Кубок

Feb 04, 2017 21:34


История Формулы 1 продолжается на страницах данного унылого. бложика. Гран При и люди их создававшие. Сезон 1978 года подходит к концу и нам оставалось всего 4 гонки. Математически шансы стать чемпионами имели Патрик Депайе, Ники Лауда и Карлос Рётеманн. Но это сугубо в теории. На практике же, совершенно очевидно было, что чемпионские разборки дело исключительно пилотов Лотуса. И после замечательного австрийского Гран При Ронни Петерсон приблизился к Марио Андретти на расстояние одного удара. После победы в Австрии многие ожидали, что Ронни забудет про контракт второго пилота и ринется в борьбу за титул. Но сам Петерсон эти мечты опровергнул Я дал слово и я его сдержу. Марио заслужил титул, хотя бы потому,что в начале сезоне был гораздо быстрее меня. Поскольку швед слыл человеком достаточно честным и прямым (за что во многом его карьера и пострадала), в каком либо лукавстве его заподозрить было сложно. Если Андретти фатально не подведет техника, с интригой в чемпионате можно было попрощаться. А жаль, многие считают, что Петерсон был быстрее Андретти.
Меж тем, Ронни Петерсон не собирался оставаться в роли подносчика снарядов на следующий год. И решил Лотус покинуть. В 1979 году его пристанищем должен был стать McLaren, где не захотели продлить контракт с Хантом. Сделку провернули через графа Дзанона, при поддержке Мальборо, без резолюции которых МакЛарен уже не мог самостоятельно заключать контракт. Публике все это должны были озвучить на ГП США. Партнером шведа должен был стать Патрик Томба, остающийся в команде.


Колин Чепмен не собирался отпускать шведа просто так. Он предложил ему ещё более щедрый контракт, но это снова был контракт второго пилота. Ронни отказался. Тогда Чепмен заключил неофициальное соглашение с Карлосом Рётеманном, на случай, если того не продлят в Феррари. Ибо пока было не ясно, кого же Карлоса или Вильнева сменит Джоди Шектер.
Хорошие новости пришли из стана Лижье. Ги Лижье удалось раскрутить Seita (табачники, что выпускали сигареты Житан) на дополнительные финансы. В 1979 у них будет второй пилот и двигатели Cosworth.
В Ла Кастеле тестировали болид Альфа Ромео. В тестах участвовали Виторио Брамбилла и  отпущенный для этого дела из Brabham Ники Лауда. "Болид-крыло " с переосмысливанием идеи граунд-эффекта от Карла Китти должен был дебютировать на ГП Италии.
Бруно Джакомелии досрочно стал чемпионом Формулы 2 и должен был поехать в Голландии на третье McLaren. Команда Interscope Racing, которую видели в Лонг-Бич выставила для Дэнни Онгайза новенький Shadow DN9.
А это новый Wolf WR6, попытка улучшит посредственный WR 5


Команда ATS продолжала экспериментировать со 2-м пилотом. В Австрии это был местный гонщик Ханс Биндер, в Голландии местный гонщик Михаэль Блекемолен, вроде бы набравший бюджет на участие в Ф1 до конца сезона.


Технический директор Алан Рис убежал из команды и его сменил Джон Джентри, он уже приступил к подготовке машины ATS 79 года. Это тоже будет "болид-крыло". Тестировать новинку должен Блекемолен.

В квалификации привычно доминировали Лотусы и Андретти взял 15 поул в карьере, опередив Петерсона. Далее 4 болида с двенадцатью цилиндровыми движками. тут можно отметить успех Лижье, опять выступавших на деревянных шинах от Goodyear. Все больше своей машиной доволен, опять попавший в десятку Фиттипальди.

2
R. Peterson
Lotus 79
Ford Cosworth DFV      3.0 V8

1
M. Andretti
Lotus 79
Ford Cosworth DFV      3.0 V8

4

C. Reuterman
Ferrari 312 T3
Ferrari 015 3.0
B12

3

Niki Lauda
Brabham BT46
Alfa Romeo 115-12      3.0 B12

6
J. Laffite
Ligier JS9
Matra MS76
3.0 V12

5
J. Villeneuve

Ferrari 312 T3
Ferrari 015 3.0
B12

8

John Watson
Brabham BT46
Alfa Romeo 115-12      3.0 B12

7

James Hunt
McLaren M26
Ford Cosworth DFV      3.0 V8

10

Fittipaldi
Copersucar F5A
Ford Cosworth DFV
3.0 V8

9

Jabouille
Renault RS01
Renault-Gordini EF1
1.5 V6T

Далее Джонс, Депайе, Патрезе и Томба. Новый Wolf разочаровал, Шектер лишь 15-й. Эртль, Онгайз, Штоммелен выпали из гонки в предквалификации. Мерцарио, Регаццони, Блекемолен и Масс потерпели неудачу в квалификации.
А в воскресенье утром, все тут же вспомнили Австрию, ибо зарядил дождь. В разминке, на сырой трассе не удержал свой Surtees и тяжело разбился Руперт Киган. Он повредил руку, что выкинуло британца из гонки и позволило стартовать Артуро Мерцарио.

А вот старт уже состоялся при солнечной погоде, на подсохшей трассе. У Лаффита с утра отказал маслопровод и он вынужден был стартовать на запасном болиде, не настроенном на гонку.
Ну что смотрим. Гонка правда несколько уныловата.  Раскадровка, как всегда, ниже.

image Click to view


13.00 Старт, который отлично удался обоим Лотусам, Андретти впереди.


В повороте По Пирони слегка цепляет бровку, замедляется и получает удар от Патрезе.


Каким то чудом, никого не зацепив (правда обломками повредило машину Дэйли) оба пересекают кривую и приземляются в заборе. Гонка для них окончена.
После первого круга
1. Андретти Lotus
2. Петерсон Lotus
3. Лаффит Ligier
4. Лауда Brabham
5. Рётеманн Ferrari
6. Уотсон Brabham
7. Фиттипальлди Fitipaldi
8. Вильнев Ferrari
9. Депайе Tyrrell
10. Хант McLaren

15.00 Лауда обходит Лаффита на стартовой прямой. После чего лидеры обнаружат стоявшую посреди трассы машину Патрезе, о которой даже не сообщили желтыми флагами

16.00 На  следующем круге пелотон обнаружил, все тот же Arrows, только теперь развернутый комиссарами поперек трассы и практически её перекрывший. Как и круг спустя. Маршалы ждут транспортер. Меж тем , под шумок Рётеманн опередил Лаффита. Жак будет бороться с плохой управляемость и на следующих кругах его обойдут Уотсон, Фиттипальди и Вильнев, в кино это правда не попадет.


После 10 кругов все выгляджит так
1. Андретти Lotus
2. Петерсон Lotus -0,5 сек
3. Лауда Brabham -5 сек.
4. Рётеманн Ferrari -6 сек.
5. Уотсон Brabham -8 сек.
6. Фиттипальлди Fitipaldi -11 сек.
7. Вильнев Ferrari -13 сек.
8.  Лаффит Ligier -16
9. Джонс Williams
10. Хант McLaren


Лотусы уходят все дальше и дальше. И единственная интересная борьба на трассе это сопротвление Лаффита Джонсу.

29.00 Дерек Дэйли паркуется в траве с отказавшим сцеплением.

33.00 В боксах Депайе с отказавшим движком. Тут же можно увидеть экс пилота Формулы 1 Гийса ван Ленепа пытавшегося взять у Патрика интервью.  Чуть позже из-за коробки сойдет и Пике

37.00 Продолжается невезение Джонса. На этот раз он сходит из-за заклинившего дросселя. Одновременно Лотусы проходят первого кругового - это еле ползущий Мерцарио.  Петерсон маячит в зеркалах Андретти но на обгон не идет.

После 20 кругов.
1. Андретти Lotus
2. Петерсон Lotus -0,4 сек
3. Лауда Brabham -6 сек.
4. Рётеманн Ferrari -6,5 сек.
5. Уотсон Brabham -8,5 сек.
6. Фиттипальлди Fitipaldi -10 сек.
7. Вильнев Ferrari
8.  Лаффит Ligier
9. Хант McLaren
10. Жабуй Renault

42.00 Петерсон предпринимает первую, робкую попытку атаковать Андретти. Возможно он забыл про уговор. Вообще видно, что швед быстрее американца.

43.00 Кеке Росберг уже вылетал с трассы за пределами репортажа и набрал песка, это песок и забил ему акселератор, что и стало причиной схода.

Карлос Рётеманн из-за нарушения баланса стал отставать от Лауды и к нему приблизился Уотсон.


51.00 Уотсон и Фиттипальди уже вплотную за Рётеманном.

54.00 Борьба Шектера и Брамбиллы за 15 место окончилась тем. что Виторио чуть не въехал Джоди в зад и улетел в гравий в Panorama. С помощью маршалов Брамбилла вернулся на трассу, но мы то помним, что такое запрещено правилами. И опять же не намека на желтые флаги.

После 35 кругов
1. Андретти Lotus
2. Петерсон Lotus -0,5 сек
3. Лауда Brabham -6 сек.
4. Рётеманн Ferrari -9 сек.
5. Уотсон Brabham -10 сек.
6. Фиттипальлди Fitipaldi -10,5 сек.
7. Вильнев Ferrari   -11,8
8.  Лаффит Ligier
9. Хант McLaren
10. Томба McLaren


1.01 Жан-Пьер Жабуй возвращается в боксы, очередной отказ турбо движка.

1.02 В Тарзане Андретти и Петерсон натыкаются на борющихся друг с другом Арну и Лангера. У Брета Лангера проблемы с движком и он вскоре сойдет. Пилоты Лотуса протискиваются мимо аутсайдеров в очень рисковой манере. При этом Петерсон чуть было не обошел Андретти.  Их следующая жертва Джоди Шектер, движок которого теряет мощность.

Меж тем позади за пару поворотов Рётеманн уступил свои позиции Уотсону и Фиттипальди и теперь ему на пятки наступает его напарник Жиль Вильнев. Виторио Брамбилле показали вполне заслуженный черный флаг

1.11 Рене Арну сходит из-за поломки стойки заднего антикрыла.

1.13 Можно увидеть, вдалеке, как Мерцарио припарковался в траве перед боксами - отказ двигателя. Одновременно видно, что разрыв между Лотусами и Лаудой сократился. Ники Лауда показал быстрый круг.

1.14 Развернуло Бруно Джакомелли

Меж тем Лотус Андретти издает хриплый шум, явно свидетельствующий о поврежденном выхлопе. Это и объясняет то, почему Лауда приблизился, ибо скорость американца упала. Правда упала не критично. Петерсон продолжает играть с ним в кошки-мышки. А вот люди борющиеся за 4-е место уже отстали более чем на 10 секунд. Вильнев в свою очередь обошел Рётеманна и вышел на 6-е место.


1.30 Штук сходит из-за поломки диференцала.

Меж тем, Лауда сократил отрыв от Петерсона уже до 1,5 секунд. Швед явно терял время за Андретти. Надо было что-то делать. Но проблема решилась сама собой. Ники ошибся с передачей и резко отстал на прямой. Плюс изношенная резина добавила ему вибрации и вскоре Ники махнул рукой на победу, решив спокойно доехать до финиша.

1.35 Петерсон снова делает попытку не то пройти, не то напугать Андретти.

1.37 В очередной раз развернуло Джакомелли, на этот раз окончательно
После 65 кругов
1. Андретти Lotus
2. Петерсон Lotus -0,5 сек
3. Лауда Brabham -4 сек.
4. Уотсон Brabham -17 сек.
5. Фиттипальлди Fitipaldi -18 сек.
6. Вильнев Ferrari   -43
7. Рётеманн Ferrari
8.  Лаффит Ligier
9. Томба McLaren
10. Хант McLaren

1.50 Планировал ли Петерсон атаку на последние круги, мы теперь не узнаем. В Тарзан Ронни опоздал с торможением и оквадратил колесо. Это вынудило его сбросить скорость и Марио наконец-то спокойно вздохнул.

1.54 Финш. Марио Андретти одерживает 12 победу в карьере и 6-ю в этом сезоне. Для Лотуса это четвертый дубль в этом сезоне.
1.  Mario Andretti

2.  Ronnie Peterson
+ 0.32
3.  Niki Lauda
+ 12.21
4. John Watson
+ 20.92
5. Emerson Fittipaldi
+ 21.50
6.  Gilles Villeneuve
+ 1:00.52





Ронни Петерсон провел идеальную гонку с точки зрения второго пилота. Всем своим видом он показал. что был гораздо быстрее первого номера, пытался спровоцировать Марио на ошибку, но при этом не нарушил контрактных обязательств. Хотя может быть и хотел, но не успел. Мы этого никогда не узнаем.
Ещё одним отголоском будущей драмы было столкновение Патрезе и Пирони в котором обвинили Риккардо, как ни как он был тем, кто въехал в зад, а кто сзади тот и папа. "Патрезе до сих пор думает, что он в Формуле 3... " сказал тогда Пирони.
В чемпионате у Андретти нет конкурентов с учетом контрактных "колодок" Петерсона.

Зачет пилотов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию

1. Марио Андретти
-63
2. Ронни Петерсон
-51
3. Ники Лауда
-36
4. Патрик Депайе
-32
5. Карлос Рётеманн
-31
6. Джон Уотсон
-19
7. Жак Лаффит
-16
8. Эмерсон Фиттипальди
-15
8.  Джоди Шектер
-14
10. Риккардо Патрезе
-8
10. Джеймс Хант
-8
10. Жиль Вильнев
-8
13. Дидье Пирони
-7
14. Алан Джонс
-5
14. Патрик Томба
-5
16. Клей Регаццони
-4
17. Ханс-Йохим Штук
-2
18. Эктор Ребаке
-1
18. Виторио Брамбилла
-1
1. Lotus Ford-85

2. Brabham  Alfa Romeo-45

3. Ferrari -36

4. Tyrrell Ford-36

5. Ligier Matra -16

6. Fittipaldi Ford -15

7. Wolf Ford -14

8.  McLaren Ford- 12

9. Arrows Ford-8

10. Shadow Ford -6

11. Williams Ford -5

12. Surtees-Ford-1

Меж тем на ГП Голландии 78 Лотус выиграл свой седьмой кубок конструкторов, догнав по их числу Феррари. Седьмой и в обозримом будущем последний. Давайте вспомним все кубки поименно.

1963
Lotus 25

Первый болид принесший кубок Лотусу был придуман Колином Чепменом во время совместного обеда  с конструктором Фрэнком Костином, отвечавшим за болиды Формулы 2 и 3. Идея была нарисована Колином на салфетке.

А идея была проста - это был первый в Формуле 1 кузов - монокок. Болид получился жестким, он был в три раза жестче чем предыдущий болид. Шасси легкими. Машина была низкой и узкой. Пилот в ней полулежал (что тоже было практически впервые, если не считать немецкие болиды класса Ф2), за что машину прозвали ванной. Движок стандартный на тот момент   Coventry Climax FWMV V8.

Болид дебютировал в 1962, но проблемы с двигателем тогда лишили Чепмена кубка и победы среди пилотов. А в 1963 Джимм Кларк выиграл 7 из 9 Гран При и стал чемпионом досрочно. А вот его напарникам не повезло. Тревор Тэйлор, Питер Арунделл, Майк Спенс и Педро Родригез смогли взять всего одно очко. Что не помешало Лотусу взять первый кубок конструкторов.

1965
Lotus 33


А это развитие Лотуса 25, шасси стало ещё жестче, плюс более широкие шины. Чепмену в развитии этой машины помогал Лен Терри, бывший конструктор команды Gilby.


Как и в случае с 25, 33 появилась за год до того, как взяла кубок конструкторов (на ГП ФРГ 64). Но в 1964 её преследовали детские болезни. В 1965 Джимми Кларк выиграл на ней 5 Гран При из 10 и снова стал чемпионом мира, вернув кубок конструкторов Лотусу. Его партнер Майк Спенс был не столь быстр и обычно финишировал позади Кларка, но тоже смог принести команде 4 очка, когда Кларк сошел в Мексике.

1968
Lotus 49


После перехода Формулы 1 к 3.0 литровым движкам у Лотуса наступил провал, который удалось исправить к середине 67 года с появлением этой машины. Первый болид на котором стоял легендарный Ford Cosworth DFV. Причем в Лотусе это был уже не просто двигатель, а один из конструктивных элементов, влияющих на все шасси. С одной стороны он был прикреплен к монококу и добавлял жесткости, с другой стороны, на нем закреплялись коробка передач и подвеска. Все это идея Колина Чепмена и Мориса Филиппа (крайний справа)

Лотус 49 это ещё и машина на которой появились первые антикрылья и первая красочная реклама. В 1968, после одной гонки за рулем 49 и победы в первом же Гран При, погиб Джимми Кларк, но Грэму Хиллу, удалось подхватить знамя лидера и выиграть чемпионат.

1970
Lotus 72С


Вообще половину 70 года Лоус провел с болидом 49, но 72, пришедший с ГП Голландии (не будем считать неудачный дебют в Испании) принес львиную долю побед. Хотя в Монако Риндт выиграл на старом 49.


Очередное детище Чепмена и Мориса Филлипа отличалась в первую очередь тем, что радиаторы охлаждения перекочевали с носа в бока. Ну и общая клиновидная форма, отлично влияющая на аэродинамику. Замечательный болид на годы опередивший конкурентов. Но у него были проблемы с подвеской. Из-за чего к машине могли приноровиться не все. Йохен Риндт смог. После дебюта шасси, он выиграл на нем 4 гонки подряд, а потом погиб в Италии. Ещё одну победу добавил Эмерсон Фиттипальди.

1972
Lotus 72D

Продолжениеи идеии 72


Тут кубок целиком заслуга Эмерсона Фиттипальди в одиночку вытянувшего борьбу с Тирреллами. Его напарник Девид Уолкер ни набрал не одного очка.

1973
Lotus 72Е


Морис Филлип ушел и Чепмену помогал Ральф Беллами. 72 будет дополнительно обновлен интегрированными боковыми понтонами, большим кузовом и новыми креплениями крыла.


Эмерсон Фиттипальди и Ронни Петерсон были настолько заняты борьбой друг с другом, что пропусти на первое место Джеки Стюарта, но кубок конструкторов остался за Лотусом.

1978
Lotus 79


Колин Чепмен, Мартин Оглив, Джефф Элбридж и Питер Райт. Юбки и Граунд-эфект. Меж тем машина, как выяснилось, совершенно не законная. Но про это уже на следующей неделе. Как и про трагедию Монцы 78.

Формула 1, 1978, Голландия

Previous post Next post
Up