Королевство Марокко. Путешествие в Мятную страну.

May 30, 2013 00:46

За три дня в России я успел смыть всю Африку и утонуть в делах. Позади остались каменистые пустыни, кактусы и бассы. Волгоградский офис загудел и поглотил меня. Дела, звонки, писанина, переживания и мысли…планы…решения. Решения. Именно их ждал Волгоград, именно их я привез с собой. Кто-то должен принимать решения.


В этот раз не будет хронологии. Марокко вытягивало из меня все соки и сил что-то писать вечером просто не было. Никакой ежедневной дисциплины. Ужины, немного вина….И длинные-длинные дни.

Будут….


Люди

В Марокко много хороших людей. Это я понял сразу, еще в ночном поезде Касабланка-Марракеш. Какие-то спящие люди, закутанные в незнакомые одежды…полное ощущение компьютерной игры…шутера… в которым ты - главный герой - пробираешься к монстрам через спящий поезд.

Но, как только чуть посветлело и появился улыбающийся контролер, все резко поменяло краски. И заулыбалось.

Мы приехали в Марракеш с Ильей Тереньтевым - питерским парнем, который уже четвертый раз приезжает в эти края. Я его совсем не знал, был готов к любому повороту событий. С первого взгляда понятно, сможешь ты путешествовать с человеком дальше или нет. Я был готов к тому, что может не сложиться…и я арендую машину и уйду в «свободное плавание» прямо из Касабланки.
 Но он оказался вполне адекватным  и мы поехали в Марракеш.

А там мы поселились у замечательной пары, очень своеобычной, насквозь питерской. Она - любительница кошек и фотографий. Девушка с грацией и характером. Он - музыкант, любитель рокабилли и мотоциклов.

Сиамские коты, цветы во внутреннем дворике, плитка на прохладном полу, черно-белые фотографии на стенах. И рок-н-ролл.

Эти люди определили мое пребывание в этой стране. Мы прожили эти две недели на какой-то особенной волне. И я благодарен им за это.

Конечно, во время путешествия мы столкнулись со множеством самых разных людей - например, с Наташей, импозантной украинкой из Португалии, влюбленной в две эти страны. С Федором - вертолетчиком, который тушит лесные пожары в Ливии, помогает лесорубам на Аляске первозить огромные стволы в местах точечной рубки, доставляющий гуманитарную помощь в Малазии, прошедший Афган…и пол-мира пролетевший…оказывающийся там, где нужны больше, чем летчики.



Нам помогал с машиной Мунир - марроканец, выучившийся в Питере на медицинском. Он увез из Росии жену, знание русского и планы на будущее. Теперь у него прелестная дочка, аптека в Марракеше и планы на будущее. Он приятный улыбающийся парень, готовый помочь в любой ситуации.


О других персонажах, участвовавших в этой поездке, я расскажу ниже. Согласно ситуации и повествованию….

Транспорт

В Марокко нет проблем с транспортом разных видов и мастей. Есть проблемы с движением…

Аэропортов международных - аж четыре на страну.

Дороги вполне нормальные и дорог с покрытием «ля гудрон» очень много, есть платные участки с очень хорошим покрытием и скоростным режимом 120км\ч.

Грунтовки тоже есть, но до российских им далеко. Каменистый грунт не способствует образованию колей и выбоин, все очень проезжабельно.

Развита сеть железных дорог, поезда комфортные и недорогие. ЖД-станции, в большинстве своем, весьма приличные. Весьма.

Есть еще автобусы - их много и разных. Несколько крупных перевозчиков обеспечивают работу автобусных маршрутов по всей стране.


Мне посчастливилось проехать около трех тысяч километров за рулем автомобиля. В стране доминируют французские марки - и это логично для бывшей французской колонии. Рено Логан, Рено Меган…Пыжи, старые, очень старые и не очень. Есть такие раритеты, о котрых мне и слышать не доводилось. Пикапы-пыжики, и Renault 4 - это такая старинная «табуретка» из семидесятых. Ее очень ценят за надежность и харизму, что-то вроде фольцвагеновского «жука» духовно. Почитать о ней можно вот тут - http://ru.wikipedia.org/wiki/Renault_4

Немного разношерстных иномарок, среди которых выделяются олдскульные «мерсы». Они в цене, независимо от возраста. Считаются неубиваемыми и не теряют в цене с годами. В такие машины, используемые в качестве такси, одновременно садится ровно … семь человек. Двое - на переднее сиденье, и пятеро - на заднее. Ноу комментс.



На каждый автомобиль приходится сто мопедов. Думаю, не ошибусь, если скажу, что 70% населения имеет мопеды. Они не такие, как у нас. Они…с педалями. И это считается шиком - на подъемах и сложных участках можно помогать мотору ногами. И, если закончилось топливо - а жрет это чудо 2 литра на сотню - доехать до дома «на педалях». Есть несколько разновидностей и марок, но самыми лучшими считаются «японцы» - Yamaha и Honda.

Мопеды ездят в самых разных состояниях - новых почти нет, много реально старых и раздолбанных. Без крыльев, например, или фар. На них ездят все - женщины и мужчины, дети и старики. И бараны. Да, бараны.



На мопедах перевозят грузы - тех же баранов. На них ездят вчетвером. С детьми, причем, дети могут быть крошечными - за папой-водителем могут сидеть трое малышей от двух до пяти лет. И они сами как-то там держатся и выживают. Мопедист может подталкивать рукой в спину велосипедиста и буксировать его таким образом - я видел, как два пацана на «мотиках» толкали куда-то дедушку преклонных лет на велике. На мопеде не зазорно ездить в костюме и при галстуке. В джилябе - раздувающимся пузырем на спине. В джинсах, в юбке. В хиджабе. Но самое удивительное, на нем можно ездить в хиджабе с полностью закрытым лицом - т.е. оно полностью замотано тканью. Когда на тебя едет что-то, полностью замотанное в ткань, становится не по себе….


Мотоциклов не много - спортбайки быстро убивают своих камикадзе в этом дорожном хаосе, а чопперы слишком дороги и громоздки. Но туристы из Европы иногда приезжают на своей мототехнике - я встретил суровую тетю лет 60 на Honda Black Widow и местного парня, владельца бензоколонки, на могучем Yamaha Midnight Star.


Движение…с первого взгляда, мне показалось адом. Но за рулем автомобиля все воспринимаешь по-другому и начинаешь как-то привыкать к этому трэшу. Много кольцевых развязок - рампуанов. Но вот движение на них не всегда регулируется знаками и нужно всегда быть начеку. Удобные светофоры - есть дублирующий мини-сфетофорчик на столбах, расположенный на уровне глаз водителя - удобно, не нужно задирать голову. В городе полиции почти нет, а за городом жандармы контролируют скорость и проверяют документы у владельцев мопедов. При этом, перед засадой стоит знак - барраж - перед которым ты должен остановится и смотреть на реакцию жандарма. Он может помахать тебе рукой - мол, проезжай давай, а может к обочине тебя отправить…

Живут они контролем скорости - часто нарушают туриты и местные авто-лихачи, и проверкой документов - много владельцев мопедов не имеет страховки, зачем им лишние расходы…А если нет доков на мопед - то он сразу изымается и считается украденным. Если нет страховки - он тоже изымается…до тех пор, пока не принесешь страховку в участок.



«Сплошная» никого не интересует и многие ездят ровно посередине трассы. Многие мопеды не оснащены никакими огнями, по трассе ездят велосипедисты и повозки с осликами…Ведь у осликов нет габаритов или противотуманок каких. Вечером ездить сложновато.



Обилие мелких мото-изделий делает их владельцев шустрыми, как муравьи. Во время остановки перед светофором, они пробираются между машинами…как песок…просачиваясь впритирку…Дабы первыми стартануть после «красного» светофора. Многие машины имеют вмятины на боках от рулей мопедов, от легких столкновений с ними…

Чинят «тырчики» повсюду - на газоне «выездние» ремонтеры, в закутках мини-мастерские. Буквально на коленке.


У меня было несколько неприятных инцидентов за всю поездку - один раз на рампуане, из-за неразберихи со знаками, дорогу мне пересек парень на мопеде. У него не было шансов выжить и я не знаю, почему после нажатия на тормоз моя машина остановилась без юза и не убила его.

Ну и как-то на трассе, вечером, я ехал около 120-125км\ч, возвращаясь с водохранилища. По моей полосе, прямо мне навстречу, ехал мопед…Без головного освещения, с включенным поворотником. Я даже тормозить не стал, когда его увидел - до него было метров 15, это бы не помогло. Куда он делся и как мы разминулись - это еще одна загадка для меня. Видимо, судьба приберегла его…и меня…для чего-то.

Пару раз тормозили жандармы - один раз сказали Олегу, что я ехать «неуважительно». Обгонял фуру и не увидел знаков, но успел перестроиться и оттормозиться перед ними. Ничего не нарушил, но извинился, приложив руку к сердцу.

Ну и как-то я ехал 62-64 по спидометру, когда знак был 60. На «фене» нарисовалась цифра в 69 и жандарм вежливо намекал на 300 дирхам. Мы поболтали и я был неприступен. В итоге, он посмотрел паспорт, спросил что означает графа про отчество..сказал: «Папа…а что папа…ну ладно, езжайте и будьте осторожны».

Да, самое главное - брали в прокате Renault Symbol. Я предвзято отношусь к «французам», как оказалось, не зря. Нет в автомобиле ничего особенного - шумный, с неудобными сиденьями, с устаревшей морально панелью с «крутилками», слабым и прожорливым движком в 1,4 литра, без регулировки рулевой колонки, с плохо подогнанными к кузову бамперами. Но нас возил и проблем не доставлял. Спасибо ему за это.



25 евро в день - это с дружеской скидкой.

Рынок и торговля

Рыночная площадь в Марракеше - ее стоит увидеть. Заклинатели змей, художники, продавцы человеческих зубов…Ремесленные мастерские, скрытые в глубине торговых рядов.


Торг, жаркий и азартный…Мы бились за каждые 5 дирхам, вошел во вкус быстро.

Из удивительного и необычного, помню ванную. Такую, знаете, в старинном стиле…Ее выстукивали молоточками из листа меди.


Торг уместен везде - и в кафе, и в отеле. Как-то мы спросили у местного парня, почему он, не стесняясь, задрал цену в пять раз. Он сказал, что мы же иностранцы, а значит - богачи. Какая нам разница, сколько это стоит?! Логика в этом есть, но торговаться все же нужно.


Например, стоимость проживания в роскошном риате (вилле) с 500 дирхам оптимизировалась до 100. Каково?! Олег, спасибо ему, легко и непринужденно спасал нас от ненужных трат.


Одежда

Мне всегда приятно видеть людей в своей национальной одежде.

Там мужики носит джилябы - этакий род верхнего платья с куклусклановским остроконечным капюшоном. Разных цветов и разных вариантов отделки и вышивки на груди. Я купил себе простенький серенький вариант и ходил в нем постоянно. Очень удобная штука. В холодные дни одеваю два джиляба, а для зимы - есть и теплые варианты. Под эту штуку необходимо одеть легкие штаны и рубашку\майку.

На ногах - непременные бабуши. Очень мягкие тапочки из козьей кожи, порою - с острыми загнутыми ходжанасреддиновскими носами.


Есть, конечно, молодые пижоны, одетые в джинсы и майки. Модно подстриженные и современные. Есть и солидные мужики в европейской одежде - служащие банков и чиновники. Но повседневная одежда для большинства мужчин , это джиляб.

Девушки из религиозных семей носят хиджабы. Степень открытости лица зависит о религиозной строгости семьи. Может быть открыто лицо или только глаза. В некоторых случая, разрез для глаз драпируется сеткой. В тяжелых случаях - тканью. И перчатки тонкие одеваются, дабы скрыть кисти.

Замечено, чем суровее и здоровее бородач, тем более закрыта одежда его жены.

Руки женщины часто украшают татуировка хной, превалируют цветочные мотивы.

Волосы скрыты почти у всех, лишь изредка можно встретить молодых девушек с непокрытой головой из «вольнодумческих» семей.

Цвета нарядов различны и хочу отметить умение подбирать и комбинировать цвета. Розовые, зеленые, желтые, оранжевые, небесно-голубые. Фиолетовые…Можно встретить немыслемые узоры и сочетания цветов. Можно встретить крупные берберские узоры.

Помню яркую девушку, жену огромного бородатого громилы. Я встретил их в аэропорту Касабланки. Она была одета так, что я не мог отвести глаз. Ультра-яркое синее платье-хиджаб, с коралловыми узорами. Платок чуть в лазурь с алыми «огурцами». И пояс…и бабуши…Словно морская звезда с открытки Академии Наук о жителях дня Японского моря.

Еда

Заведений системы общепита в стране несколько видов.

Позавтракать вы можете с Snack - закусочной. Омлет, багет с маслом, чай с мятой. В снаке можно перекусить и днем, и вечером. Днем подадут тажин - блюдо готовится на глиняной тарелке под глиняным же колпаком, на углях. Кусочек мяса или рыбы, утонувший в разнообразных овощах…


Вечером там же- его величество Баран во всех проявлениях. Жареные ребрышки на углях, мозги, печень и прочий ливер в нутряном жире…

Желаете испить кофе - вам в кофейню. Ничего кроме кофе там нет. Ни чая, ни плюшек. Только кофе и все. В кофейнях местное мужское население просиживает дни напролет, с утра и до вечера. Рассуждая о нуклеотидных связях ДНК и вкладе Людвига Больцмана в развитие кинетической теории газов.


С утра, но не слишком рано, можно заглянуть в «патисри» - кулинарию. А там, конечно, множество свежайшей выпечки и печений, конфет самолепных и пирожен. Есть и кофе, а вот с чаем - туговато.

Чай марроканцы пьют по утрам. С мятой, обязательно свежей мятой, иногда добавляя к зеленому чаю полынь. Сахара кладут столько, что…лучше пить, не размешивая его сильно в чайнике - а именно туда он и кладется. После заваривания, нужно налить половинку стакана и вылить его содержимое в чайник. Проделать эту процедуру нужно раз пять-семь. Чай будет «крепче» и сахар немного разойдется.



Если нужно плотно поесть - то надо в ресторан. Мы не были в ресторанах ни разу. Как-то обходились смаками и кушали с местными аборигенами. Туристы же, чаще всего, кушают именно в ресторациях.

На улицах много фруктовых и овощных рынков - торгуют с повозок и разных лавочек.




Готовой «уличной» еды не увидел.

А еще, на площади неподалеку, вечерами продавали улиток…вареных с приправами…Это вкусно.

Как-то мы забрели в супермаркет, а там такое….И это не вызывает никакого удивления. Словно карась какой-то на витрине.



Рыба, кстати, не дорогая - около от двух евро за кило сардинок до пяти за деликатесного солея. Рыба-нож и дорадо стоит около трех евро за кило. Рай да и только.



А вот мясо стоит дорого , около 8 евро за кило. Но мясо отборного качества.

Хлеб доступен все - государство дотирует сельхоз-отрасль и стоимость лепешки неизменна. Она стоит всего один дирхам, это одна десятая евро. Лепешка из муки грубого помола, очень вкусная.

Ах, и не могу не сказать про сардинки. Все марроканцы повально любят консервированные сардинки. Их делают на консервных заводах близ порта в Агадире из самых свежих рыб. Заводов множество и сардинки отличаются по вкусу и приготовлению. Мне очень понравились в собственном соку с острым перцем.

Музыка

В стране с «мягким» исламом есть два направления в музыке - светское и религиозное.

Первое - эта та самая попса. Знакомая всем нам по старинному шлягеру Aisha. Песни про любовь, томными голосами про «хабиби» и прочие удовольствия.

А вот с религиозной и местной музыкой все интереснее. Начну с того, что песни муэдзинов не вызывают у меня неприязни. Попадаются удивительные голоса. Как-то раз, мне довелось услышать на водохранилище, близ Тизнита, песню…это была религиозная песня…возможно, суры из Корана…Исполнение и голос были такими, что я отложил удочку и ушел в себя надолго.

Поэтому по радио я слушал все подряд, находя интересные мотивы. Чаще всего я слушал Chada FM, но и Mediterranean мне тоже по нраву.


Перелет

Недорогие перелеты разными компаниями…и Люфтганзой с пересадкой в Риме, и ЭйрМарок прямым до Касабланки, и ОлИталиан с пересадкой в Риме…

Стоимость не велика. «Туда-обратно» стоит от 350 до 450 евро. Долгие стыковки утомительны, но в римском аэропорту есть где разгуляться шопоголику.



Прайс на Марокко получается сопоставимым с Кипром. Но это не просто поездка за басом, а целое приключение. И я подумываю о том, чтобы осенью махнуть Кипр на Марокко. Тем более, сейчас акция в ЭйрМаррок и билет «туда-обратно» на осень 2013г стоит всего 10500 русских рублей.

Почитать

Wiki - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F0%EE%EA%EA%EE

П.С. Фотографий мало - я был все время за рулем и не было возможности фотографировать. Кроме того, людей принципиально не снимал…не хотелось смущать их. Хотя персонажей для съемки было много. Мне показалось, что страна идеальна для ищущих фотографов.

П.С.С. Продолжение следует…В новом топике…о рыбах, водохранилищах и океане.



путешествия, Марокко

Previous post Next post
Up