Памир. Продолжение

Nov 25, 2009 21:49


Начало здесь
   Пожалуй, стоит вернуться к моему первому появлению на этой благословенной земле.
Я прилетела на Памир немного позже своего отряда, добралась от Гармского аэродрома до КСЭ (Комплексная Сейсмологическая Экспедиция), нашла начальство, которое велело мне отдыхать в маленьком пустующем домике и никуда не отлучаться, т.к. вскорости меня отвезут наверх, в Сангихо, где стоит наша экспедиция.
В комнате с распахнутым в густую зелень окном, стояла только кровать, на которую я и плюхнулась. Через какое-то время в окно просунулась взлохмаченная голова с горящими глазами и после минутного разглядывания, сняла с меня главные показания: сколько лет? замужем? И тут же задала вопрос, приведший меня в восторг: хочешь китайский складной зонтик?
О существовании такой чудо-вещи я слышала, но и не мечтала стать ее обладательницей.
- Хочу!
- Сиди тут, не уходи, через 5 минут повезу тебя наверх!

Внизу КСЭ, а наш сад в верхней части кадра темной полосой посередине


Действительно, через пять минут мы уже мчимся по дороге к мосту через Сурхоб, на ту сторону, подъезжаем к подножью серпантина, и тут мой благодетель говорит: сиди тихо, со мной не разговаривай, смотрит на часы и .... бросает машину (уазик-469) поперек дороги вверх.
Мне успела прийти в голову мысль, что не только китайский зонтик я не увижу, а вообще передо мной проносятся последние кадры из моей жизни. Однако, этого не случилась, а местный лихач, доставив меня полуживую куда надо, откозырял и умчался, обещав непременно привезти зонтик, - у меня есть свои каналы!
(пограничная зона в советское время имела свои преимущества в снабжении).
Позже выяснилось, что такая езда - на установление рекорда на разных участках трассы, здесь процветает давно, и наш экспедиционный водитель Юра, замечательный мастер своего дела, уже отработавший на Памире четыре года, тоже участник этого спорта.
Правда, частенько показатели личных рекордов шли насмарку, потому что вот такая картина - самое обычное явление на памирских дорогах. Они, дороги, одни на всех!



Заканчивая тему зонтика, скажу, что мой первый на КСЭ знакомец, примчался к нам через какое-то время и привез мне - для начала! - 6 тонких сине-белых маленьких пиалок (3 из них живы до сих пор) и... живого петуха.
Отказаться не было никакой возможности. т.к. отказ не принимался, и петуха мы привязали за ногу к колышку одной палатки и пустили на выпас. Но, лишенный своего привычного курятника, он, бедолага, орал днем и ночью, так что нам пришлось-таки сварить из него суп. Правда, никто не решался свернуть ему голову, и мы нашли кого-то из местных, но когда отвязали смертника от колышка, он рванул вверх по склону, и заставил-таки побегать за ним изрядно. Я и не знала, плакать мне или смеяться, глядя на эту картину. Зонтик как-то так и не сложился...

Памирские дороги - это отдельная эпопея. С одной стороны - отвесная скала как стена, с другой - такой же отвесный откос, внизу, иногда не в одной сотне метров еще какая-нибудь речушка , на перевалах угол наклона иногда такой, что и пешком, кажется, не влезть.
Вот, кусочек дороги к примеру


И еще одно


Наша институтская экспедиция со своей идеей МГД-генератора, как метода решения множества геологических и геофизических проблем, стояла на пару тысяч метров выше нас по вертикали. И эта экспедиция, после того, как похоронила не одного водителя, в те года часто стояла без своего транспорта, т.к. новые кадры, приезжавшие из Москвы, проехав раз по такой дороге, брали вещи и "делали ноги" без разговоров.
Мы неоднократно летали к ним на вертолете и ездили на нашем уазике, привозя разные заказы, но у меня даже холодок не пробегал от страха, а только от восхищения, - так мы доверяли нашему Юре.
Это науч. руководители нашей и их экспедиций и нет, не пилот, а местный йети между ними.


А еще мы мечтали с вертолета увидеть момент выстрела, когда, как говорят, гора, заключенная в кольцо разряда вся светится и дрожит. Но эксперимент затягивался, и это произошло уже после нас.
Но нам рассказывали, как по такой дороге они завозили на свой верх мощные батареи, длинной с вагон. Ясно было, что на поворотах они не вписываются в дорогу, и потому сзади шел мощный экскаватор и в случае нужды выставлял в пропасть свой ковш, на который задними колесами въезжал грузовик, совершая маневр.
Нашла в сети что-то, имеющее отношение к тем экспериментам.


Это тоже кадр из будней мгд-шников. Хазар-Чашма.


Еще одна история, связанная с ними.
Для каких-то своих задач - им нужно было выяснить движение вод в ближнем озере, - не помню его настоящего имени, все называли его просто Верхний Куль.
И для этого ночью двое злоумышленников вылили в озеро по ведру светящегося и цветного вещества. Ночью - потому что опасались пастухов, пригонявших к этим озерам свои стада, оно было, слава Богу, не единственное.
И рассказывали, как они возвращались в лагерь с полыхающими в темноте мертвенным светом руками по локоть и светящимися ведрами.


Т.к. наша главная работа была связана с вертолетами, то в моменты "простоя", жизнь в лагере текла неспешно и мирно.
У меня отобрали ослика..




Особым развлечением всегда становился выезд в гармский магазин за продуктами. Отоваривались мы обычно в небольшом магазинчике, в котором через каждые несколько лет менялся директор, он же продавец, - отправлялся в сумашедший дом на профилактическую отсидку, дабы не проводить ее в менее удобном месте - все отчаянно воровали. Как умудрялись, мне не очень было понятно, т.к. знание арифметики было на таком уровне: мне, положим, нужно 10 кг гречки. Продавец делает так: отщелкивает на счетах 56 коп 10 раз, загибая пальцы или откладывая разы на отдельной линеечке с костяшками.
Приходилось покупать по многу, и я, давно все сосчитав в уме, долго ждала результата счетных усилий продавца, и если он ошибался в нашу пользу, то отдавала ему столько, сколько положено, но если он все же умудрялся при этом нас обсчитать, то приходилось начинать счет сначала.
В том магазине отдельным рядом стояли казаны всех мыслимых размеров -от 2-хлитрового до не знаю на сколько ведер, но диаметром не менее полутора метров.
Варится плов


У меня по сей день дома любимая кастрюля - казан с тех времен.
А в универмаге был занимательный отдел уцененных товаров, где все продавалось по 1 рублю - от долгоиграющих пластинок до банок с икрой.
Икру мы не рискнули покупать, т.к. уже накололись с большой банкой селедки, - при вскрытии обнаружились плавающие в вонючей жидкости одни рыбьи скелеты. После этого, покупая брикеты с кашами - кто такие еще помнит? - и вообще весь фасованный товар - я внимательно следила за сроком изготовления.
Не только в Гарме, но и в Душанбе всюду торговали выброшенной с погран. складов продукцией от 49 до 58 года.

Я упоминула о "домах скорби", которые в изобилии имелись во множестве кишлаков. И это очень печальная история, причина их возникновения - последстия страшного замлетрясения 1949 года, недалеко от Гарма, в Хаите, когда от 9-тибального толчка снесло вершину огромной горы и она буквально в течение получаса сошла в долину и засыпала 30-40метровым слоем городок Хаит и еще примерно 150 кишлаков. По самым минимальным оценкам, там погибло 12 тысяч человек.
От советского народа это бедствие утаили. Но вот люди, которые в этот момент были в отъезде, возвращаясь домой, во множестве просто сходили с ума, и их отправляли в срочно отстроенные те самые дома.
А в наше время они преимущественно использовались, как "курортные" закрытые заведения.


В створе на горизонте та самая гора, которая погребла под своими камнями столько людей.

И чтобы не кончать эту часть поста столь печально, расскажу о том, как однажды на гармском аэродроме ко мне подошел озабоченный человек, геодезист, как он представился, и спросил, не возмем ли мы на борт троих (нам было по пути) - как он выразился, - меня и двоих моих ослов?
Я подивилась про себя его невежливому отзыву о своих сотрудниках, но вписала в полетный лист еще 3-х человек. Когда же мы через несколько часов приступили к погрузке, обнаружилось, что рядом с вертолетом стоит, действительно, пара настоящих ослов!
Пришлось мне от экипажа выслушать, что они по этому поводу думают!))


Продолжение следует

экспедиции, Памир

Previous post Next post
Up