Ну вот и стартует, новый сезон Формулы 1 на страницах данного дневничка. 1980, да мы перешагнули в 80-е ребята. И новый сезон, начинался в обстановке нервозности, скандал витал в воздухе. Ну скажем, всю зиму не утихали споры между ФИСА и ассоциацией конструкторов. Жан-Мари Балестер твердо заявил, что в 1981 году юбок (и собственно граунд-эффекта) в Формуле 1 не будет, ибо а) они не безопасны б) они не соответствую регламенту, ибо механические-подвижные детали аэродинамики запрещены. Берни Экклстоун и присоединившиеся к нему Колин Чепмен и Кен Тиррелл твердо намерены в ответ запретить турбо-моторы. Почему? Причина то понятна, турбо-моторы дороги и они прост убьют частные команды, которым без граунд-эффекта с турбовыми не справится. Но турбо-двигатели совершенно вписываются в свод правил и формально их запретить не за что.
На этом ещё не все. Есть третья сила, о которой мы говорили две недели назад - это профсоюз пилотов, возглавляемый чемпионом Джоди Шектером. Шектер рьяно взялся за новое дело и объявил, что хочет отменить ГП Бразилии, которое шло в календаре сразу за Аргентиной. Основные претензии в том, что в Интерлагосе, плохо развита инфраструктура безопасности. Однако у Берни особые договоренности с организаторами ГП Бразилии, по поводу телетрансляции и он был очень заинтересован, что бы гонка состоялась. Шектер и Эккстоун сели за стол переговоров в Буэнос-Айресе. И по оживленной беседы ГП Бразилии все же должно было состояться. "Пилоты должны помнить, что им платят за риск" сказал Берни "и безопасность гонки, во многом зависит от их поведения". Такого же, спорного мнения, тогда придерживалось большинство авто-спортивных журналистов.
Ну и на этом ещё не все. Напряжение висит в боксах Williams. Тут вроде все нацелено на победу и впервые команда пошла на четкое обозначение первого и второго пилотов. Но первый номер Алан Джонс не доволен.
Перед началом сезона, в интервью он так и сказал, что мол не понимает логики Фрэнка Уильямса и на кой черт из команды попросили Клея Регаццони. Мира в команде это не добавило. (Бедняга "Лоле" Рётеманн, второй раз с ним такая оказия. В 1977 он так же сменил Регаццони в Феррари получив тачанку огурцов от нового партнера -Лауды).
А это Элио де Анджелис
Итальянец в межсезонье перешел из Shadow в Lotus и Элио за деньги пришлось выкупать свой контракт у прежней команды. Но Тени настолько нуждались в деньгах, что Дон Николсон подал на де Анджелиса в суд, мотивируя это тем, что итальянец не мог разорвать досрочно контракт, что мол поставил он команду в неудобное положение и лишь 2 миллиона долларов смогут компенсировать столь тяжкий поступок. Суд бывший ЦРУ-шник проиграл, но де Анджелису это настроения не подняло.
А ещё есть злобно смотрящий в сторону Ligier Патрик Депайе, намеренный многое Ги Лижье доказать за рулем Alfa Romeo, хотя его мышцы ног, за период бездействия на больничной койке, атрофировались и у Патрика были определенные проблемы при работе с педалью тормоза.
В Южной Америке во всю жара и лето, свеже-положенный аргентинский асфальт начал плыть и Алан Джонс даже пересел на прошлогоднюю машину, посчитав, что так будет безопаснее. На Поль Рикар, FW07B ехал гораздо лучше , чем оригинальный 07. Но здесь новый автомобиль прилипает слишком близко к полу и не так быстр , как в прошлом году. Итак в пятницу я решил ехать на старом. Я не знаю, что происходит, возможно у нас проблемы с шинами. Кажется в Аргентине победить мне не суждено.
Квалификацию не прошли новички Shadow - Кеннеди и Йоханссон, а так же Ламмерс на ATS и Чивер на Osella. Другой новичок Ален Прост легко квалификацию прошел -12-м и даже опередил опытного партнера по команде Уотсона -17. Новая Фиттипальди хорошо себя проявила, Росберг 13-й, сам Эмо, правда, последний, но тут виноват двигатель. У Renault вернулись проблемы с надежностью Жабуй 9-й, а Арну лишь 19-й. Рётеманн, в отличии от Джонса понадеялся на новые шасси и был 10-м. У Феррари все плохо на прямых: Вильнев 8-й, Шектер 11-й. Новый Arrows вывел Патрезе на 7-е место, в то время как Масс 14-й. Пике подтвердил потенциал Brabham BT49. он 4-й, но Зунино лишь 16-й. Ну а поул взял Алан Джонс на машине 79 года. Рядом с ним Жак Лаффит с воспоминаниями об удачном начале прошлого сезона.
9
Jean Pierre Jabouille
Renault RS20
Renault-Gordini EF1 1.5 V6T
10
Carlos Reuterman
Williams FW07B
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
7
Ricсardo Patrese
Arrows A3
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
8
Gilles Villeneuve
Ferrari 312 T5
Ferrari 015 3.0 B12
5
Elio de Angelis
Lotus 81
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
6
Mario Andretti
Lotus 81
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
3
Didier Pironi
Ligier JS11
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
4
Nelson Piquet
Brabham BT49
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
1
Alan Jones
Williams FW07
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
2
Jacques Laffit
Ligier JS11
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
В финальную практику асфальт стал рассыпаться (под воздействием граунд-эффекта) и в ночь с субботы на воскресенье рабочие его латали. Это опасно и Жак Лаффит даже просит отменить гонку. Но жаркая аргентинская публика позабивала все окружающие холмы и гонку в таких условиях отменять просто опасно.
Ну что давайте смотреть. Увы гонка не целиком, а только лучше моменты от БиБиСи, зато послушаем Мэри Уокера и Джеймса Ханта.
Click to view
2.00 Старт. Можно увидеть, что в начале формирующего круга Рене Арну столкнулся с проблемами при перезаключении передач и вынужден стартовать с пит-лейн. Лидеры стартуют отлично, не теряя позиций. А вот позади Патрезе боднул де Анджелиса и оба откатились назад. На прямой Ректа-дель-Лаго Пирони и Лаффит воюют друг с другом и не замечают, как их пару, красивым маневром разбивает Пике. Тут же Жиль Вильнев ошибся с торможением и уезжает в траву, он вернется на трассу 12-м. У Дидье Пирони проблемы с двигателем, ибо в конце первого круга он потерял ещё несколько мест.
После первого круга.
1. Джонс Williams
2. Пике Brabham
3. Лаффит Ligier
4. Андретти Lotus
5. Рётеманн Williams
6. Пирони Ligier
7. Шектер Ferrari
8. Прост McLaren
9. Росберг Fittipaldi
10. Масс Arrows
5.00 Рётеманн проходит Андретти. Масс обошел Проста и Росберга. В боксы заезжает Жарье, он погнул подвеску в битве с Уотсоном. Дидье Пирони сходит из-за движка. и Клей Регаццони, тоже заехал в боксы ибо в толчеи первого круга ему кто-то отдавил переднее крыло. У Рене Арну на высокой скорости ломается подвеска и француз закончил гонку в заборе.
6.00 Андретти теряет одну позицию за другой и едет в боксы решать проблему с топливной системой.
Нельсон Пике до поры до времени отбивался от атак Лаффита на прямых, но тут француз его обошел. Но на следующем круге, на прямой Ректа-дель-Лаго, Пике отыгрывается обратно, более того у Нельсона и Жака на хвосте висит Рётеманн. В это время Джонс уходит все дальше и дальше и даже показал быстрый круг.
7.00 Масс в боксах. после отличного старта (а Йохен поднялся за 6 кругов до 5-го места), он где-то вылетел, за пределами камер и повредил передний спойлер, пришлось ехать на ремонт. Тем временем Жак Лаффит атакует и снова проходит Пике. Одновременно из-за отказа сцепления сходит Жабуй.
8.00 На Пике теперь наседает Рётеманн.
Аргентинец явно быстрее, но бразилец отчаянно сопротивляется и выдавливает Карлоса на траву. В итоге Рётеманн едет на пит-стоп, очистить радиаторы от травы. Джонс уже уехал от всех на 16 секунд.
10.00 После обгона на круг Андретти, Джонс вылетает за пределы трассы в Омбу (как раз к асфальту в этом месте трассы были большие претензии). Он сразу же вернулся, но кажется с машиной начались какие-то проблемы.
12.00 Партнеру Джонса - Карлосу Рётеманну везет меньше он замер на трассе с перегревшимся двигателем.
Решилось все в шикане Аскари. Там я заблокировал тормоза в комплекте с передними колесами. и я вылетел за пределы. Не думаю, что это была водительская ошибка. я решил широко зайти в этом секторе, что бы в следующем повороте широко зайти и обогнать, но Пике глубоко вошел в шикану я не смог пройти мимо него. После этого эпизода я вернулся на трассу. Я прошел 9-й круг, начал 10-й и почувствовал, что двигатель греется. Очевидно, что трава забила воздухосборники. На 11 круге я заехал на пит-стоп. но видимо слишком поздно.
В это время Джонс заезжает на пит-стоп. Кажется удачная гонка Уильямс превращается в кошмар. У Алана растет температура воды из-за бумажного пакета, попавшего в радиатор, когда австралиец выехал за пределы трассы. В гонку он вернулся 4-м а в лидеры вышел Лаффит.
После 20 круга
1. Лаффит Ligier
2. Пике Brabham - 4 сек.
3. Вильнев Ferrari -5 сек.
4. Джонс Williams -8 сек.
5. Шектер Ferrari -20 сек.
6. Патрезе Arrows -25 сек.
7. Росберг Fittipaldi -38 сек.
8. Дэйли Tyrrell -49 сек.
9. Джакомелли Alfa Romeo-1 мин. 12 сек.
10. Прост McLaren -1 мин. 31 сек.
15.00 Можно посмотреть на "убитого" сходом Рётеманна. так и сидящего возле своего поверженного болида.
16.00 Самое интересное сражение на трассе, это конечно же то, как Жиль Вильнев нагоняет Нельсона Пике. Закончилась она тем, что и Жиль заехал на травку и резко от Нельсона отстал. Безусловно, вчера положенный асфальт, очень скользок.
17.00 Более того, из-за этой ошибки Вильнева догнал и прошел как стоячего Алан Джонс
18.00 Но сразу после этого замечательного обгона Джонса развернуло в Эссес. И Вильнев снова оказался впереди. К счастью австралиец не вылетел за пределы трассы.
19.00 Джонс снова догоняет Жиля. В Аскари Вильнев не выдерживает давления и съезжает на траву, открыв дорогу Алану.
20.00 Эмерсон Фиттипальди в боксах, но это не сход, на трассу бразилец вернется, но квалифицирован не будет, отстав на 16 кругов. В это время Джонс оперативно догоняет Пике и через пару поворотов его проходит. На хвост Нельсону тут же садится Вильненв.
22.00 В Аскари Пике обоими колесами заезжает на обочину и в следующем повороте Квибекер Жиль его обходит, но и сам ошибается на торможением и Нельсон возвращает себе позицию. Но в Омбу канадец окончательно выйдет вперед.
24.00 По траве идет грустный Патрезе, поломка движка лишила его 6-го места. Меж тем Джонс уже тычется носом в задний спойлер Лаффита.
25.00 Из-за утечки тормозной жидкости загорелся ATS Марка Зурера и гонка для швейцарца закончилась. В Ректа-дель-Ларго Джонс проходит Лаффита, француз ничего не может противопоставить. Алан вернулся в лидеры после вне планового пит-стопа и разворота.
26.00 На хвост Лаффиту тут же садится Вильнев.
27.00 Однако борьбы не выходит ибо двигатель Лаффита испускает клубы дыма, повторения успеха 79 года не будет.
28.00 Проблемы и у Регаццони, он в боксах ремонтирует заклинивший дроссель.
31.00 Гонка затихла и можно посмотреть в каком состоянии находится асфальт.
34.00 На выходе из Хорквилла Феррари Вильнева отказалось поворачивать и канадец крушит ряды сетчатого забора. Жиль не вредим, но единственный конкурент Джонса за победу, из гонки выбыл.
Click to view
37.00 Регаццони в третьий раз заехжает на починку дросселя.
К 40 кругу
1. Джонс Williams
2. Пике Brabham - 15 сек.
3. Шектер Ferrari -31 сек.
4. Росберг Fittipaldi -38 сек.
5. Дэйли Tyrrell
6. Джакомелли Alfa Romeo
7. Прост McLaren
8. Депайе Alfa Romeo
9. Зунино Brabham
У Алана Джона начинает греться движок и он сбавил скорость. Пике приближается.
38.00 Взрыв двигателя у Шектера, африканец едет в боксы на холостом ходу. Кеке Росберг метит на подиум.
39.00 И тут же сходит из-за двигателя Депайе. Француза можно похвалить, не смотря на слабость после травм, он проехал почти всю дистанцию.
Пике сократил разрыв на 5 секунд, но времени слишком мало, а вскоре и сам Нельсон снимет ногу с педали газа. Ехавший же третьим Росберг, побоявшись, что не хватит топлива заехал на последних кругах на быструю дозаправку, не потеряв на этом позиций.
41.00 Легендарный Хуан-Мануэль Фанхио машет финишным флагом. Это первый подиум в Ф1 для Пике и Росберга и первые очки для Джакомелли и Проста. До финиша добралось всего 7 машин, последним, не попавшим в очки стал, отставший на 2 круга, Зунино.
1. Alan Jones
2. Nelson Piquet
+24,59 сек.
3. Keke Rosberg
+1: 18.64
4. Derek Daly
+1: 23.48
5. Bruno Giacomelli
+1 круг
6. Alain Prost
+1 круг
Боевитая гонка и отличное начало года. Но темп с которым Алан Джонс после пит-стопа всех снова догнал и обогнал, ужасал и наводил на мрачные мысли о скучном сезоне. Правда есть признаки конкуренции Джонсу - Нельсон Пике, например, доказавший, что он не просто смуглый, юморной парень с большим кошельком, но и отличный пилот. Или Кеке Росберг, единственный пилот, ни совершивший не одной ошибки на трассе.
Личный зачет:
учитываются результаты 5 лучших из 7 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок
1 Алан Джонс
-9
2.Нельсон Пике
-6
3. Кеке Росберг -
4
4. Дерек Дэйли
-3
5. Бруно Джакомелли
-2
6. Ален Прост
-1
1. Willims - Ford Cosworth -9
2. Brabham-Ford Cosworth -6
3. Fittipaldi - Ford Сosworth-4
4. Tyrrell-Ford Cosworth -3
5. Alfa Romeo-2
6. McLaren - Ford Cosworth -1
Ален Прост попал в избранную группу гонщиков. набравших очки в дебютной гонке. Говорят, когда в субботу, после квалификации Прост приехал в гостиницу, его ждала телеграмма от друга детства Гуго де Шонака "Принеси мне очко". В воскресенье вечером, после гонки Прост нашел новую телеграмму от Гуго "Теперь хочу два".
Alain Prost
Небольшой городок Сен-Шамон. Где-то между Леоном и Сент-Этьеном. Семья Андре Проста и его супруги Мари-Роуз, в девичестве Карачиян (да Прост наполовину армянин). Папа мебельщик, самый настоящий средний класс. Двое детей, старший Ален и его младший брат Даниэль. Даниэль Прост фанат автогонок, старший же Ален (он родился 24 февраля 1955 года), фанат Сент-Этьена. футбольного клуба, всех тогда громившего во Франции (там начинал, чем-то внешне похожий на Проста Мишель Платини)
Вообщем Ален был весьма средним учеником, троечником, все своё будущее связывающий с футболом. По воспоминаниям одноклассников Ален Прост не был дурачком, но рос довольно стеснительным и тихим. Ходил в футбольную секцию до 17, вообщем простой пацан, звезд с неба не хватавший. Все изменилось, когда у семьи появились лишние деньги и они переселились в Канны, что рядом с Монте-Карло. В 1970 году Ален Прост с папой и братом посетил ГП Монако, то самое, где на последнем круге и в последнем повороте, Йохен Риндт вырвал победу у Джека Брэбэма. И Ален получил стол же сильные эмоции, что и при просмотре футбольного матча. Интересно, что видимо на соседней трибуне эту гонку смотрел маленький Бобби Рейхолл с отцом. В том же году младший брат притащил Проста в парк развлечений, где была картинговая дорожка. Карингом можно было заниматься с 16 лет, Алену было 15, но письменное разрешение родителей сделало своё дело и клуб Сент-Этьен потерял футболиста.
Ален учился в колледже, по вечерам подрабатывал в магазине отца и смог накопить денег на покупку карта. Увы, это было что-то старое и перелатанное, больше времени проводившее в ремонтных боксах, нежели на трассе. Но Просту повезло, что сей драндулет не сломался в финале регионального первенства, который Ален, неожиданно выиграл (неожиданно и для себя, ибо особых успехов до этого не было)
Дальше дело техники (которая стала новее) Прост становится чемпионом Франции по картингу в 1974, 1975 годах. Как и большинство молодых французов, он записывается в гоночную школу Уинфилд. Оканчивает её с блеском и получает главный приз от Elf - оплаченный сезон в Формуле Рено. В Формуле Рено, Прост выступает просто на голову выше всех остальных, выиграв все заезды, кроме одного (12 из 13). Кими Райкконену подобного же достижения хватило, что бы попасть в Формулу 1, но у Проста все было не так просто. Не удержался от каламбура, простите, ждите в следующих выпусках Марк Жене сказал жене.
Как видим на этом фото нос Алена Проста уже приобрел свою знаменитую горбинку. Нет, это не наследие армянских корней. Это прощальный подарок от футбола. Нос Проста был сломан. Причем он ломал его несколько раз, один раз, даже куда-то въехав на роликах.
Ну испорченная аэродинамика носа не мешала Просту быстро ехать. В 1977 он стал чемпионом европейской Формулы Рено, что конечно в то время была не то, что сейчас, а скорее аналогией Формулы Форд. Это позволило перейти во французскую Формулу 3. Впервые Прост оступился в 1978, довольно безлико проехав сезон в трешке. Но в 1979 его уже было не удержать. Чемпион Франции, чемпион европейской Ф3, победитель Гран При Монако 79. Тедди Майео его обхаживал давно, уже в конце 79 года он предложил Просту выйти на старт ГП США в третьей машине. И Ален отказался. Ему показалось,что третьей машине не будет уделено достаточно внимания. А к примеру если он не сможет пройти квалификацию (а это вполне было возможным, что мог подтвердить Патрик Томба), это может погубить его молодую карьеру.
По этой же причине, чуть ранее Прост отклонил старт в Формуле 1 в конце сезона за рулем Shadow, хотя большинство пилотов вцепилось бы в такую возможность руками и ногами. Вместо всего этого, Прост попросил у МакЛарен тестовую сессию на Поле Риккарде и быстро перебил время Джона Уотсона. Контракт тут же был подписан. И уже в первом же Гран При Прост набрал очки, До Алена, последним человеком, кому это удалось, был Джеки Стюарт.
Но продолжим на следующей неделе.