Вся правда о Rush

Jan 30, 2015 07:01


Четверг,а значит пришло время для поста про историю автоспрота. Формула 1, давно прошедшие Гран При и гонщики в них дебютировавшие. Продолжим вспоминать сезон 1972 года. Через две недели после Гран При Испании, о котором мы говорили две недели назад, чемпионат перебрался на самую долгожданную трассу Формулы 1 - ГП Монако, гонку от которой всегда ждут чудес и взлетов до селе неприметных гонщиков. В 1972 году, Монако ждали особо, ибо сама трасса претерпела изменения. Коснулись они правда в основном боксов, которые перенесли на новое место, и переделки шиканы, сразу по выходу из туннеля, да удлинили сам туннель. Выезд с пит-лейна оборудовали светофорами, что в то время было в диковинку. Изменения в составах команд также было минимальным. Связанны они было с тем, что в дни ГП Монако проходила квалификация Инди 500. Поэтому в Феррари было 2 машины - Марио Андретти предпочел американскую гонку. А в McLaren решили в Инди 500 отправить Питера Ревсона. Постоянный участник заморской гонки - Дэнни Халм в кои веки остался в Европе, ну а Ревсона заменили опытным Брайаном Редманом. Брайан, правда не смотря на выступления в Ф1 с 1968 года, в Монако стартовал впервые, но в квалификации смог показать достойное 10 место.
До старта в Монако допустили 25 болидов (хотя перед началом квалификации, организаторы хотели сократить число стартующих до 20, но команды пригрозили, что снимутся с гонки, если не будут соблюдаться договоренности) . С учетом отсутствия Андретти и того, что команда Tecno, отложила свой дебют, это число как раз равнялось числу участников, поэтому никто по итогам квалификации не выбывал. Правда в итоге чуть было не выбыла команда Lotus. Дело в том, что в Испании в грузовик команды, влетел какой-то пьяный водитель и пока команда искала новый транспортер, прошло изрядное количество времени. Ну и дабы закончить с изменениями в составе Хельмуд Марко заменил испанца Сойер-Роуча в BRM, опять выставившим 5 болидов.



А так выглядела первая десятка по итогам квалификации

1
Эмерсон Фиттипальди
Lotus 72D Ford

2
Жаки Икс
Ferrari 312B2

3
Клей Регаццони
Ferrari 312B2

4
Жан-Пьер Бельтуаз
BRM P160B

5
Питер Гетин
BRM P160B

6
Крис Эмон
Matra Simca MS120C

7
Дэнни Халм
McLaren M19A Ford

8
Джеки Стюарт
Tyrrell 004 Ford

9
Анри Пескароло
March (Williams) 721 Ford

10
Брайан Редман
McLaren M19A Ford

Интересно, что не смотря на появление шиканы, заставлявшей пилотов, резко тормозить при выходе из туннеля, что бы вписаться в Табак, время прохождения трассы, показанное в квалификации, осталось схожим с тем, что показывалось с год назад. И это при том, что посуху пилотам удалось поездить в лишь в первые два дня. В субботу же полил дождь, причем такой, конкретный дождина с туманом, более характерный для Британии, нежели для Лазурного берега.

image Click to view


Дождь лил и в день гонки в воскресенье. Пилотам дали 30 минутную практику за 2 часа до старта гонки, которая чуть было не закончилась трагедией. Гонщики весело наматывали куги в пелене дождя, когда на трассу вдруг выехал лимузин князя Ренье в сопровождении полицейской машины и двух машин с министрами. Какой придурок выпустил правительственные машины на трассу в разгар тренировки (а точнее не предупредил полицию о дополнительной практике), так и осталось неизвестным. Просто повезло что в тот момент, на трассе никого не было, но все равно несколько гонщиков было сильно удивлено внезапной помехой и кто то даже пригрозил полиции кулаком.


Наконец после короткого брифинга  был назначен старт. На стартовую прямую вышли маршалы в оранжевых жилетах, с номерами машин, дабы пилоты в пелене дождя встали на свои места и не было путаницы.


Наконец все 25 машин с ревом сорвались с места и тут же исчезли в плотном облаке брызг. В первом повороте, по внешнему радиусу Бельтуаз прошёл Икса, когда того немного повело на траектории и на подъеме вышел в лидеры гонки. Перед маленьким французом открылся оперативный простор и он, ювелирно, по раллийному контролируя машину, начал отрываться. Важно был выиграть старт, потому что лидер мог, хоть что-то видеть. За ним в пелене брызг шли Регаццони, Фиттипальди и Икс, затем, уже на отдалении, Эмон, Стюарт, Гетин и два Макларена. Далее же была сплошная пелена брызг и вообще не ясно, кто на какой позиции идет, ничего не было видно.


Первая четверка стала постепенно отрываться. На 5 круге Регаццони развернуло в шикане, при этом он слегка задел Фитти и заставил оттормозиться Икса. Бельтуаз ушёл далеко вперед и в споре за лидерство все было кончено. Оставался лишь вопрос выдержит ли BRM француза все 80 кругов или судьи остановят гонку раньше. В плане же управления болидом Жан-Пьер был безупречен. Примерно кругов 20, француз ехал на грани, скользя всем 4 колесами в миллиметре от барьеров. Но затем Бельтуаз нашел свой темп, приловчился к условия трассы и стало ясно, что просто так победу он уже не отдаст.


Следом шел Икс, но мастер дождевых гонок, вел машину очень осторожно и реально на расстояние атаки к Бельтуазу не приблизился. Фиттипальди держался за двумя Феррари, но такие дождевые условия были не для южно-американца и постепенно он стал отставать. Далее шёл Гетин, Питер долго держался на хвосте у Стюарта и смог в изящной манере обойти чемпиона мира. Далее с большим отставанием шёл пилот Surtees Майк Хельвуд, за ним Халм с Редманом. На 7 круге, оба пилота Макларена ошиблись при выходе из шиканы. поэтому так отстали.


Самое удивительное, что не смотря на то, что из-за дождя и тумана, совсем ничего не было видно, аварий на трассе не было. Так бывало, что кто-то, как Регаццони задевал барьер, но без последствий. До середины гонки добралось 22 гонщика из 25! К середине гонки проснулся Стюарт, он обогнал Гетина с Фиттипальди и перестроился за Феррари. На 43 круге "Летучий шотландец" попытался обогнать Феррари, не удержался на траектории и его развернуло. Стюарт смог поймать машину и не потерял на этом места.


Меж тем лидеры стали обходить на круг отстающих. Тут и случился самый серьезный инцидент. Желая пропустить лидеров по возможности быстрее, Хельвуд слишком резко затормозил и в него сзади влетел Хауден Ганли на BRM. В итоге новозеландец разворотил себе подвеску и погнул стойку шасси Майка. Более того, в месте столкновения вылилась лужа масла. Эта лужа и подвела Клея Регаццони, старавшегося оторваться от Стюарта. Швейцарец наехав на неё заскользил и встретился с бордюром, вернув 3-е место Стюарту. Клей был так расстроен сходом, что в сердцах замахнулся на одного из маршалов, за что его на выходе с трассы арестовала полиция!


Ну а Джеки не долго радовался взвращению на подиум. Из-за попадания влаги у него началась проблемы с зажиганием. В самом начале гонки из-за этого сошел его напарник Север, и вот сейчас Тиррелл Стюарта стал чихать и кашлять. В результате на последнем круге его все же обошел Фиттипальди. Проблемы с водой в электронике испытывали и Бельтуаз с Иксом, но у них они не приняли столь тяжелые формы.

image Click to view


Жан-Пьер Бельтуаз, проявив удивительное мужество и мастерство, смог одержать свою единственную победу в Формуле 1. Это была награда за прошлый сезон, когда после гибели Джунти, француз превратился в паддоке в изгоя.

image Click to view









Это была первая и увы последняя победа неплохого французского пилота, умершего в начале этого года. Это была и последняя победа в чемпионате для команды BRM, ещё 10 лет назад, выигравшей титул с Грэмом Хиллом за рулем.

image Click to view


1. Jean-Pierre Beltoise

2. Jacky Ickx                
+ 38,2
3. Emerson Fittipaldi    
+ 1 Круг
4. Jackie Stewart          
+ 2 круга
5. Brian Redman        
+ 3 круга
6. Chris Amon            
+ 3 круга

Зачет пилотов
учитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок

Кубок конструкторовучитываются результаты 5 лучших из 6 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 6 гонок; один и тот же конструктор получает лишь очки за лучшую финишную позицию

1. Эмерстон Фиттипальди
-19
2. Жаки Икс
-16
3. Дэнни Халм
-15
4. Джеки Стюарт
-12
5. Жан-Пьер Бельтуаз
-9
6. Клей Регаццони
-7
7. Питер Ревсон
-6
8. Марио Андретти
-3
8. Андреа де Адамич
-3
8. Ронни Петерсон
-3
11. Тим Шенкен
-2
11. Брайан Редман
-2
13. Грэм Хилл
-1
13. Карлуш Паче
-1
13. Крис Эмон
-1
1. McLaren - Cosworth -19
2. Lotus - Cosworth -19
3. Ferrari -19
4. Tyrrell - Cosworth -12
5. BRM -9
6. Surtees - Cosworth -5
7. March-Cosworth -4
8. Brabham - Cosworth -1
8. Matra -1

Австриец Ники Лауда финишировал предпоследним, он отстал от Бельтуаза на 6 кругов! Не сколько пилот был виноват, все же у March обнаружилась утечка топлива, да и лишний пит-стоп из-за пробитого колеса австрийцу пришлось провести. Но все равно, не было ощущения, что в красной машине едет будущий трехкратный чемпион мира и легенда Формулы 1. Каким он был Ники Лауда? Таким как его показали в фильме Rush или несколько иным. Сегодня  попробуем разобраться.

Niki Lauda




Download Samson And Delilah for free from pleer.com
В Испании почему-то до сих пор считают, что дед Лауды был испанец  Хуан Лауда Креспо. Но это не так. Родился Ники в семье известных австрийских банкиров. Деда его звал Хансом и увлечение своего внука гонками он считал глупостью. Андреас Николас Лауда должен был стать банкиром, а то, что парень гоняется в горных гонках  какой-т Формуле V,  да пусть гоняется, он ведь ничего не выигрывает.


И это так, "Крыса", как его прозвали хохмачи, соперники, за выступавшие передние зубы, показывал в гонках какие-то совершенно средние показатели. Ну мог от силы приехать на подиум, а в основном болтался на грани очковой зоны. Поэтому когда в конце 1969 года Ники пришел к деду с просьбой дать ему денег на участие в европейской Формуле 3, тот сказал своё резкое НЕТ. Дело даже не в том, что в семье переживали за здоровье Ники, хотя переживали наверное. Куда больше переживали, что громкая фамилия Лауда будет опозорена, да ещё и на международном уровне. И вот тут то нашла коса на камень. Основной чертой Ники, что сделала его чемпионом было не то, что он отлично разбирался в настройках машины и был каким-то замкнутым аутистом, как его показали в Rush. Нет, боже упаси, Ники Лауда в первую очередь был упрямым ослом, но именно его твердолобое упрямство и привело  его к титулу, причем трижды. Ну это позже, а пока перед Ники встала дилемма, как быть. Уйти из гонок или продолжить сопротивление.


Вообще нередки случаи, когда родня возражала против выступлений гонщика в гонках и тот брал себе другую фамилию. Марио Андрети так шкерился от родителей, после тяжелой травмы на гонках своего брата близнеца. Немец Карл Бехем и итальянец Джеки, под псевдонимами выступали даже в Формуле 1 и их семьи об этом не знали. Но Ники таким путем пойти не мог, потому как, фамилия то у него была "богатая". Ну допустим вы владелец команды в младших сериях и к вам приходит  Абрамович, внук того самого Абрамовича и говорит, что хочет у вас выступать. Вы ему откажите или будете в уме уже подсчитывать, сколько вы заработаете за год?  Так случилось и с Лаудой. Ну а когда его деду стали поступать звонки, мол когда вы оплатите выступление внука. Вот тут то дед, конечно вышел из себя и пояснил просто, я вам заплачу в два раза больше, если вы вышвырните его за дверь.  Более того дед, обзвонил всех владельцев команд с просьбой, что готов выкупить контракт Ники, если от к ним придет, лишь бы тот не выступал.


Это был провал, тем более, что Лауда совершенно ничего не показывал на трассе, как бы там это не изображали сценаристы Rush. Но, ему удалось, опять воспользоваться фамилией и взять кредит в банке и оплатить себе сезон в европейской Формуле 3, видимо не всем владельцам команд было дело до звонков Лауды старшего. Более того, денег с кредита хватило, что бы оплатить выступление за March на домашнем Гран При Ф1 Паршивый был автомобиль! Но я понял, что March - единственная команда, где может сносно себя чувствовать новичок. Первое Гран При окончилось сходом. Но цель была ясна. Берем новый кредит и оплачиваем себе сезон в Ф1 и за одно в Ф2.

42 000 фунтов в Банке Вены, за то, что бы за весь сезон лишь раз финишировать 7-м и не набрать очков.  . Моссли отнял конфетку у ребенка , такой веселый заголовок был в одной из газет. А вот Лауде было не до смеха. Машину забрали судебные приставы, денег не было и взяться им было неоткуда. Ники в прямом смысле хотел покончить с собой. Но не будем забывать, что он был упрям. Он взял третий кредит (понятно что не будь у него фамилия Лауда, хрен бы его ему дали). Ники оплатил себе место в BRM и на третий год выступлений, наконец-то получил первые очки в Ф1. Ну а дальше наступил ступор. В BRM Ники оставаться не хотелось, ибо это была напрасная трата денег. И вот тут то ему впервые улыбнулась удача. Его напарником по BRM был Клей Регаццони, вернувшийся в 1974 году в Феррари. Полагалось, что напарником Клея будет молодой итальянец Артуро Мерцарио. Но Регаццони такой расклад не очень устраивал, ибо понятно, что итальянцу в итальянской команде будут подыгрывать.И вот тогда то Клей и посоветовал Энцо обратить внимание на Лауду, который вроде бы звезд с неба не хватает, но в то же время неплохой тест пилот да и в качестве 2 номера в команде очень даже пойдет. Лауду пригласили на тесты.


Проехав в присутствии самого Коммендаторе несколько кругов на Ferrari 312В, Ники выбрался из кокпита. Энцо поинтересовался его мнением о машине, и услышал в ответ откровенное «Кусок говна».К пилоту тут же подскочил конструктор Мауро Форгьери: «Что вы, что вы, разве можно так говорить господину Феррари?!». Но Энцо такая прямолинейность понравилась. «Ну что же, если машина и впрямь так плоха, сделайте её быстрее. Встретимся здесь же через неделю - время круга должно быть на секунду лучше», - промолвил он. Улучшил ли Лауда круг на секунду не известно, но то, что он побил рекород Ф1 по кругам в межсезонных тестах, это факт.
Итог известен, в 1975 году Лауда стал чемпионом мира.


Вчерашний рента-драйвер обыграл любимца всей Скудерии - Клея. Он был быстрее. Совершено непостижимым образом Ники выступал гораздо лучше на более мощной и сложно управляемой технике Формулы 1, чем на младших Формулах (хотя часто бывает наоборот). Дж. Хант В Швеции 74 у него были проблемы с управляемостью, и я висел у него на хвосте, выбирая момент для атаки, и не мог провести обгон на протяжении 40 кругов. В поворотах он все делал аккуратно, поскольку машина вела себя неважно, а при выходе а прямую просто вставал на газ и уезжал от меня. Когда мне удалось выйти вперед, я начал нарезать круги на 2 с. быстрее. Только представьте: он 40 кругов держал позади машину, которая могла ехать намного быстрее. Масса других гонщиков, попав под атаку, забывают обо всем, на пределе ведут машину, которая на пределе ехать не может - и в какой то момент делают тебе подарок. От Ники такого было не дождаться!

И это сказал Хант, который судя по фильму, Лауду и его стиль жизни, терпеть не мог и вообще был враг. Но, на самом деле, эти парни были большими друзьями. Не было какой-то вражды и откровенного соперничества с детского сада, как это было показано в кино, совершенно не было такого. В 1971 году, они впервые пересеклись в Формуле 3, но Хант там выигрывал гонки, а Лауда ехал где-то в хвосте. Более того,  1972 году в Фомуле 2 они даже стали партнерами в March, правда Ханта быстро из команды погнали за буйный нрав, но приятельские отношения остались и парни вместе снимали квартиру. Они оба были в чем-то схожи, хотя Хант конечно куда меньше был приспособлен к реальной жизни, чем Лауда и интересовался исключительно гонками да бабами, а Лауда бабами и "бабками". Мои отношения с Джеймсом были основаны на глубоком взаимном уважении. Я познакомился с ним в 1971 году, когда приехал в Англию для работы в команде March Ф2. Именно через March мы и познакомились по настоящему. Не смотря на то что мы были соперниками, мы часто проводили время вместе и стали добрыми друзьями. Дело в том, что я считал нас обоих бунтарями. И его семья и моя яростно противились нашему участию в автогонках, отчего наша дружба стала только крепче. Родители Джеймса ясно дали понять, что не готовы оказывать ему финансовую поддержку. Но, по крайней мере, у него не было дедушки, который звонил потенциальным спонсорам и отговаривал их помогать, как это было у меня.  И хотя на фоне Ханта-разрушителя меня считали более серьезным парнем, я уже понял, что он будет одним из тех, с кем мне придется биться.


События 76 года показаны в кино верно.  Про них мы поговорим отдельно, когда будем разбирать 76 год. Ники действительно, полуживой вернулся за руль, через две гонки после своей тяжелой аварии в Нюрбургринге, что бы побороться за титул. Это была самая большая глупость с моей стороны.


И он действительно заехал в боксы на первых кругах последнего Гран При сезона, ибо не захотел ехать в дождь и потерял титул, так как Хант смог опередить его на одно очко.


В те времена попасть в аварию было довольно обычным делом. Я практически нечего не помню про Нюрбургринг. Просто в какой-то момент время для меня остановилось. Если не покончить с этими воспоминаниями, если постоянно на них фиксироваться, то они просто сведут с ума, и это будет уже не жизнь. Из той аварии я извлек по крайней мере, один важный урок. Ты можешь благополучно выбраться из самых страшных непредвиденных переделок, но следует принимать в расчет и те вполне предсказуемые опасности, которые, подстерегают тебя повсюду. Я, к примеру, не намерен умирать от включенного в сеть фена, упавшего в полную воды ванную, или врезавшись по пьянке в дерево. Сейчас я очень осмотрителен в этом плане.
Лауда получил приз как лучший спортсмен года и его поступок до сих пор считается примером мужества. Э. Феррари Знавал я одного гонщика, который так же отказался выходить на старт гонки. Звали его Энцо Феррари и было это в 1924 году. Я должен был выступать в ГП Лиона но нашел в себе смелость сказать «Я должен выйти на трассу, проехать и вернуться домой - но я не могу это сделать». Как и Лауда, я спрашивал себя, когда родился мой сын Дино, а должен ли я вообще выступать дальше? И я решил закончить. Лауда решил продолжать. Я должен выполнять свои обязательства перед ним, даже если это наносит ущерб имиджу Ferrari.

Что было дальше? В 1977 году ситуация в команде накалилась. Многие  не одобрили поступок Лауды на ГП Японии 76. К тому же в команде, да и вне её, сомневались, что австриец после аварии на Нюрбурринге сможет показать прежнюю скорость. Энцо Феррари даже предложил ему пост технического консультанта, лишь бы Ники не ушел к конкурентам. В итоге Лауда подписал контракт второго пилота, первым стал Карлос Рётерманн. Ники действительно сильно потерял в скорости, но появившаяся осторожность, позволила ему стабильно добираться до финиша. В итоге в 1977 году, он стал чемпионом мира досрочно и убежал из Феррари за три гонки до конца сезона. Когда мы побеждали, это были победы Ferrari, а не гонщиков, потому что Ferrari была лучшей машиной. Когда мы проигрывали это все была вина гонщиков. Энцо был очень эмоциональным человеком. Будучи менеджером старого поколения, он придерживался мнения, что гонщик должен быть счастлив уже тем, что вообще получил право выступать за его команду.


Он перешёл к Берни в Brabham, выиграл два Гран При и умудрился выбить со "старины Берни" увеличение зарплаты в два раза, на следующий год. Просто однажды утром я проснулся и решил, что хочу себе зарплату 2 миллиона долларов. Ну, я пошел к Берни и сказал ему об этом. Он просто опешил и стал в бешенстве кричать что-то вроде  «Да что он возомнил о себе, засранец?». Тогда я пошел по другим командам, но никто не хотел со мной разговаривать, потому что Берни всё всем рассказал. В конце концов мы пришли в компанию Parmalat, которая была титульным спонсором команды и одним из моих персональных спонсоров. Берни хотел получить спонсорские деньги, только на машины, но представители Parmalat тут же заинтересовались, если у него контракт со мной. «Конечно есть!» - ответил он. «Нет, нет у тебя никакого контракта» - возразил я. Берни пришлось в их присутствии подписать со мной контракт на те самые 2 миллиона, и лишь тогда они подписали и командный контракт. Когда я подписал контракт, мне тут же стало скучно и не интересно - ведь цель достигнута. Так что к концу сезона, приехав на ГП Канады, я пришел к закономерному выводу. Проснулся утром, глянул в окно - весь Монреаль в тумане и каком-то дерьме. Ненавижу этот город с его франкоговорящими жителями! В таком настроении я пришел на трассу, и за пол часа до начала заезда сообщил какому-то журналисту что хочу уйти. Потом сел в машину, выехал с пит-лейн и подумал «Ты что, рехнулся? Ведь у тебя контракт на 2 миллиона, так давай - жми, жми, жми!» Но я не мог заставить себя «жать», мне все было уже безразлично. Я проехал ещё три круга, поразил всех тем, что еду слишком медленно, подъехал к боксам и сказал Берни, что ухожу. И ушёл, заставив команду спешно искать пилота. Создал собственную аэрокомпанию и вдруг через 2 года вернулся в Ф1.


В то время мне регулярно названивал Рон Деннис и интересовался как я поживаю. Я отвечал, что Формула-1 интересует меня теперь не больше, чем мою престарелую бабушку. Затем я поехал на ГП Австрии в качестве комментатора и когда на старте случился массовый завал сказал себе «Ух ты, охеренно!». Потом я поехал в Монцу, увидел как разбился Джон Уотсон, когда от его машины отлетела вся задняя часть, и подумал «Нет это просто замечательно!». И когда в понедельник мне снова позвонил Рон и предложил снова сесть за руль, я согласился. Я чувствовал себя настолько комфортно и естественно, что решил вернуться. Мною двигало желание проверить, смогу ли я теперь, спустя два года после ухода из Формулы-1, так же хорошо гоняться. Как много времени мне понадобиться, чтобы достичь былой скорости и способен ли я вообще на это? Мы потолковали с представителями Marlboro и уже имея успешный опыт по выколачиванию денег из Берни, я потребовал 3 миллиона. «Ты что сбрендил?» -возразили они «Кто поручится, что с тебя будет толк?». Я заверил их, что толк будет, но они не были уверены и сначала заключили контракт со мной на три первых гонки. К счастью, я выиграл гонку в Лонг-Бич, так они все безумно обрадовались и сказали, что хотят контракт и на следующий год тоже. Я им «Для начала покажите мне контракт на этот год, а потом потолкуем». И в итоге выторговал ещё один миллион сверх трех.
И он снова стал чемпионом мира, цель была достигнута, после чего ему все наскучило и он пять ушел.


Нельсон Пике (проводивший свой первый полный сезон в Ф1, напарником Лауды) Лауда учил меня всему. Я был новичком, но он очень тепло относился ко мне: часто приглашал позавтракать или поужинать с ним. Правда вне гонок Ники постоянно говорил и думал только о деньгах, но …почему бы и нет?  Дж. Хант Его невозможно было спровоцировать на ошибки. Он их просто не совершал. Он всегда действовал по своему плану.
В этом то и беда, в его плане. Как только план получается выполненным Лауде становится скучно и он уходит.


Авиакмпания стала передовой и успешной и тут же на ней резко начинает портится сервис и в итоге Лауда её продал. Фирма проката авто - то же самое. Ferrari, Jaguar, он был в этих командах консультантом  и техническим директором. Стоило им начать побеждать или просто приезжать на подиум, Ники ставилось скучно и все начинало ссыпаться. В прошлом  году Мерседес выиграл все что можно, не стало ли скучно Ники?

чемпионы мира, Монако, Формула 1, победители Гран При, 1972, пилоты Ф1

Previous post Next post
Up