При наличии желания разобраться с каким-либо вопросом, можно отследить поверхностное восприятие получаемой информации. Степень восприятия определяется глубиной сосредоточенности и проявленного усилия.
Можно попробовать прочитать текст из совершенно незнакомой области. Если быть внимательным, то можно заметить, что скорость чтения не на много ниже той, с которой читаются тексты, соответствующие степени обыденного уровня, требующегося для коммуникаций. Т.е. такого уровня, где не требуется какой-либо внутренней работы. При замедлении скорости чтения даже самого обычного текста, начинает проступать некий новый слой информации. А что уже говорить о научной литературе или ещё более глубокой?
Выхватывание знакомых слов и возникновение знакомых ассоциаций - это не получение информации. Это внутренний монолог на внешнее воздействие. Что то вроде: "А, это слово я знаю, это я тоже слыхал, это где то встречалось...". "Все буквы угадал, но слово прочесть не смог" (С).
Ложное чувство убеждённости во всезнайстве не даёт услышать другого человека, понять смысл услышанного или прочитанного.
Зачастую даже от прямых подсказок можно самонадеянно отказаться, лишь потому что не допускается мысль о собственной некомпетентности и чванливости. Чувство собственной важности не позволяет прислушаться к человеку. И ведь он может делиться со всей душой, потому что у него этого много, ему не жалко, а только наоборот - для него это ценно.
Сегодня встретил человека, не в этой реальности, который готов был поделиться уже накопленными знаниями, опытом и результатом. И что он получил в ответ? Лишь гордое утверждение, что это моё дело и я сам разберусь. Ребёнок и тот с радостью принял бы приглашение к совместной работе, но гордыня взяла верх и результата не получилось. Остаётся надеяться, что он не обладает тем набором душевных качеств, которые были проявлены по отношению к нему.
P.S. Очень важно записывать свои мысли - это как отпустить их от себя и освободить пространство для новых. Подобно делам, которые планируются, но держатся в памяти: и несколько действий могут показаться неподъёмным трудом. Постоянный мысленный перебор создаёт иллюзию этакой масштабности, хотя дело то в малом: взять и сделать. А записал на листике - куда проще всё выглядит. Хоть десять дел, но зная что каждое решаемое - не тяжело за них браться. Так и мысли: придёт несколько в голову и на остальные не хватает места. Хотя у каждого свой лимит, который может меняться.
Причём высказанные мысли не теряются, а наоборот - становятся опорой для следующих, переходят в некое новое качество.