Трир христианский

May 22, 2014 03:38




Среди городов современной Германии, имеющих восходящее к римским временам христианское значение, Трир, несомненно, необходимо поставить на первое место. Зарождение христианской общины, как это часто бывает, окутано туманом. Во второй половине второго века здесь уже были христиане, имена епископов упоминаются начиная с третьего века. В Арльском поместном соборе 314 года принимал участие трирский епископ Агриций.

В доконстантиновскую эпоху христианский Трир не оставил заметных следов в истории. С Константина же это изменилось. Константин и его мать Елена жили в Трире, который в 4 веке достиг пика могущества. И поскольку это совпало с христианизацией империи, то многие знаменитые христианские епископы и богословы так или иначе отметились в Трире.

Начинаем считать и загибать пальцы.

Лактанций, христианский ритор, апологет и историк, жил одно время в Трире и обучал там сына Константина Криспа.

Св. Афанасий Александрийский был сослан в Трир в 335 году по обвинению в убийстве мелитианского епископа Арсения и колдовании с частями его тела, там он провел два года, а после смерти Константина вернулся в Александрию.

В претории Трира родился будущий епископ Милана св. Амвросий.

Св. Иероним изучал в Трире языки. Еврейский ему пришлось далее уже учить в Палестине у раввинов, но с латинским и греческим он справился в Трире.

Наконец, Мартин Турский приехал в Трир в 384 году, где ходатайствовал перед императором о прекращении преследования присциллиан.

Можно упомянуть и некоторые сложившиеся легенды той эпохи. Любому по-настоящему приличному городу полагалось иметь у себя мощи великого святого или апостола, в случае с Триром выбор пал на апостола Матфия, того самого, который был избран взамен предателя Иуды. Ну и еще одна важная святыня средневековья - хитон, о котором воины бросали жребий у креста, считалось, что его чудесным образом нашла неповрежденным императрица Елена во время ее археологических изысканий на Святой Земле.

На рубеже 4 и 5 веков Трир утратил политической значение. Вначале из Трира в Милан переехал императорский двор, а потом в Арль была перенесена префектура. Фактически, основным достоинством Трира осталась архиепископская кафедра. Ввиду своего географического положения Трир постоянно подвергался набегам варваром, что и привело к его упадку. Уже в новогоднюю ночь 407 года Рейн вандалы перешли замерзший Рейн и достигли Трира, а ведь это было только начало.

Но город сохранил значение важного церковного центра. В средневековье основными архиепископами в Германии были епископы Трира и Майнца. Хотя Лютер в его критике епископата в первую очередь нападал на Майцского епископа Альбрехта, Трирский епископ тоже был где-то на горизонте. Иоганн Экк, с которым Лютер знаменитый диспут в Вормсе в 1521 году, был советником именно Трирского иерарха.

Сегодня Трир остается вотчиной Римо-Католической Церкви, там действует семинария, жители города гордятся своей историей и важностью города для римо-католичества в Германии. Но и для всех остальных христиан Трир сохраняет значение важнейшего христианского центра древности. Не так много есть мест, где можно стоять там, где ступала нога Св. Афанасия (пусть это и было на 15 или даже 20 метров глубже), постоянной резиденцией которого был далекий Египет. Но и весь список именитых христианских деятелей, отметившихся в Трире, не может не впечатлять.

древняя церковь, отцы церкви, мощи, Германия, Римская империя, путешествия, церковная история, римо-католичество

Previous post Next post
Up