Реплика на публикацию Е.Рачевой "Две недели с отцом Павлом Адельгеймом"

Aug 09, 2013 01:04

   Один из самых, меня тронувших откликов на имя, жизнь и смерть отца Павла Адельгейма это публикация Лены Рачевой в Снобе "Две недели с отцом Павлом Адельгеймом" .
Больно резануло запустение в Писковичах, вплоть до ощущения запаха ветхости и старья. "…Дом, где начинался интернат Адельгейма, кажется застывшим в середине 80-х: обои в розах, пестрые занавески, на стенах - календарь с котятами и много икон… Кажется, вот-вот со двора вбежит стайка девочек с косичками, выйдет молодой батюшка…
От обоев в цветочек, скатерти с бахромой и красного халата хозяйки веет застарелой, неизбывной тоской. Ощущение искаженного, упрощенного болезнью обитателей мира давит почти физически..."



И всплыло воспоминание об этом месте 12-летней давности, которым я и решила поделиться.

Мы, это группа бывшей воскресной школы братского прихода Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках продолжали встречаться, а летом и вместе паломничать, хотя и храм уже 4 года как был отобран, а потому и школы, собственно, не было.



Здесь только небольшая часть ее.

Так вот, в 2001 году мы собрались в Псков и договорились с отцом Павлом о жилье у него на приходе. Т.е. на кладбище в здании детской регентской школы, которой заведовал сын о.Павла Иван Павлович.
Не все дети с первого дня чувствовали себя в своей тарелке на этом кладбище, особенно в первую ночь, некоторые вздрагивали от разных внешних звуков. Но на следующий день, взяв у батюшки послушание поправить покосившиеся старинные каменные кресты и расчистить дорожки, освоились на новом месте вполне.
Псков с его древними церквями, кремлем, река Великая - все было чудесно, но об этом сейчас не буду писать. Резанула только "красность" города - храмы 12, 14 веков стоят на улицах Ленинских, Советских и пр. "коммунистических".



Отец Павел принял нас так, как принимал всегда всех - с радостью и вниманием. Себя не навязывал, на устроенной встрече с детьми рассказывал тоже не о себе, а об исповедниках веры, которых знал. И о самой вере.
Как-то в то время тема памяти и осмысления советского прошлого не была для нас столь актуальна, как сегодня, так что и мы не особо много его расспрашивали в тот приезд. В гости домой съездили небольшой группой старших.
Но вот в Писковичи, в храм Апостола Матфея, в котором отец Павел был полным хозяином, мы поехали все вместе. Знали, что едем не только в храм, интересно было посмотреть дом, который построил о. Павел рядом с храмом для своих воспитанников, в основном, инвалидов разной степени сложности бытия.
Он надеялся, что здесь, при храме, все вместе и кто сколько сможет, они будут жить, и м.б. чья-то жизнь выпрямится. Здесь будет для них старт. Дом дался с большими финансовыми трудностями, но вот, было чем гордиться.
Светлые комнаты, обжитые, везде цветы, деревенские занавески, скрипучий пол, но все живое. Воспитанников в тот момент в доме было немного, несколько девочек и ребят, которые помогали о. Павлу содержать в порядке храм. Надо сказать, что никого насильно в храм о. Павел не зазывал, только, если сами хотят и готовы. Сегодня - нет, м.б. завтра - да?
Надо сказать, что и храм был такой же - хотелось снять обувь при входе в него, так там было чисто, на полу лежали самовязанные тканные коврики, иконы все украшены. Мальчишки с гордостью бегали по поручениям своего отца-пастыря.
Жаль, нет у меня фото возле храма с о. Павлом, а только с его ребятами (трое справа).



А еще помнится радость от купания в Великой: простор, красота и благодать



Фото есть еще здесь.
Уезжали мы с благодарностью Богу за это паломничество, уходить из храма (Жен-Мироносиц) после прощального молебна было трудно, как и расставаться с отцом Павлом.

Но уже через год мы узнали, что отца Павла лишили настоятельства в этом храме! А как же дом, дети? Как им входить туда, откуда изгнали их отца, назвав его служителем сатаны?
Это произошло после выхода книги о. Павла "Догмат о церкви в канонах и практике", в которой правящий епископ Евсевий углядел явную укоризну себе. О каких канонах и соборности церкви можно говорить, когда ты устраиваешь крестные ходы только на свои именины, дату хиротонии и Пасху, и делишь пастырей епархии на овец и козлов в зависимости от их даров тебе в эти дни, о чем ведешь неусыпный учет?
С этого момента началась открытая травля о.Павла его правящим епископом, на которого, как известно, при существующем положении церковного права нет никакой управы. Сколько всего было пережито за эти годы, но ничто не смогло хоть как-то ожесточить того, в чьем сердце давно и прочно поселилась любовь Христова, все прощающая, но не прогибающаяся под неправду.
Зло настолько сгустилось вокруг отца Павла к последнему времени, что в каком-то смысле, не странно, что оно материализовалось в этом несчастном больном юноше.
И когда читаешь интервью с матушкой Верой об этом страшном событии, то и в ней не видишь озлобления, только боль. Ни разу она не называет Сергея убийцей, а только по имени - "Сережа"...
Отец Павел ушел в обители Господа, а этому человеку, которому не удалось, как Иуде покончить с собой, м.б. предстоит путь покаяния и страшных моральных мук.

церковная жизнь с детьми, о.Павел Адельгейм, жизнь вечная

Previous post Next post
Up