Продолжение истории американского француза

Sep 17, 2016 21:26


Продолжим, пожалуй, про историю Формулы 1 и людей её создававших. В частности сегодня будет вторая часть рассказа про Патрика Томба.
До конца сезона 77 оставалось ещё 5 гонок, но совершенно непонятно было, что может помешать Ники Лауде вернуть чемпионский титул. Он выиграл всего два Гран При, но очки набирал с постоянством метронома. На 16 очков Ники опережал Джоди Шектера. У африканца был прекрасный болид WOLF, он был единоличным лидером команды и Харви Постлетуэйт создал  три болида подходящие под разные типы трассы. Шектер мог выбирать. Но всего этого оказалось мало, плюс Джоди подкосило пять сходов в шести последних гонках. Самыми быстрыми пилотами сезона были Джеймс Хант и Марио Андретти. но у них шансы стат чемпионами были чисто математическими.
Меж тем в прессе все больше слухов о том, что в конце сезона Ники Лауда Феррари покинет. Австриец действительно ведет переговоры с Берни Эккстоуном и его Brabham, что бы стат новым лидером команды, где какую-то новую задумку придумал хитрый Гордон Мюррей. От Феррари, где давно все перегрызлись друг с другом, Ники порядком устал и ему кажется, что компактный Брэбэм, где все будет построено вокруг него, это лучше, чем неповоротливый итальянский гигант автоспорта.
Про новинки.
Под конец года, March наконец-то представил новый болид 771


Его доверили Яну Шектеру. Меж тем, вероятнее всего, это последний болид March в Ф1, у команды очень тяжелые финансовые трудности.
Риккардо Патрезе вернулся в Shadow и подменявший его Мерцарио снова вывел свою команду на трассу. RAM предоставил места, двум голландцам.


Дебютанту Михаэлю Блекемолену (на фото он вместе с ван Ленепом) и Бою Хайе, в прошлом году, выступавшему за голландский проект Boro.
Кстати о Boro, они снова вышли на трассу с Брайаном Хентом за рулем. Болид их это слегка переделанным  Ensign 75 года! Ну и вернулся BRM с бельгийцем Тедди Пилеттом за рулем (Тедди даже назвал болид неплохим, видимо спросонья) и Renault с Жабуем за рулем.


Все два дня квалификации на голову выше всех был Марио Андретти, в итоге завоевавший свой пятый поул в этом году. Рядом с ним всех удивил Жак Лаффит. Лижье продолжает прогрессировать. Хант и Лауда поделили вторую строчку. В стане Рено появился повод для улыбок - Жан-Пьер Жабуй попал в первую десятку.

2

J. Laffite
Ligier JS7
Matra

1

Andretti
Lotus 78
Ford Cosworth

4

Niki Lauda
Ferrari 312 T2

3

James Hunt
McLaren M26
Ford Cosworth

6

C. Reuterman
Ferrari 312 T2

5

G. Nilsson
Lotus 78
Ford Cosworth

8

John Watson
Brabham BT45
Alfa Romeo

7

R. Peterson
Tyrrell P34
Ford Cosworth

10

Jabouille
Renault RS01

9

Regazzoni
Ensign N177
Ford Cosworth

Победитель ГП Австрии - Алан Джонс лишь 13. Ещё большее разочарование у Джоди Шектера, он лишь 15-й., рядом с Массом. Хентон на своей допотопной машине смог показать 23 время. Новый March разочаровал: Ян Шектер оказался медленнее своего напарника Алекса Рибейру на старой машине. Оба голландца из RAM квалификацию не прошли, как и Пилетт, Ребаке, Эшли, Шуппан, Мерцарио и Ньюв.

На утреней разминке движок Матра у Лаффита пострадал от утечки масла. Французу успели подготовить запасной болид, но он на нейтральных настройках и не ясно, как поведет себя на трассе.

Старт отлично удался Деймсу Ханту. он проскочил в щель между Андретти и Лаффитом и возглавил пелотон. Позади Алан Джонс поддел Йохена Масса и немец приземлился в барьер


Первый круг показал следующие результаты
1. Хант (McLaren)
2. Лаффит (Ligier)
3. Андретти (Lotus)
4. Лауда (Ferrari)
5. Рётеман (Ferrari)
6. Уотсон (Brabham)
7. Регаццони (Ensign)
8. Петерсон (Tyrrell)
9. Томба (Theodore)
10. Нильссон (Lotus)


В конце прямой Андретти приблизился к Лаффиту и прошел того в Тарзане. Петерсон смог обойти Регацони а Нильссон Томба. В конце же второго круга остановился Уотсон - разрыв масляного поддона.
Следующие 4 круга Марио Андретти будет пытаться обойти Ханта, но Джеймс будет мужественно отбиваться.


На пятом круге Хант отлично перекрыл Марио калитку в Торзане. Через круг Андретти снова попытался совершить тот же маневр. Джеймс привычно закрыл калитку смещаясь на Андретти. Случилось неизбежное. Заднее колесо Ханта бьет в Лоус и Марио развернулся. Он смог продолжить гонку, но пропустил вперед Лаффита, Лауду и Рётеманна. Джеймс Хант же буквально тут же сошел с поврежденной подвеской.

image Click to view


Как вы видели Андретти быстро оклемался и даже обошел Рётеманна, но в очередной раз взрыв двигателя, оставил американца без очков.


Гонку возглавляет Жак Лаффит, за ним выстроились две Феррари, потом Нильссон и Петерсон.


После схода Регаццони из-за неисправности акселератора, в очковую зону вошел Патрик Томба. Ронии Петерсон вскоре сошел из-за проблем с зажиганием.
На 20 круге, на стартовой прямой Ники Лауда смог обойти Лаффита и возглавил гонку.


В Тарзане Лаффит вернул себе лидерство, но на стартовой прямой Лауда, опять смог отыграться назад.
-23 круг
1. Лауда (Ferrari)
2. Лаффит (Ligier)
3. Рётеманн (Ferrari)
4. Нильссон (Lotus)
5. Томба (Theodore)
6. Шектер (Wolf)
7. Джонс (Shadow)
8. Жабуй (Renault)
9. Фиттипальди (Fittipaldi)
10. Брамбилла (Surtees)
 Лауда на три секунды впереди Лаффита, Рётеманн на две секунды отстал от француза и находится под атаками Нильссона. Следующие два круга все внимание будет приковано к этой паре, но Гуннару никак не удается найти брешь в обороне аргентинца.
Наконец на 35 круге Гуннар Нильссон просто въехал в жопу Рётеманна. Гуннар сошел, Карлос для ремонта заехал в боксы Это позволило Томба выйти на третье место! Далее шли Шектер, Жабуй и Фиттипальди (Джонс к тому времени уже сошел по техническим причинам). Рено правда тоже не удалось получить свои первые очки, вскоре у Жабуя развалиться подвеска.
В очки вышел Брамбилла, на 48 круге, опередивший Фиттипальди и поднявшийся до 5-го места.


Патрик Томба продолжал ехать на удивительном третьем месте. Правда в 40 секундах от лидеров. А вот между Лаудой и Лаффитом сохранялся стабильный разрыв в 4 секунды.
За  три круга до конца в Pulleveld Брамбилла поймал рельс, что вернуло в очки Карлоса Рётеманна. Ну а на последнем круге, у проведшего выдающуюся гонку Томба кончился бензин и Шектер с Фиттипальди его обошли.

image Click to view


1. Niki Lauda

2. Jacques Laffite
+1.89 сек
3. Jody Scheckter
+1 круг
4. Emerson Fittipaldi
+1 круг
5. Patrick Tambay
- не финишировал
6. Carlos Reutemann
+2 круга
Третья в сезоне и пятнадцатая в карьере победа для Ники Лауды. Жак Лаффит тоже может быть доволен, его спешно подготовленный запасной болид смог побороться за победу.




На подиуме дул сильный ветер, в итоге у Ники сдуло венок победителя. Сей атрибут прилетел прямо в лицо Джоди Шектера, что было очень символично. Африканец отставал от Лауды уже на 21 очко.
Жак Лаффит конечно же сообщил журналистам, что стартуй он на болиде, на котором, выстрелил в квалификации, то явно бы победил. Но довольно быстро радостный Лаффит скрылся с трассы,  дело в том, что ему сообщили о том, что его жена родила ему дочь.

Зачет Пилотов
Результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок
Кубок конструкторов
учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию

1. Ники Лауда
-63
2. Джоди Шектер
-42
3.  Карлос Рётеманн
-34
4. Марио Андретти
-32
5. Джеймс Хант
-22
6. Гуннар Нильссон
-20
7. Йохен Масс
-18
8. Жак Лаффит
-16
9. Алан Джонс
-12
10. Ханс-Йохен Штук
-12
11. Эмерсон Фиттипальди
-11
12. Патрик Депайе
-10
13. Джон Уотсон
-9
14. Карлуш Паче
-6
15. Ронни Петерсон
-6
16. Виторио Брамбилла
-5
17. Патрик Томба
-3
18. Клей Регаццони
-1
18. Ренцо Дзорци
-1
18. Жан-Пьер Жарье
-1
1. Ferrari-80 (82)

2. Lotus Ford-47

3. Wolf - Ford -42

4. McLaren Ford- 35

5. Brabham  Alfa Romeo-27

6. Liigier-Matra -16

7. Tyrrell Ford-16

8. Shadow Ford-13

9. Fittipaldi Ford-11

10. Surtees Ford-5

11. Ensign Ford -4

12. Penske Ford-1

Ну вот, бывший горнолыжник Патрик Томба снова заставил говорить о себе, как о звезде будущего. Начали мы говорить о нем на прошлой неделе и закончили на том, что после серии неудач, в 82 году, после первогоо же Гран При  Томба заявил. что в Ф1 его вернут только Феррари или Рено и ушел.

Patrick Tambay

И вот через три месяца в квалификации ГП Бельгии гибнет хороший друг Патрика - Жиль Вильнев и в Феррари освобождается место.
Трудно найти слова... Прежде всего там была драма., потому что позвонил мне Дидье Пирони от имени Феррари. Нас, часто использовали для таких целей, в те дни. Это было частью игры, к сожалению.  Были ещё тяжелый момент, что я на тот момент был на другой стороне Земли в Сан-Диего. Я сделал несколько звонков, что бы выяснить как правильно поступить. Я должен был идти в команду, которая стала для Жиля отчим домом, где его любили и ценили. И они знали, что мы были друзьями, когда Жиль погиб, что я как бы должен был продолжить его дело (более чем друзьями Патрик был крестным для сына Жилья - Жака Вильнева).

они знали о моём особом отношении с Жилем и о той печали, что я испытывал и использовали это. Понимали, что я из кожи вылезу лишь бы достойно подменить Жиля. но в то же время, жестами, фразами, они дали понять, что я тоже часть команды, не чужой. Это было важно. Итальянские болельщики меня очень сильно поддерживали, они понимали, что я еду за себя и за Жиля.

Пожалуй один из самых эмоциональных моментов в карьере Патрика был связан с ГП Сан-Марино 83 года.
Я прошел до своего стартового места и увидел, что та написано мелом Патрик выиграй за Жиля. Полчаса до начала гонки, а я сижу в машине и плачу. На меня нахлынули такие сильные эмоции, что я стал бояться, что вообще не смогу восстановиться, что бы начать гонку. Механики были в курсе, что происходит. Они держались в пяти метрах от меня и никто из них со мной не говорил, не лез. Это было подавляющим и сильным.

И Патрик Томба ту гонку выиграл. Это был его второй успех в Формуле 1.  Первый пришелся на ГП ФРГ 82, где трагически закончилась карьера Дидье Пирони. Я помню журналисты накинулись на меня в Хокенхайме. Теперь вы будете самим собой. Вам не надо ехать за кого-то. будете бороться за себя. Теперь я думаю они были правы. Я слишком долго пребывал в тени своих товарищей пор команде. Слишком сильно их уважал и никогда не думал о том, как их победить.

Наверное я не был достаточно жесток. Для меня смысл гонок был немного не таким как для других. Я выступал ради удовольствия и радости от того, что бы выступить хорошо. Возможно я не был голоден до побед или достаточно агрессивным.
В 1983 Томба оказался в Феррари со своим давним врагом Рене Арну и почувствовал себя не в своей тарелке. Поэтому, он радостно согласился отдать своё место Альборето, ведь наметилась возможность выступить за Рено. В Рено, по иронии судьбы Томба должен был сменить Проста (выбросившего самого Томба из МакЛарен, в своё время).


В 1984 у нас ввели ограничения по  топливу, но в Рено не было электро-оборудования позволяющего расход топлива высчитывать. В McLaren система экономии топлива работала гораздо эффективнее. Я должен был выиграть во Франции, но у меня начались проблемы с тормозами. Победа в Италии ушла за пять кругов до финиша, когда закусило газ.

в 1986 году после двух лет неудач с Рено Патрик перебрался в Haas


Команда мечты! У нас были Эндриан Ньюри, Росс Браун, Нил Оутли, Тайлер Александр, Тедди Майер .. чудное шасси.  Контракт на три года. Но ушли спонсоры и Карл выбирая между финансовым благополучием и страстью, решил остановиться.

В 1987 Патрик Тмба снова оказался вне Формулы 1. До 89 он выступал в гонках спорт-прототипов. А потом дважды финишировал вторым на ралли Париж-Дакар. Но по большому счету в конце 86 кончилась и его карьера гонщика.
В конце 86 года я сказал себе, хорошо, я сделаю перерыв, пока в Формулу 1 не вернуться атмосферные двигатели. Потому что с турбинами связано слишком много технологии и появилась слишком большая разница между командами. Я думал, что вернусь в 89, когда чемпионат снова должен был стать интересным, но оказалась, что за это время я не стал моложе.


Патрику в 89 было уже 40 лет, что наверное, уже не тот возраст, что бы войти в одну реку трижды.
Самая любопытная статистика, в том, что если бы чемпионат Формулы 1 в 82 году, начался бы в ГП Британии 82, когда Томба появился в Феррари и продлился все положенные 16 гонок до ГП Канады 83, то чемпионом мира, стал бы Патрик Томба, на 4 очка опередивший Кеке Росберга. Но история таких "если бы" не очень любит. Как "если бы" Томба с детства занимался не лыжами а картингом, или если бы он попал на Олимпиаду, как лыжник.

Я уверен, что путь каждого предначертан судьбой. Вот, я напрмер и вовсе не хотел быть гонщиком. но я им стал. В этом вся философия жизни.
Сейчас Патрик Томба заместитель мэра одного из городков в пригороде Канн. Его сын пилот DTM.

Формула 1, победители Гран При, 1977, Голландия, пилоты Ф1

Previous post Next post
Up