Приступил ко вдумчивому ознакомлению с книгой Юрия Жукова «Первое поражение Сталина». Автор - довольно известный товарищ, профессиональный историк, специализируется на Сталине как исторической фигуре и его эпохе в целом. Пишет интересно, взгляды на ряд вопросов имеет очень своеобразные. Пару лет назад ознакомился с его работами «Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933-1937 гг.» и «Настольная книга сталиниста». Помню, начав читать вечером, оторваться смог только к позднему зимнему рассвету, настолько увлекательно и толково было написано. Вроде, и историческое исследование, как полагается - с фактами, ссылками и прочими данными, но по сути читалось как добротный политический детектив. По факту ознакомления многое стало яснее - и реформах, и о международной обстановке тех лет, и о борьбе с оппозицией, и о массовых расстрелах, и о многом другом. На мой взгляд, в совокупности с «Советской цивилизацией» С.Г.Кара-Мурзы эти книжки дают хорошее понимание о том, чем была наша страна в 1930-е годы и почему.
Ну а тут - про первое поражение. Что подразумевается под таковым? Подразумеваются споры о том, по какому принципу должна строится Россия - как федерация республик или как унитарное государство, в которое национальные окраины войдут на правах автономий. Ленин стоял на первой позиции, Сталин - на второй. Споры велись начиная с 1917 и подолжались до 1922 года, точку поставило подписание Союзного договора, ознаменовав очередную и последнюю победу уже умиравшего вождя и учителя. Сталину же пришлось подчиниться, дабы не плодить разброд и шатания в стройных рядах.
Пока что прочитал где-то пятую часть, добрался до осени 1917 года, кануна Октябрьской революции. Как водится, пишет автор интересно, приводит много новых (для меня) данных. Ну и специфические взгляды никуда не делись - один Сталин изначально всё понимал, предвидел и стоял на единственно верной точке зрения. И вообще, на нём только всё и держалось, пока Ленин витал в грёзах о мировой революции, а все остальные и вовсе не понимали очевидных вещей, или понимали, но сознательно вредили. Но это уже авторское видение, и его просто надо принимать во внимание. Упомянутый С.Г.Кара-Мурза, например, непонятно с чего очень не любит марксизм, но книжки его от этого менее полезными не становятся.
А вот интересное из традиций украинской независимости и демократии. Весной 1917 года шайка каких-то мутных личностей в Киеве, пользуясь всеобщим бардаком и революционным угаром, организует из самих себя Центральную Раду и от имени украинского народа начинает требовать автономии от Временного правительства в Петрограде. Что такое автономия, в чём она заключается, на кой хрен она сдалась Украине, и в границах каких губерний-уездов автономия будет располагаться - не понятно. Почему этим надо заниматься именно сейчас, не дожидаясь решения аналогичных вопросов для всей страны - не понятно. На каком основании данные личности вещают от имени населения - не понятно. Из Петрограда им и отвечают - граждане, хватит страдать хернёй, займитесь делом. Или хотя бы определитесь с указанными вопросами.
Укропатриоты немедленно оживляются - а как иначе, если им в ответ на поползновения расчленить страну во время войны - шлют телеграммы, а не казаков с нагайками. И немедленно кидают клич по окрестностям - представители общественных организаций (от союза ветеранов до хора сельской церкви), если вы поддерживаете автономию Украины, давайте все к нам, будем поддерживать вместе! Собрались, придумали, что автономию хотят с самоуправлением, дотациями на углубление идей сепаратизма, а главное - чтобы своя армия. Ну, чтобы посреди войны начать дербанить войсковые соединения на фронте с целью создания своих национальных - в тылу. И Черноморский флот тоже нам отдайте, ибо нефиг. А в автономии желаем видеть правобережную Украину, русские земли по левую сторону Днепра, ну и Краснодар с Кубанью заверните до кучи. И да, теперь мы вещаем от имени не пойми кого не только из Киева, но и с прилегающих хуторов. Укропатриотам отвечают из Петрограда - граждане, ещё раз, хватит страдать хернёй, займитесь делом. Вы никто и звать вас никак, а требования свои можете засунуть... в шаровары.
Укропатриоты оживляются ещё сильнее - ибо опять на госизмену во время войны приходят телеграммы, а не конвой военно-полевого суда. И начинают собирать недовольных уже среди военнослужащих Киевского военного округа. На фронт хочешь? Нет? Скачи за нэзалэжнысть!!! Ну и так далее.
Что характерно, Временное правительство в этом вопросе (как и во всех прочих) выступало так же ловко, как Янукович против майдана - то есть никак. Сегодня поддержим права угнетённых народов на самоуправление, завтра всё запретим и гневно осудим, но ничего предпринимать не будем, а послезавтра капитулируем и примем без оговорок идиотские требования охреневших самозванцев. Ну, чтобы даже до укропатриотов поскорее дошло, что делать можно всё, что вздумается, а Временное правительство в Петрограде - сборище болтливых импотентов, которое в худшем случае напишет ещё пачку гневных телеграмм.
Примерно как сейчас - а давайте переворот учиним! Готово! Что там, есть реакция? Ничего? Выразили обеспокоенность? Ага, значит, ничего. А давайте несогласных живьём сожгём! Готово! Ничего? А, гневно осудили. Ну, то есть - ничего. А давайте самолёт с интуристами свалим. Готово! Ничего? Выразили обеспокоенность? Ну, то есть - ничего. А давайте бомбить города и геноцидить мирное население! Ничего? Призывают к мирному решению конфликта? Угля и газа на халяву завезли?! Ничего себе!!! А давайте на подконтрольной АЭС кое-чего скрутим... в общем, всё как в 1917 году. Только, увы, пока без большевиков.
Ну и ещё. Как известно всем - от президента РФ до тринадцатилетнего булкохрустца с мозолями на ладошках и Колчаком на аватарке, в 1917 году страну предали, развалили, и т.д. большевики. Но если обратиться не к тупой и убогой пропаганде, а к фактам, коих богато изложено в книжке, всё выходит несколько иначе:
Без ответа остался и национальный вопрос. Тот самый, из-за которого Россия за семь месяцев революции разительно изменилась, утратив и часть своей территории, и централизованную власть. Временное правительство
- признало независимость Польши;
- вернуло прежние права и без того полунезависимой Финляндии;
- установило этнические границы Эстонии и Латвии, дав им местное самоуправление;
- предоставило фактически широкую автономию Украине, утвердив 1(14) сентября её правительство - Генеральный секретариат.
Правда, одновременно Временное правительство демонстрировало ставшие закономерными для него непродуманность и проистекавшую отсюда непоследовательность. Идя на значительные, зачастую безосновательные уступки, вскоре пыталось отменить их. Либо столь же поспешно разрешало недавно запрещённое. Так, спустив 18 (31) июля сейм Финляндии только из-за назначенной им даты выборов, уже 30 сентября (13 октября) объявило об их проведении в ранее установленное время, 19октября (1 ноября). И добилось тем лишь одного. На этот раз
в парламенте Великого Княжества большинство получили не лояльные Петрограду социал-демократы, а враждебно настроенные к нему младофинны.
Схожими стали и последствия неожиданного запрета продолжать украинизацию двух армейских корпусов, а также и приказа о роспуске самовольно создававшихся украинских полков с вызывающе антирусскими наименованиями - имени гетмана Мазепы, полковника Орлика, сотника Гонты, профессора Грушевского, Запорожской Сечи.
Скорее всего, как своеобразный ответ на лишение её национальной армии, Центральная Рада провела в Киеве так называемый Съезд народов России. Проходивший с 8 (21) по 15 (28) сентября и собравший девяносто два человека, выдававших себя за представителей латышей, литовцев, поляков, молдаван, белорусов, грузин, эстонцев, евреев, русских, татар, турок и украинцев. Все они, неизвестно откуда приехавшие, дружно потребовали от Временного правительства признать независимость Литвы, предоставить широкую автономию Белоруссии, Латвии, казачьим областям Юго-Востока, начать федерализацию всей страны. Мало того, самозванный съезд ещё и образовал собственный, столь же неправомочный «исполнительный орган» - «Совет народов России» под председательством М.С.Грушевского. Орган, который при желании можно было использовать как своеобразную националистическую альтернативу только что собравшемуся Демократическому совещанию.
При этом саму Центральную Раду ничуть не смущало, что она сама, даже обретя некую легитимность, не пользовалась поддержкой населения той территории, на власть в которой претендовала. Убедительным примером тому послужили результаты прошедших в начале августа выборов в городские думы губернских центров. На них украинские националистические партии - социал демократическая, социалистов-революционеров и
социалистов-федералистов - получили менее четверти мест. От пяти процентов в Одессе до двадцати - в Киеве. Только в Харькове, благодаря голосам скопившихся там солдат, им удалось провести 54 гласных из общего числа 116. Ни история с выборами в финский сейм, ни «Съезд народов России» так и не послужили серьёзным уроком Директории и сменившему её вскоре очередному Временному правительству. Не стали знаком неумолимо надвигавшейся катастрофы. А между тем весьма опасная тенденция - настойчивое желание получить автономию - ширилась, как эпидемия, охватывая один за другим всё новые и новые края. Сопровождалось же оно чуть ли не непременным требованием раздела вооружённых сил страны понациональному признаку.
К заявлениям Центральной Рады под предлогом украинизации, разрушавшей и саму армию, и сдерживаемый ею пока германский фронт, добавлялись предельно схожие, ранее просто немыслимые, выступления других националистических организаций. К тому же нередко под флагом ислама.
«Война для нас, мусульман, - заявил председатель Всероссийского мусульманского воинского Совета У.Токумбетов, - закончи
лась, и мы не обязаны вмешиваться в чужие для нас - русские - дела, когда у нас есть свои цели, которые теперь надо осуществить».
В чём же выражались эти цели, красноречиво заговорили ещё в августе в Уфе. Там самочинно вознесшая «Комиссия по созыву 1-го мусульманского национального собрания» объявила о подготовке ею провозглашения автономии, но не столько национально-территориальной, сколько конфессиональной. Призванной объединить мусульман Казанской, Уфимской, Пермской, Оренбургской губерний и прилегающих к ним уездов Вятской, Симбирской, Саратовской и Астраханской.
Если бы такой план удался, то вся Европейская часть России оказалась бы отрезанной от Сибири и Туркестана. Тех частей страны, где также всё настойчивее говорили о собственной автономии. Говорили давние сибирские областники - русские, к которым присоединились местные татары. Объединившиеся было на проведённом 4 (17) октября в Томске 1-м общесибирском мусульманском съезде, но почти сразу потерявшие хоть какой-нибудь интерес к национальному обособлению.
Откровенно радикальные и, вместе с тем, предельно конкретные предложения прозвучали на двух съездах, прошедших один за другим в Ташкенте. С 8 по 11 (21-24 сентября) - созванном Туркестанским краевым мусульманским Советом (несмотря на название, скорее светской, нежели религиозной политической организацией). И на ещё одном, состоявшемся 17-20 сентября (31 сентября - 3 октября), инициатором которого стали улемисты, движение, возглавляемое и направляемое исламскими теологами и законоведами.
Участники обоих съездов независимо друг от друга пришли к общему решению. Как можно быстрее создать автономную Туркестанскую федеративную республику в пределах бывшего генерал-губернаторства - Сыр-Дарьинской, Самаркандской, Ферганской, Семиреченской и Закаспийской областей. Республику со своим парламентом, особым законодательством (основанном на шариате), казначейством, милицией и вооружёнными силами, и для того приступить к выработке собственной конституции.
Вместе с тем, но лишь на съезде, проведённом улемистами, прозвучал призыв сплотить всё население края в рядах единой партии - Союза мусульман (Иттифак аль муслимин) - и был провозглашён откровенно сепаратистский лозунг: «Туркестан принадлежит тюркам!»
К таким решениям, неизбежно ведшим сначала к политическому обособлению, а затем и к отделению от России по национально-религиозному принципу, политиков края подталкивали непродуманные действия Временного правительства. Ещё 7 (20) апреля создавшего краевой Туркестанский комитет. Поначалу всего лишь для «установления прочного порядка и устроения», «разрешения на месте всех возникающих вопросов». А пять месяцев спустя - наделённый более широкими и значительными полномочиями, в том числе и такими:
1. Рассмотрение законодательных предложений, касающихся Туркестанского края, возникающих в пределах края, и составление заключений по всем законодательным предположениям Временного правительства, относящимся к Туркестанскому краю.
2. Представление Временному правительству о неудобствах по местным обстоятельствам применения в крае тех или других мер, устанавливаемых законом...
3. Разработка мер к объединению деятельности местных правительственных учреждений и лиц по предметам, касающимся всего края.
Если данное постановление, подписанное Керенским 26 августа (7 сентября), и не давало пока Туркестану автономии, то, во всяком случае, постаралось подготовить его к автономии в правовом отношении.
Более настораживающие события происходили в Крыму. Там, в Симферополе, 1(14) октября открылся Крымо-татарский мусульманский съезд. Созванный вроде бы только для избрания кандидатов в Учредительное собрание. На деле - для отчёта Крымо-татарского исполкома, образованного под председательством Ч.Челебиева ещё 25 марта (7 апреля), и выработки задач этого национального движения.
Председательствовавший и на съезде Челебиев отказался принимать во внимание, что Крым населяли не только татары, составлявшие менее трети его жителей, но и русские (почти пятьдесят процентов населения), болгары, греки, караимы, крымчаки, армяне, немцы, эстонцы. В докладе он исходил из интересов лишь своей национальной общины, ей требовал подчинить всю политическую деятельность на полуострове. И ссылался при этом, как на положительный пример, на достижения татар Поволжья и в ещё большей степени - Центральной Рады.
Потому, видимо, Челебиев и предложил участникам съезда одобрить, как самые важные и насущные, первоочередные следующие цели. Сплочение крымо-татарского народа, создание в рамках непременно федеративной России Крыма как национально-территориальной автономии, избрание для её управления курултая (сейма), формирование собственных воинских частей.
Как бы между прочим сообщил Челебиев о весьма многозначительном. «Перед нами, - поведал он, - встаёт новый вопрос, о границах. Мы нашли необходимым спросить у Рады, входит ли Крымский полуостров в пределы нашей автономии. С этой целью были отправлены в Киев делегаты». А затем Челебиев рассказал о том, что свидетельствовало об окончательной утрате Временным правительством не только какого бы то ни было авторитета, но и вообще власти. Оказалось, что ответа украинцев- «Мы поздравляем вас с Крымом» - делегатам оказалось
недостаточно, и тогда они обратились к... Съезду народов России. И получили его «резолюцию»: «Можете управлять Крымом
так, как вам заблагорассудится».
После того Челебиев многозначительно добавил: «Осуществление вышеприведённой резолюции Съезда народов о самостоятельности Крыма /выделено мной - Ю .Ж ./ зависит от нас самих».
Итак, теперь вопрос об автономии Крыма решался не в Петрограде. Не Временным правительством или будущим Учредительным собранием. Решался в Киеве. Центральной Радой и неким самозванным Съездом народов. Их согласия уже было достаточно для начала раздела страны.
Происшедшее отнюдь не скрывалось, из него не делали тайны. Обстоятельно изложила ход съезда симферопольская газета «Голос татар». Тем не менее, военный министр А.И.Верховский, поддержанный исполняющим обязанности начальника Генерального штаба генерал-лейтенантом В.В.Марушевским, разрешил 7 (20) октября формировать отдельные мусульманские полки. В Симферополе (из крымских татар) - 32-й пехотный, в Казани (из приволжских татар) - 95-й, в Уфе (из башкир) - 144-й.
Тогда же, осенью, наметилось стремление, но пока лишь обособиться, и на Северном Кавказе. Поначалу у горских народов - адыгов, карачаевцев, черкесов и абхазов. В середине августа их представители собрались неподалёку от Майкопа и пришли к решению просить Временное правительство выделить их территории в особые округа. Вместе с тем, чтобы не осложнять отношений с сильными соседями, выразили намерение заключить союз с казаками Кубани.
Противоположные взгляды выявились на другом съезде горских народов, уже всего Северного Кавказа. На нём прозвучало предложение провозгласить Северо-Кавказский имамат во главе с муфтием Дагестана Н.Гоцинским. Но, не получив поддержки большинства, оно было отвергнуто. Поэтому на новой встрече-во Владикавказе - 21 августа (2 сентября), с участием казачества, возникла иная идея. Образовать Юго-Восточный союз казачьих войск (Донского, Кубанского, Терского, Астраханского), горцев Кавказа и вольных народов степей (калмыков
и ногайцев). Тот самый союз, о котором на Демократическом совещании сообщил В.А.Нагаев.
Месяц спустя эта идея стала претворяться в жизнь. 25 сентября (8 октября) на встрече в Екатеринодаре было решено не позже чем через месяц сформировать правительство становившегося, по сути, автономным огромного региона, для которого избрали новое название - Союз Юго-Восточных федеративных областей. По замыслу его создателей ему предстояло после Учредительного собрания стать штатом Российской Федеративной Республики. Обособленной административной единицей, уже располагавшей не только готовой структурой управления, но и армейскими формированиями - четырьмя казачьими войсками. Казалось, происходившее в стране должно было вызвать немедленную отповедь Временного правительства. Принятие каких-либо решительных мер или хотя бы осуждение. Ведь для того имелись вполне законные основания. Прежде всего, постановление, принятое кабинетом ещё в июле. Дающее право министрам военному и внутренних дел «не допускать и закрывать всякие собрания и съезды, которые могут представлять опасность в военном отношении или в отношении государственной безопасности». Но нет. Ни Керенский, ни Верховский не воспользовались предоставленными им правами. Даже не попытались пресечь сепаратистские поползновения Киева и Уфы, Симферополя и Ташкента, Екатеринодара. Схожим образом повёл себя и Временный совет Российской Республики или Предпарламент, собравшийся в Петрограде 7 (21) октября.
Опять же, как известно, не влезь большевики со своей революцией и Брестским миром, через считанные месяцы российская армия взяла бы Берлин и Стамбул:
В те самые дни, когда положение на фронте стало катастрофичным. Немецкие войска 3 (16) октября захватили Эзель (Сааремаа), 5 ( 1 8 ) - Моон (Муху), а на следующий день - Даго (Хийумаа). Закрепившись на островах Рижского залива, они высадились в Пернове (Пярну) и Гапсале (Хаапсалу) и начали наступление на север, к Ревелю (Таллину). Создали тем непосредственную угрозу столице.
Потому-то члены Предпарламента и попытались установить наиважнейшие, требующие сиюминутного решения, ибо от того зависела судьба страны, проблемы. Однако ограничивались почему-то лишь общими оценками да благими пожеланиями. Вели себя так, будто у них в запасе имелись, по крайней мере, месяцы.
В.К.Брешко-Брешковская (фракция эсеров), старейший член Предпарламента, известная как «бабушка русской революции». «Корень всего теперешнего положения - земельный вопрос. И если собрание действительно хочет помочь России выйти из бедственного положения, то оно должно решить этот вопрос согласно пожеланиям всей крестьянской России».
Н.Д.Авксентьев (фракция эсеров), председатель Предпарламента. «Обстановка внутри страны - хозяйственная разруха, расстройство транспорта, финансовые затруднения, недостаток продовольствия. Решить их возможно только неотложным проведением законодательных актов, которые упорядочили бы хозяйственную, экономическую жизнь страны».
Л.Д.Троцкий (фракция большевиков), председатель Петросовета. «Петроград в опасности, революция и народ в опасности. Правительство усугубляет эту опасность, а правящие партии помогают ему. Только сам народ может спасти страну. Мы обращаемся к народу: Да здравствует немедленный честный демократический мир! Вся власть Советам! Да здравствует Учредительное собрание!».
А.И.Верховский, генерал-майор, бывший командующий Московским военным округом, военный министр. Уведомил членов Предпарламента о вынужденном сокращении армии на 59 дивизий, то есть 500 тысяч человек, благодаря чему на фронте и в непосредственном тылу останется 5,5 миллионов человек. Для чего? «Для достижения большего сокращения расходов». Чтобы хоть так сократить нехватку всего. Продовольствия (доставка муки по всем фронтам составила 26 процентов потребности, мяса - 50 процентов). Обуви (в январе заготовили 1.3 тысяч пар, в сентябре - всего 900 тысяч). Отметил «печальное состояние вымирающей авиации», автомобильного дела.
М.В.Алексеев, генерал-от-инфантерии, бывший Верховный Главнокомандующий. «Беспристрастная оценка положения скажет, что немедленное заключение мира явится гибелью России, физическим её разложением, неизбежным разделом её достояния и уничтожением работы поколений трёх предшествовавших веков. Купленный такой тяжёлой ценой мир не улучшит нашего экономического положения, не восстановит нашего расстроенного хозяйства, не даст нам хлеба и угля, не облегчит нам тяжести личного существования не только в ближайшем будущем, но и в более отдалённом будущем».
О мире, вернее о безрассудстве заключать его при отчаянном положении на фронте, генерал Алексеев заговорил отнюдь не первым, и далеко не случайно. О том же, правда, несколько в ином ключе - о возможности хотя бы обороняться - говорили практически все выходившие на трибуну члены Предпарламента.
Говорил Керенский, вынужденный объяснять причины уже начатой эвакуации (или «разгрузки», как он предпочитал её называть) Петрограда и плана скорого переезда правительства в Москву. Говорил морской министр контр-адмирал Д.В.Вердеревский, напугавший слушателей страшным рассказом о положении на Балтийском флоте. Говорил начальник штаба Верховного Главнокомандующего генерал-лейтенант Н.Н.Духонин. Говорил министр продовольствия С.Н.Прокопович. Говорили многие, очень многие иные. Но никто из них даже не задался вопросом - а может ли вообще русская армия ещё воевать? Ведь о печальном состоянии, в котором она оказалась, свидетельствовали не только два выступления Верховского. О том же, только ярче, красочнее, сообщала и телеграмма, поступившая в Предпарламент. На имя Керенского и Авксентьева, от Двинского - комиссара 2-го гвардейского Сибирского корпуса.
Впервые за эту войну, - писал Двинский, - полевые хлебопекарни не работают по нескольку дней подряд за неимением муки, а офицеры, солдаты на передовых позициях не могут нести службы из-за отсутствия обуви. Конский состав, не получая фуража, дошёл до такого состояния, что ни один батарейный командир не ручается за то, что его лошади вывезут орудия в случае необходимости совершить передвижение вне шоссейных дорог... Я считаю своим долгом доложить Временному правительству, что разруха в деле снабжения армии порождает в войсковых массах глубокое недовольство, переносимое массой на командный состав и войсковые организации, бессильные что-либо сделать».
На вопрос, что же следует предпринять, чтобы армия обрела вновь былую боеспособность, ответил не Керенский, и не Алексеев. Ответил, как ни странно, Троцкий. И ответил весьма своеобразно. «Правительство Российской Республики, - требовательно бросил он в зал, - через головы империалистических правительств должно обратиться ко всем фактически воюющим народам о немедленном прекращении войны и заключении мира. Мы верим, что народ ответит немедленным перемирием. Если же бы этого не случилось, то мы, большевики, стали бы самыми ярыми оборонцами. И уж поверьте, мы бы повели войну по-настоящему... Мы бы заставили всю страну напрячь всё своё внимание, от дать все свои силы и все средства для войны. Мы бы отобрали в тылу все сапоги и послали их на фронт. Мы бы оставили буржуям корки хлеба, а хлеб отправили на фронт. Произвели бы строгую ревизию всего имеющегося в стране и строго его распределили».
В общем, книжка добротная. Продолжаю ознакомление и другим интересующимся вопросом - советую.