История Формулы 1 снова на пыльных странницах данного дневничка. Гран При, люди в них участвовавшие. Сезон 1977 фактически был завершен. Имя чемпиона было известно. Поэтому через неделю после ГП США, без особого энтузиазма парни прикатили в Канаду. Не то, что им не хотелось гоняться, просто им не хотелось гоняться в Канаде. А виной всему трасса Моспорт. Каждый год происходило одно и то же. За зиму асфальт Моспорта приходил в негодность. (да беда с дорогами, оказалось не только сугубо нашей проблемой). Обидно, но организаторы не то ленились . не то жопились, вообщем починкой асфальта занимались кое как и трасса зияла заплатками. В 1977 к этому ещё добавился тот чудный факт, что многие рельсы безопасности проржавели и держались на честном слове. Росту недовольных не было числа. Даже Берни Экклстоунт заявил, что Формула 1 конечно же будет в Канаде, и дальше, но стране необходима другая трасса.
Феррари приехали в совершенно разбитом состоянии. Энцо, правда, отменил свои обещания немедленно выгнать Ники из команды и разрешил чемпиону доехать сезон. Но Феррари уже выставила на эту гонку, третью машину для Жиля Вилльнева. При этом, очень расстроив тест пилота команды - Эдди Чивера, явно рассчитывавшего на место Жиля.
Ники Лауда приехал в Канаду, без гоночного инженера (который, наомню был уволен и замены ему не нашлось). Более того, он не получил от Энцо даже поздравительной телеграммы с титулом. Напротив Фита и Феррари устроили большое празднование победы в кубке конструкторов, делая вид, что чемпионство её пилота, это дело так, второстепенное. Было шоу, банкет, на который Лауда приглашен не был. Вообщем Ники, по приезду, заперся в гостинице, и ни с кем не общался. Потом проехал по трассе на тренировке, в четверг и быстро, вернулся в гостиницу. В пятницу утром Лауда отзвонился Роберто Нозетто и пояснил, что у него сильный понос и на трассу он выйти не может. И пока Роберто пытался Ники, отговорить, что бы тот не дурил, Лауда положил трубку, собрал чемодан и улетел в Европу. В следующий раз в Феррари его увидят лишь в начале 90-х.
Более, других изменений не было. Лишь Риккардо Патрезе вернулся в Shadow, закончив сезон в Ф2, сменил он само собой Жарье.
Ну а Ники Лауда, возможно так рано окончил сезон не только из-за обид на Феррари. Трасса, реально была опасна. В этом все убедились, едва началась пятничная квалификация. Ян Эшли, подлетел на кочке. Его Hesketh взлетел, перелетел через барьер и врезался в столб телевизионной вышки. Спасение пилота из обломков заняло 45 минут. Это непростительно медленно. Ян к счастью выжил, но полученный перелом лодыжки поставил крест на его карьере пилота Формулы 1.
В субботу же в аварию угодил Йохен Масс и его МакЛарен проломил проржавевший рельс. Болид был полностью уничтожен, немец же к счастью не пострадал. Но по хорошему, проводить гонку в таких условиях было нельзя.
2
James Hunt
McLaren M26
Ford Cosworth
1
Andretti
Lotus 78
Ford Cosworth
4
G. Nilsson
Lotus 78
Ford Cosworth
3
R. Peterson
Tyrrell P34
Ford Cosworth
6
P. Depailler
Tyrrell P34
Ford Cosworth
5
Joсhen Mass
McLaren M26
Ford Cosworth
8
R Patrese
Shadow DN8
Ford Cosworth
7
Alan Jones
Shadow DN8
Ford Cosworth
10
John Watson
Brabham BT45B
Alfa Romeo
9
J. Scheckter
Wolf WR2
Ford Cosworth
Как и в Уоткинс-Глен, все решили времена показанные в пятницу, ибо в субботу трассу залило дождем. Таким образом Марио Андретти выиграл в этом году уже шестую пол-позицию. Удивила скорость Тиррелов и Депайе и Петерсон оказались в первой десятке. А вот Brabham были значительно медленнее, чем обычно. Уотсон 10-й, Штук 13-й. Рётеманн 12-й, Вильнев участвовал на болиде настроенном под Лауду и был лишь 17-м. Единственным не прошедшим квалификацию оказался Жан-Пьер Жабуй. В пятницу движок Рено взорвался, а в субботу условия не позволили. На этом Рено дебютный сезон окончило, в Японию французы решили не ехать.
Утром в воскресенье ещё шел сильный дождь. Но к старту гонки он окончился и хотя трасса была мокрой, все решили стартовать на сликах, ибо дождя больше не ожидалось.
Андретти удалось хорошо стартовать и сохранить первую позицию от Ханта. Масс смог обойти Нильссона. А вот Рони Петерсон старт проспал и потерял много мест. Во втором повороте притерлись Шектер и Джонс, избегая их Клей Регаццони всеми колесами заехал в траву и там и остался, увязнув в грязи.
1. Андретти Lotus
2. Хант McLaren
3. Масс McLaren
4. Нильссон Lotus
5. Патрезе Shadow
6. Депайе Tyrrell
7. Петерсон Tyrrell
8. Уотсон Brabham
9. Дж. Шектер Wolf
10. Джонс Shadow
На втором круге Депайе обошел Патрезе. Уотсон попробовал повторить этот трюк с Петерсоном, но притерся об шведа и улетел в рельс. Для ирландца гонка на этом закончилась. А подвиги Депайе продолжились, на 4-м круге он обошел Нильссона и вышел на 4-е место. На 9 круге Шектер обошел Патрезе в борьбе за 6-е место.
к 10 кругу ситуация выглядела так
1. Андретти Lotus
2. Хант McLaren (между ними менее секунды)
3. Масс McLaren ( в 12 секундах от связки Андретти-Хант)
4. Депайе Tyrrell
5. Нильссон Lotus (все трое очень близко)
6. Шектер Wolf (возглавляет боольшую группу в 20 секундах от Масс-Нильссон)
7. Патрезе Shadow)
8. Петерсон (Tyrrell
9. Рётеманн Ferrari)
10. Джонс Shadow
Патрезе быстро терял места, вскоре его обойдут Петерсон и Рётеманн. Масс несколько оторвался от Депайе и Нильссона. Гуннар вскоре обошел Патрика обратно. Неприятности Тирреллов на этом не окончились, на том же круге развернуло Ронни Петерсона и он упал на 14 место.
Следующие два круга Патрик Депайе пропустит вперед Джоди Шектера и Каролоса Рётеманна и выпадет из очковой зоны. Но Патрику удалось вернутся. Дело в том. чо у Нильссона заклинило дроссель и он вылетел с трассы (шестой сход подряд). А потом у Рётеманна возникли проблемы с давлением топлива. К тому времени (20 круг) Андретти с Хантом оторвались от Масса уже на 25 секунд, а от 4-го Шектера на 36 секунд. Далее гонка временно затихла.
На 33 круге шедший 13-м Руперт Киган решил обойти на круг, шедшего 17-м Ханса Биндера. Британец попытался сделать это в Esses, но Биндер его не заметил и парни столкнулись. Австрийца развернуло, Руперт прилетел в рельс, Для обоих гонках закончилась. На фото Surtees Ханса Биндера
На 35 круге из-за повреждения бензонасоса сошел Петерсон. Марио Андретти же все никак не мог сбросить с хвоста Джеймса Ханта и даже круговые не помогли.
40 круг
1. Андретти Lotus
2. Хант McLaren (-1,25)
3. Масс McLaren
4. Шектер Wolf ( -54 сек от Масса)
5. Депайе Tyrrell (-1 м. 07 сек от Шектера)
6. Патрезе Tyrrell (-1 м. 04 сек)
7. Брамбилла Surtees (- 1 м. 06 сек.)
8. Джонс Shadow (-1 м. 09 сек)(
9. Лангер Chesterfield
10. Томба Theodore
11. Онгайз Interscope
12. Риебйро March
13. Ньюв Williams
Джеймс Хант начал тереять терпение за Марио. Следующие 15 кругов британец потихоньку, но отыгрывал и оказался за Марио вплотную. Андретти ответил быстрым кругом, но этого было мало. Оба вскоре обошли на круг Шектера и не проигравшим им круг оказался лишь Йохен Масс. На 59 круге пара лидеров подобралась и к Массу. И Йехен отличным маневром заблокировал Марио, партнер Масса - Джеймс Хант тут же вышел в лидеры. обойдя не ожидавшего такого подвоха американца.
Вообщем полностью уверенный в своей победе Хант, в кривой Квебек проходит Масса. Но Йохен то, его не увидел. Оба МакЛарена сталкиваются. Масса развернуло, а Джеймс влетел в рельс. Гонка для него на этом закончилась.
Андретти вернул себе лидерство. Масс поехал в боксы проверить машину. Джеймс Хант выскочил на край трассы, что высказать отъезжавшему партнеру все что он о нем думает. Его попытался остановить один из комиссаров и далее последовала одна из самых безобразных сцен в истории Формулы 1. Прямо в прямом эфире.
Click to view
Ну несколько театрально упал комиссра, на мой взгляд. Но все же. Понятно, что эмоции, но это совершено не допустимое поведение для чемпиона.
Андретти же в этот момент лидировал перед Шектером,и Депайе. Четвертым шел Брамбилла, опережавший Патрезе и вернувшегося из боксов Масса.
Но за два круга до конца из Лотуса Марио повалил дым. Cosworth хватило лишь на 78 кругов из 80. Американец поехал в боксы, заливая маслом трассу. В лидеры вышел Шектер. В это время Вильнев в Esses, скользит на масле из Лотуса и вылетает в барьер.
Далее то же самое происходит с шедшим четвертым Патрезе, он скользит и влетает в оставленный болид Кигана. Остальным остается продержаться всего круг. Но снова в Esses, не может справится с управлением шедший третьим Брамбилла, он влетает в кучу-молу из болидов Кигана и Патрезе
В этом же месте развернуло Онгайза, но смог затормозить и камиссары вернули Дэнни на трассу
Ну а Йохен Масс за два круга вернул себе третье место. При этом немец ещё и довез до финиша Жиля Вильнева. подобрав того на трассе и совершенно, будучи в уверенности, что гонка провалена.
Таким образом Джоши Шектеер, внезапно, одержал третью победу в этом сезоне
Вторым был Патирик Депайе, это его первые очки за последние полгода. Масс третий, в ожидании разноса в боксах МакЛарен.
1. Jody Scheckter
2. Patrick Depailler
+ 6.77
3. Jochen Mass
+ 15.76
4. Alan Jones
+ 46.69
5. Patrick Tambay
+ 1:03.26
6. Vittorio Brambilla
не финишировал
Click to view
Победа в Канаде практически гарантировала Джоди Шектеру 2-е место в чемпионате. Ибо теперь он опережал Андретти на 8 очков. Т.е. Марио что бы стать вице-чемпионом, в Японии надо было выигрывать и то если Джоди провалит гонку. С учетом, что Андретти уже в пятый раз в этом году сошел из-за движка, выглядело все это из разряда фантастики Вообщем Вальтер Вольф, выиграв со своей командой в домашнем Гран при, остался очень доволен. Wolf в дебюте находилась на третьем месте в кубке конструкторов.
Витрио Брамбилле, так глупо упустившему на последнем круге подиум, хоть в чем-то повезло. вспыльчивый Джо Сёртис в те выходные в Канаде не присутствовал. Другой вспыльчивый парень Джеймс Хант, получил свой заслуженный штраф в 2750 долларов, за побитое лицо маршала.
Жиль Вильнев местную публику пока разочаровал, но он хотя бы, почти, доехал до финиша
Зачет Пилотов
Результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
1. Ники Лауда
-72
2. Джоди Шектер
-55
3. Марио Андретти
-47
4. Карлос Рётеманн
-35
5. Джеймс Хант
-31
6. Йохен Масс
-25
7. Гуннар Нильссон
-20
8. Алан Джонс
-19
9. Жак Лаффит
-16
10. Патрик Депайе
-16
11. Ханс-Йохен Штук
-12
12. Эмерсон Фиттипальди
-11
13. Джон Уотсон
-9
14. Ронни Петерсон
-7
15. Карлуш Паче
-6
16. Виторио Брамбилла
-6
17. Клей Регаццони
-5
17. Патрик Томба
-5
19. Ренцо Дзорци
-1
19. Жан-Пьер Жарье
-1
1. Ferrari-92 (93)
2. Lotus Ford-61
3. Wolf - Ford -55
4. McLaren Ford- 51
5. Brabham Alfa Romeo-27
6. Tyrrell Ford-23
7. Shadow Ford-20
8. Liigier-Matra -16
9. Fittipaldi Ford-11
10. Ensign Ford -10
11. Surtees Ford-6
12. Penske Ford-1
Трасса Моспорт на этом попрощалась с Формулой 1
Моспорт означает не что иное как Мото - Спорт. Под мото-спортом в Америке и прочем загнивающем западе понимают не мотогонки а весь авто-мото-спорт в целом. А целое название автодрома звучало как Мото-Спортивный Парк, ибо все это предполагалось как большой парк развлечении для любителей автоспорта.
Это был первый специально построенный гоночный трек, на территории Канады. До этого в Канаде были конечно-же трассы, но все они располагались на базе бывших военных аэродромов, времен Второй Мировой. Спроектировали Моспорт и начали строительство в конце 50-х. Открыт же был Моспорт в 1961 с гонки клуба любителей гоночных автомобилей провинции Онтарио.
В том же году провели на ней первую международную большую гонку. Стрилинг Мосс на Лотусеt 19, команды Walker выиграл ту гонку, опередив Ио Боннье на Порше и Оливиье Жендебьена на Феррари. Это кстати привело к путанице. Многие стали считать что Моспорт назван так в честь Стирлинга Мосса и называли трассу Мосс-порт. Но Мосс в истории трассы остался, не в названии а в имени одного из поворотов.
Первым владельцем и инициатором строительства трека был Норман Нэмероу (мужчина, в темном, слева)
Владелец нескольких издательств большой фанат автоспорта, Норман и сам принимал участие в многочасовых автогонках,хорош знал Дэна Гарни, а так же был большим другом Дэйва МакДональда, пилота Индикара. Поэтому, возможно, Моспорт строился с оглядкой на Индикар в надежде, привезти эту серию в Канаду. Но сначала Нэмероу привез в Онтарио серию CANAM, было это в 1966. А в 1967, в год столетия образования Канады, Нэмероу познакомил канадцев с Формулой 1.
и долгое время гонка в Моспорте била все рекорды Канады по самому массовому мероприятию. Ни концерты рок-звезд, не даже финалы кубка Стэнли, не собирали столько народу. И это при том, что конкурентно-способных канадских гонщиков в те годы не было.
Сгубило все это дело жадность. Сначала в 1975 Нэмероу и его партнер Харви Хадес заключили договор на титульное спонсорство сразу с двумя конкурирующими производителями пива из-за чего в результате судебных тяжб гонка не состоялась.
Потом, экономия на сохранности трека в порядке и плохая работа спасательных служб, выкинула Моспорт из Формулы 1. Каким-то чудом трагедии в Моспорте удавалось избежать, до поры до времени. Вместо Формулы 1 в Моспорте стали гоняться спорт-прототипы. В 1985 году здесь погиб пилот Формулы 1 Манфред Винкельхок. Но трек живет до сих пор. Помимо местных соревновании тут гоняется Наскар например и его младшие серии
Но самая ценность не в этом наверное. Моспорт парк одно из немногих мест, где, если не считать мер безопасности. ничего не изменилось с момента первого проведенного Гран При. Ни каких либо дополнительных шикан, измененных поворотов и новомодных асфальтовых зон безопасности. Моспорт сохранился в первозданном виде.И его нынешний Esses, это тот самый Esses, где Виторио Брамбилла, на последнем круге гонки 77 года, потерял подиум, врезавшись в брошенные машины Кигана и Патрезе. Тот же самый вплоть до сантиметра.
На следующей неделе последняя гонка сезона 77 - Гран При Японии.