Орды крестьян. Преамбула.

May 13, 2014 22:58




Украинские лютеране обратились к российским с интересным предложением: «В свете инициированного и проводимого РФ разбоя террористов и российских боевиков в восточных и южных землях Украины [В другом варианте это немного смягчено: «Ввиду иноземного разбоя и беззакония в восточных и южных землях Украины”] многим, очень многим в лютеранских церквах РФ пришло время по-новому исследовать весьма неоднозначный и противоречивый труд Мартина Лютера "Против разбойных и грабительских шаек крестьян", в котором есть и такие жёсткие слова: "...Мятеж - не простое убийство, но подобен большому пожару, который воспламеняет и опустошает страну, потому что мятеж наполняет страну убийством, кровопролитием, создает вдов и сирот и приводит все в расстройство, как величайшее бедствие. Поэтому всякий, кто может, должен их бить, душить, колоть тайно или явно и помнить, что не может быть ничего ядовитее, вреднее, ничего более дьявольского, чем мятежник. Его надо убивать, как бешеную собаку: если ты его не убьешь, то он убьет тебя и вместе с тобою целую страну", 1525.
Кажется, эти слова приобретают новую и ужасную актуальность.»

Как бы ни хотелось воздержаться от высказываний на тему украинских событий в стиле «все побежали, и я побежал», но иногда делают «такое предложение, от которого нельзя отказаться».

Ирония состоит в том, что в январе сего года отдельные российские лютеране ( и не только) как раз использовали этот лютеровский памфлет в связи с майданом в Киеве:

«В свете обсуждений украинского бунта, откопали фразу д-ра Лютера:

"Верно, что если князь царь или господин обезумели, то такого следует сместить и взять под стражу. Ибо такой уже более не человек, так как нет в нем более разума" WA 19, 634, 18-20

И тиражируют ее, якобы, в поддержку Лютером бунтов и погромов.
Но при этом игнорируется один момент: далеко не все высказывания Лютера являются для Лютеранской Церкви вероучительными. За некоторые свои высказывания раннего периода, Лютеру позже приходилось извиняться, и сожалеть о них.
Все, чему учит и исповедует Лютеранская Церковь в отношении к светским властям, записано в Книге Согласия - догматическом документе ЛЦ.

Но если кто-то хочет попытаться судить о богословии ЛЦ по отдельным фразам Лютера, то советую почитать вот это - это тоже Лютер:

Всякий мятежник, которого в этом могут уличить, находится уже в опале Божией и императорской, так что всякий, кто раньше других сможет такого человека удавить, сделает справедливо и хорошо. Ибо по отношению к нарушителю мира каждый является высшим судьей и палачом, подобно тому как при пожаре всякий, кто прежде всех тушит, наилучший человек. Ибо мятеж - не простое убийство, но подобен большому пожару, который воспламеняет и опустошает страну, потому что мятеж наполняет страну убийством, кровопролитием, создает вдов и сирот и приводит все в расстройство, как величайшее бедствие. Поэтому всякий, кто может, должен их [крестьян] бить, душить, колоть тайно или явно и помнить, что не может быть ничего ядовитее, вреднее, ничего более дьявольского, чем мятежник" Его надо убивать, как бешеную собаку: если ты его не убьешь, то он убьет тебя и вместе с тобою целую страну.

М. Лютер "Против разбойных и грабительских шаек крестьян"»


На взгляд со стороны, промышленный восток страны не так хорошо подходит под определение крестьян, как запад, который воссоздает милую сердцу деревню и на майдане.



Но это не так важно в данном случае.

Важнее другое. Как меняется система координат при переделе власти. После революционных событий 1917 года представители законной власти, сохранившие верность монархии, были объявлены контр-революционерами, «контрой», людьми, стоящими вне нового революционного закона, с которыми должна вестись беспощадная борьба.

Потрясения революции и гражданской войны (кстати, за революцией обычно и идет гражданская война, интересно, всегда ли себе в этом отдают отчет поддерживающие революцию простые люди?), окончившейся поражением Белого движения (тоже отчасти скомпрометированного поддержкой февральского переворота, впрочем, многие, очень многие офицеры искупили это далее своей кровью), породили многие явления, в том числе и систему советских республик, обусловившую далее распад СССР, т.е. де факто, территории исторической России (плюс-минус несколько земель, конечно). Помню вопрос, на который не мог ответить еще в советское время (в рамках советского школьного исторического образования это под таким углом и не рассматривалось): почему Россия (Российская Империя) стала называться СССР, а РСФСР (т.е., нынешняя РФ) теперь только часть того, что было некогда Россией? Было такое ощущение, что произошла какая-то хитрая манипуляция, когда с честными глазами «кручу, верчу, обмануть хочу», и внезапно - раз! - «брюки превратились». Не совсем понятно, впрочем, во что они превратились, мне кажется, что отчасти то, что происходит сейчас, это как раз расхлебывание последствий тех чудесных «превращений».

Впрочем, я отвлекся, надо будет вернуться к Лютеру. J

Продолжение: Орды Крестьян. Как это было.

Российская Империя, Лютер, политика, СССР

Previous post Next post
Up