История Формулы 1 продолжается на пыльных страницах данного бложика. Сезон 1980 года и вторая гонка, что прошла в бразильском Интерларгосе. Напомню, что ГП Бразилии 80 года, долго было под вопросом, ибо профсоюз пилотов, во главе с Джоди Шектером, счел трассу опасной. И асфальт кочковат и барьеров во многих местах не хватает. Промоутер Гран При Берни Эклстоуну,настаивал, что гонка будет, но Шектер своего мнения о трассе не изменил. Уже было объявлено, что в 1981 Гран При с Интерларгоса, скорее всего, переедет. Ferrari, Renault и Ligier говорят, что не будут давить на своих пилотов, если те откажутся выходить на старт. Бразильская же, журналистская братия, вместо того, что поставить вопросы перед владельцами трассы или Берни, во всем начинает обвинять Шектера ... дескать это дешевый пиар. С прессой, согласны кое-кто из пилотов, в частности Марио Андретти. Когда в среду (23 января) пилоты встречаются на собрании с вопросом о том, быть ли ГП Бразилии, голоса разделились ровно посередине, 13 были за бойкот, 13 против. Бедняга Шектер не знал, что делать. Вообщем, когда владельцы трассы пошли на временные переделки, гонку все же решили провести.
Вместе с тем гонщики заняты и другими проблемами. Шектер и Жабуй озадачились составлением так называемого "списка обид", которые они хотят предоставить на ближайшее совещание ФИСА. Гонщик требуют снижения аэро-поддержки, путем уменьшения размеров юбок и снижение сцепления с трассой, путем изменения диаметра шин. Требования странные, с точки зрения современного болельщика. но в них была логика. Слишком уж на больших скоростях проходились повороты при граунд-эффекте, но малейшее повреждение юбки, приводило к тому, что на этой скорости пилот вылетал в совершенно не управляемом болиде.
Ну а местная публика во всю поддерживает Эмерсона Фиттипальди
Да чемпион уже давно ничего не показывает, но не Пике же поддерживать, ведь это гад из Рио де Жанейро, куда ГП Бразилии может переехать из Сан-Паульского Интерларгоса.
Отметим, что Williams вывел на старт оба болида из 1979 года. Ещё один интересный момент. что в Бразилию Michelin привезли специальную квалификационную резину - мягкую да на пару кругов. Goodyear же считает это расточительством.
Трасса олично подходит Рено и её турбодвижкам. Пятый поул Жан-Пьера Жабуя и он на две десятых опередил Пирони. Третий Вильнев, подтвердивший, что эта скорость стала возможно из-за квалификационной резины. Рётеманн боролся с нестабильностью Williams, но он 4-й. Лаффит и Арну стали жертвами отказа движков и уступили партнерам по команде. Джонс лишь 10-й.
Alan Jones
Williams FW07
Ford Cosworth
9
8
Nelson Piquet
Brabham BT49
Ford Cosworth
Jody Scheckter
Ferrari 312 T5
Ferrari
7
6
Elio de Angelis
Lotus 81
Ford Cosworth
Rene Arnoux
Renault RS20
Renault-Gordini
5
4
Jacques Laffit
Ligier JS11
Ford Cosworth
Carlos Reuterman
Williams FW07
Ford Cosworth
3
2
Gilles Villeneuve
Ferrari 312 T5
Ferrari
Didier Pironi
Ligier JS11
Ford Cosworth
1
Jean Pierre Jabouille
Renault RS20
Renault-Gordini
На шестой строчке Андретти и Регаццони. Прост снова бьет по всем фронтам своего напарника. Ален стартует 13-м, в то время как Уотсон 23-й. Tyrrell чудовищно медленны на прямых. Жарье 22-й, Дэйли 24 и последний. Как и в Аргентине квалификацию не прошли Чивер, Ламмерс, Кэннеди и Йоханссон.
А в воскресенье с утра у Жабуя отказало его турбо. Он просит пересадить его в запасной болид, но Жерар Лярусс отдал приказ, просто сменить ему движок.Вообщем Жан-Пьер не очень оптимистично настроен по поводу возможности закончить гонку.
Ну что. давайте смотреть. Фильм у на разбит на несколько частей, что не очень удобно. Хронометраж ниже.
Click to view
4.00 Старт
Обрашаем внимание на отличнй старт Вильнева.
Жиль просочился между Жабуем и Пирони и в лидером вошел в первый поворот.
Жабуй провалился на 4-е место, но в кривой после Retao, смог обойти обратно Лаффита.
А в Arquibacanas и Пирони. Можно увидеть, что на старте Уотсон подтолкнул Зунино, аргентица развернуло, но он смог вернуться на трассу.
После первого круга
1. Вильнев Ferrari
2. Жабуй Renault
3. Пирони Ligier
4. Лаффит Ligier
5. Арну Renault
6. де Анджелис Lotus
7. Джонс Williams
8. Шектер Ferrari
9. Андретти Lotus
10. Регаццони Ensign
7.00 Лаффит атакует Пирони, но безуспешно. Наблюдаем на обочине Лотус Андреттти. Марио потерял контроль в кривой, напротив боксов и уничтожил пару столбиков с сеткой. К счастью сам Андретти не пострадал.
8.00 В курва де-ла-Соль Жабуй проходит Вильнева и выходит в лидеры гонки. И буквально тут же мимо Феррари прошел Пирони
9.00 Лидеры обходят ползущего в боксы Рётеманна, он где то разбил ведущий вал. Далее мы видим, что Вильнев уже пропустил и Лаффита с Арну.
11.00 Карлос добрался до боксов
12.00 Лаффит все же дожал Пирони и вышел на 2-е место. Вскоре Дидье уступит и Арну а де Анджелис обойдет Вильнева. Соперники массово проходят Регаццони. У Клея проблемы с подачей топлива и он поедет в боксы на ремонт.
15.00 Дидье Пирони повредил юбку и едет в боксы решать свои проблемы с поворачеваемостью. Механики думают, что у него поврежден стабилизатор поперечной устойчивости. Колдуют над ним и выпускают Дидье обратно на трассу (21-м), причем проблем с управляемостью это никак не решило.
22.00 Вильнев ныряет в боксы, он уже пропустил вперед Джонса и Шектера. Шины совершенно изношены и канадец, их поменяв, вернулся на трассу 15-м.
24.00 Нельсон Пике проходит Джоди Шектера.
25.00 У африканца тоже беда с шинами и он поедет на пит-стоп. Африканец вернется на трассу 21-м.
После 10 кругов
1. Жабуй Renault
2. Лаффит Ligier - 2,8 сек
3. Арну Renault - 8,8 сек.
4. де Анджелис Lotus -11,4 сек.
5. Джонс Williams -20,7 сек.
6. Пике Brabham -36,1 сек.
7. Патрезе Arrows
8. Масс Arrows
9. Прост McLaren
10. Уотсон McLaren
часть 2-я
Click to view
И буквально сразу наблюдаем потрясающую сцену, как две Фиттипальди бросаются обгонять Уотсона и в итоге шедший 12-м Росберг, обошел Уотсона, оттеснил Эмо и вышел на 10-е место. Красивый маневр, но босс Фиттипальди потом очень долго будет дуться. Позади к ним, кстати, подъезжает Вильнев на свежих шинах.
1.00 Шектер остановился на газоне - отказ двигателя
7.00 Эмерсон Фиттипальди заехал на пит-стоп, он повредил юбку, при заезде в траву. Проблему удалось решить и Эмо вернулся на трассу.
8.00 Важный момент, мы видим на обочине болид Лаффита. Жак казалось, потихоньку приближался к Жабую, но подвела электроника.
9.00 Пике поднял руку вверх и медленно ползет в боксы. Это прокол. После смены шин, Нельсон вернется на трассу последним. Не надолго, вскоре у него развалится подвеска, к счастью без тяжелых последствий для бразильца
часть 3-я
Click to view
После 15 кругов положение таково
1. Жабуй Renault
2. Арну Renault - 9,9 сек.
3. де Анджелис Lotus -11,5 сек.
4. Джонс Williams -30 сек.
5. Патрезе Arrows - 1 мин. 10 сек.
6. Прост McLaren - 1 мин. 18 сек.
7. Масс Arrows
8. Росберг Fittipaldi
9.Уотсон McLaren
10. Пирони Ligier
1.00 Наблюдаем возвращение Пирони. у Дидье напомню повреждена юбка и он страдает от избыточной поварачеваемости, но тем не менее пилот Ligier прошел Росберга и принялся за идущего 7-м Масса и довольно быстро немца прошел.
2.00 Кеке Росберг пытается протиснуться мимо Масса, следом за Пирони, но Йохен отбивает эту атаку.
3.00 Ещё одна атака Росберга и снова Масс хорошо кроется. Далеко позади Депайе прошел своего партнера Джакомелли
6.00 Джакомелли в боксах, у него прокол. Меж тем, за пределами камер Пирони обошел Проста и вошел в очковую зону. Росберг так же дожал Масса. Жабуй все так же лидирует, в 9 секундах от него Арну, а вот де Анджелис отстал, его резина поплыла.
8.00 Унижение Фиттипальди продолжается, его на круг проходит Жабуй. Позади Эмо на трассе лишь Джакомелли.
14.00 Эмо снова заехал на пит-стоп урегулировать юбки. В это время Рене Арну показывает быстрый круг 2'27''31 ''.
17.00 Самое убойное место гонки сейчас это борьба за 5-е место между Пирони и Патрезе. Риккардо отбивается на грани фола, намеренно притормаживает и срезает траектории (вообще все то, за что он нажил себе врагов в 78). Само собой "давний друг" Патрезе - Джеймс Хант, сказал в эфире БиБиСи все, что он думает.
22.00 Увлеченные борьбой Пирони против Патрезе мы можем пропустить, примечательный факт, что они промчались мимо Рено. Это отказало турбо у Жабуя. В лидеры выходит Арну. Плюс на этом круге Вильнев обошел Росберга и Масса. Наконец в Retao Пирони прошел Arrows.
После 27 круга
1. Арну Renault - 9,9 сек.
2. де Анджелис Lotus -11,4 сек.
3. Джонс Williams -43,2 сек.
4. Пирони Ligier - 1 мин. 34 сек.
5. Патрезе Arrows - 1 мин. 38 сек.
6. Прост McLaren - 1 мин. 40 сек.
7. Вильнев Ferrari
8. Масс Arrows
9. Росберг Fittipaldi
10. Зунино Brabham
33.00 Арну догоняет на круг группу Фиттиальди -Масс-Зунино, там Рикардо отчаянно сражается с Массом и есть опасность, что они могут не заметить Рене.
35.00 Фиттипальди заехал сменить шины.
36.00 Собственно то, чего опасались, чуть было не произошло. Зунино обходят сильно замедлившегося Масса, чуть не вынес Арну
38.00 А теперь Арну уперся в пару Росберг-Зурер (Марк отлично проводил гонку и обошел Масса с Зунино). Рене их обошел, но к парочке скоро подъехал Зунино. Борьба обещала быть жаркой
После 34 кругов (за 6 кругов до финиша)
1. Арну Renault - 14,8сек.
2. де Анджелис Lotus -11,4 сек.
3. Джонс Williams -51,3 сек.
4. Пирони Ligier - 1 мин. 38 сек.
5. Патрезе Arrows - 2 мин. 04 сек.
6. Прост McLaren - 2 мин. 06 сек.
7. Вильнев Ferrari - 2 мн 10 сек.
8. Росберг Fittipaldi - 1 круг
9. Зурер ATS - 1 круг
10. Зунино Brabham - 1 круг
43.00 В это время Прост догнал Риккардо Патрезе, не шибко желающего кого либо пропускать.
46.00 Сход Депайе из-за коробки передач. Француз шел 13-м.
47.00 Прост кажется вышел вперед, но в следующем повороте Патрезе в силовой борьбе отыгрался назад.
51.00 Прост не оставляет попытки пройти Патрезе. В боксах сходит Вильнев - проблемы с акселератором. А Алену обгон удался, но в дали от режиссерских глаз.
58.00 Рене Арну пересекает финишную черту и выигрывает своё первое Гран При. Элио де Анджелис второй. В 21 год и 9 месяцев он бьет рекорд Брюса МакЛарена по самому молодому подиуму. Снова отметим отличное начало сезона, дебютанта Алена Проста, во второй гонке подряд, набирающего очки.
1. René Arnoux
2. Elio de Angelis
+21.86 сек.
3. Alan Jones
+1:06.11 сек.
4. Didier Pironi
+1:40.13 сек.
5. Alain Prost
+1:45.41 сек.
6. Riccardo Patrese
+ 1 круг.
На круге приветситвия у Рене Арну закончился бензин и счастливого победителя до подиума довез Риккардо Патрезе. чъе поведение на трассе снов нашло много критики.
Арну стал седьмым французом выигравшим Гран При. Он долго благодарил парней из ELF, помогших его карьере (особенно в 75, когда Рене остался без гроша в кормане). Ну что на гоночной сцене чемпионата появился новый игрок.
де Анджелиса и Джонс на подиуме почему то заменили местными красотками.
Личный зачет:
учитываются результаты 5 лучших из 7 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок
1 Алан Джонс
-13
2. Рене Арну
-9
3.Нельсон Пике
-6
3. Элио де Анджелия
-3
5. Кеке Росберг -
4
6. Дерек Дэйли
-3
6. Дидье Пирони
-3
8. Ален Прост
-3
9. Бруно Джакомелли
-2
10. Риккардо Патрезе
-1
1. Willims - Ford Cosworth -13
2. Renault-9
3. Brabham-Ford Cosworth -6
3. Lotus-Ford Cosworth -6
5. Fittipaldi - Ford Сosworth-4
6. Tyrrell-Ford Cosworth -3
6. McLaren - Ford Cosworth -3
8. Alfa Romeo-2
9. Arrows-Ford Cosworth -1
Он, по просьбе своего друга, продолжал набирать очки. Уже очень скоро, правда, все прервется. Карьера Проста хорошо известна, но в ней есть три ключевых этапа. Это его дебют в МакЛарене и спешный побег из него. Это проигрыш Лауде в 0,5 очка и конечно же битва Сенна-Прост. Сегодня разберем первый из них. Кто, как не партнер по команде может все рассказать.
Alain Prost
Джон Уотсон. Когда я впервые увидел Алена, он приехал на тесты McLaren в Поль Риккард и там выбирали между ним и Кевином Коганом (американцем из Ф-Атлантик) и сразу стало очевидно, кто место получит. Как только Прост уселся в кокпит, сразу стало ясно, что это место его, это можно было сказать, как только он покинул пит-лейн. Сказать, что он был, как утка в воде, было бы преуменьшением. Не обязательно было быть ученным-конструктором, что бы понять насколько он был хорош. Разница между ним и Коганом, была как день и ночь.
Прост был выбором Марльборо, а Коган был выбором Тедди Майера и по мере того, как все развивалось, Майер видел, что Прост будет его главным преимуществом в его попытках предотвратить союз между Марльборо и Рон Деннисом, хотевшим взять на себя команду Брюса МакЛарена. Таким образом политика исходила не из самого Проста. Это была борьба Денниса и Майера, но все это сделало сложным жизнь меня - как первого пилота.
Я был в команде уже год. Я знал, что у нас проблема с аэродинамикой. И тут я ещё столкнулся с новым, молодым талантом. Это сбивало веру в себя особенно при настройке болида. . Я не говорю, что Прост был политическим человеком тогда: он просто обладал такими выдающимися способностями и талантом, простым и легким стилем вождения. И граунд-эффект. работал на Проста.
Что бы не делал с машиной Уотсон, это не работало, как только что-то подсказывал Прост, это срабатывало. Дошло до того, что Уотсона прозвали в команде "Джон Что не так" . И даже написали это вместо имени Уотсона на его болиде John Whatswrong.
Ален был похож на моего младшего брата. Я человек не коварный,мне не нужно быть жестким. Я чувствовал к нему симпатию. Когда мы добрались до Южной Африки, Ален вылетел в Эссексе и получил травму, повредил запястье. В McLaren не проявили сочувствия и поэтому французская журналистка попросила меня отвезти его в больницу. Рентген показал, что он будет отсутствовать шесть недель. Команда плохо справилась с этим, Они пригласили звезду британской Ф3 Стивена Саулта, выступить в Лонг Бич. И сюрприз. сюрприз, тот не прошел квалификацию.
Прост очень быстро восстановился. В McLaren пригласили Робина Хёрда и он проработал аэродинамику, заточив её под Проста.
Я в то время превратился в маргинала, я оказался на спине. В Монако я не смог пройти квалификацию, Проста же все называли новой суперзвездой. Новую машину первым получил он. Но М30 оказался неудачным, в то время как М29 был более надежен и более известен Уотсону. Я не мог ехать на машине которая мне не подходила. И я вернулся в старый болид и на свой, привычный уровень. У меня было две удачные гонки, а у Алена две неудачные и моя уверенность вернулась, но он был повышен до статуса суперзвезды. У него были настоящие способности и высокий уровень таланта и он не стоял на месте.
А потом он сильно разбился в квалификации ГП США. Он ударился головой и пошел в медицинский центр. Никто из команды кажется не обеспокоился и поэтому я пошел к нему. Он был моим другом, моим товарищем по команде; Так оно и было. Он сказал мне, что что-то сломалось на машине и что он больше не будет ездить за McLaren. Он сказал мне: «Джон, ты станешь номером один для McLaren в 1981 году». Так оно и было.
Да в 1980 году Ален Прост перенес две тяжелые аварии и когда Марльборо стали интересоваться, что собственно происходит, Тедди Майер во всем обвинил Проста, дескать тот не умеет прогреть резину. Это и стало последней каплей для Проста, которого долго обхаживали в Рено.
Он исключительно сложный человек, когда удачно выпадали карты, он мог вытащить из машины все. У него был экономный стиль, его машина всегда доезжала в отличном состоянии. Он подталкивал людей что бы они работали на него, создавали ему возможности, как Михаэль Шумахер его времен в Феррари. Он стремился к искусству политика. Я имею в виду, беднягу Найджела Менселла, тот видимо подумал, что Каллигула ожил, когда оказался с Простом в Феррари. Тот просто не понимал политику вообще, в то время как Прост, всегда работал за кулисами.
Он должен был выиграть более 4-х титулов, но что-то изменилось в Ален, когда Айртон пришел в МакЛарен. Это вывело его из зоны комфорта, вынудило рисковать, чего он обычно не делал. Я разговаривал с Сенной в фитнес-лагере Уилья Данга в Австрии в начале того (1988) года, и он спросил про Проста. Я сказал Сенне: «McLaren - команда Проста, поэтому тебе нужно это помнить». Айртон сказал: «Нет, я собираюсь поднять уровень, выиграть эту игру физически, умственно и во всех отношениях». И, как я уже сказал, после этого что-то изменилось в Алене. Ну а крах Prost Grand Prix разрушил его эмоционально. У некоторых возникло послевкусие с большим разочарованием в этом человеке. Мне грустно, что его карьера закончилась именно так.