Гугл радует сегодня Хуан-Мануэлем Фанхио на главной. А на страницах данного унылого ЖыЖо продолжается сериал про историю Формулы 1.И с сегодняшнего дня это сезон 1977 года. Тут на обложке DVD его обозначили как сезон возвращения Лауды. Ну не только Лауда вернулся в 77, много таких было, Рено, к примеру, вернулось в автогонки, Фрэнк Уильямс, шасси Пенске, BRM, шины Мишлен, Гран При Аргентины. Хоккенхайм. Но сначала нужно сказать, что сезон вообще мог не состояться ибо в короткое межсезонье случилось очередное обострение отношений Берни с ФИА.
А началось все в конце 71 года, когда бывший менеджер Йехена Риндта - Берни Экклстоун купил команду Brabham, оказавшуюся не нужной её создателям - Джеку Брэбэму и Рону Торонаку, уставшим от гонок. Случилось это перед ГП Канады и воодушевленный Берни привезший свою команду в Северную Америку, вдруг обнаружил, что не может нанять грузовики для перевозки болидов и прочего. Когда же он обратился за помощью к организаторам Гран При Канады, те ответили, что проблемы индейцев их мало волнуют. Экклстоуна это не сильно устроило, уже перед началом 72 года, заручившись поддержкой Макса Мосли, Фрэнка Уильямса он организовал ассоциацию конструкторов, члены которой (а в неё быстро вошли и все остальные), пригрозили бойкотировать те Гран При, где им не будет оказана помощь в транспортировке, оплачен перелет и выплачен процент с доходов. В свою очередь Берни гарантировал 18 машин на старте, помощь в организации ТВ трансляции (за процент) и некие плюшки, вроде тестов на трассе в ЮАР для особо щедрых организаторов.
Организаторы Гран При решили, что это многовато, особенно если сравнивать с былыми временами, когда все доходы уходили им в карман. И они обратились в ФИА за защитой, раз уж их страны состоят в этой организации. В ФИА же тоже задумались, о чего это собственно, они сами не доили организаторов гонок, до этого. Меж тем Берни уже показал свою силу отменив в 1975 ГП Канады и в 1976 ГП Аргентины, на бумаге причины был одни, на деле организаторы не хотели делиться.
И тогда ФИА призвала, что теперь все контракты заключаются с ней. Делом этим занялся Патрик Дюффелер, человек приведший Мальборо в Формулу 1 (и заодно своими требованиями угробивший BRM). На начало 77 года ситуация складывалась так, что 8 Гран При имели контракт с ФИА а другие 8 с Берни, особняком стояло ГП Аргентины, имевшее контракт и с ФИА и с ФОКА, причем обе организации грозились бойкотировать Гран При. Про то, чем все закончилось поговорим на следующей неделе. А пока команды, болиды и пилоты прилетевшие на первый Гран При сезона.
Сразу уточню, что здесь представлены только те, кто приехал в Аргентину, про появившихся по ходу сезона, типа Рено или какой-нибудь RAM, будем по ходу сезона и рассказывать. И команды, расставлены по номерам, для удобства.
Marlboro Team McLaren
Главные фавориты сезона. Джеймс Хант собирался сохранить у себя титул. Его помощником оставался Йохен Масс. Новая модель М26 мелькнула ещё на ГП Голландии 76. Но, с ней явно что-то было не так. Не случайно британцы начинали сезон на М23, которой было уже 5 лет. Но в концовке прошлого года М23 однозначно была лучшей машиной чемпионата.
McLaren M26 Ford Cosworth DFV 3.0 V8На бумаге М26 выглядела хорошо. Новое творение Гордона Коппака было легче и ниже предшественницы с более низким сопротивлением воздуху и более узким монококом. На практике, ещё на первых тестах выяснилось что болид перегревается и Гордону пришлось переделывать область радиаторов. Собственно поэтому болид и не поехал концовку 76 года. Меж тем, проблемы с надежностью не пропали и в 1977, М26 будет машиной, которую Джеймс Хант возненавидит.
Джеймс Хант, 29 лет*, чемпион мира 1976, победитель 7 Гран При
возраст указан на 09.01.1977 т.е. на день старта первого Гран При сезона*
Джеймс Хант превзошел все ожидания как новый лидер команды. Он был быстр, уверен в себе, умен и наконец женился, что как бы должно было отвлечь от всякого блядства и позволить сконцентрироваться на гонках.
Йохен Масс, 30 лет, победитель ГП Испании, 8-й в 1975 году
К 77 году в чемпионские амбиции Масса верили лишь немецкие крестьяне, ориентирующиеся в гонках по заметкам в сельской газете. На фоне Ханта немец быстро сник, особо в борьбе за титул не помогал и был на трассе не заметен. Правда как тест пилот он был очень неплох и Тедди Майер его оставил.
Elf Team Tyrrell
Вопреки мнению многих шестиколесный Тиррелл был неплох и при определенном везении мог даже рассчитывать на победы. Он хорошо управлялся, имел отличное сцепление, но в то же время был не очень быстр. В 1977 Дерек Гарднер придал болиду более отпекающие формы, что должно было прибавить скорости. Goodyear был согласен выпускать маленькие колесики. Плюс пришли спонсоры National City Bank из Penscke (после чего Роджер Пенске и решил, что европейских гонок с него хватит), и Тиррелл впервые окрасился не в однотонный синий цвет. Лидером команды стал Патрик Депайе, которому болид очень подходил. Плюс Ронни Петерсон наконец-то вернулся в команду топ-уровня.
Tyrrell P34 Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Хороший болид сгубило два фактора - колеса и жопа. Толстая жопа Ронни Петерсона оказавшаяся слишком тяжелой для столь хрупкой конструкции (Шектер и Депайе были легче супер шведа). Поэтому переднюю подвеску на его болиде усилили, машина стала шире, тяжелее и потеряла в скорости. И маленькие передние колесики, по поводу которых в Goodyear решили не заморачиваться. И если у большой резины было развитие и улучшение, то малыши так и остались на уровне середины 76 года.
Ронни Петерсон, 32 год, вице чемпион 1971 года, 7 побед в Гран При
Ронни даже в разваливающемся March умудрился выиграть и быть быстрым. Но вот какое дело. Шестиколесная техника требовала не сколько природной скорости, сколько умения подобрать настройки. А с этим у Петерсона всегда была беда.
Патрик Депайе, 32 года, пять раз оканчивал Гран При вторым, 4-й в 1976 году
Мастером настройки был этот высокий француз. Благодаря техническим знаниям он смог в прошлом году приблизится к лидерам чемпионата. Но забегая вперед можно сказать, что единственным человеком побеждавшим в Ф1 на шести колесах, так и остался Джоди Шектер.
John Player Team Lotus
Колину Чепмену после стольких лет неудач и метаний туда сюда нужна была стабильность. Поэтому сохранился прошлогодний состав. Марио Андретти решивший отказаться от американских гонок и полностью сконцентрироваться на Формуле 1 и Гуннар Нильссон подавший в прошлом году надежду на появление новой звезды.
Lotus 78 Ford Cosworth DFV 3.0 V8Лотус 78 был готов ещё во второй половине 76 года, но Колин Чепмен не стал выводить его в Гран При, опасаясь, что за межсезонье конкуренты скопируют концепцию. А концепцию эту Тонни Радд, помощник Колина, пытался реализовать ещё в BRM. Граунд-эффект господа! Влияние земли. Идея о проникновении воздуха низкого сопротивления возникла у Чепмена после того, как он побывал на параде британских самолетов Второй Мировой. Понравился ему формой крыльев De Havilland Mosquito.
Обдумывая увиденное, Чепмен написал за обедом документ на 27 листах и отдал Радду, Питеру Райту и Мартину Огливу на разработку. Благо Радд тоже экспериментировал с этим, ещё в БРМ, но из-за отсутствия средств далее картонной модели дело не пошло. А идея вкратце была в том, что форма крыла помогающая бомбардировщику взлететь, ежели её перевернуть, наоборот будет препятствовать взлету и прижмет самолет, сиречь болид к земле.
78 имел понтоны, каждый из которых был в форме перевернутого аэродинамического профиля с целью ускорения потока воздуха под шасси. Сформированный вакуум прижимал нижнюю часть автомобиля к земле, что значительно улучшает управляемость. "Боже мой, этот Лотус не ехал, он рисовал на трассе" вспоминал потом Марио Андретти.
Марио Андретти, 36 лет, победитель ГП ЮАР 71, ГП Японии 76 6-й в 1976 году.
Опытный, быстрый, жесткий Андретти наконец-то перестал сидеть на двух стульях и выбрал Формулу 1, отказавшись от Индикара и Инди 500, где ему давно перестало везти.
Гуннар Нильссон, 28 лет, дважды оканчивал Гран При третьим, 10-й в 1976
Нильссон провел очень нестабильный дебютный сезон, он то летел и удивлял, то был совершенно не заметен, но у парня явно было видно большой потенциал.
Martini RacingВ 1976 году команда Берни провалилась и теперь все приходилось начинать с начала. Начинать с BT45, где Гордон Мюррей всех удивил необычными воздухосборниками. Двигатель Alfa Romeo, потерял в мощности, но зато стал более гибким.
Brabham BT45B Alfa Romeo 115-12 3.0 B12Вышло получше чем было и Альфа набрала надежности, но вылезли проблемы там, где их не ждали - коробка передач.
Джон Уотсон, 30 лет, победитель ГП Австрии 76, 7-й в 1976
Джон Уотсон уже имел опыт работы с Brabham в 1974. Был то, правда, частный Брэбэм команды Goldie Hexagon, но одну гонку ирландец провел и за заводской коллектив. Поэтому, после ухода из Ф1 Пенске, его с радостью приняли на место Рётеманна и предложили контракт на два года.
Жозе Карлуш Паче, 32 года, победитель ГП Бразилии 75, 6-й в 1975 году
С уходом Рётеманна, на Карлуша легло бремя нового лидера команды, как на человека имевшего опыт работы с этим шасси.
Hollywood March Racing
March пытался привлечь спонсоров показав в конце 76 года шестиколесный болид по примеру Тиррелла. Но проект провалился, более того те спонсоры что были у команды, разбежались. В очередной раз Макс Мосли и Робин Херд сидели без денег. Спасли богатые парни с табачными спонсорами. На выход в чемпионат их денег хватило, на новый болид нет. Весь сезон Алекс Рибейру и Ян Шектер будут ездить на болидах 76 года.
Team Rothmans International
March 761B Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Алекс Рибейру, 28 лет,
Алекс Рибейру, больше запомнился своим спокойствием, в единственной гонке Ф1 за рулем Хескета, чем скоростью. Но тем не менее бразильские спонсоры, помня про его успехи в Формуле 3, готовы были оплатить сезон.
Ян Шектер, 29 лет
Старший брат Джоди Шектера, весь прошлый год доминировал в Южно-Африканском чемпионате Ф1 и был вполне готов к первому полному сезону. До этого, он появлялся в Ф1 в одиночных гонках, в основном в ГП ЮАР само собой.
Scuderia Ferrari SpA SEFAC
В Феррари всё межсезонье занимались реструктуризацией и подписанием договоров. С большой неохотой подписали Ники Лауду. Многие считали, что от травм он не отошел и в скорости потерял. Отказ ехать в Японии 76, так же считался доказательством тезиса, что Лауда уже не торт. Меж тем австриец весь этот недолгий период тренировался, возвращался в былую форму и сделал наконец операцию на плохо заживших веках. Но первым номером теперь считался Карлос Рётеманн, новая звезда Феррари. Проваливший сезон тактически спортивный руководитель - Даниэль Аудетто был заменен на бывшего представителя Италии в ФИА Роберто Нозетто, тихого и спокойного гражданина, ему должен был помогать Санте Джедини - пресс аташе команды. Мог бы помочь Лука ди Монтелземоло, но его Джованни Аньелли позвал вытягивать Ювентус. На самом деле все больше власть в свои руки забирал конструктор Марио Форгьети.
Ferrari 312T2 Ferrari 015 3.0 B12От болида 1976 года, эта Феррари отличалась лишь синей наклейкой Фиата. Лауда будет очень недоволен и после Южно-Американского турне примется за тесты по улучшению машины. Другая пробелма была та же, что у Тиррелла, шинный монополист Goodyear, решил, что будущее за граунд-эфектом и все улучшения шин были настроены под Лотус. и его прижимную силу. Феррари они не подходили.
Ники Лауда, 27 лет, победитель 12 Гран При, чемпион 1975 года
Больше всего по Ники прошлась конечно итальянская пресса, считавшая, что как можно было променять этого труса на нашего любимца всей Монцы "Реггу". Ники старательно делал вид, что ему "пох" но конечно вся эта ситуация его угнетала.
Карлос Рётеманн, 34 года,победитель 4-х Гран При, бронзовый призер 1975 года
А вот Карлос чувствовал себя пока вольготно и купался в лучах славы и всеобщей страной итальянской любви.
Shadow Racing TeamШадоу в 1976 году опустились на дно, особенно по сравнению с 1975 годом. Выплыть им должна была помочь спонсорская помощь от Tabatip и гений Тони Саутгейт, представивший в конце 76 года DN8, показавшую неплохую скорость. Дон Николс убедил умницу Тома Прайса остаться в команде. Партнером его должен был стать Ренцо Цорци, уволенный в 76 из Williams, после пары гонок. Цорци дали в руки старый DN5.
Shadow DN8 Ford Cosworth DFV 3.0 V8Болид сей должен был появится в начале 76 года. Но тогда команду покинули нефтяные спонсоры UOP и Тони Саутгейт перешел в Лотус. Вообщем на доводку его до ума не было денег и знаний. В 77 инженер вернулся, появились спонсоры и этот болид с очень низким расположением монокока вывели на трассу.
Том Прайс, 27 лет, дважды оканчивал Гран При третьим, 10-е место в 1975 году
Очень быстрый валлиец наверное и был самым ярким пятном в серости называемой выступлением Shadow в 1976 году. Ему поступило несколько хороших предложений но Прайс предпочел знакомую обстановку американской команды.
Ренцо Цорци, 30 лет,
Основные надежды Shadow конечно же были связанны с Прайсом. Молодой итальянец заменил Жарье исключительно из-за денег Франко Амброзио производителя макарон. считавшего, что победитель ГП Монако Формулы 3 не безнадежен.
Durex Team SurteesСёртис продолжал своё переключения, как руководитель команды. В этом ему должна была помочь спонсорская помощь производителя игрушек Beta и пилота Беты - "Гориллы из Монцы" Виторио Брамбиллы. Вторым пилотом оказался австриец Ханс Биден, приведший личных спонсоров Raiffeisenkasse и нынче запрещенный в России Durex. Этим ребят предложили порулить старым TS 19.
Surtees TS19 Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Ханс Биндер, 28 лет
Биндер в прошлом году провел несколько гонок за Ensign и Williams, особо чем то не запомнился, но по общему признанию подопечный Хельмута Марко был весьма старательным и толковым пилотом
Витторио Брамбилла, 39 лет, победитель ГП Австрии 75, 11-й в 1975 году
Спокойствие и старательность Биндера должен был компенсировать дикий, необузданный и очень быстрый Витторио Брамбилла. С его спонсорством Beta не прогадала, телевизионщики охотно показывали очередной раскуроченный Брамбиллой болид. В 76 правда Вито всего раз приехал в очки, но вылетал он почти всегда идя в очковой зоне.
Walter Wolf RacingКанадский миллиардер Вальтер Вольф пришел в ужас от того, как Фрэнк Уильямс управляет их совместной командой и он полностью выкупил проект отправив сэра Фрэнка на мороз. Теперь командой управлял Питер Уорр из Lotus, строил все это Харви Постлетуэйт. А водил Джоди Шектер, 27-летний африканец рискнул перейти в команду не заработавшую в прошлом году очков, не просто так, а за самую высокую в пилотоне зарплату.
Wolf WR3 Ford Cosworth DFV 3.0 V8Он же WR1 и WR2, простые, надежные болиды мало отличались, но WR1 был самым удачным.
Джоди Шехтер, 26 лет, победитель четырех Гран При, бронзовый призер 74 и 76 годов
Джоди Шектер оказался не только самым высоко-оплачиваемым пилотом 77 года, он так же был идеальным в плане сочетания скорости с разумной осторожностью. И в эту рулетку с совершенно новой командой, Джоди поставил на верное число.
Team Tissot Ensign with CastrolВечные голодранцы в прошлом году построили отличный болид, не очень надежный, он был быстрый и многих удивлял скоростью в квалификациях. За счет этого удалось найти денег от Кастрол и построить новый болид с помощью Дэйва Болдуина. И даже привлечь экс пилота Феррари Клея Регаццони.
Ensign N177 Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Клей Регаццони, 37 лет, победитель 4 Гран При, вице чемпион 1974 года
А уж следом за Клеем Регаццони в команде появились швейцарские спонсоры Tissot. Быстрый пилот на быстрой машине. Все отлично, но ни Клей не Ensign ранее не баловали надежностью. Может влияние денежного потока как-то исправит ситуацию.
Ligier GitanesLigier свой второй сезон начинает с новым болидом разработанным Жераром Дюкуражем и Мишелем Божомом. Плюс мотор Матры форсированный Жоржом Мартином. Много средств и сил ушло на производство второго болида, но сделка с Жан-Пьером Жарье сорвалась в последний момент и Лаффит так и остался единственны пилотом.
Ligier JS7 Matra MS76 3.0 V12Помимо двигателя Матры во всем остальном это был стандартный болид с шестиступенчатой коробкой передач Hewland и продольно установленным двигателем. Чем-то внешне похожий на Феррари Т2
Жак Лаффит , 33 года, дважды оканчивал Гран При вторым , 8-в 1976 году
Внезапно для многих, молодой француз из команды дебютанта с двигателем имевшим до этого не важную репутацию, стал регулярно числится среди лидеров и даже бывать на подиуме. Теперь, когда после хорошей позиции в Кубке Конструкторов Берни избавил Лижье от оплаты транспортных расходов, Жак и вовсе рассчитывал что сэкономленные средства пойдут в развитие машины и тут и до побед не далеко.
Copersucar-FittipaldiТретий сезон братьев Фиттипальди как владельцев команды не обещал улучшения. Начинать сезон приходилось на старой машине ибо новая ещё не была готова.
Copersucar F5 Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Меж тем попытки улучшения были. Уволили бразильского конструктора Ричарда Давилу, вместо него пришли Морис Филлип из Парнелли и Дэйв Болдуин из Ensign. Плюс Эмерсон утащил из McLaren своего бывшего главного механика Дэйва Лаффа. Все это должно было дать результат, но не факт, что в этом году.
Эмерсон Фиттипальди, 30 лет, победитель 14 Гран При, чемпион мира 1972 и 1974 годов
Вот уже и бразильская пресса отвернулась от Эмо, который когда был чуть менее популярнее Пеле. Теперь Фиттипальди с его командой превратились в что-то типа национальной шутки. Но Эмо обладал терпением и главное смог удержать спонсоров.
Инго Хоффман , 23 года,
Инго сохранили в команде, в надежде, что все же появятся ресурсы для полноценного второго автомобиля и бразилец покажет свой талант.Из других интересных проектов, что появятся чуть позже отметим ATS, это немец Гюнтера Шмид, купил шасси у ушедшей в Индикар Пенске. Владелец крупнейшего в Европе предприятия по производству литых дисков усадил за руль Жарье. При этом не путайте этот ATS с командой ATS созданной перебежчиками из Феррари в 63 году. Вернется Hesketh со своими эротическими спонсорами и бородатым Эртелем за рулем и новым Джеймсом Хантом - Рупертом Киганом. Болид будет проектировать ученик Постлетуэйта - Фрэнк Дэми. Наконец, о боги, снова оживет BRM благодаря спонсору производящему часы. В основе болида Лена Терри правда все так же будет конструкция конца 60-х, поэтому пилоту Ларри Перкинсу, хорошо себя проявившим на частном Ensign, но провалившемуся в Brabham, мало кто завидовал. Наконец мы ждем Renault с диковинным турбонадувом и Жан-Пьером Жабуем за рулем. Вообще-то Рено не планировало выступать в 77 в Ф1 и больше готовилось в Ле-Ману, но прототип показал скорость и французы рискнули.
На этом все, уже на следующей неделе ГП Аргентины, которое все же состоялось.
ЗЫ Миша
kaschey_lp я все думаю, как бы лучше реализовать твою идею. Есть мысль, а не замутить ли своё сообшество про старые гонки с Блэк Джеком, так сказать и шлюхами?