Легенда о Жиле

May 26, 2017 20:47


История Формулы 1 продолжается. Давно прошедшие Гран При и люди их творившие. Сезон 1979 года. И у нас Гран При Голландии. Гран При перед которым произошло одно важное собрание, на котором всплыли проблемы, существенно осложнившие существование всей Формулы 1 в ближайшие три-четыре года.
23 августа проходит заседание ассоциации конструкторов, на которое приглашены люди из Феррари. Рено и Альфа Ромео. Владельцы частных команд все больше обеспокоены ростом и появлением заводских команд, представляющих крупные концерны, с которыми они не могу тягаться физически и финансово. В 1979 году, если бы не Фрэнк Уильямс со свои финансовыми влияниями из Саудовской Аравии, частники вообще бы проиграли концернам в сухую (успехи Лижье в начале сезона в расчет не берем). У Берни радикальное предложение: а) уменьшить объем топливного бака б) уменьшить количество шин на уик-енд (это удар по Феррари и Рено, которых Мишлен снабжал неограниченным числом шин) и самое главное это в) запрет турбонадунов (удар по Рено, а так же Феррари и Альфе, во всю присматривающихся к этой новинке).
Само собой трое авто-гигантов против таких ограничений они обращаются в ФИСА, за помощью и разъяснениями. Балестер же их только и ждал и сразу им объявил, что готовит запрет юбок.  Вообщем мир Формулы 1 разделился на два лагеря : людей за счет Формулы 1 живущих и людей за счет Формулы 1 делающих себе рекламу. Людей, что-то клепавших у себя в гараже и создавших Формулу 1, против людей из больших огромных концернов, для которых Формула 1 не главное. И тех и других можно понять и те и другие по своему правы. Но путей их объединения пока не видно.
Если взглянуть на таблицу за 4 гонки до конца чемпионата то ситуация кажется интересной и запутанной. 4-й Джонс отстает от лидера Шектера всего на 13 очков (у Джонса 25. у Шекера 38). Но как я уже не раз писал, существовавшая в тот год схема начисления очков выбила Алана из гонки за чемпионство. По итогам года он не мог набрать более 40 очков, и мало сомнительно, что Шектер не финишировал бы в оставшихся 4 гонках ниже 5-го места. были ещё Лаффит и Вильнев с 32 очками.  Но Лижье под конец сезона сильно сдал, так что более менее реальным конкурентом Джоди оставался его напарник Жиль Вильнев.


В Brabham Ники Лауда все никак не может убедить Берни продлить с ним контракт за 2 миллиона долларов. Ники уже был готов перейти в McLaren и Тедди Майер готов был найти такие деньги. Но у Лауды есть персональный спонсор - Parmalat, а главные спонсоры Маков - Филип Моррис не хотят видеть на боках своих Мальборо болидов молочную рекламу. Вообщем судьба Ники не ясна, Берни же уже объявил, что продляет контракт с Пике и ведет переговоры по возвращению в строй Джеки Стюарта!
Слева Зандворт 78 справа Зандворт 79 Видите ли вы разницу?



На самом деле она есть. Поворот Hondenvlak был слегка изменен, по просьбе профсоюза пилотов. Джоди Шектер нарисовал линию как, должен выглядеть поворот по его мнению. По его рисунку и сделали небольшую шикану, настолько небольшую, что её не видно на схеме. В результате шикана замедляла скорость не очень, но хорошо провоцировала на ошибки. На беднягу Джоди посыпалась критика особенно со стороны Вильнева и Джонса. Шектер и Лауда признали свою ошибку. В 1980 Hondenvlak будет кардинально изменен.


После двух пропущенных Гран при из-за гепатита, за руль вернулся Жарье, потерявший 10 килограмм. Лотус, кажется окончательно похоронил проект называемый Лотус 80. В Голландию приехали два 79 с измененным задним спойлером, под Williams, с центральной стойкой. У Tyrrell изменили радиатор и заднюю ось. Спойлер так же теперь крепится на одну, центральную стойку. Wolf WR9 появился с переработанной подвеской и передним спойлером. И наконец Эктор Ребаке грозится всем показать собственный болид, но в Голландии он пока стартует на Лотусе.

Все два дня квалификации были испорчены ливнем, но трасса выглядит подходящей под Рено. Желтые чайники снова взяли поул. Во второй раз это сделал Арну опередивший оба Williams. Страдающий от проблем с поворачиваемостью Жабуй почти вдвое проиграл своему молодому напарнику. Лаффит не доволен тем, как машина едет себя на этой кочковатой трассе. Лауда чудом попал в 10-ку лучших, он накануне повредил запястье в гонке Procar

9

Niki Lauda
Brabham BT48
Alfa Romeo 115-12
3.0  B12

10

D Pironi
Tyrrell 009
Ford Cosworth DFV
3.0 V8

7

J. Laffite
Ligier JS11
Ford Cosworth DFV       3.0 V

8

Keke Rosberg
Wolf WR9
Ford Cosworth DFV     3.0 V8

5

J Scheckter
Ferrari 312 T4
Ferrari 015
3.0 B12

6

G. Villeneuve
Ferrari 312 T4
Ferrari 015
3.0 B12

3

C. Regazzoni
Williams FW07
Ford Cosworth DFV
3.0 V8

4

J-P. Jabouille

Renault RS10
Renault-Gordini EF1 1.5 V6T

1

Rene Arnoux
Renault RS10
Renault-Gordini EF1 1.5 V6T

2

Alan Jones
Williams FW07
Ford Cosworth DFV
3.0 V8

Пике 11-й, McLaren Уотсона и Томба 12-й и 14-й. Лотус Рётеманна 13-й, в то время как Андретти 17-й. Штук -15-й. Икс только 20-й. Гайяр и Мерцарио квалификацию не прошли.
Любопытно, что в день гонки Кеке Росберг прибыл на трассу без пропуска и не был допущен на трассу полицией! Лишь личное вмешательство Вальтера Вольфа спасло Кеке участие в гонке.
Жак Лаффит не доволен поведением машины, не смотря на то, что французы даже одолжили амортизаторы у МакЛаренов. Жако решил стартовать на запасной, как Джонс и Пике.
60 000 народу прибыло посмотреть Гран При, не смотря на то, что на соседней трассе в эти же выходные проходил этап Мото Гран При. Давайте посмотрим гонку и мы, ибо это очень интересное Гран При.

image Click to view


2:00 Старт. Отлично стартует Джонс и в свободное окошко, красиво на второе место проходит Вильнев. Рено привычно старт проваливает. Арну смешается вправо, но там Клей Регаццони. Швейцарец оказался меж Рено и стеной пит-лейна.


Williams подлетает на французской машине, и теряет переднее колесо, которое катиться по машине Росберга. У Арну разбита задняя подвеска.


В этот замес должен был попасть и Шектер. Но Джоди на старте вместе первой передачи втыкнул третью и откатился глубоко назад.

image Click to view


В "шикане Шектера" Рётеманн ломает переднюю подвеску об Жарье.
После первого круга
1. Джонс Williams
2. Вильнев Ferrari
3. Жабуй Renault
4. Пирони Tyrrell
5. Лаффит Ligier
6. Лауда Brabham
7. Росберг Wolf
8. Уотсон McLaren
9. Жарье Tyrrell
10. Томба McLaren
На втором круге Росберг обойдет Лауду. А Томба исчезнет в боксах с поломкой движка.
5.00 Мы видим, что Вильнев буквально висит на хвосте у Джонса и недалеко от них Жабуй. Вдали Пирони и Лаффит под угрозой со стороны Росберга и Уотсона, опередившего Лауду. Лаффит вскоре уступит этим атакам. А Лауда и вовсе заедет в боксы - больное запястье не дало провести гонку.
11.00 мы видим, как с низов прорывается Шектер. Сейчас он опередил Масса и его следующая жертва - Лаффит. Заодно можно посмотреть интервью расстроенного Арну.
12.00 В боксах Джон Уотсон - поломка аккумулятора. И в это же время мы видим обломки машины Риккардо Патрезе. В самом начале Тарзана Риккардо потерял тормоза и сломав несколько рядов сетчатого забора, впечатался в барьер из шин. К счастью итальянец не пострадал.




13.00 Вильнев преследуя Джонса заехал на пареблик но удержал машину. Позади них из боксов выезжает Уотсон.
16.00 После стартовой прямой Вильнев пристроился следом за Джонсом и в Тарзане выходит вперед. Очень красивый обгон.


17.00 Ян Ламмерс в боксах для решения проблем с коробкой передач. Тем временем Росберг обходит Пирони. Wolf на 4-м месте.


21.00 А вот и первый круговой. Это Ламмерс, вернувшийся из боксов.
23.00 Коробка передач Яна Ламмерса  окончательно разваливается на входе в Тарзан. К 15 кругу гонки это уже 9 сошедший пилот. Ян присоединился к Арну, Регаццони. Реётеманну, Андретти, Томба, Фиттипальди, Лауде, Патрезе.


24.00 В Тарзане Джоди Шектер повторят маневр Вильнева и красиво проходит Пирони. Джоди уже 5-й, напомню, что первый круг он окончил последним из-за проваленного старта. Ну и кто теперь "лавочник". как его прозвали коллеги?
Чуть позже мы увидим, что группа лидеров растянулась и Жабуй существенно отстал от Вильнева-Джонса
28.00 кучерявый Ян Ламмерс раздает интервью.
После 20 кругов
1. Вильнев Ferrari
2. Джонс Williams -4 сек.
3. Жабуй Renault -11 сек.
4. Росберг Wolf - 24 сек.
5. Шектер Ferrari -26 сек.
6. Пирони Tyrrell -28 сек.
7. Жарье Tyrrell -35 сек.
8. Пике Brabham -38 сек.
9. Масс Arrows - 40 сек.
10. Лаффит Ligier -41 сек.

31.00 Меж тем массовый сход народа продолжается. На обочине жизни Жан-Пьер Жарье. Его развернуло в Panoramа. Заклинило дроссель как последствия столкновения с Рётеманном. Тут же в боксах сходит Штук из-за поломки вала колеса. Меж тем в дыму сгоревшего движка исчез Джон Уотсон. Прошло всего треть гонки а у нас на трассе 12 машин.
38.00 На главной прямой Шектер проходит Росберга.


И это борьба за 3-е место! Потому что Жабуй исчезает в боксах из-за проблем с сцеплением.
к 28 кругу
1. Вильнев Ferrari
2. Джонс Williams -2,7 сек.
3. Шектер Ferrari -26,5 сек
4. Росберг Wolf - 27,5 сек.
5. Пирони Tyrrell -36 сек.
6. Пике Brabham -48 сек.
7. Масс Arrows
8. Лаффит Ligier
9. Ребаке частный Lotus
10. Икс Ligier
11. де Анджелис Shadow
Собственно это все люди на трассе.

Это останется за пределами камер, но и проводивший отличную гонку Кеке Росберг вынужден будет сойти в боксах со сломанным клапаном.

58.00 Жиль Вильнев перетормаживает в Тарзане у Феррари все больше проблем с управляемостью. Но не смотря на это Жиль на следующем круге покажет Быстрый круг  1'19''438, но темп Джонса не на много ниже.  Сейчас более интересен Жак Лаффит, который обошел Масса и Пике и вышел на 5-е место.

59.00 У Элио де Анджелиса вышла из строя коробка передач. Очередной сход в этой гонке.

1.00 Жиль снова сильно перетормаживает, на самом деле он оквадратил себе резину такой манерой езды.


1.04 За счет всего этого Джонс вплонтую подобрался к Вильневу и готовится к атаке.
1.05 В шикане "товарища Шектера" Жиля сносит с трассы и разворачивает. Джонс лишь нажатием тормоза в пол, смог избежать столкновения. Сам Жиль чудом избежал контакта с рельсом и не заглушил мотор. Он второй, в 10 секундах от Джонса, но к счастью для Жиля, Шектер далеко. Однако резина канадца, после этого инцидента полностью мертва.
1.07 Жиль мчит к боксам, но его левая задняя шина взрывается и канадца разворачивает в Тарзане. А далее идут кадры сделавшие Вильнева Вильневым. Жиль выбрался из гравия и поехал в боксы на трех колесах.

image Click to view






В этом не было никакого смысла ибо видно во что превратилась за этот круг подвеска.


Более того, это явно было опасно для окружающих. Ибо тот же обод колеса мог оторвавшийся прилететь кому нибудь в голову. Но это был Жиль Вильнев и публика ссалась от него кипятком.


А кто уж там победил в гонке уже было для неё не важно.

Но гонка продолжалась.
1.13 Вот шедший третьим Пирони замирает в новой шикане с разбитой подвеской. В гонке остается 7 машин.
1.14 можно посмотреть интервью Вильнева, увы только посмотреть, ибо звука нет.
Последние 20 кругов будут протекать в спокойном ключе. У Джонса выпала третья передача и он сбросил скорость. Но у Шектера повреждена резина и он тоже не жмет на газ, боясь повторить судьбу Жиля.
1.25 Шедший третьим и проигрывающий Джонсу круг Жак Лаффит отыграл круг обратно. Жак сам борется с поворачиваемостью, но из-за проблем Джонса с коробкой, его скорость сильно упала.
Единственным интересным сражением на трассе осталась борьба за 5-е место между Массом и Иксом. У Йохена поврежден двигатель и перегреты тормоза, поэтому бельгиец его вскоре обойдет.


1.38 У Масса совсем упала скорость и его даже обошел Ребаке, но бедняга Эктор проигрывал немцу круг, поэтому в очки он не попадает.
1.43 Алан Джонс наконец пересекает финишную черту. Это его третья победа подряд и четвертая для Williams. Ну а Шектер сделал большой шаг к чемпионскому титулу.
1.  Alan Jones

2. Jody Scheckter
+21.783 сек.
3.  Jacques Laffite
+1:03.253
4.  Nelson Piquet
+1 круг
5.  Jacky Ickx
+1 круг
6. Jochen Mass
+2 круга
Алан Джонс еле вылез из кокпита, гонка вымотала его ещё больше чем в Хоккенхайме. Но вокруг все только и говорят о Жиле Вильневе и его езде на трех колесах. Поступок глупый, опасный, но эффектный и ещё один пазл в легенду по имени Жиль Вильнев вставлен. С другой стороны как-то позабылось, как филигранно поймал Вильнев машину после разворота в шпильке и не дал ей разбиться. Забылось, что Жиль скорее всего не понимал в каком состоянии машина, ибо в зеркала не видно заднего колеса, а из-за шума движка не слышно, что обод скребет по асфальту. Хотя конечно по поведению машины он должен был чувствовать, что что-то пошло не так, но видимо Жиль не думал, что это не так, до такой степени.  Ну и стоит напомнить, что немец Берд Розенмайер, однажды в довоенных гонках, так же на трех колесах добрался на своей Auto Union до пит-стопа, а потом смог выиграть гонку.


В чемпионате Шектер может стать чемпионом уже на следуюей гонке в Монце. Джонс практически выпал из борьбы, поскольку со второй половины чемпионата берутся лишь 4 лучших результата. а он выиграл уже три гонки, в копилку австралиец может полжиь лишь 9 очков в трех оставшихся Гран При, не более.

Личный зачет:
учитываются результаты 4 лучших из 7 первых гонок и 4 лучших из оставшихся 8 гонок

Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок

1 Джоди Шектер
-44 (48)
2. Жак Лаффит
-36
3. Алан Джонс
-34
4. Жиль Вильнев
-32
5. Клей Регаццони
-24
6. Патрик Депайе
-20 (22)
7. Карлос Рётеманн
-20 (25)
8.  Жан-Пьер Жарье
-13
9.  Джон Уотсон
-13
10.  Марио Андретти
-12
11. Рене Арну
-11
12. Жан-Пьер Жабуй
-9
13. Дидье Пирони
-8
14. Нельсон Пике
-3
15.  Йохен Масс
-3
15.  Жаки Икс
-3
17. Риккардо Патрезе
-2
18. Эмерсон Фиттипальди
-1
18. Ники Лауда
-1
1. Ferrari -80

2. Ligier - Ford Cosworth -61

3. Willims - Ford Cosworth -58

4. Lotus - Ford Cosworth -37

5. Tyrrell-Ford Cosworth -21

6. Renault -20

7. McLaren - Ford Cosworth -13

8. Arrows -  Ford Cosworth-5

9. Brabham-Alfa Romeo -4

10. Fittipaldi - Ford cosworth -1

Ну и продолжим с Патриком Хедом. Сегодня часть 2-я, о первых годах Уильямс, успехах Джонса, Росберга и битве Менселла с Пике.

Patrick Head


Зимой 1977 года Патрик Хед, создает наконец-то свой первый. самостоятельный болид Williams FW06. В 1977 году пять гонок выиграл Лотус 78 и было очевидно, что это что-то особенное. Марио Андретти и Колин Чепмен пытались скрыть секрет скорости болида, говоря, что дело было в  высокотехнологичном дифференциале, но болид имел эти боковые понтоны и не очень эффективные пластиковые юбки. Я не очень понимал, как это работает, так что в FW06 я попытался создать простой, легкий, хорошо сбалансированный автомобиль. А тут ещё Фрэнк убедил присоединиться к нам Алана Джонса.


Алан уже был победителем Гран При и его приход заставил говорить, что мы хорошо укомплектовались. Это дало нам определенный толчок, которого не было прежде. Понимаете, надо помнить, что репутация Фрэнка, из-за его прежних потуг в Формуле 1, была не велика. Он был известен как "задрот Уильямс" и все думали, что его машины нужны только для того, что бы заполнить стартовую решетку. Это был шок для всего пит-лейна, когда с машинами Williams вдруг стали считаться.


Алан провел несколько хороших гонок за рулем 06 и должен был пару раз выиграть. Но мы много нового тогда узнали о надежности. В конце концов он принес Уильямсу первый подиум в Уоткинс-Глене. Алану понравился 06, он чувствовал, что может на нем бороться за победы. И в то же время он чувствовал, что Марио и Ронни на Лотусах, гораздо лучше управлять и входить в повороты.
Нейл Отли присоединился к нам в этом году по-моему прямо из колледжа, так что теперь  нас было двое в конструкторском бюро, и парень назвавшийся Россом Брауном торчал в машинном цехе. Мы купили с рук пяти футовую аэродинамическую трубу, которая позволяла работать с  четверть миниатюрной моделью. К концу 1978 года, когда мы разрабатывали 07, к нам присоединился Франк Дерни. Самое большое, что он сделал, а он сделал это очень хорошо, была система, которая позволила юбками, прижиматься к земле, независимо от нагрузки.


Фрэнк теперь получили больше спонсоров из Саудовской Аравии, и в 1979 году мы перешли к команде с двумя болидами и Клей Регаццони присоединился к Алану. После того, как в Лонг-Бич  Алан финишировал на подиуме на 06 - мы протестировали 07 на Онтарио Мотор Спидвей. Алан прошел извилистую секцию , сделал четыре круга, пришел, заглушил мотор и сказал: «Черт возьми. Теперь я понимаю, что имели в своих руках Андретти и Петерсон. У этой машины такое сцепление, что я не скольжу". К концу тестов, он конечно заскользил, но что бы сделать это, ему пришлось выйти на новый уровень. Он сказал, что это было шоком.


В первых гонках были большие проблемы с надежностью FW07, в Дижоне мы и вовсе были не конкурентно способны. Следующая гонка в Сильверстоуне и есть ощущение что где-то есть аэродинамическая утечка, что слишком велико расстояние между панелями и двигателем. Мы сделали новую форму панели и на тестах Алан улучшился на секунду. В квалификации другие быстрые ребята делали 1 мин. 13 сек. И тут выезжает Алан. Взрыв! 1 минута 11,8 секунд. Я мог почувствовать как замер весь пит-лейн. Все повернули головы к нашим боксам и все искали взглядом Фрэнка Уильмса. Это было ошеломительно.
Позже в гонке Алан создал 20 секундный отрыв. Но, что бы новые алюминиевые панели были ближе к двигателю, мы изменили водяной насос и посреди гонки он треснул по месту сварки. Вода просочилась и поршень встал. Но там на второй машине был Регаццони и он заработал первую победу Williams. Потом Алан выиграл следующие три гонки - Хоккенхайме, Цельтвеге, Зандворте - и Монреаль тоже. Внеси мы изменения чуть раньше, мы бы выиграли чемпионат.


Работа с Аланом была большим удовольствием,  потрясающий водитель и честно говоря большой прохвост во многих отношениях. Клей был фантастическим парнем, отлично его было иметь в команде: юморист, толстяк, но легко выходил из машины и страстный гонщик. Он обычно квалифицировался в секунде позади Алана и к тому времени как проходило 10 кругов он был в 10 а то и 15 секундах позади Джонса, но потом он начинал ехать быстро, даже быстрее чем Алан.
В 1980 я сказал Фрэнку. что мы не можем сохранить то преимущество, что было у нас в 79. Это было трудным решением, но мы решили заменить Клея, потому что медленные квалификации, ставили его в середину решетки. После одного или двух скандалов в Лотусе, Карлос Рётеманн искал выход, поэтому он согласился вместе с нами и Аланом, провести 80 и 81 годы. В его контракте значилось, что если наши машины едут первой и второй и Карлос впереди, он должен уступить дорогу Алану.


История известная. Алан Джонс в 1980 году стал чемпионом. В 1981 году, на одном из первых Гран При (в Бразилии) Рётеманн отказался пропускать Алана вперед и между двумя парнями проскочила черная кошка. Команда, как мне кажется, делала все, что бы наши парни не втягивали в свои разборки нас. Мы никогда не позволяли себе втянуться в отдельные скрытые настройки для каждого и тому подобное. Все немного хуже стало в дни Пике и Менселла, там они уже вступили в сговор со своими инженерами.
В последней гонке сезона Джонс уже не мог сохранить свой титул, а Рётеманн мог, но Джонс выиграл, а Карлос финишировал 8-м и чемпионом стал Пике. С поула, на первом круге Карлос спустился на 5-е место. И он продолжал падение вниз. Пике проехал мимо него, финишировал 5-м и стал чемпионом опередив его на одно очко. После гонки Карлос ни с кем из нас не говорил. Он был с таким каменным лицом, что мы даже не знали о чем он думает. Он тут же улетел к себе в Аргентину. Видимо сказал своему инженеру, что коробка передач была не в порядке. Карлос был художником, ему нужно было, что бы все работало точно. Мы взяли коробку домой, разобрали, и эта сучья коробка работала совершено и Фрэнк сказал, ладно, оставим парня в покое, пусть остынет.


В Монце, Алан нам сказал, что уходит в отставку и не оставил много времени на поиск замены. В ноябре я хотел оценить новый FW08 и у нас не оказалось тест-пилота. Кто-то сказал "А почему бы не дать надежду Кеке Росбергу?"  Кеке отважно  боролся с неконкурентоспособной Фиттипальди в том году. Таким образом мы послали его на Поль Риккард, на тесты, и в конце первого дня Чарли Крайтон-Стюарт говорил по телефону с Франком и Франком Дерни : «Вы должны уделить этому парню серьезное внимание, он динамит". Фрэнк позвонил Карлосу, теперь нашему водитель № 1, и спросил: «Что вы думаете? И Карлос сказал: "Я не знаю, Фрэнк. У него портфель от Gucci, Ролекс, в ручную сшитая обувь, золотой браслет, я не уверен, что он серьезный»
И не серьезный Кеке Росберг в первых двух Гран При 1982 года, переквалифицировал Карлоса и Рётеманн объявил об уходе из Ф1. Мэгги (Маргарет Тетчер) повела нас в бой за Фолкленды и он оказался аргентинским пилотом в очень британской команде и сказал Фрэнку "Все стало очень сложным" Карлос был очень красноречивым, умным человеком - он сделал  значительную политическую карьеру в Аргентине - и он обладал феноменальной памятью. Он мог вспомнить каждое передаточное число с чем он работал на каждой трассе, даже каждый номер двигателя. Помните, что водители в те дни, как правило, приходили в Формулу в 30, а не в 20, как и сейчас. Будучи на 10 лет старше они были, возможно, более сложными человеческими существами.


Тем временем Харви отправился в Маранелло и привел команду конструкторов к тому, что было возможно, его лучший болид за все время, сотовый турбо Ferrari 126C2. Серьезно продвинутый автомобиль и очень эффективный. Либо Жиль Вильнев или Дидье Пирони должен был выиграть чемпионат, но, к сожалению Вильнев умер в Золдере а Пирони разбился в Хоккенхайме. И вот  Кеке, против турбо Феррари, Рено и Brabham. Это было удивительно. Он тушил окурок со своей гоночной ботинок и говорил: "Хорошо, давайте сделаем это". Он шел туда и был абсолютно на краю, все время. Его победа в Дижоне, с восьмого место, это было невероятно, и с пятью другими подиумами он выиграл чемпионат пилотов.


Renault и Ferrari, потратив огромные деньги на развитие их V6 турбо, а их избили за  £ 7500 за  готовый, нормальный, атмосферный V8. Это было трудно для них, чтобы развить в полной мере конкурентные экраноплановые болиды. Они были в состоянии влиять на президента ФИА Балестра, и к 1982 году Brabham присоединился к турбо бригаде с BMW, так что теперь  Берни шел с ними бок о бок. Лучший способ свалить Cosworth автомобили, которые могли бы поддерживать более высокую скорость в поворотах, был запретить наземные эффекты. Таким образом, в 1983 году нам отрубили  наши пальцы против турбин.
За неделю до первой гонки в Бразилия, Кеке и Франк Дерни вылетели в Рио на тесты. В воскресенье вечером Кеке позвонил мне и сказал: "Патрик, слушать эти цифры". Он зачитывает список времени круга на полных баках и на половину пустых. Brabham теперь делает остановки для дозаправки, и Кеке сказал: "Мы должны иметь дозаправки в ближайшие выходные". Так что в воскресенье вечером я составил список того, что нам нужно было бы. Я решил взять одну из тех больших бочек пива из алюминия, под давлением воздуха. К понедельнику днем мы имели бочку пива с двумя-дюймовым разъемом от самолета - заправщика. Мы попробовали это на запасном шасси и все работало нормально. Таким образом, набор улетел на ночном самолете во  вторник в Рио.


Кеке блестяще квалифицируется на поуле, впереди всех этих турбовин. Ближайший атмосферник это Ники Лауда и он девятый. Затем Пике возглавил гонку, а на 28 круге Кеке поехал на пит-стоп. Но там же пивная бочка, алюминий исказился, ослабил болты и немного топлива пролилось. Когда  топливный шланг отошел, горячие газы из выхлопной трубы подожгли брызги топлива. Хлоп, и Кеке был объятый пламенем, и весь кокпит стал оранжевый от огня. Кеке выскочил из кокпита, как чертик из табакерки и побежал в глубь боксов. Он решил, что гонка закончилась. С огнетушителем мы погасили огонь, я осмотрелся и увидел, что топливо в баке было нетронутым. Так что я побежал к задней части гаража и крикнул: "Кеке, это все хорошо, огонь потух, машина в порядке, садись обратно и едь". У него на голове был шлем и сквозь него он сказал "я не сяду обратно в машину, я сжег мои усы". Я крикнул громко как только мог "Кеке вернись в эту ебанную машину!" Он вернулся на трассу 9-м и ему понадобилось 24 круга и храброе сердце, что бы финишировать 2-м. Позже его дисквалифицировали. так как мы завели машину с стартером.


А через три Гран При  было Монако. Трасса была мокрой, Кеке квалифицировался 5-м. с турбо Рено и Феррари впереди, но мы знали. что можем рискнуть. Мы проехали на разминке круг на сликах, что бы он посмотрел и почувствовал. И вставая на решетку он сказал "Ну я ждал большего, но все не так плохо, как я ожидал" На втором круге он отобрал лидерство у Проста и довел гонку до победы.
В то время номером два был Жак Лаффит. Прекрасный человек и если автомобиль был хорош, он был очень быстрым пилотом. Но мы подложили ему свинью и он не смог это вынести, в то время как Кеке ехал на всем, что мы ему давали, хоть это было трудно до кровавых соплей. У нас появилось турбо Honda и это было абсолютно страшно из-за ужасной  приемистости: никакой мощи, когда включали импульс, а потом, вдруг она включалась. Удивительно, но Кеке выиграл на улицах Далласа в 84.


Мы решили, что не будет продолжать с Жаком в 1985 году, и наши мысли обратились к Найджелу Манселлу. Мэнселл был быстр в 84 с  Лотус 95T-Рено, и он лидировал в Монако, пока  не соскользнул. Это было, когда Питер Уорр сделал его очень цитируемое замечание: "Этот человек никогда не выиграет Гран-при до тех пор, пока у меня есть дырка в заднице". Так что Фрэнк не хотел подписать его. Я сказал: «Фрэнк, нам нужен кто-то с турбо опытом. Просто возьмите его на борт." Так он и сделал. Многие люди говорили, что мы сошли с ума, что это сумасшедшее решение. Кеке был очень против Найджела, но постепенно с течением времени он стал уважать его, хотя я бы не сказал, что они когда-либо были закадычными приятелями.
А летом Кеке сказал Фрэнку что в 1986 поедет за МакЛарен, поэтому в августе Фрэнк подписал Нельсона Пике. Нельсон был двукратный чемпион мира, он должен был стать нашим ведущим водителем и Найджел закипел. Ничего про это не было указано в договоре, но  думаю, просто Нельсон не заботился о контрактах. А затем в октябре Найджел выиграл подряд в Брэндс Хэтче и Калями и внезапно стал  победителем. Мы вошли в 1986 год с FW 11, оснащенным движком Хонда и 8 марта Фрэнк ломает шею.
Продолжение следует.

Формула 1, конструкторы, Голландия, 1979

Previous post Next post
Up