Традиционный вторничный пост про машины 80-х, 90-х. Вспоминаем автомобили попавшие на вкладыши культовой жвачки Турбо.
Спорт-прототип. Вообще-то про спорт-прототипы и прочие болиды Формулы 1, попавшие на фантики, я старался не писать. Но тут история довольно занятная, ибо уж очень невезучая машина получилась у японцев.
В 1991 году, после долгих лет участия с Маздой RX-7 в гонках спорткаров, и пяти лет участия в чемпионате спорт-прототипов, японцы добились небывалого успеха. Их спорт-прототип выиграл в самой престижной гонке этих автомобилей - 24 часах Ле-Мана. Джонни Херберт, Бертран Гашо и Фолькер Вайдлер. Херберт и Вайдлер - на тот момент экс пилоты Формулы 1, Гашо действующий (он выступал за Jordan). Сразу после финиша Джонни Херберта увезди в больницу, ибо он забыл бутылочку с водой и потерял сознание от обезвоживания. Зато, он был единственным, чья карьера после этой победы пошла в гору. Он смог вернутся в Ф1. С остальными парнями все было куда хуже. Бертран Гашо, через пару месяцев окажется в тюрьме и освободит место в Ф1 для Михаэля Шумахера. А Вайдлер оглох. Роторный движок Мазды визжал так, что немецкий пилот потерял слух и закончил карьеру. Сразу после этого случая, роторные движки в чемпионате мира - спорт-прототипов были запрещены (конечно не только из-за звука, просто испугались, что у Мазды не буде конкурентов, ведь с роторами возились только они)
Но у Мазды был уже готов новый спорт-прототип для сезона 1992, тот самый, что на фантике. Кокпит построенный Crawford Composites, при поддержке Fabcar. Рама из углеродного волокна. Линии кузова, прорисованные Ли Дустером. Единственное, что здесь было японского, это название и движок. Не выбрасывать же такую красивую технику. И тогда её впихнули в чемпионат Северной Америки, где ещё не слышали как визжит ротор и подобных запретов не было.
Некие Прайс Кобб и Пит Холсмер стали пилотами команды, ребята на тот момент известные, но на своём штатов, не более. Первый и самый престижный этап - 24 часа Дайтоны, пришлось пропустить, для подгонки машины под правила Северной Америки. На следующем этапе в Майами, выяснилось, что выхлопная труба так накаляется, что происходит возгорание кузова, машину с гонки сняли. В Сербинге по той же причине прототип загорелся буквально перед стартом, и хорошо что никто не пострадал.
Вообщем только на 4-м этапе Мазда смогла стартовать и финишировать 15-й с отставанием от победителя в 21 круг. Для победителей Ле-Мана это был ужас. Правда следующую гонку Мазда закончила 3-й и 4-й, но в трех кругах от Тойоты. Вообщем Северная Америка встретила Мазду неприветливо и лучшим финишем японцев оказалось 2-й результат в Уоткин-Глене, в пяти кругах от победителя! Провал полный
6-е место в зачете производителей, среди пилотов лучшим оказался Прайс Кобб, он был 8-м. В конце 1992 года было объявлено о банкротстве мирового чемпионата спорт-прототипов (остались отдельные гонки как в Ле-Мне или Спа, ни к чему не привязанные и каждая со своими правилами) и о закрытии чемпионата Японии. Таким образом на 1993 год Мазде оставался только снова чемпионат Северной Америки, хотя и тут хотели перейти к открытым спорт-прототипам без крыши. Беда подкралась с другой стороны. Новый роторный движок на тестах и испытания не выдерживал никакой критики, он вроде бы был мощным, но больно много весил и не отличался надежностью. После длительных совещании было решено, в чемпионате не участвовать. На этом международная спортивная программа Мазды закончилась (а ведь когда-то даже в ралли гонялись)
Ну зато это был один из самых красивых спорт-прототипов если такое слово приемлемо к прототипам 80-х, 90-х. Зато, например, Ниссан угробил на гонки спорт-прототипов 35 миллионов баксов, Тойота - 20, а единственными японцами выигравшими 24 часа Ле-Мана остается Мазда, ей это обошлось всего в 5 миллионов.
Звук!
Click to view
И звук победителя!
Click to view