хорошим фоном для не самой радостной тенденции, о которой сказала в своем ЖЖ Нина Вотинцева. Напомню: она повела речь о том, что молодое поколение мало задумывается над тем, что поет, и что есть немало шансов за то, что многие так и не начнут этого делать.

Я и согласен с этим утверждением, и нет. Согласен в том плане, что из 8 прошедших нашу мастерскую участников задумываются над песней как над осмысленным высказыванием хорошо если половина, а всерьез делают это вообще четверть. И эта тенденция, насколько я мог судить по мастерскому обсуждению итогов работы, отмечена везде. А не согласен в том плане, что такое соотношение было (по крайней мере, в известной мне части АП и КСП) всегда, и тем не менее, в нашем поколении думающих над песней людей весьма и весьма немало.

Как мне кажется, надо учитывать, что привычка думать над тем, что и, главное, зачем, почему и когда ты поешь, мало у кого появляется в 16 лет. Кроме того, надо помнить, что сама по себе привычка думать над песней не появляется, да и багаж для таких размышлений тоже нужно накопить (еще один аргумент в пользу того, что такие вещи начинаешь делать только с возрастом).

И потому у меня, например, возникает вопрос к руководителям гитарных школ, клубов и тому подобных объединений: а вы, господа, вообще задаете своим питомцам вопросы вроде тех, которые мы задавали на мастерской? Например, о чем эта песня, кто ее поет, кому он ее поет, зачем, где она уместна, а где - нет, и наконец, насколько поющий ассоциирует себя с лирическим героем в авторской и в своей интерпретации? И если нет - то получается, что эту функцию и берут на себя мастера «Пой, мая». А они могут это делать один раз в году - тогда как дети поют почти ежедневно, и задаваться вышеуказанными вопросами (пусть не в такой форме, пусть не впрямую, но хотя бы рефлекторно задумываться над своей интерпретацией песни) должны тоже ежедневно. Если, конечно, они хотят, чтобы песни в их исполнении превратились в инструмент внятного высказывания собственного отношения к миру, а не просто в, например, способ привлечь внимание представителей противоположного пола.

Скажу за себя: лично я среди пришедших на нашу мастерскую увидел только двух участников, которые осознанно ставят перед собой вышеперечисленные вопросы - и что более ценно, пытаются с помощью ответов на них работать с песнями. Это уже упоминавшиеся участники ансамбля «Весна» и Анна Филиппова из Питера. И за эту способность, за это стремление я тоже хочу их поблагодарить - а заодно пригласить и дальше приходить на нашу мастерскую.

Заметки на полях. Мы с Николаем Сбытовым и Дмитрием Коломенским еще в прошлом году пришли к выводу, что «Зеркало» в чистом виде на детском фестивале не работает, а потому надо трансформировать его так, чтобы не мы рассказывали участникам мастерской, что услышали в песне, а они нам - о том, что они хотели ею сказать. Методика оказалась работающей, хотя в этом году нам было довольно трудно оседлать необходимую волну. Так вот, в конце концов мы все-таки сбились на «зеркальную» технологию - но только тогда, когда сидящий напротив нас человек _думает_ над тем, что он поет, и тем самым сам уже пытается «отзеркаливать» свои песни.

И еще одно наблюдение. 15-17-летним участникам нынешнего фестиваля, как я заметил, гораздо лучше удается доносить эмоции, чем смысл. Эмоциональные реакции, особенно сильные, они уже успевают отработать к этому возрасту - а может быть, просто срабатывает свойственный подростковому и юношескому возрасту приоритет эмоциональных реакций. Зато смысловую нагрузку часто не улавливают просто в силу отсутствия житейского опыта, да и, что греха таить, не слишком высокого уровня образования и начитанности.

Хрестоматийный пример - отсутствие полного представления у одной из участниц нашей (и не только нашей) мастерской о Цусиме и, соответственно, неспособность увидеть этот смысловой пласт в исполняемой песне Михаила Щербакова. Конечно, можно спорить о том, закладывал ли туда этот смысл автор или нет (по мне, так явно закладывал - слишком уж много деталей указывает именно на это историческое событие). Равно можно спорить о том, должен ли был исполнитель самостоятельно дойти до мысли о Цусиме, чтобы пополнить смысловую нагрузку песни. Но тот факт, что человек, занимающийся в _морском_ клубе, _вообще_ не имеет представления об одном из самых драматических моментов в истории отечественного _флота_, да еще и отпихивается от возможности что-то о нем узнать со словами «Только не надо говорить мне об истории!..» - это, ребята, в мои представления о мире укладывается с трудом…

Кстати, необыкновенно эмоциональное исполнение этой же участницей песни Булата Окуджавы «Вы слышите, грохочут сапоги…» на заключительном концерте только укрепило мое мнение о том, что смысл песни от девушки ускользает: растущая по экспоненте эмоциональная волна просто игнорировала те места в песне, где смысл должен был господствовать над эмоцией. Но чтобы понять это, надо иметь представление о военных годах хотя бы чуть шире рамок школьного курса истории и литературы.

Я, собственно, к чему это все пишу. Мне кажется, что мастерские на «Пой, мае» - вернее, даже не сами мастерские, а те из мастеров, кто чувствует себя в силах заниматься такой работой - просто-таки должны заниматься компенсированием недостатков нынешней системы образования. И при каждом удобном случае так или иначе давать приходящим к ним советы или прямые указания на то, как можно пополнить свой интеллектуальный багаж. Прошу понять меня правильно: я не призываю превращать мастерские в альтернативу общеобразовательной школы - я призываю не ограничиваться разговором только о песнях. И уж конечно, не должны ограничиваться только песнями руководители детских коллективов - им-то это просто по долгу службы положено ;)

И в качестве итога. Когда фестиваль оставляет после себя только ощущение «было здорово» - такой фестиваль перестает быть интересным и перестает давать пищу для ума уже на третий-четвертый раз. Когда фестиваль рождает такие вот посты - по мне, так это как раз и есть «правильный» (по Максу Фраю) фестиваль. И хорошо бы, чтобы таких фестивалей было побольше :)

слеты, впечатления, фестивали, а поговорить?!, про_жизнь

Previous post Next post
Up