История Формулы 1 в целом и сезона 1979 в частности, продолжается на пыльных страницах данного дневничка. Итак, в Монце Феррари и Джоди Шектер забрали все трофеи и кубок конструкторов и чемпионский титул. Но осталась борьба за распределение оставшихся мест под солнцем. За вице-чемпионский титул сошлись Жиль Вильнев, Жак Лаффит и Алан Джонс. За 2-е место в кубке конструкторов боролись Лижье и Уильямс. В борьбе пилотов фаворитом конечно выглядит Жиль Вильнев, чья первая победа, состоялась год назад именно здесь, на родной трассе. Да, накануне Гран При Канады 2017 мы будем вспоминать, как все это выглядело 38 лет назад.
Две новых машины должны были появится в Канаде. Во первых Copersucar впервые с начала сезона выставил две машины. За рулем второй F6 поедет набожный Алекс Рибейро бывший пилот Hesketh и March. А в Tyrrell решили выставить сразу три болида. Пирони уходит в Лижье, поэтому Кен Тиррелл решил снов посмотреть, что из себя представляет Дерек Дэйли и стоит ли с ним заключать контракт, ирландец поедет в третьей машине.
А это Ники Лауда и он за рулем новой BT49 с движком Cosworth-Ford. Brabham и Alfa Romeo окончательно разбежались и Гордон Марри за 11 недель недель разработал эту машину. Красивый, простой болид, без каких либо новинок, при этом гораздо легче предшественника. Алюминий, углеводородное волокно. Поменьше бак, так как Форд менее прожорлив, чем Альфа. Эта фотография для история ценна не только тем, что это первое появление BT49, но и тем, что это последние кадры Ники Лауды, как участника чемпионата 79 года.
Лауда смог убедить Берни, что он нужен команде и заключил контракт на 2 миллиона баксов. Но при этом ситуация очень напоминала положение Алонсо в МакЛарене в этом году, с той разницей, что у "крысы" не было отдушины в виде Инди 500. Австриец всего дважды за сезон доехал до финиша. Гонки перестали радовать Ники. Плюс другой проект, завладел его мозгом - собственная авиакомпания. Появление новой машины должно было разбудить у Ники интерес, но не разбудило. Как сам австриец вспоминал в своей биографии, после победы над Берни, он чувствовал себя выжатым. Прилетел в Канаду уставший, погода была мерзкой, трассу он терпеть не мог, кое как откатал первую тренировку, а на утро, проснувшись и выглянув в окно понял, что просто не хочет никуда ехать. И отзвонился Берни, сообщив, что разрывает контракт немедленно.
Паддок пребывал в неком ахуе..Лауда же объяснил все тут же, журналистам. "Мы делаем большое дело, почему я, как обычный человек с улицы, не могу почувствовать усталость, что я не хочу продолжать?" Его приятель Джеймс Хант. как раз пробующий себя в качестве комментатора очень поддержал это решение. "Я думаю он прав. Когда заходит вопрос об осторожности вхождения в поворот... и ты поднимаешь ногу, когда другие проходят его в пол, это значит пришло время остановится"." Ну тут Хант, в этой фразе, больше конечно про себя рассказал, Ники, в отличии от Джеймса не оказался "пробитым боксером", просто человека в какой-то момент выдохся. Уже на следующий день он улетел в Лос-Анджелес договариваться о покупке нового Lear Jet для своей авиакомпании.
Заменил же его аргентинец Рикардо Зунино. Пилот Формулы Атлантик и Формулы 2. оказавшийся случайно на автодроме, в качестве зрителя. Ну или не случайно, но про это чуть позже.
Меж тем разрыв отношений между Альфа Ромео и Берни Эккстоуном вышел на новый уровень.
Обратите внимание, что окраска Альфы поменялась в сравнии с ГП Италии и чем то стала напоминать Феррари середины 80-х.
Дело в том, что Альфа привезла в Канаду обе машины, с дополнительными болидам от Тиррелла и Фиттипальди, получалось, что на трассе, где с трудом помещалось 28 машин в квалификации, должно было участвовать 30. В принципе такие переборы бывали и раньше и организаторы решили провести предквалификацию с участием Дэйли, Рибейро и обоих Альф. И тогда глава ассоциации конструкторов, коим был Берни, сказал просто, Альфа Ромео участвует от случая к случаю, большую часть сезона пропустили и заявку на участие в ГП Канады не давала (что правда, итальянцы одумались после удачного ГП Италии, но было поздно), может проще не допустить её до старта. Карло Кити конечно же стал рассказывать об их уникальном статусе команды как авто-производителя и личной обиде Экклстоуна. Вообщем пришли к компромиссу, Альфа выйдет лишь одной машиной, предквалификации не будет. Как ни странно Альфа вышла машиной Виторио Брамбиллы, а не, хорошо смотревшегося на ГП Италии, Бруно Джакомелли.
В квалификации считалось, что Феррари, благодаря гибкому двигателю - фаворит. Но неплохо смотрелся Williams. Вообщем возникла борьба между Джонсом и Вильневым. Её выиграл австралиец на шесть десятых опередив канадца. Новый Brabham-Ford-Cosworth радует, Пике 4-й рядом с Регаццони. Трасса не очень подходит турбо. Жабуй 7-й, Арну -8. У нового чемпиона мира - Шектера, проблемы с тормозами и он лишь 9-й.
10
M Andretti
Lotus 79
Ford Cosworth DFV
3.0 V8
9
J Scheckter
Ferrari 312 T4
Ferrari 015
3.0 B12
8
Rene Arnoux
Renault RS10
Renault-Gordini EF1 1.5 V6T
7
J-P. Jabouille
Renault RS10
Renault-Gordini EF1 1.5 V6T
6
D Pironi
Tyrrell 009
Ford Cosworth DFV 3.0 V
5
J. Laffite
Ligier JS11
Ford Cosworth DFV 3.0 V
4
N. Piquet
Brabham BT49
Ford Cosworth DFV
3.0 V8
3
C. Regazzoni
Williams FW07
Ford Cosworth DFV
3.0 V8
2
G. Villeneuve
Ferrari 312 T4
Ferrari 015
3.0 B12
1
Alan Jones
Williams FW07
Ford Cosworth DFV
3.0 V8
Масс, Зурер, Росберг, Рибейро и Мерцарио квалификацию не прошли. Патрезе решил участвовать на прошлогоднем A1 и в отличии от напарника квалификацию прошел. Отметим унижение на родной трассе Вальтера Вольфа и его команды, после которого канадец окончательно решил отойти от дел. Дебютант Зунино квалифицировался 19-м, что неплохо.
В воскресенье, за час до старта было очень холодно и с неба моросило. Правда прям перед стартом в небе стали появляться просветы и даже солнышко. Вообщем выбор по шинам оказался сложным. Компенсируя провал в квалификации Шектер решил стартовать на сверх-мягком Мишлене.
Увы нет в этих ваших интернетах полной версии Гран При Канады 79. Есть нарезка лучших моментов, хорошая на пол часа и многих думаю, это даже обрадует ибо зачастую смотреть старые гонки целиком, нудно и тяжело. Но я всегда был сторонником полных версий Гран При. Ну ладно, ниже все равно будет расшифровка.
Click to view
Собственно кому не охота слушать долгий рассказ про то что Лауда покинул Формулу 1 и про его карьеру, мотайте на 10.00
11.00 Старт
Вильнев отлично стартует и обходит Джонса. Позади Шектер пытался опередить Рено,но всеми колесами заехал в траву.
1. Вильнев Ferrari
2. Джонс Williams
3. Регаццони Williams
4. Пике Brabham
5. Пирони Tyrrell
6. Лаффит Ligier
7. Андретти Lotus
8. Арну Renault
9. Жабуй Renault
10. Штук ATS
Шектер только 12-й.
15.00 У Регаццони слишком жесткая резина и он не может держать темп лидеров. Нельсон Пике на восьмом круге обгоняет швейцарца. Прямо за ними Лаффит обошедший чуть ранее Пирони.
16.00 Жабуй на пит-стопе проверят баланс тормозов. И тут же в боксы заезжает Лаффит - поломка клапана. К этому времени Джоди Шекетер уже прорвался в очковую зону, обойдя 6 соперников за 10 кругов.
На выходе из Казино развернуло Яна Ламмерса, но судьи вернули его на трассу.
После 13 кругов
1. Вильнев Ferrari
2. Джонс Williams -0,7 сек.
3. Пике Brabham -7 сек.
4. Регаццони Williams -9 сек.
5. Шектер Ferrari -15 сек.
6. Рётеманн Lotus - 19 сек.
7. Андретти Lotus
8. Пирони Tyrrell
9. Арну Renault
10. Штук ATS
17.00 Видим что Ханс-Йохен Штук, скачет по обочине. Чуть ранее немец ошибся на торможении и ударил в задницу Арну. Оба гонщика остановились за пределами трассы. В это же время Шектер заехал на пит-стоп, ибо его мягкая резина быстро пришла в негодность. На трассу он вернулся 17-м. Игра не стоила свеч, но во многом из-за того, что Феррари упала с домкрата во время остановки и пит-стоп за счет этого затянулся
18.00 Видно, что судьи отталкивают машину Патрезе с трассы. Итальянец заблокировал тормоза при входе в шикану, Arrows развернуло и мотор заглох. Затем видим, что Карлос Рётеманн стал терять скорость. Это поломка опоры задней подвески и аргентинцу остается лишь вернутся в боксы.
Алан Джонс продолжает висеть на хвосте у Вильнева и к ним все ближе и ближе Пике.
20.00 Бойня в пелотоне продолжается. Дерек Дэйли паркуется в траве с взорвавшимся движком. К тому времени уже сошли Ребаке - поломка опоры двигателя и Де Анджелис - поломка распределителя.
После 30 кругов
1. Вильнев Ferrari
2. Джонс Williams -0,5 сек.
3. Пике Brabham -4,8 сек.
4. Регаццони Williams -18 сек.
5. Андретти Lotus
6. Пирони Tyrrell
7. Брамбилла Alfa Romeo
8. Икс Ligier
9. Жарье Tyrrell
10. Шектер Ferrari
21.00 Лидеры нагнали первых круговых и если Зунино пропустил без проблем, то Ламмерс сильно притормозил Джонса. Сзади, вроде набравший ход Пике, начал отставать.
22.00 Лидеры на круг догнали Шектера, а меж тем африканец один из быстрейших людей на трассе. За 10 кругов он уже пробился на 7-е место. Но его скорость ниже чем у лидеров. А вот Пике резко сдал.
После 45 круга
1. Вильнев Ferrari
2. Джонс Williams -0,8 сек.
3. Пике Brabham -11 сек.
4. Регаццони Williams -26 сек.
5. Андретти Lotus -1 мин.
6. Пирони Tyrrell
7. Шектер Ferrari
8. Икс Ligier
9. Брамбилла Alfa Romeo
10. Уотсон McLaren
24.00 Вильнев допустил небольшую ошибку в третьей шикане, ту самую, которую почти два часа терпеливо ждал Джонс. И Алан пошел в атаку.
Жиль пытался удержать австралийца. но выскочил за пределы трассы, его колеса заскользили и к огорчению трибун Джонс вышел в лидеры.
26.00 Ну не двигатель Альфа, так все равно что-то мешает Brabham добраться до финиша. Нельсон Пике скрылся в боксах - разлетелась коробка передач, начавшая барахлить на середине дистанции. За это время Джоди Шектер, следуя вплотную за лидерами и обгоняя вместе с ними, смог забраться на 4-е место.
Вильнев же продолжает висеть на хвосте Джонса, теперь он ждет ошибки соперника
28.00 Джон Уотсон на пит-стопе. Британец вышел на 6-е место, когда у Андретти, на трассе, кончилось топливо, но и сам вынужден заехать на дозаправку. К счастью идущие позади отстали очень сильно и Утосон не теряет позиций.
До финиша нескоько кругов, но Джонс по прежнему не уверен в своей победе ибо Вильнев рядом, плюс есть опасение, что и у него не хватит топлива. Механики Уильмса на всякий случай вышли из боксов и готовы к дозаправке.
32.00 Но тем не менее Алан Джонс первым пересекает финишную ленту. Очень красивая и умная победа.
1. Alan Jones
2. Gilles Villeneuve
+1.080 сек.
3. Clay Regazzoni
+1:13.656
4. Jody Scheckter
+1 круг
5. Didier Pironi
+1 круг
6. John Watson
+ 2 круга
Джонс под гробовое молчание толпы проехал круг почета размахивая финишным флагом. Для канадцев он стал врагом номер один, что конечно не справедливо ибо Алан красиво и грамотно обыграл местного кумира Жиля Вильнева.
Я кажется оторвался от Жиля на три секунды, потом смотрю а этот красный кусок дерьма опять у меня на хвосте здесь. Никогда ещё не гонялся против таких парней, как Жиль.... отдал должное своему сопернику Алан.
Победи я здесь, это было бы замечательно. Но я финишировал вторым и это кошмар... Исус, я просто не могу поверить, что Ники, смог от всего этого отказаться. Сказал Вильнев.
Меж тем Жиль практически обеспечил себе второе место в чемпионате ибо Лаффиту нужно побеждать в США, и что бы Вильнев вообще не набрал очков, задача, с учетом формы Лижье к концу сезона, практически не выполнимая. Williams так же фактически обеспечил себе второе место, ибо тут в США нужен победный дубль Ligier, что бы что-то поменялось, что вообще звучит как задача из области научной фантастики.
Личный зачет:
учитываются результаты 4 лучших из 7 первых гонок и 4 лучших из оставшихся 8 гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок
1 Джоди Шектер
-51 (60)
2. Жиль Вильнев
-44
3. Алан Джонс
-40 (43)
3. Жак Лаффит
-36
5. Клей Регаццони
-29 (32)
6. Патрик Депайе
-20 (22)
7. Карлос Рётеманн
-20 (25)
8. Марио Андретти
-14
8. Жан-Пьер Жарье
-14
10. Джон Уотсон
-14
11. Рене Арну
-11
12. Дидье Пирони
-10
13. Жан-Пьер Жабуй
-9
14. Ники Лауда
-4
15. Нельсон Пике
-3
16. Йохен Масс
-3
16. Жаки Икс
-3
18. Риккардо Патрезе
-2
19. Эмерсон Фиттипальди
-1
1. Ferrari -104
2. Willims - Ford Cosworth -75
3. Ligier - Ford Cosworth -61
4. Lotus - Ford Cosworth -39
5. Tyrrell-Ford Cosworth -24
6. Renault -20
7. McLaren - Ford Cosworth -14
8. Brabham-Alfa Romeo -7
8. Arrows - Ford Cosworth-5
10. Fittipaldi - Ford cosworth -1
Тем самым человеком, что не смог догнать Уотсона, не смотря на дозаправку последнего, был дебютант Рикардо Зунино. Он финишировал 7-м. в шаге от очков. при этом опередив на круг Фиттипальди и Ламмерса. Для человека пришедшего в формулу 1 из зрителей это очень хорошо. Рикардо Зунино это история формульной Золушки с не очень счастливым но зато жизненым концом.
Ricardo Zunino
Рикардо Зунино родился в провинции Сан-Хуан, что на западе Аргентины, 13 апреля 1949 года. Его отец был заводчиком лошадей на огромном ранчо у границы с Чили. И до 25 лет о таком гонщике, как Рикардо Зунино никто не слышал даже в Аргентине. Сам Рикардо подрабатывал на ранчо ковбоем, ни в чем особо не нуждался, ждал наследства отца и собственно дебютировал в автогонках на папины деньги, так потехи ради, ибо в детстве гонялся в картинге. Выбрал он кузовной чемпионат Аргентины, где стартовал на спортивном Фиате. За два года участия проявил себя талантливым пилотом, которому конечно не хватало опыта, но он быстро учился. В ту светлую пору у Аргентины был один гонщик - сам понимаете звали его Карлос Рётеманн. И Аргентинский автомобильный клуб решил, что относительно молодой и обучаемый Зунино, вполне возможно будет в будущем Карлосу заменой.
Аргентинский автоклуб оплатил Зунино поездку в Европу и участие ни где ни будь, а сразу в Формуле 2. Шаг конечно более чем странный, с учетом. что Рикардо практически не имел кольцевого опыта, будучи, чистым кузовным пилотом. Но Зунино было уже 28 и времени на раскачку в Формуле 1600 и хотя бы в Формуле 3 у него просто не было. Возможно аргентинцы решили выплывет так выплывет, не выплывет, ничего страшного. March 772 с не самым хорошим движком Hurt и командой AFMP.
В принципе ожидаемо, совершенно не имевший опыта кольцевых гонок и не знавший европейских трасс Зунино провалился. Он набрал одно очко в курьезной гонке в По. Просто гонку остановили досрочно из-за дождя и большого завала. В тот завал угодил и Зунино, столкнувшись с Альберто Коломбо, Пирони и Патрезе, но по результатам предыдущего круга ему дали 6-е место. На фото машина на заднем плане и есть болид Рикардо.
Дальше, больше, на 1978 год Зунино получил приглашение от заводской команды March, считавшейся дочкой BMW. Сильный коллектив, тем более, усилившийся после отказа от Формулы 1 и концентрации ресурсов на Формуле 2. Хорошие перспективы, но не зашло. Зунино запомнился разве что своей стабильностью.
Он набрал всего 7 очков благодаря серии из трех 5-х и одного 6-го места, это поставило его на 11-е место в чемпионате. Результат не о чем, но тем не менее, имевший хороший спонсорский пакет, Зунино четко нацелился на Формулу 1. В 1979 году у него была договоренность с командой BS Fabrications, той самой, выведшей в люди Нельсона Пике. Те вроде бы даже выкупили хозяйство Джо Сёртиса. усилились, но не сложилось. Ожидалось. что BS Fabrications начнет сезон с европейских гонок, но бюджета собрать не удалось и Рикардо остался и вовсе без гонок. Но правда ему повезло, что чемпионатов в то время было хоть ложкой ешь. Летом команда Arrows пригласила аргентинца стартовать в серии Аврора. Это новый, тогда, чемпионат для б/у техники Формулы 1, надо же было куда то деть машины без граунд-эффекта, и и с соответствующим контингентом, людьми в Формуле 1 не прижившимися в силу разных причин или в неё не попавшими - Руперт Киган (первый чемпион), Дезире Уилсон, Эмилио де Вилота, Дэвид Кеннеди, Гай Эдвардс.
В этой пестрой компании неудачников Зунино не потерялся. Вступивший в чемпионат с середины сезона, Рикардо тут же стал набирать очки а вскоре и начал выигрывать. В конце августа он одержал победу в Брэндс-Хэтче. По итогам сезона аргентинец занял 6-е место.
А вот теперь к истории о золушке. Я тоже, ребята, в своё время в журнале "Формула" читал историю про простого парня,приехавшего посмотреть Гран При Канады, который услышал объявление диктора по трибунам, что Brabham ищет гонщика с лицензией, пришел в боксы и стартовал в Гран При. Слезы умиления катились по юношеским щекам и хотелось верить, что и в моей жизни будет такое чудо. Но на самом деле, все по всей видимости было немного иначе.
Ну например, как думаете, сколько ребят из Формулы 2 или Формулы Е, прилетели просто посмотреть Гран При Канады, которое будет в эти выходные? Подозреваю, что таких нет. И Канада далековато и сезон в разгаре. Сезон Формулы Аврора был в разгаре и у Зунино, но человек летит смотреть в живую, далекое Гран При Канады. Т.е. мы скорее всего можем предположить, что летел он договариваться о месте в Формуле 1 на следующий сезон, благо за месяц до этого, он одержал свою победу в Брэндс-Хэтче и имел хороший спонсорский пакет.
Есть ещё одна странность. Дело в том, что когда выгорело дело с BS Fabrications, Зунино работал тест-пилотом и ни где нибудь, а в Brabham! Из всего этого, можно сделать вывод, что Рикардо прилетел в Канаду поговорить с Берни о месте тест-пилота на следующий год, возможно не в Brabham, но Берни мог бы ему помочь пристроится куда нибудь в Ensign например или в Shadow. Ну и тут уж так совпало, что впал в депрессию Ники Лауда и Зунино оказался в нужном месте в нужное время. Это версия, более правдоподобная, чем красивый рассказ о зрителе на трибунах. Иначе как объяснить, откуда простой зритель взял свой шлем, он с ним на гонки пришел? Потом кстати родилась легенда, что Рикардо ехал в шлеме Лауды и зрители не заметили подвоха, но она опровергается фотографиями. Как и история про объявление о поиске гонщика, тут смешалась история из Гран При ЮАР 82, где гонщиков искали таким образом, но это было сделано в шутку.
Сами участники этой истории четких комментариев не дают, возможно не желая разбить сказку. Вообщем история не такая волшебная, но чудная. Зунино не плохо проехал в Канаде в стрессовых условиях, через неделю в США аргентинец и вовсе квалифицировался 9-м и долго боролся в сильной группе с Андретти и Шектером, пока, как и многие, не вылетел. Вообщем контракт на следующий год он заработал честно.
Планируемое возвращение Стюарта в 1980 в составе Brabham не состоялось и Зунино в принципе смотрелся пилотом равным Пике. Но дальше чуда не произошло. В то время как Нельсон Пике боролся за чемпионский титул, Рикардо Зунино боролся за возможность финишировать 6-м и получить хоть какие-то очки и в этой борьбе проигрывал.
В квалификациях он уступал Пике секунду, в Монако так и вовсе не попал на старт. 7-е, 8-е, 10-е места в гонках, где Пике с легкостью выигрывал. Он финишировал 5-м в Испании, но гонку исключили из чемпионата. Постепенно в Brabham махнули на своего второго пилота рукой, а после ГП Франции и вовсе заменили. Сменил его Эктор Ребаке, считавшийся более быстрым. Дела у мексиканца пошли не лучше, но он хотя бы смог набрать очки, по иронии как раз в Канаде.
Зунино вернулся в Brabham в 1981. В первой гонке сезона, в ЮАР, он финишировал 8-м, но и это Гран При исключили из зачета, а дальше аргентинца снова сменил Ребаке. В Аргентине и Бразилии Рикардо поехал в составе Tyrrell.
И в обоих гонках финишировал 13-м. Смотрелся быстрее своего напарника Эдди Чивера, но тут на горизонте замаячил Микеле Альборето с хорошими спонсорами и Рикардо из команды попросили. Он мог бы закончить сезон в Ensign, но сам аргентинец объективно понимал, что за рулем этого корыта, у него вообще шансов нет никаких и это только испортит и так не слишком успешную карьеру. Он вел обширные переговоры на 1982 год и мог бы вернуться в Формулу 1 в середине сезона, но тут вспыхнула война на Фолклендских островах, экономика Аргентины оказалась в кризисе и все спонсорские пакеты Зунино сдулись.
Он вернулся в Аргентину, участвовал в чемпионате по ралли. Потом получил пост управляющего отелем.
Вот он сейчас, глава отдела туризма провинции Сан-Хуан. Такая вот история. Золушку не нашел принц, но в целом её жизнь сложилась неплохо.