Ну что, продолжим с Формулой 1 и её историей. 1978 сезон, сезон граунд-эффека. начинался в Аргентине. И начинался он с того, что ассоциацию конструкторов Формулы 1 возглавил Берни Экклстоун. Да, как ни странно, человек создавший данную ассоциацию. на самом деле не был её главной. Берни как бы соблюдал внешние приличия, типа, что бы не было у кого идей, что он будет таким образом вытягивать свой Brabham. Поэтому главным в ассоциации был назначен Питер Макинтош, человек нейтральный, к каким либо командам не относящийся, но под дудку Берни пляшущий. Однако стоило Экклстоуну чуть чуть отвлечься на свои дела, как стало ясно, что Питер сам по себе, не справляется. Последнеей каплей стало Гран При Аргентины. Время его проведения совпало со временем жеребьевки к чемпионату мира по футболу, которую то же показывали в прямом эфире. Таким образом Формула 1 теряла аудиторию. Берни справедливо рассудил, что за этим должен был отследить Макинтош и перенести Гран При на пару часов попозже. Вообщем Питер был уволен и Берни, без каких либо возражении возглавил F1CA.
Первое что он сделал это сменил название F1CA на FОCA. Formula 1 на Formula one. Дело в том, что F1CA давно смущала итальянских журналистов, ведь внешне очень все это было похоже на слово FICA, что с итальянского переводится как пизда. Возможно это слово и выкрикивали организаторы Гран При, когда узнали, что им повысили оплату командам за участие в гонке. В свою очередь Берни гарантировал, что команды в Гран при участвовать будут. И действительно в первую гонку сезона прибыли почти все, чего до этого не случалось. Обычно все подтягивались к Европе.
В таком вот настроении начинался сезон, как вдруг за неделю до ГП Аргентины, стало известно, что пропал Карлос Рётеманн.
На аргентинском телевидении появился отчим Карлоса, пояснивший, что гонщик с семьей (жена двое детей) вышел на яхте в море и уже несколько дней не выходит на связь. Украли? Утонул? Нападение гигантской акулы? Просто все надоело и уплыл на Гавайи? Сотни встревоженных аргентинских спасателей и рыбаков бросились искать "Лоле". Как вы понимаете, нашли. Карос попал в шторм и яхта разбилась об скалы небольшого островка. Как Робинзон Крузо, Карлос Рётеманн с семьей, провел на островке несколько дней пока их не нашел полицейский катер.
К счастью Карлос успел на гонку. В первый день квалификации именно аргентинец оказался самым быстрым. Шины Мишлен приятно удивили всех в Феррари. На следующий день его время побил Андретти. Но про истинную скорость машин сложно было сказать. ибо все два дня квалификации с неба лило.
2
C. Reuterman
Ferrari 312 T2
1
Andretti
Lotus 78
Ford Cosworth DFV
4
John Watson
Brabham BT45C
Alfa Romeo
3
R. Peterson
Lotus 78
Ford Cosworth
6
James Hunt
McLaren M26
Ford Cosworth
5
Niki Lauda
Brabham BT45C
Alfa Romeo
8
J. Laffite
Ligier JS7
Matra
7
Villeneuve
Ferrari 312 T2
10
P. Depailler
Tyrrell 008
Ford Cosworth
9
Tambay
McLaren M26
Ford Cosworth
Жак Лаффит всю квалификацию промучился с движком. 4 раза он менял блок цилиндров. Квалификация так же запомнилась вылетами Жарье и Брамбиллы (11 и 12). Джоди Шектер лишь 15-й, он так и не смог найти баланс. Дебютант Tyrrell Дидье Пирони предпоследний из-за проблем с зажиганием. Ребаке, Чивер (проблемы с двигателем) и Галика (разбила машину в пятницу) квалификацию не прошли.
А вот так в Аргентине обеспечивали безопасность. Охраняют боксы Brabham. Обратите внимание, что надпись Parmalat выполнена синими буквами на белом фоне. Это только на первых Гран При. Затем Brabham изменит окраску на традиционную красную с синими вставками.
К воскресенью дождь ушел, вышло солнце и жуткая жара +40. В этих условиях важным фактором стал выбор резины.
Ну а теперь кино про Гран При Аргентины, а чуть ниже, я с указанием времени подскажу что происходит на трассе и куда мотать.
Click to view
10 минута - старт. Он отлично удался Андретти удержавшему позади Рётеманна, Петерсона. Лауда и Лаффит обошли Уотсона. Джон смог отыграться у Лаффита в извилистой части.
После первого круга:
1. Андретти Lotus
2. Рётеманн Ferrari
3. Петерсон Lotus
4. Лауда Brabham
5. Уотсон Brabham
6. Лаффит Ligier
7. Хант McLaren
8. Депайе Tyrrell
9. Шектер Wolf
10. Томба McLaren
За ним злобная тройка- Вильнев, Джонс и Брамбилла.
Ронни Петерсон постепенно сдерживает всех позади себя, ибо швед не угадал с резиной. Его Лотус страдает от избыточной поворачеваемости.
19 минута - сход Surtees Руперта Кигана, из-за перегрева двигателя.
Оператор сосредоточен на машине Андретти, поэтому за кадром осталось, как Джон Уотсон за один круг прошел и Лауду и Петерсона и вышел на третье место.
В кадре по прежнему Андретти и лишь по гулу с трибун можно понять, что Джон Уотсон прошел и Карлоса Рётеманна и вышел на 2-е место.
Под шумок Патрик Депаейе обходит Лаффита в борьбе за 6-е место.
31 минута нам наконец-то показали что-то помимо Марио Андретти. Это Ники Лауда завис на хвосте у Рётеманна. К тому времени партнер Марио - Ронни Петерсон провалился уже на 5-е место.
32 минута - на трассе встал Артуро Мецарио, у его болида отказал дифференциал.
34 минута - оператор наконец-то показал плотную группу : Рётеманн, Лауда, Депайе, Петерсон, Хант, Лаффит, идущую с 3-го по 8 место. Джоди Шектер отстал от них на 2 секунды. Далеко впереди Андретти опережает Уотсона на 9 секунд.
35 минута - Лауда проходит Рётеманна
36 минута - Рётеманна обходит и Депайе, концовка обгона попала в кадр. Позади Хант опередил Петерсона и вошел в очковую зону.
42 минута наблюдаем, как Карлоса Рётеманна обошли Хант и Петерсон а Лаффит повиснет у него на хвосте. Но Карлосу удастся сдержать француза. На 52 минуте можно будет посмотреть их борьбу. Аргентинец явно не угадал с выбором жестких шин.
А так выглядят позиции в гонке.
1. Андретти Lotus
2. Уотсон Brabham - 11,2 сек
3. Лауда Brabham -21 сек
4. Депайе Tyrrell - 23
5. Хант McLaren -30.6
6. Петерсон lotus -34,5
7. Рётеманн Ferrari -39
8. Лаффит Ligier -39,5
9. Шектер Wolf -41
10. Вилльнев Ferrari -46,5
Томба одиннадцатый и он опережает Брамбиллу, Джонса и Фиттипальди. Виторио Брамбиллу вскоре развернет.
1 час. 01 мин. Не выдержав, Рётеманн заехал в боксы менять резину. Он поставил мягкие шины. Герой Аргентины вернулся на трассу 15-м.
1. 07 Ломберто Леони паркуется в траву. Отказ движка. Обращаем внимание, что Ensign пока без спонсоров и абсолютно белый в связи с этим. А вот на бортах у Дэнни Онгайза, партнера Леони по команде была реклама Tissot и сам болид был черным. Все просто, это была машина и спонсоры Регаццони. Клей буквально в последний момент перебежал в Shadow, оставив своих спонсоров.
1.08 Первые круговые. Виторио Брамбилла уехал в траву, лишь бы не помешать Марио Андретти.
1.11 Андретти нагоняет на круг Алана Джонса и австралиец чуть не вынес лидера с трассы. У Джонса чудит коробка передач, поэтому его иногда носит по траектории.
1.12 Алан заезжает в боксы,
1.20. Патрик Депайе обходит на круг своего напарника Дидье Пирони, когда тот обходил Брета Лангера. Забавная, но и опасная ситуация.
1.23 Джон Уотсон резко теряет скорость. Его обходят Ники Лауда и Патрик Депайе. Двинатель британца теряет мощность.
1.24 Алан Джонс заезжает в лазейку, где уже стоят болиды Мерцарио и Онгайза. Гонка для австралийца окончилась.
1.28 Двигатель Джона Уотсона отдал богу душу. Жаль, британец был единственным на трассе, кто не сильно отставал от темпа Андретти. Уотсон уныло бредет по траве. Очередная неудача.
1.35 Жак Лаффит нагнал Ронни Петерсона и начинает атаковать. В этой борьбе Жак выйдет победителем, но за камерами.
1. 43 Патрик Депайе повис на хвосте у Лауды. это борьба за 2-е место.
1. 45 Жак Лаффит паркуется в боксах. Матра V12 больше не работает. Это позволяет войти в очковую зону Патрику Томба, новобранцу МакЛарен.
1. 46 Борьба Лауды и Депайе продолжается. Настоящее украшение гонки.
В это время Хуан-Мануэль Фанхио взмахнул клетчатым флагом. За круг до конца гонки! И не перед Андретти а перед Петерсоном. Возможно "маэстро" перебрал с вином. Однако никого Фанхио обмануть ни смог. И гонщик провели в боевом режиме ещё круг, начхав на флаги и Фанхио. За круг правда, ничего не изменилось. Седьмая победа Марио Андретти.
1. Mario Andretti
2. Niki Lauda
+13.21
3. Patrick Depailler
+13.64
4. James Hunt
+16.05
5. Ronnie Peterson
+1:14.85
6. Patrick Tambay
+1:19.90
Конечно тут же возникли вопросы. Если этот прошлогодний Лотус 78 никто не мог догнать, то что же будет, когда на трассы выйдет машинка 78 года со всеми её улучшениями? Вообще почти всю очковую зону заняли прошлогодние машины. Единственной выстрелившей новинкой оказался Tyrrell 008. Меж тем подписавший контракт второго номера Ронни Петерсон уже начал ныть, мол зажимают его в пользу Андретти и дали не ту резину.
Феррари финишировала вне очковой зоны на 7 и 8 местах. Но Пьер Дюпаскье, руководитель гоночной программы Michelin, остался доволен. "Это Рётеманн выбрал не ту резину", пояснял Пьер, а так, "скорость то у нас есть". И действительно быстрый круг в гонке показал финишировавший 8-м Жиль Вильнев. У Пола Лауритцена, нового инженера Goodyear, были совсем другие поводы для радости. Шины Марио Андретти, не смотря на жару, практически не деформировались. 1-0 в пользу американцев.
Зачет Пилотов
Результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Марио Андретти
-9
2. Ники Лауда
-6
3. Патрик Депайе
-4
4. Джеймс Хант
-3
5. Ронни Петерсон
-2
6. Патрик Томба
-1
1. Lotus Ford-9
2. Brabham Alfa Romeo-6
3. Tyrrell Ford-4
4. McLaren Ford- 3
Посмотришь статистику выступлений и результатов Ламберто Леони и ничего выдающегося не найдешь. А меж тем Леони чуть было не повторил подвиг Джека Брэбэма, Брюса МакЛарена и Джеки Стюарта. Он был в одном шаге от собственной команды в Формуле 1.
Lamberto Leoni
Родился наш сегодняшний герой 24 мая 1953 года в Ардженте, Италия . В 1971 году Ламберто стал чемпионом Ф-Италия. Отличное начало карьеры, но дальше за три года выступлении в итальянской Формуле 3 Леони ничего интересного не показал.
Меж тем ему удалось заключить контракт с командой Ф2 Scuderia del Passatore на 1975 год. И Ламберто снова заявил о себе, как о возможно таланте. Он финишировал 3-м на этапе в Эшториле.
Увы развить все это не получилось, а 1976 год Ламберто и вовсе пропустил о причине отсутствия средств и выступал в европейской Ф3.
В 1977 ему удалсь заключить контракт с Минарди, тогда ещё вступавшей в Формуле 2. Но Леони трижды не прошел квалификацию.
Разругавшись с Минарди, Леони оказался в команде Trivellato
И на этапе в Мизано, где большинство лидеров самоустранились в массовом завале, Леони, пользуясь тем, что знает трассу, выиграл. Сей успех привлек к нему внимание Джо Сёртиса. На ГП Италии Леони попытался пройти квалификацию. но у него это не вышло.
Но репутация победителя этапа Ф2 позволила Леони в 78 году оказаться в Ensign. В Южно-Американских гонках Ламберто смотрелся неплохо, хоть и оба раза сошел из-за технических проблем.
В следующих двух он не прошел квалификацию и его сменил ветеран Жаки Икс. А Ламберто спустился в формулу 2. С 1979 по 82 годы Ламберто принимал участие лишь в отдельныых этапах Ф2, в основном в Италии, на собственнром болиде. В 1983 команде Horag Hotz понадобился опытный пилот и они наняли Леони.
Не смотря на скепсис окружающих ветеран финишировал 6-м в Сильверстоуне и взял поул в Хоккенхайме. В 1985 года Ф2 переменовалась в Ф3000 и стала использовать двигатели Форд-Косворт, ставшие не нужными Формуле 1, опыт Леони снова пригодился. Команда Italia 3000, не мудурствуя лукаво, купила старый Williams FW08C-Cosworth, полностью подходивший под новые правила
И Леони на столь почетной технике финишировал 3-м в По и Австрии, заняв в первом чемпионате Ф3000 10-е место. На следующий год эта машина чуть его не убила, в той же Австрии и Ламберто получил травмы спины. Зато в 1987 он создал собственную команду Ф3000 - First Racing. И три гонки одряд окончил на 4-м месте - Имолу, Ле-Ман и Хараму. В итоге Ламберто оказался в чемпионате 8-м, поделив это место со своим напарником Габриэле Тарквини.
После этого успеха Ламберто сконцентрировался на управлении командой. куда была приглашена молодая звезда итальянского автоспорта - Марко Апичеллья (тот самый, что проедет 5 метров за Jordan в одном из Гран при 93 года). Марко закончил сезон 88 в пятерке лучших, другой пилот команды - Пьерлуиджи Мартини, принес ей первую победу в Энна-Пергуза. И вот тогда то Леони и задумался о штурме Формулы 1. Благо в конце 80-х условия для прихода в ф1 были самые благоприятные и не пытался в неё попасть лишь ленивый.
Леони пригласил бывшего конструктора Fittipаldi - Ричарда Давилу. Заключил конракт с Апичелльей. На базе машины Ф3000 был построен болид
Увы, а может и к счастью, достаточных финансов для штурма ф1 Леони найти не смог. Все наработки были проданы команде Life, ставшей, как известно, одной из слабейших команд за всю историю Формулы 1. А Леони и FIRST остались в ф3000. В 1989 году Фабрицио Джованарди принес команде ещё одну победу. Апичеллья снова закончил сезон в пятерке лучших, но дальше прогресса не было. После двух провальных лет Ламберто, в конце 91, проект прикрыл. Что бы, внезапно побороться за чемионат мира...
В 1992 году Ламберто Леони всех удивил, оказавших в чемпионате мира водной Формулы 1 и с ходу став вице-чемпионом, выиграв Гран При Дубая. Всего у него три победы в этом классе и Леони самый успешный из бывших пилотов ф1, попытавших счастье на воде. Одновременно с этим Ламберто продолжал поддерживать карьеру Апичелльи, который после краткого участия в Ф1 и хороших сезонов в японской Ф-Нипон, осел в Италии. Благодаря Леони, Марко дважды был чемпионом итальянской Ф3000. В 1999 году Ламберто снова появился как владелец команды Ф3000. Но Monaco Motorsport, оказалась в тот год аудсайдером серии. На этом Леони успокоился.
Нынче он постоянный участник гонок исторических автомобилей. Может он и не стал великим чемпионом, но карьера его сложилась ярко.
На этом на сегодня, на следующей неделе Гран При Бразилии, с главным вопросом, будут ли конкуренты у Лотуса.