Кинематограф о человеке. Часть 1

Jan 09, 2010 17:20

   Некоторое время назад благодаря православному Св.- Сергиевскому братству, пригласившему всех желающих на встречу с известным российским режиссером-кинодокументалистом А.И.Гутманом, мы имели счастливую возможность вместе с ним просмотреть два его новых фильма, а потом неспешно о них поговорить.
Состоявшееся обсуждение показало, какой глубокий отклик может находить в весьма разнородной аудитории хорошее документальное кино на серьезную тему.
Кажется, что любой кинематограф призван к разговору о человеке, только в большинстве своем забыл свое назначение. Тем более, документальный, который, как правило, ангажирован своим заказчиком и существует по известному правилу: «кто деньги платит, тот и музыку заказывает». А если никто не заказывает, то и никому это не нужно, - так получается на практике.

   Александр Гутман, лауреат множества конкурсов документального кино, хорошо известен во всем мире, но мало известен широкой публике у себя на родине. А ведь его фильмы все о нас, о постсоветских людях. И как все настоящие художники, он не желает поступаться своими принципами , т.е. снимает только то, что интересно и важно ему самому.
Но как это всегда бывает именно у настоящих художников, то, что вышло из их рук, несет в себе гораздо больше смыслов, чем предполагал автор, и распахивает горизонт для чувств и размышлений многим своим зрителям.
Я снова пересмотрела последние фильмы А.Гутмана «Солнечная сторона трассы» и «17 августа», и мне захотелось, дорогие друзья, поделиться своими впечатлениями о них с вами.

"Солнечная сторона трассы" снята под Магаданом - это кусочек жизни (всего 12 мин фильма) последнего гулаговского узника Ивана Прокопьевича Гудкова, который живет один в брошенном поселке на Колымской трассе.




По обеим сторонам трассы - остатки советского Клондайка и сталинского Гулага.



История хозяина бидонвиля, в котором непонятно, как можно зимовать на Колыме, такова: 18-летним ушел на войну, 20-летним кончил ее в Берлине. Однажды опоздал на 2 часа из увольнения и получил 10 лет тюрьмы. А дальше Воркута, а потом Колыма, откуда он уже и не уехал. Он пережил предательство самых близких, разуверился в людях и доживал свой век с 3-мя любимыми собаками.
В момент приезда к нему оператора был очень болен, т-ра около 40. Гутман за 100 км пригнал скорую, ему вкололи антибиотики, он с трудом встал и потом рассказал всю историю своей жизни.
Александр Ильич говорил: его рассказ я не снимал, потому что думал, что эта история, одна из миллионов в нашей стране, а теперь думаю, что м.б. и зря. Наверное, нужно было создать такой мартиролог из всех этих историй, которые, сложенные вместе, стали бы главными свидетелями преступлений режима, и м.б. тогда в учебниках писали бы, что Сталин - не успешный менеджер, а убийца и преступник.
Через месяц неожиданно выяснилось, что Иван Гудков умер, и у этой истории появилась кульминация, которая заставила сделать короткий фильм о нем.
Фильм не вызывает тоскливого чувства, перед нами мученик, не за веру, а просто невинный страдалец, виден его близкий конец - освобождение от продолжающегося ГУЛАГа в его жизни. Физически ощущаешь равнодушие и разобщенность людей, обрекающая этого человека на одиночество.
И какую-то не столько внешнюю, а скорее внутреннюю опустошенность и раззоренность жизни.



И совсем о другом одиночестве снят последний фильм Гутмана «17 августа», (выпуск 2009г.) - о пожизненно заключенном на острове «Огненный» Вологодской области. Это бывший Кирилло - Новоезерский монастырь, насельников которого после революции расстреляли большевики, отданный сначала под ГУЛАГ, а с 1994г. под тюрьму для смертников.

кино, советские репрессии, мемориал, А.Гутман, государство

Previous post Next post
Up