Польский фильм "Последствие"

Nov 13, 2013 21:41

   Это прямое название той трагедии, которую польский режиссер Владислав Пасиковский с риском больше не появиться на поле родного кинематографа, показал миру.

Подлинная история, лежащая в фабуле фильма такая: при наступлении немцев в Польшу польская часть жителей городка Едвабне в одночасье убила своих еврейских соседей. Убила зверски, никого не оставив в живых, детей вместе с взрослыми. После войны поставили памятник погибшим сельчанам - погибшим якобы от рук немцев.
Действие происходит в наше время, та тайна - достояние старшего поколения, но явно, ее знает еще кто-то из жителей. Одна из дорог села вымощена надгробиями с еврейских могил, по ней уже много десятков лет ходят люди и ездят телеги и машины.


История двух братьев, - они не из тех, кто посвящен в страшное прошлое, но и они - потомки своего отца - убийцы.



Час этого откровения сплетается с трагической развязкой фильма. Один из них умирает - его так же зверски убивает деревня в страхе перед оглаской открытой тайны их прежних убийств. Это был тот из двух братьев, который узнав, что каменные плиты на дороге решили залить асфальтом, понял, что его совесть с этим не может согласиться - память о людях, живших в селе, нельзя закатать в асфальт. И будучи в этом одинок, он сам раскорчевал ту дорогу и перетаскал тяжелейшие плиты на свое поле. Чтобы понять, что так красиво написано на этих плитах, выучил иврит. На него очень косо стали смотреть односельчане, в окно летели камни, ушла жена с ребенком - уехала к его брату в Америку.
Именно оттуда и приезжает старший брат для того, чтобы выяснить, что происходит с младшим. Он при этом весьма антисемитски настроен.
И постепенно входя в звенящую от напряжения обстановку, принимает внутреннее решение быть с братом и за него.
Именно он поднимает архивные документы и выясняет, что их хозяйство, как и всех соседей стоит на землях погибших в начале войны евреев. Ищет и находит свидетелей того времени. Выстраивается цепочка, которая приводит к догадке, в которую невозможно поверить, не убедившись воочию.


И ночью под ливневым дождем разрывая погреб их сгоревшего бывшего дома, братья натыкаются на черепа и кости, - это страшный момент окончательного прозрения.
Об этом узнает тот, кто вместе с их отцом подносил огонь к стенам их дома, в котором были заперты остатки еврейских семей, сгоревших и закопанных тут же.
Это час тьмы и воплощенного зла.


И оно через старика, соучастника тех преступлений с внутренней убежденностью в своей победе кричит братьям - что, неужто вы и теперь посмеете продолжать в том же духе? - заройте кости и забудьте!
А единственный в селе заступник братьев - старый ксендз, узнав правду, умирает от приступа сердца.


Последствия этого трагического прозрения для двух братьев оказываются разными. Именно у младшего кончаются моральные силы, и он готов тайно закопать извлеченные кости, чтобы позор семьи, но не только - села, всей Польши не стал известен миру. И в этот момент ты понимаешь - он обречен. Но вот старший не колеблясь, в ответ говорит, что мир гадок, но мы можем не сделать его еще более гадким.
По логике мира реальную опасность для преступников и их потомков представляет старший брат, но в нем говорит сила правды и понимаешь, что он в ней неуязвим, а за младшего начинает томиться и болеть сердце. Как это удалось показать режиссеру и актерам?
Это по-настоящему духовное переживание, - единственный человек, который готов открыть правду миру, соглашаясь втоптать в землю имя своего рода, не может погибнуть. Младший умирает страшно - он чудовищно избит и распят на внутренней стене своего сарая.
И этот момент требует особого осмысления: зачем так напрямую проводить аналогию с Христом?
Потому ли, что все действующие лица - очевидные католики? В этом дъявольском союзе первый - новый ксендз, и он тоже из этого села. Это авторское неприятие номинального христианства?
Или м.б. тот, кого распяли сегодня, приобщен к Христу как невинная жертва, пусть и сломленная в конце своего пути? И жертвы его сердца и совести уже принесены и приняты Им?
Фильм кончается сценой еврейской поминальной молитвы на могиле младшего брата.
И на земле он не забыт, хочется надеяться, что и на небе тоже.


Но цепь зла не замыкается, зло показывает свою силу и скалит зубы.
Этот удивительно сильный фильм надо смотреть всем, и м.б. подросткам в первую очередь. Это как прививка против сделок со своей совестью, против мнимости коллективной безответственности: на суде не судят толпу, судят каждого и называют по имени.
И, конечно, это не только про Польшу. Из таких поступков - я о создателях фильма - складывается национальное покаяние - как изменение сознания и выздоровление. У этого фильма большое будущее, дай Бог, чтобы и в Польше тоже.

Ссылка на просмотр с русским переводом
http://vk.com/video37046508_166699141

UPD: стоит прочитать рецензию Александры Свиридовой. Есть о чем подумать.
http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=6584

кино, больная совесть

Previous post Next post
Up