Продолжается история Формулы 1. Давно прошедшие Гран При и люди принимавшие в них участие. Сезон 1979 года, перевалил за экватор и приземлился на трассу Дижон-Пренуа, к большому нетерпению французских болельщиков. В кои веки, французская команда и французские пилоты в лидерах чемпионата. К сожалению нет Патрика Депайе, но с другой стороны, это означало, что Ligier полностью сконцентрируется на Жаке Лаффите, обвешавшим титул выиграть.
Ligier к родному Гран При подготовили новый болид. Дебютировавший в начале года был хорош, но JS11 обещает быть ещё лучше. Измененная геометрия передней подвески, новое распределение веса. Вообщем Лаффит во все оружии и готов радовать трибуны
Готовы и парни из Рено. Они правда пока в этом году очков не набрали, но были полны решимости эту тенденцию сломать. Короткий и быстрый Дижон как ни какая другая трасса, подходит для турбо-движков нового RS10.
Объявившего об уходе из гонок Джеймса Ханта в Wolf сменил финский грубиян Кеке Росберг. Росберг не впервой за рулем Wolf. в прошлом году он ездил на их болиде, купленным командой Theodore.
Не смотря на отсутствие Депайе, французских пилотов на трассу вышло все равно семь. Вместо Дерека Дэйли на несколько гонок в Ensign был приглашен француз Патрик Гайяр. Хороший гонщик, которому не повезло родится во времена большого потока хороших французских гонщиков. В этой "новой волне" французов, спонсоров на всех попросту не хватало и Гайяр даже вынужден был выступать в британской Ф3, что бы его заметили.
А вот такой удивительный болид озадачил французскую публику
Тони Саутгейт, ещё при Чепмене начинал изучать принцип Граунд Эффекта, поэтому быстро просек в чем фишка Лотуса 80. И вот он Arrows А2, машина без спойлеров и даже без заднего крыла. Точнее крыло есть, но совершено не привычного вида. А роль переднего крыла выполняет встроенная в корпус подвеска. Мне сей Arrows очень напоминает пулю от ПМ. Меж тем, Колин Чепмен признает ущербность данного пути конструкторской мысли и уже хочет отказаться от Лотуса 80.
Уже в первый день квалификации в пятницу, стало ясно, что машиной номер один станет одна из Renault. Жабуй проехал круг за 1'07''19 ''. что было на три секунды быстрее, чем поул 1977 года (Дижон чередовался с Полем-Риккаром). Арну поддержал почин товарища. Рено идеально смотрелись на этой трассе. Как и шины Мишлен. А вообще с граунд-эффектом скорости выросли безумно. Марио Андретти с временем поула 77, в 79 году попал бы на 23 место. Такой рост скоростей пугает. Многие считают что это очень опасно, у многих не хватает физической силы. Впервые опробовавший граунд-эффект Жаки Икс отметил, что у него на скорости темнело в глазах от перегрузок.
Позади Рено расположились ребята из Брэбэм и Феррари, наделенные 12 цилиндровыми движками. Лучший из парней Cosworth - Алан Джонс лишь 7-й. Новый Лижье разочаровал - Лаффит 8-й.
9
C. Regazzoni
Williams FW07
Ford Cosworth DFV
3.0 V8
10
J-P. Jarier
Tyrrell 009
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
7
Alan Jones
Williams FW07
Ford Cosworth DFV
3.0 V8
8
J. Laffite
Ligier JS11
Ford Cosworth DFV 3.0 V
5
J. Scheckter
Ferrari 312 T4
Ferrari 015
3.0 B12
6
Niki Lauda
Brabham BT48
Alfa Romeo 115-12
3.0 B12
3
G. Villeneuve
Ferrari 312 T4
Ferrari 015
3.0 B12
4
N. Piquet
Brabham BT48
Alfa Romeo 115-12
3.0 B12
1
J-P. Jabouille
Renault RS10
Renault-Gordini EF1 1.5 V6T
2
Rene Arnoux
Renault RS10
Renault-Gordini EF1 1.5 V6T
Квалификация запомнилась жуткой аварией Пирони. Его Тиррелл прокувыркавшись, упал сверху на рельс безопасности и был разрезан пополам. Что-то подобное уже было с Дидье в ЮАР. Но смерть ещё выдавала французу кредиты и он снова остался цел и невредим и стартовал 11-м.
Худший результат в квалификации для Лотусов с начала года 80 Андретти плохо держит трассу в поворотах и Марио 12-й, Рётеманн на старом 79 - 13. Икс 14-й. Росберг 16-й. Arrows А2 не впечатлил Патрезе 19, Масс -22. Де Анджелис, Гайяр и Мерцарио квалификацию не прошли. Но в субботу вечером Гюнтер Шмид, глава ATS устроил истерику по поводу того Goodyear предоставляет его команде старые шины. И это так, в частности Штук участвовал в квалификации на шинах, которые в предыдущей квалификации использовал Лауда. Вообщем недовольный таким положением вещей в мире, Шмид в сердцах снял команду с гонки. Таким образом вместо Штука стартовал де Анджелис.
120 000 человек пришло посмотреть триумф французского автоспорта и это тоже рекорд этой трассы. Погода сырая и прохладная, что хорошая новость для турбо Рено, плохо переносящих жару.
Смотрим. Это Гран При войдет в историю!
Click to view
8.00 Старт
Жабуй и Арну стартовали паршивенько, Жиль Вильнев прошел их по левой стороне и выскочил в лидеры. Жабуй сохранил второе место отбив атаку Шектера. Арну слегка зацепил бровку в Villeroy и потерял несколько мест. Хорошо стартовал Жарье.
После первого круга
1. Вильнев Ferrari
2. Жабуй Renault
3. Шектер Ferrari
4. Пике Brabham
5. Жарье Tyrrell
6. Лауда Brabham
7. Лаффит Ligier
8. Джонс Williams
9. Арну Renault
10. Пирони Tyrrell
Рене Арну бросился отыгрываться на длинной прямой он одним махом прошел Лаффита и Джонса. Вильнев в это время накрашивает отрыв от Жабуя.
12.00 Рене Арну в Villeroy обходит Лауду, чуть позже в том же месте Фиттипальди обойдет Томба
14.00 Джонс проходит Лауду. Позади Андретти и Регаццони борются за 11 место. (Клей позже выйдет победителем) К тому времени Вильнев уже на три секунды оторвался от Жабуя.
Самый активный на трассе Рене Арну, он уже обошел Жарье и вышел на 5 место.
20.00 Ламмерс покидает боксы, где ремонтировали его зажигание.
21.00 Видно как Арну проходит Пике, это 4-е место.
После 12 кругов
1. Вильнев Ferrari
2. Жабуй Renault -4 сек.
3. Шектер Ferrari -9 сек.
4. Арну Renault -11 сек.
5. Пике Brabham -12 сек.
6. Джонс Williams - 15 сек.
7. Жарье Tyrrell - 18 сек.
8. Лауда Brabham
9. Лаффит Ligier
10. Регаццони Williams
11. Пирони Tyrrell
Надо отметить очень плотную борьбу за 8-е место в которой сошлось 4 гонщика от Лауды до Пирони.
24.00 А вот для Марио Андретти гонка скорее всего закончилась. Он поехал в боксы, так как машину тянуло вправо. Утечка тормозной жидкости
26.00 Перед родными трибунами Арну проходит Шектера и выходит на третье место.
Андретти выходит из кокпита, это первый сход в гонке.
Разрыв между Вильневым и Жабуем сократился. Но это за счет круговых.
28.00 В Villeroy Регаццони проходит Лауду
31.00 Можно посмотреть как Жабуй на круг проходит Ламмерса (на самом деле на много кругов, Ян долго торчал в боксах)
32.00 Жаки Икс на пит-стопе он меняет только передние шины и возвращается 22-м.
После 20 кругов
1. Вильнев Ferrari
2. Жабуй Renault -4,5 сек.
3. Арну Renault -15 сек.
4. Шектер Ferrari -17 сек.
5. Пике Brabham -20 сек.
6. Джонс Williams - 21 сек.
7. Жарье Tyrrell - 23 сек.
8. Регаццони Williams -25 сек.
9. Лауда Brabham -27 сек.
10. Лаффит Ligier -28 сек.
33. 00 Вильнев попадает в жесткий трафик. что позволяет Жабую сократить разрыв до 3 секунд. Самая опасность здесь, это увлеченные борьбой друг с другом Ребаке и Джиакомелли, которые совершенно не видят синие флаги. На 35.00 можно увидеть, как Джиакомелли чуть не вынес Жабуя, стремясь обойти Ребаке.
37.00 Жаки Икс снова на пит-стопе, на этот раз он меняет задние шины. Бельгиец стартовал на запасном, не настроенном, болиде и возможно с этим связано, что он никак не может найти, что ему мешает ехать.
38.00 В Pouas развернуло Ники Лауду, он смог отловить машину, но двигатель заглох и австриец паркуется на обочине. Это седьмой сход Лауды в восьми гонках. И первый сход в этой гонке ибо Андретти на трассу вернулся.
41.00 Вильнев перетормаживает Gorgeolles и его отрыв от Жабуя сокращается уже до 1,5 секунд. Лидеры снова обходят Бруно Джиакомелли, все просто итальянец побывал в боксах, так как стала хандрить коробка передач.
42.00 Фиттипальди обходит Уотсона, это борьба далеко за пределами очковой зоны. Тем временем Жабуй уже в "зоне ДРС" от Вильнева. хоть и не знает, что это такое.
47.00 Жабуй на одной волне с Вильневым. На прямых француз явно быстрее, но теряет в поворотах. В Gorgeolles, как и Вильнев ранее, Жан-Пьер ошибся с торможением и отпускает Вильнева.
48.00 Фиттпальди проходит Икса. Эмерсон ближайший круговой которого нагоняют лидеры.
За пределами камер теряет места лидер чемпионата - Джоди Шектер. Сначала его обошел Пике, затем Джонс.
53.00 Вильнев и Жабуй приближается к ещё одной паре круговых, это Рётеманн и Пирони, очень активно борющиеся за 11 место. Карлос успел обойти француза
После 40 кругов
1. Вильнев Ferrari
2. Жабуй Renault -1 сек.
3. Арну Renault -14 сек.
4. Пике Brabham -22 сек.
5. Джонс Williams - 23 сек.
6. Шектер Ferrari -25 сек.
7. Жарье Tyrrell - 33 сек.
8. Регаццони Williams -35 сек.
9. Лаффит Ligier - 44 сек.
58. 00 Пит-Стоп Уотсона
Вильнев платит за удивительный старт, его шины изношены, плюс круговые, типа Пирони, не собираются пускать.
Жабуй уже вплотную за канадцем.
1.01 На пути лидеров оказывается Андретти и Масс и они опасно петляют между отстающими
1.03 Следующем барьером для лидеров должен стать де Анджелис. Жиль обходит Элио, но тут же обоих, слип-стримом проходит Жабуй. В Villeroy Вильнев пытался отыграться, но Жабуй устоял. Он новый лидер гонки.
Жан-Пьер стал стремительно отрываться.
1.07 В боксах Дидье Пирони - чинит поврежденную юбку
После 50 кругов
1. Жабуй Renault
2. Вильнев Ferrari -3,5 сек.
3. Арну Renault -31 сек.
4. Пике Brabham -34 сек.
5. Джонс Williams - 35 сек.
6. Шектер Ferrari -39 сек.
7. Жарье Tyrrell
8. Регаццони Williams
9. Лаффит Ligier
10. Росберг Wolf
1.09 Видно как пелотон проехал мимо замершего в гравии Икса - отказ движка. Кроме того де Анджелис заехал в боксы, ибо у машины явно нарушился баланс.
1.13 В Pouas видим разбитую машину Пике, Нельсон вылетел с трассы (из-за уплывшей резины) и подарил 4-е место Джонсу. Жарье в очках. Между Жабуем и Вильневым уже 4 секунды.
1.15 Джоди Шектер решил сменить резину, ибо шины слишком изношенны. Он вернулся на трассу 8-м. позади Лаффита и в круге отставания от лидеров.
1.19 Пит-стоп Андретти.
1.22 Андретти вернулся в боксы - сломана передняя подвеска.
1.30 Пит-стоп Пирони - у него изношенны задние колеса. Меж тем Рене Арну стремительно нагонят Вильнева. Рене установил быстрый круг, в то время как у Жиля явно поплыла резина.
1.35 Ану проходит целлую группу круговых. среди которых Шектер, Джиакомелли и Пирони и оказывается прямо за Жилем
1.37 Первая атака Рене на Вильнева.
1.40 Перед трибунами слип-стримом Арну проходит Вильнева. Парни колесо в колесо входят в Villeroy, но Арну лучше расположен и он выходит вперед в этой борьбе.
1.41 Но Жиль Вильнев благодаря позднему торможению и явно порча и так умершую резину, в Villeroy отыгрывается назад. Дело в том, что у Арну стал заканчиваться бензин и он вынужден снимать ногу с педали газа.
Ну а дальше просто надо смотреть, ибо позиции между Арну и Вильневым будут меняться в каждом повороте и это последний круг гонки. Это прекрасно.
Click to view
Как много позже, скажет Арну, с любым другим пилотом такой борьбы не получилось бы. Вильнев просто досконально чувствовал дистанцию и мог предугадать поведение соперника. В свою очередь будь вместо Арну кто-то другой, Жиль не стал бы такое вытворять, ибо этот кто-то другой просто вынес бы его с трассы.
Оба остались довольны после финиша и радостно смеялись, обмениваясь рукопожатиями. При этом чудо стало возможным и благодаря французским режиссерам,смогшим показать его по мерен всех возможностей тогдашней телевизионной техники.
1. Jean-Pierre Jabouille
2. Gilles Villeneuve
+ 14.59
3. René Arnoux
+ 14.83
4. Alan Jones
+ 36.61
5. Jean-Pierre Jarier
+ 1:04.51
6. Clay Regazzoni
+ 1:05.51
Эта чудесная борьба оттеснила на второй план первую победу Жан-Пьера Жабуя и Рено. 37-летний француз был настолько вымотан гонкой. что ноги ему стало сводить судорогой и он упал, когда выходил из болида.
Жабуй долго шел к успеху, можете представит, он боролся в Формуле 3 ещё с Франсуа Севером. Он кстати стал первым французом выигравшим домашнее Гран При с 1948 года и победы забытого нынче Жан-Пьера Вимилля, погибшего до начала Формулы 1.
В чемпионате практически ничего не изменилось, но Жиль смог подняться.
Личный зачет:
учитываются результаты 4 лучших из 7 первых гонок и 4 лучших из оставшихся 8 гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок
1 Джоди Шектер
-30 (34)
2. Жиль Вильнев
-26
3. Жак Лаффит
-24
4. Патрик Депайе
-20 (22)
5. Карлос Рётеманн
-20 (25)
6. Марио Андретти
-12
7. Жан-Пьер Жабуй
-9
8. Жан-Пьер Жарье
-9
9. Дидье Пирони
-8
10. Джон Уотсон
-8
11. Клей Регаццони
-7
12. Алан Джонс
-7
13. Рене Арну
-4
14. Риккардо Патрезе
-2
15. Эмерсон Фиттипальди
-1
15. Ники Лауда
-1
15. Йохен Масс
-1
1. Ferrari -60
2.Ligier - Ford Cosworth -46
3. Lotus - Ford Cosworth -37
4. Tyrrell-Ford Cosworth -17
5. Willims - Ford Cosworth -14
6. Renault -13
7. McLaren - Ford Cosworth -8
8. Arrows - Ford Cosworth-3
9. Fittipaldi - Ford cosworth -1
9. Brabham-Alfa Romeo -1
Успех Renault это успех его конструктора Мишеля Тету. Увы, информации о нем крайне мало, хотя человек без мало 20 лет крутился в Формуле 1
Michel Tétu
Мишель Тету родился 6 августа 1941 года в Шатору. Он закончил Высшую школу аэронавтики технической и автомобильной промышленности. По диплому он связан с авиацией. Но Мишелю больше нравились гонки и он получил место в команде Шарле Дойча, небольшой команде в гонках спорт-прототипов строившей машины на базе Panhard и Пежо. Особого успеха команда не добилась. но Тету подружился благодаря этому с Ги Лижье. В 1969 году Тету перебрался в команду Ги, штурмовавшую тогда Ле-Ман и спроектировал для него спорт-прототип с движком Cosworth. Позже французы пересели на двигатели Мазерати, что свело Тету с итальянскими ребятами.
в 1973 году Мишель перебрался в Альфа-Ромео. Он был автором спорт-прототипа порвавшего всех и вся в чемпионате мира спорт-прототипов 1975 года.
На этом пути ребят из Милана и Тету разошлись. Альфа побежала штурмовать Формулу 1 с движками, а Мишель перешел в программу спорт-прототипов Рено. Далее в 1978 спорт-прототип Рено подготовленный Тету выигрывает Ле-Ман
Французы тоже бегут штурмовать Формулу 1, захватив и Тету. Renault RS10 был первым болидом Тету в Формуле 1.
Все успехи и неудачи Рено 80-х - Арну, Прост все это Мишель Тету. После того, как в 85 Рено Формулу 1 покинуло, Тету перешел в Лижье. Тут тоже у него был успех связанный с JS27, машиной закончившей 5-м кубок конструкторов 86 года (последний успех Лижье до 1993 года).
Затем был провал 87 года из-за того, что Ги Лижье не смог договорится с движками Альфа Ромео а болид проектировался под них (там больше был виноват Арну, сильно раскритиковавший эту сделку). Ну а в 1988 сам Мишель Тету провалися с очень гладким и низким болидом - баком, который ужасно управлялся. Стефан Йохансоон назвал эту машину худшей, что он управлял, а он управлял множеством ведер.
В 1989 Мишел перебрался в Larrousse, при это ещё и боролся с Ги Лижье по поводу досрочно расторгнутого контракта.
С бывшим менеджером Рено Жераром Ляррусом Мишель Тету был до самого конца команды в 1994 году. Успех Агури Сузуки в Японии 90, это и успех Тету тоже
После банкротства Larrousse, Тету от Формулы 1 отошел, хоть и порой консультировал некоторые команды.
Он на пенсии, охотно посещает выставки старой лемановской техники, но интервью не дает.