Традиционный вторничный пост про автомобили 80-х, 90-х, попавшие на самую любимую жвачку детства - Турбо
Вот такой с виду старшенький автомобильчик. считается что именно он, чуть было не убил Дженерал Моторс. Ну конечно не совсем тот, что на фантике убил GM, да и по большому счету чуть не убили его несуразные проекты, вроде попытки спасти Олдсмобиль или ужасного кросровера от Понтиака. Но Импакт, очень поспособствовал. А ведь как хорошо все начиналось.
Лос-Анджелеское автошоу 1990 года. Председатель GM Роджер Смит, представляет GM Impact, полностью электрический автомобиль. Разработанный на основе многолетнего участия GM в соревновании электро-прототипов в австралийской пустыне.
И в этом было рациональное зерно. В конце 80-х экологи забили тревогу, дело в том, что в Калифорнии, из-за её насыщенности машинами, воздух оказался хуже. чем во всех остальных штатах вместе взятых. Помитуя печальный пример Лондона начала 50-х, на неделю скрывшегося смогом, в результате чего в городе наступила вечная ночь, американцы стали прогнозировать что-то такое и для Лос-Анджелеса с Сан-Франциско. Ясно было, что какие-то законодательные инициативы по этому поводу будут и GM решила всех опередить и даже нужную её инициативу продвинуть.
В 1992 году власти Калифорнии постановили, что с 1997 года в её штате могут продаваться только те автопроизводители, у которых в производстве есть не менее 2% (от общего числа) полностью электрических автомобилей. В 1998 году, планировалось повысить все это дело до 5%, а к 2003 даже до 10. Владельцы же электромобилей, получали льготы и налоговые послабления. И надо же так совпасть. что продвигали сей закон люди близкие к GM, концерну у которого уже был готовый электромобиль. Вот правда, забыли GM, что на каждую хитрую жопу, как правило находится болт с резьбой.
В 1994 году GM гордо заявил, что довел до ума Импакт. который теперь будет называться GM EV1. И это будет не только первый серийный электромобиль, но и первый автомобиль выходивший под именем самой Дженерал Моторс а не какого либо его отделения.
Единственное, уточнили на GM, пока что буде выпущено не очень много автомобилей которые будут сдаваться в аренду, так как население возможно к электромобилям ещё не готово. О том, что население ещё не готово, громче всех кричали на Крайслее и просто молили калифорнийцев изменить закон. На GM решили на всякий случай прислушаться.
В 1996 году все было готово к большому эксперименту. 500 автомобилей, которые только жители Калифорнии и Аризоны, могли взять в лизинг без права выкупа. Аренда от $ 399 до $ 549 в месяц. Большая рекламная компания, стоившая кучу бабла и вроде бы даже ради автомобиля был даже снят говно фильм "Дневной свет" со Сильвестром Сталоне.
А дальше начинается серия ошибок, приведших Штирлица к провалу. Во первых, пока GM радостно мял булки, наслаждаясь бессилием конкурентов, свинцово-кислотные батареи, что использовались в прототипе Импакте, стали вчерашним днем. Во вторых появилась целая группа экспертов, которые стали доказывать, что налоговые льготы для владельцев электромобилей, не только проедят солидную брешь в бюджете, но послужат источником разных махинаций. Правда, как только таких экспертов вытаскивали для ближнего рассмотрения, выходило, что как правило, сей гражданин был связан с нефтяной компанией (само собой в элктромобилях не заинтересованной). Но осадочек остался. В третьих GM что-то резко сбавила обороты с рекламой. С ТВ GM EV1 пропал, из журналов и газет тоже, он оставался лишь в почтовых рассылках, что было мало. Некий энтузиаст, Марвин Раш, режисер документальных фильмов, даже оплатил рекламу GM за свой счет.
Вообщем за два года, в аренду взяли всего 288 автомобилей, это был провал. Хорошо ещё, что закон в Калифорнии изменили, сделав все же акцент на выбросы вредных веществ и их снижение (для его изменения GM и Toyota совестно пошли в суд).
В 1999 году, наконец-то заменили устаревшие батареи на более современные, никель-металлогидридные, которых хватало на 60 часов поездки или 300 км без подзарядки . Теперь машину так же можно было взять в аренду в Сакраменто, Сан-Диего и Атланте. Увы, выяснилось, что из-за дефекта зарядного кабеля, автомобиль стал сильно перегреваться, а один раз даже загорелся. Пришлось GM отзывать новые авто обратно. Попытки решить эту проблему стоили довольно дорого и GM решили просто закрыть проект.
Выпуск первого, серийного электромобиля окончился в 1999, однако его старую версию продолжали сдавать в аренду.В конце 2003 года, руководство GM вдруг объявило, что отзывает свои автомобили из аренды для их последующего уничтожения. Сколько не писали владельцы (пускай и в лизинге), что готовы выкупить авто и что готовы нести все риски с обслуживанием и сраховкой GM , чуть ли не в судеьном порядке, стала автомобили забирать и уничтожать.
Уничтожали из вредности, дабы наработкам не воспользовались конкуренты, а в итоге GM , фирма сделавшая для электромобилей, больше, чем кто либо, получила репутацию "убийцы электромобиля". Экологи по всему миру призывали бойкотировать автомобили фирмы.
Уже через три года, бывший глава GM признал, что это было его самое худшее решение. В итоге, зря потраченные деньги, убитая репутация и главное глобальное отставание от конкурентов в гибридных машинах.
Зато, сейчас в мире существует всего около 40 таких машин (они в своё время были переданы в Университеты, на опыты и за счет этого уцелели) и General Motors EV1, по праву считается одной из самых редких машин 90-х.
Click to view