Сериал про историю Формулы 1 продолжается на пропахших жженой резиной и бензином, страницах данного ЖыЖо. Сезон 1977 года - Лауда, жуткая трагедия в ЮАР, споры о том, должен ли чемпион выигрывать гонки, очередное разброд и шатание в Феррари, Лотус 78, дебют Вильнева, Патрезе и Тамбэ, супер дебют Wolf. Но обо всем по порядку и сегодня давайте вспомним первые два Гран При, прошедшие в самом начале января 77 года в Южной Америке - Аргентина и Бразилия.
Итак через неделю после нового года, Формула 1 приехала в Аргентину, не зная а состоится ли гонка вообще. Про то, как поссорились Берни Экклстоун с организаторами Гран При и ФИА, я уже рассказывал на прошлой неделе. Организаторами Гран При Аргентины выступал экс пилот Ф1 Хуан-Мануэль Бордеу и сам "маэстро" Хуан-Мануэль Фанхио и в 76 году. в связи с обвалом курса аргентинского песо, они не смогли договорится по оплате участия команд в гонке. Гран При отменили и простому люду было сказано, что это мол в связи с непростой обстановкой в стране. Действительно режим вдовы диктатора Перона и по совместительству бывшей стриптизерши, трещал по швам. Но в 1977 все было на много хуже! Госпожа Перон сбежала в Испанию. Власть в стране захватили военные. Более того, в адрес пилотов и владельцев команд стали поступать угрозы от противников военного режима и прочих террористов, о том, что не вздумайте приезжать - взорвем, украдем. И ничего... главное платите деньги. И Формула 1 приехала на автодром, где по кольцу стояли военные с автоматами.
Фанхио и Бордеу, потеряв ГП Аргентины в 76, настолько испугались что подписали контракт с Берни, хотя до этого жаловались на его "рэкет" в ФИА. Как я уже говорил ФИА решила взять ситуацию под свой контроль и в обход Берни заключать договоры на проведение Гран При. Перед началом сезона восемь стран имели договор с Берни (в основном это были Гран При не европейские) и ещё восемь с ФИА (почти все европейские), плюс Бельгия заключила контракт и с Берни и с ФИА. Перед самым началом сезона Аргентина переметнулась в стан ФИА и Берни стал грозить, что в Аргентину никто не приедет. И проиграл. Первым претензии высказал Энцо Феррари в духе, а чего это вдруг англичане стали решать, куда и где выступать итальянцам. Потом остальные члены объединения конструкторов тоже стали говорить, что хотели бы выступить в Буэнос-Арисе. И Берни сдался, с одним условием. Дистанция Гран При должна была составить 53 круга вместо запланированных 59. Почему? Двигатель Альфа Ромео оказался очень прожорлив и Экклстоуна предупредили, что на всю гонку бензина не хватит. Феррари попытались протестовать, но все так хотели проведения гонки, что просто махнули рукой. А Аргентина встретила всех какой-то феноменальной жарой. Шины приходилось поливать, ибо плавились об асфальт. Множество мелких вылетов. А местный любимец "Лоле" Карлос Рётеманн даже слегка разбил Феррари. В пятницу быстрее всех был Депайе. В субботу вот этот молодой человек
Джеймс Хант начинал сезон с поула.
2
John Watson Brabham BT45 Alfa Romeo
1
James Hunt McLaren M23B Ford Cosworth
4
Niki Lauda Ferrari 312 T2 Ferrari
3
Depailler Tyrrell P34 Ford Cosworth
6
Carlos Pace Brabham BT45 Alfa Romeo
5
Joсhen Mass McLaren M23B Ford Cosworth
8
Andretti Lotus 78 Ford Cosworth
7
Reuterman Ferrari 312 T2 Ferrari
10
Nilsson Lotus 77 Ford Cosworth
9
Tom Pryce Shadow DN8 Ford Cosworth
Удивил Джон Уотсон, пока это лучшая квалификация в истории Brabham с двигателем Альфы. Разочаровал местную публику Рётеманн. Шектер одиннадцатый, его Wolf безбожно греется. Лишь четырнадцатый Петерсон. В воскресенье жара ещё больше усилилась. Гонку даже хотели запустить в пол шестого вечера, но все же сошлись на 4-х часах дня. В утренней разминке взорвался движок у Марио Андретти и гонка на этом закончилась для Гуннара Нильссона, швед был вынужден отдать свой болид американцу.
Легендарный Хуан-Мануэль Фанхио проехал круг на своем старом Мазерати 250F, после чего дал старт гонке. Джеймс Хант вроде неплохо стартовал, но в первом повороте его прошел Уотсон. А Патрик Депайе старт провалил и откатился в глубь. И уворачивающийся от нег Лаффит, прогулялся по траве и забил радиатор пылью. После первого круга положение выглядело так 1. Уотсон
2. Хант
3. Лауда
4. отлично стартовавший Андретти
5. Масс
6. Рётеманн
7. Прайс
8. Шектер
9. Депайе
10. Паче
Последним шел Петерсон неосторожно задевший какой-то выключатель, сигнализирующий о перегреве движка, решивший что двигатель перегревается и уехавший в бокс.
Отткуда смущенного шведа быстро вернули на трассу Далее за десять кругов Уотсон создал отрыв от Ханта в 2 секунды и в гонке вся борьба шла за пределами очковой зоны. Сам Джон после признал, что был поражен своим лидерством и от волнения у него тряслись руки, ибо все дело шло к победе.
Лауда уже отстал на шесть секунд. Развернуло Депайе. Лаффит посетил боксы для очистки свечей от пыли и вернулся как раз перед связкой Уотсон-Хант. И взволнованный Уотсон тупо упирается в не особого смотрящего по сторонам Лаффита. Случилось это в в Esse-del-Ciervo и пока Джон размышлял как же ему пройти Жака, его самого в следующем повороте прошел Хант. Позади же начались проблемы с генератором у обоих Феррари. Лауду обошли Андретти и Масс, начал терять позиции Карлос. К 15 кругу Хант уже на три секунды опережал Уотсона и на восемь Андретти. Лаффит же снова исчез в боксах, менять свечи. А к 20 Хант уже оторвался от остальных на 10 секунд. Его прошлогодний соперник Лауда исчез в боксах - утечка масла
Неплохо начавший гонку Андретти так же стал терять позиции, так как при обгоне на круг Рибейро, бразилец повредил ему задний спойлер. Разьяреного Марио обошли Масс и Паче. К 27 кругу позиции выглядели так 1. Хант, показавший быстрый круг
2. Уотсон в пятнацати секундах от чемпиона
3. Масс в 20 секундах
4. Паче
5. Андретти
6. Дж.Шектер
7. Депайе
8. Регаццони
9. Фитттипальди
10. Петерсон
К 30 кругу из этой десятки исчез Масс - остановка двигателя.
И дважды развернувшийся Депайе позволил войти в очковую зону Клею Регаццони на скромном Ensign. А на 32 круге поломка задней подвески посылает в барьер в Esses del Ciervo Джеймса Ханта! Чемпион не пострадал,, хоть и снес два ряда сетчатого забора, но отличная гонка для него на этом закончилась. Лидером снова становится Уотсон а тылы его прикрывает Карлуш Паче - партнер по команде. Правда у северо-ирландца проблемы с подвеской, но Brabham готовы начать сезон с победного дубля. На 35 круге Карлуш вышел в лидеры ибо Джон осознав, что сдерживает бразильца, решился его пропустить. Позади накатывает быстрый Wolf Джоди Шектера, он уже обошел Андретти и вышел на третье место. Меж тем у Паче начались трудности с выхлопом. Таким образом за 13 кругов до финиша возникла интересная погоня Шектера за двумя покалеченными лидерами.
Клею Регаццони пришлось поехать в боксы, так как было подозрение на поломку полуоси. После осмотра Клей вернулся на трассу, в гонке всего 11 машин и ещё оставалась вероятность получить очки. В то же время кажется, что самым быстрым на трассе является Карлос Рётеманн - его Феррари ожила с заменой шин и аргентинец вернулся в очковую зону. На 42 круге к проблемам с подвеской у Уотсона отказала коробка и Джон уехал в боксы, гонка для него закончилась. Карлуш Паче по прежнему страдает от выхлопа, плюс он явно получил тепловой удар и едет на грани обморока. У brabham всплыли конструктивные особенности аэродинамики, из-за которых воздушный поток почти не проникал в кокпит и не охлаждал пилотов. 1. Паче
2. Дж. Шектер в трех секундах от лидера
3. Андретти в 20 секундах
4. Фиттипальди
5. Брамбилла
6. Рётеманн, его Феррари снова барахлит
7. Я. Шектер
8. Регаццони
9. Прайс
10. Лаффит
Ян Шектер вскоре сошел из-за аккумулятора. А на 48 круге его младший брат наконец-то нагнал и обошел Паче. Джоди стал лидером и умчался вперед.
Оставшиеся круги публика была занята продвижением Карлоса Рётеманна. Он обошел Брамбиллу (у итальянца кончился бензин), Фиттипальди и Андретти, у которого оказалась поврежденной подвеска. Он почти догнал Паче но не успел. Измученный бразилец смог окончить гонку вторым, позади Джоди Шектера принесшего команде Wolf победу в первой же гонке!
Карлуша Паче с подиума увезли в госпиталь, к счастью не надолго. Ну а в газетах прошлись по Вальтеру Вольфу и его команде, дескать, в гонке где до финиша добралось пять машин, выиграть мог бы любой. Меж тем Джоди явно показал и хорошее тактическое мышление и отлично смог сберечь технику, так что он вполне мог побороться с Хантом или Уотсоном, доедь эти парни до финиша. Ну, как гласил заголовок одной из статей "одна ласточка не делает лето", и успех Вольфа восприняли как забавную шутку судьбы, не более.
А дальше было Гран При Бразилии.
Вот и первое изменение в пилотоне. Внезапно, вновь возникла команда BRM.
Спонсоры - часы фирмы Ротари, наконец-то новый двигатель (ну на бумаге по крайней мере), конструкция Луи Стэнли. За рулем Ларри Перкинс.
Джеймс Хант завоевал десятый поул. Карлос Рётеманн доволен - Феррари на этой трассе использовала заднее крыло новой формы и было оно в одном экземпляре и досталось первому номеру команды - Карлосу. Ники Лауда, на старой машине лишь 13. Трасса хорошо подошла Андретти, он третий. Правда в субботу у него снова сгорел движок, но на этот раз болид Нильссена Марио не понадобился.
1 James Hunt McLaren M23B Ford Cosworth
2 Reuterman Ferrari 312 T2 Ferrari
3
Andretti Lotus 78 Ford Cosworth
4 Joсhen Mass McLaren M23B Ford Cosworth
5
Carlos Pace Brabham BT45 Alfa Romeo
6 Depailler Tyrrell P34 Ford Cosworth
7 John Watson Brabham BT45 Alfa Romeo
8
Peterson Tyrrell P34 Ford Cosworth
9
C. Regazzoni Ensign N177 Ford Cosworth
10 Nilsson Lotus 77 Ford Cosworth
Герой Аргентины - Джоди Шектер лишь 15 ибо Вольф все два дня мучился от технических проблем. За ним Фиттипальди, которому кажется не удастся блеснуть дома (в Аргентине Эмерсон принес своей команде лучший результат). Ларри Перкинс - последний и отстал от лучшего времени предпоследнего пилота - Рибейро на 6 секунд!
И в воскресенье в Бразилию пришла аргентинская жара. Вальтер Вольф потирал руки в предвкушении. Вот фильм про эту гонку в плохом качестве,но смотреть вполне можно и даже стоит, ибо гонка событиями полна. А под спойлером совсем коротко про гонку и результаты.
[и вот что было]Старт выиграл Карлуш Паче с явным фальстартом. Но главный судья сделал вид, что ничего не было и Паче возглавил гонку. Правда Джеймс Хант, быстро стал доказывать, что его поул на старом МакЛарене был не случаен, к 4 кругу он обогнал Рётеманна и быстро нагнал Карлуша.
На 6 круге Хант атакует Карлуша в повороте похожем на подкову (с португальского он так и переводится), на входе в покову Джеймс ныряет во внутрь и выныривая сносит Паче нос. Британец поехал дальше лидером а Паче поехал на пит-стоп.
Следующим важным моментом стал сход Шектера из-за взрыва мотора. Повторение успеха Аргентины не предвидится, а предвидятся сходы, ибо трасса (а именно кривая после скоростного Retao) залита маслом. И сходы последовали. Йохена Масса выносит, разворачивает на песке и выбрасывает обратно на трассу Его удачно проскочил Андретти, в вот Клей Регаццони влетел в МакЛарен немца, разворотив себе нос. Бьет по тормозам Депайе и также вылетает с трассы. Прайс и Лаффит смогли просочиться, а Петерсон был слишком быстр и тоже оказался за пределами. "Там, было, словно черный лед, на трассе" скажет позже Лауда.
Из всей этой кучи, лишь Патрик Депайе смог вернуться в гонку. Трасса засыпана обломками но гонку не останавливают . Другим опасным местом остается подкова, Виторио Брамбилла уничтожил там свой Surtees на 19 круге. На 23 круге Карлос Рётеманн обогнал Ханта и вышел в лидеры гонки.
У Джеймса повреждена резина и англичанин уехал на пит-стоп. Вернулся 4-м, перед Лаудой и позади Рётеманна, Уотсона и Тома Прайса из Shadow. Валлиец шел на отличном 2- месте. Меж тем "подкова" продолжает собирать жертвы, ибо там ращрушился асфальт. На 28 круге в подкове вылетел Лаффит. Затем там развернуло Депайе. Случилось это перед носом у Уотсона и Джон выбил Патрика и сам поймал забор. Уотсон смог покинуть болид а вот француза вытаскивали спасатели и увезла скорая. На 34 круге отдал богу душу двигатель Тома Прайса, до этого в Японии 76 Прайс так же сошел из-за двигателя, идя в гонке вторым. Рётеманн лидирует на 26 секунд впереди Ханта а Лауда отстал на минуту тридцать. Концовка гонки запомнилась вылетом Паче, ставшим 8-м пилотом разбившимся в Подкове. Обзор от Мотора, как всегда не о чем, но красиво.
Первая победа Карлоса Рётеманна за рулем Феррари и первая победа Феррари с Британии 76. Карлос становится лидером чемпионата.
1. Carlos Reutemann
2. James Hunt
+ 10.71 3. Niki Lauda
+ 1:47.51 4. Emerson Fittipaldi
+1 круг 5. Gunnar Nilsson
+1 круг 6. Renzo Zorzi
+1 круг
Результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок Кубок конструкторов учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию
На подиуме Карлос Рётеманн радостно плескался шампанским и снисходительно потрепал Ники Лауду по плечу, дескать держись паренек, может и выиграешь когда ни будь. Хуан Мануэль Фанхио уже говорит, что Рётеманн чемпион 77 года. Меж тем Ники Лауда взрывается в прессе, он долго рассказывает, что ему в Феррари не простили сход в Японии 76, что сейчас к нему относятся как к человеку второго сорта. Энцо Феррари, к счастью для Ники, не обратил на это внимание, ибо был занят переговорами с Берни. Энцо снова готов поддержать объединение конструкторов, получив в замен некие плюшки. С Париком Депайе все хорошо, подозрения на перелом не подтвердились. Воь в таком настроении чемпионат приехал в ЮАР, что бы потерять очередного участника, но про это уже в следующий раз.