чтение

Feb 23, 2012 15:50

Прочел "s.n.u.f.f." Пелевина.
Количество аллюзий - огромное. Больше всего - Дика, конечно.
Но, как всегда у Пелевина, самое интересное - оследить тот абзац, на котором стало действительно смешно.
Не знаю, насколько именно это имел в виду автор - я уверен, что еще как имел, - но мне стало невероятно весело на описании того, как возник этот самый снафф.
Краткая историческая справка:
в восьмом веке в Византии возникло движение иконоборцев. В это время Византия была настоящей сокровищницей, во всех смыслах, и материальном, и духовном. Мозаики и росписи в храмах достигли таких высот чувственности, что сводили с ума. Люди кричали, что они начинают вожделеть плоти изображенного, а не духа, настолько было прекрасным это изображение. И началось.
Порушили и посбивали практически все. Камня на камне не оставили. Иконы жгли, кидали в море, в болота, замазывали краской.
(А насколько великолепно было это "все" мы можем немножко увидеть - остались "провинциальные" отголоски, на территории Равенны, к примеру, потому что к моменту этой вспышки истерии Равенна уже не была частью Византии.)
Когда опомнились, понятное дело - ужаснулись. И выработали канон: в дальнейшем все храмы были сделаны по одному образцу, а все иконы - как по трафрету. Чтобы если такое случилось бы еще раз, можно было бы все восстановить по любому уцелевшему экземпляру.
Словом, с Византией случилась катастрофа, очень похожая на обычную человеческую травму. После чего начались все те неприятные штуки, которые происходят с человеком, пережившим травму. Он начинает инкапсулировать то, что не может пережить. Пока у него для жизни, проявления эмоций, вообще проявления сил не остается очень узкий желоб, по которому он несется с огромной скоростью, не в силах ни свернуть, ни даже осознать, что с ним происходит.
При всем этом Византия оставалась просвещенным и утонченным, очень богатым, очень развитым государством. И производила, конечно же, очень сильное впечатление на соседей-варваров. (В том числе и тем, что у них там творилось на скачках, ну да.)
Дальше был церковный раскол, а еще через некоторое время - русские уркаганы князья начали посещать константинов град с целью получить там имя крещение.
И унаследовать травму, разумеется.

Так вот, за вычетом всяческих поверхностных штук типа "у них зато есть газ" и "орали хором из этой жопы хуй уедешь", которые, конечно же, не могут не задеть за живое любого представителя кириллического сектора, эта книга - о прошлом. Ну да, изложенная в стиле Филиппа Дика. Вплоть до электроовец. И тем не менее - о прошлом. О том, как и под чем пала величайшая империя, ошметки чего мы тут все, разумеется, и расхлебываем.
Милейших деталей - масса. Ну вот только одна: в этом пресловутом офшаре по имени Бизантиум - то, что ранее считалось порнографией, превратилось в канон, в способ служения, и никто, разумеется, как порнографию эти снаффы воспринимать не может. Потому что канон - не для возбуждения. А для веры.
Вспомнить чувственных, бесполых и в то же время невероятно прекрасных архангелов с одной чудом уцелевшей фрески - и начинаешь неприлично ржать, конечно. Это ж надо было вот так вот вывернуть и заполировать америкой и муви-идолами поверх. Глубина глумления просто поражает.

Настоящий, отлично написанный постмодерн. Вплоть до золотого правила севера: если пишешь приход Волхвов, пиши снег и современную тебе одежду, потому что, во-первых, писать нужно только то, что хорошо знаешь, а во-вторых, зрителю должно быть близко то, что ты пишешь. А то никаких маниту не начислят.

P.S. Я, в общем, понимаю, как все это звучит. Я понимаю, что все давно привыкли к Пелевинскому глумлению на обычном уровне. Что осознать, что привычные клише "идол бездуховной америцы - черепашки-ниндзя" и "жирный ас программирует себе в куклы высокодуховную стерву" - это только первый, причем маскирующий, слой, а под ним - вещи значительно более тяжелые к восприятию, - так вот, что осознать это очень тяжело, потому что при чтении это как-то не так смотрелось. И гораздо больше запомнились оркские народные песни хором. И что не может быть, что он это имел в виду, он имел в виду, что мы тут все в дерьме по уши, и америца в точно таком же, просто у нее летающие камеры и денег больше.
Самое интересное, что весь механизм отвлечения, которым пользуется существо, с выставленной на максимум шкалой "сучество" и "духовность" - весь механизм очень подробно расписан. Как отвлекать. На что переводить внимание. Зачем это делать.
Тут уж либо умеешь читать, либо нет.

Greenmara, мне очень жаль. Очень, очень жаль.

This entry was originally posted at http://a-str.dreamwidth.org/482247.html. Please comment there using OpenID.

о буковках

Previous post Next post
Up