Фетиш детства

May 14, 2014 05:23



Традиционный вторничный пост про машины 80-х. Вспоминаем автомобили попавшие на вкладыши культовой жвачки Турбо


Эх, могли же турки порой выбрать фотографию вообще ничего не говорящую об автомобиле. Что такое французский автомобиль? Это что-то небольшое, как правило не очень красивое и собранное в Турции. Но так было не всегда. Гордини, Тальбо, Бугатти - французские спортивные купе, про которые я рассказывал. Но была марка, одно время просто затмившая всех на французском рынке и звали её Делайе.  А дальше история будет наверное даже не сколько про 135 модель или про саму Делайе, а сколько про французский дизайн
История интересная. Жил француз, которого звали Эмиль Делайе. Работал он на паровозостроительном заводе в Туре, затем создал собственный бизнес по производству печей где обжигают кирпичи. А в 1894 году сконструировал автомобиль с ременным приводом, который представил на первом Парижском автосалоне.
Таким образом Эмиль Делайе оказался чуть ли не первым человеком, построившим французский автомобиль. Ну уж среди пионеров французского автомобилястроения он был точно. Он даже выставили две своих машинки в автопробеге Париж-Марсель-Париж. Гонщик на его машине финишировал 6-м, а сам Эмиль был восьмым. Это были смертельно-опасные и захватывающие соревнования, ведь средняя скорость Эмиля была аж в 20 км/ч.


Вообщем конец 19-века, Делае застал производителем надежных но не быстрых гоночных болидов, участвующих в разных автопробегах, стабильно добирающихся до финиша, но вторыми, третьими, как правило. Увы к началу   20 века Эмиль сильно заболел, в 1898 году он продал своё предприятие двум двоюродным братьям и отошел от дел (не смотря на плохое состояние здоровья Делайе протянул ещё 7 лет).  А на предприятии продолжили клепать гоночные авто, для участия в автопробегах. Первый же серийный авто вышел в свет в 1903 году.


Компания хорошо поднялась во время Первой Мировой, масштабно выпуская грузовики. Потом она стала одной из первых во Франции. скопировавших конвейер как у Форда. К середине 30-х это был довольно успешный производитель гоночных болидов и грузовиков, поглотивший компанию  Delage. Много денег  в компанию вложила американская миллионерша Люси Шелл, мама будущего гонщика Формулы 1 - Харри Шелла. Отлично дела складывались и в автогонках, пилот Делайе - Рене Дрейфруз, был одним из популярнейших гонщиков того времени.   В 1935 году Делайе представило новый спортивный болид.


Впервые машина была представлена на альпийском ралли. 3,2 литровый движок  с верхним расположением клапанов рядный шестицилиндровый,  был взят от одного из грузовиков фирмы. Мощность в 110 лошадок, скорость в 148 км/ч. Сей болид финишировал 2-м и 3-м  в Миллье Милье 1936 года и выиграл в 24 часах Ле-Мана в 1938 году.


Вообщем такой, гоночный болид - детище молодого французского инженера Жана Франсуа. В Бугатти бы машину в таком виде и стали бы продавать, пользуясь популярностью. Но на Делаей поступили ещё интереснее. Своего штатного дизайнера у них не было и тогда французы просто кинули клич среди местных кузовных ателье, коих тогда во Франции было даже больше, чем в Италии в 60-х 70-х. "Вообщем, ребята вот вам отличное шасси, вот вам отличный движок, ставьте туда свой кузов, машины продаем под маркой Делайе но с указанием ателье, деньги пилим пополам". Так в трех словах можно описать деловое предложение.   И понеслась..
135 от Figoni & Falaschi, 1937 год. Джузепе Фигони итальянец, с 14 лет живший в Париже и даже повоевавший за Францию в первую мировую. Он был автором всей этой красоты. А вот все бизнес дела в компании вел итальянский бизнесмен Оливио Фаласки.  135 стала их первой совместной работой.




от них же, но уже после войны. На самом деле 175, 1940 года


135  от Letourner & Marchand, 1947 год, .




135 от Guilloré


от них же но 1949 года


135 от Марселя Поурто, 1948 года. А тут финансами заведовала жена Поурто, причем очень удачно. До Второй Мировой, это было самое успешное ателье Франции и кстати закрылось лишь в 1994 году


и от него же и того же года


135 от Жака Савчика, 1949 год, на фантике скорее всего она


от него  же но в 1938.


Жак Савчик, это уроженец нынешнего Дзержинска, что в Белоруссии - Яков Савчук. Во Францию он укатил ещё первой волной эмиграции в 1899 году, в 19 лет.  Вот ещё одна Делайе от него,модель 175, 1949 года.


135 от Franay, 1936 год


135 от Антена и Анри Шапронов, 1952 года. Анри Шапрон это будущий автор знаменитой DS от Ситроена.


А это пожалуй самая забавная 135.


В декабре 1938 года, ребята из Рено, каким то образом купили шасси Делайе и поставили на них свою Рено Вива Гранд Спорт. Ну, а чё такого, мы же тоже кузовщики, рассуждали видимо в Рено. Вышел крупный скандал. Делайе даже подали иск в суд, запретив Рено продавать и производить эти машины, но суд вынес соломоново решение, выпускать то их он запретил, но уже созданные 30 машин, Делайе обязали продать.  Возможно, стороны бодались бы в суде и дальше, но грянула война.
А после войны красивые машины во Франции вызывали приступы ярости и подозрения, что их владелец заработал денежку, сотрудничая с немцами.  Ещё сильнее по Делайе ударил большие налоги на роскошь введенные во Франции. Точнее фирма может быть и выжила за счет грузовиков, а вот легковые автомобили она уже не тянула, да и схема с поставкой шасси ателье уже не работала. Войну пережили не все, а те кто пережил к середине 50-х загнулись. Миллионерша Шелл, погибла с мужем в ДТП, ещё до войны. Рене Дейфрус был расстрелян немцами. Люди ковавшие славу Делайе, остались там, на тихой Ривьере 1938 года. В 1954 к ним отправилась и сама Делайе.
И вот вам напоследок Делайе 175  от тех же Фигони и Фаласки





1936, 1935, фетиш детства, 1949, 1937, Франция, 1948, 1946, редкие_авто, 1947

Previous post Next post
Up