Ещё один кандидат в чемпионы

Feb 21, 2014 02:26


Традиционно по четвергам, пост про историю автоспорта. Формула 1, сезон 1968 года. Гран При Италии, быстрая, разгонная Монца, обещающая праздник обгонов.  Трасса будто специально созданная под Феррари и её мощные движки.
Почти, никто не сомневался, в победе Скудерии, ибо на тестах её пилот Крис Эмон умудрился побить рекорд трассы (забегая вперед старый рекорд превзойдут 14 гонщиков).  Хотя торссида болела  конечно за другого пилота команды -  Жаки Икса. Бельгиец отставал от лидировавшего в чемпионате Грэма Хилла на 7 очков а от второго - Джеки Стюарта и вовсе на 3.
К гонке Ferrari изготовила самую совершенную аэродинамическую систему. Крыло имело шарнирное соединение, а угол атаки изменялся посредством небольшого гидроцилиндра, работавшего независимо от масляного насоса. Посредством переключателя гонщик мог либо управлять им вручную, либо позволить ему работать автоматически. На "автомате" он приводился в действие либо от педали тормоза, либо от механизма переключения передач, и мог обеспечить разный угол атаки для каждого отдельного поворота в зависимости от его крутизны. И, конечно же, на прямых он обеспечивал горизонтальное положение крыла. Примерно схожая система крыльев стояла на Матре (чьим пилотом и был Стюарт). В Лотус лидера Грэма Хилла, не стали мудрить с этой системой и решили оставить все как есть. Ещё больше изумили парни из Brabham. Дело в том, что на австралийских машинах, крыло оказалось не только сзади но и спереди, на носу, чуть  выше линии обзора пилота. Сам Джек Брэбэм, пояснил, что такую схему они скопировали с первых самолетов, только направлена она не на то, что бы агрегат взлетал, а наоборот, что бы прижимался к земле.


Один из самых известных снимков
Пирс Каридж, Жаки Икс и Джеки Стюарт принимают солнечные ванныНо, все эти эксперименты с крыльями на трассе в Монце оказались лишними. Опытным путем, некоторые команды типа McLaren или Walker выяснили, что если крылья снять, машина едет на прямых гораздо быстрее, а поскольку Монца трасса достаточно прямая и большим количеством поворотов не балующая, то болиды без крыльев показывают время быстрее, чем с таковыми. Правда выгоду из этого извлек один лишь Брюс Макларен, квалифицировавшийся 2-м. Поул выиграл, окончательно разругавшийся с Хондой - Джо Сертис. Японцы решили снова попробовать свой магниевый автомобиль, на котором во Франции сгорел Жо Шлессер. Джо же на отрез отказался садится за руль этого болида (то же самое было в ФРГ), в итоге за его рулем оказался британец Дэвид Хообс. А, Джо, видимо стараясь доказать, что и старый болид не плох, выжал из машины все, что мог.


Тот самый, опасный болид
За рулем Дэвид Хоббс
А вот Феррари Эмона и Икса заняли лишь 3-4 места. Далее Грэм Хилл и Джеки Стюарт, Дэни Халм (McLaren), дебютант Ф1 - Дерек Белл, которому дали третье Феррари, Ио Зифферт (Walker Lotus) и Йехен Риндт (Brabham). Рискнул Кен Тиррелл, он отдал запасную машин тест-пилоту Серво-Гавину, что бы тот стартовал. Таким образом Джеки Стюарт, лишался запасной машины, но Кен рассчитывал, что  француз сможет забрать очки у Хилла и Икса.


Брюс Макларен, Дэни Халм
И быстрый, но пока не стабильный Джонни Серво-Гавин
Cooper был представлен одним Виком Элфордом, Робин Уидоуз (о котором я так и не успел рассказать) должен был выйти на старт, но накануне получил тяжелейшую травму спины, участник зимней Олимпиады в бобслее, выбыл на 6 месяцев. С Элфордом в квалификации произошел курьезный случай, он забыл в номере гоночные ботинки и послал за ними жену. Жена где-то задержалась и Вик решил стартовать в лакированных туфлях.  Само собой ботинок в ненужный момент застрял за педалью и Элфорд красиво улетел с трассы. Англичанин не пострадал, но подвеска Cooper была разворочена и на этом его  участие в квалификации окончилось (хорошо хоть время успел показать и квалификацию прошел).
Другой курьез был связан с этими двумя парнями.


Американцы Марио Андретти и Бобби Анзер, лидеры американского чемпионата USAC, так тогда назывался Индикар. В 1968 году, эти парни боролись друг с другом за титул в серии, обоих пригласили поучаствовать в ГП Италии, так как тогдашняя Монца была несколько похожа на американские, не овальные, автодромы. Андретти дали третий Лотус, Анзеру досталось место в BRM. Марио удивил, показав 8 результата в квалификации, Анзер оказался последним, оба горели желанием выйти на старт.   Но бывший менеджер Феррари Ромуло Тавони, нынче занимавшийся организацией Гран При Италии, запретил обоим американцам участвовать в гонке. Дело в том, что они планировали принять участие в этапе USAC, потом отоспаться в самолете и стартовать в ГП Италии. В принципе Дэни Халм так поступал уже в этом году, когда участвовал в квалификации Инди 500. Но Тавони достал свод правил, подписанных в 1959 году и всеми забытых, по которому у гонщика между стартами в гонках должно пройти 24 часа. В принципе был прав, если бы кто-то из парней погиб или тяжело разбился бы (а весь сезон к этому располагал) претензии были бы именно к организаторам. Поэтому Андретти (выигравшего тот этап USAC) и Анзера (в итоге выигравшего титул) на старт не пустили, не смотря на то, что оба прилетели в Италию и выглядели выспавшимися и отдохнувшими.
В воскресенье выдалась очень жаркая погода, воздух прогрелся до +35.






Старт выиграл Сертис, но довольно быстро его оттеснил Макларен. Позиции постоянно менялись, после первого круга все выглядело так 1. Макларен 2.  Сертис 3. Хилл 4. Эмон 5. Стюарт 6. Зифферт 7. Икс 8. Халм. На втором круге Халм обошел Икса, при этом оба гонщика трижды обменялись местами на прямой. На третьем круге Элфорд, из-за поломки дросселя, вылетел в том же месте, что и в квалификации.  А тем временем в лидеры вернулся Сертис. Первую шестерку разделала секунда.


На 8 круге Макларен вернул себе лидерство, а в следующем повороте Сертиса прошел и Эмон.  Затем на девятом круге на входе в первый Lesmo, Крис Эмон наехал на масляное пятно. вылетел с трассы и жопой влетел в ограждение. Феррари примерно на 5 метров подскочила над ограждением и перевернувшись упала в песок. Вообще авария напомнила смертельный полет фон Трипса в 1961. Но болид Эмона не перелетел на трибуны, а сам Крис в отличии от немца был пристегнут и поэтому не пострадал. Не пострадал и Джо Сертис, который уворачиваясь от Эмона, влетел в барьер, но так отлично начинавшаяся гонка англичанина, на этом закончилась.


Печальный Джо Сертис возврашается в боксы
Уже было известно, что контракт с ним Хонда не продлит
В итоге Макларен получил 1,2 секундное преимущество над Зиффертом, Хиллом и Стюартом. На 11 круге Джеки Стюарт вышел на 2-ю позицию, а Грэм чудом смог удержатся от вылета, когда на скорости у него отлетело колесо. Очередной подарок соперникам и очередной сход, в то время как главные конкуренты Стюарт и Икс остаются на трассе. Жаки правда заметно снизил скорость, ибо был напуган видом аварии Эмона и не знал, что с новозеландцем все в порядке.


Группа Макларен, Стюарт, Зифферт, Халм (интересно, что с крыльями тут был только Джеки Стюарт) на 10 секунд оторвались от группы Серво-Гавин, Икс, Риндт. В лидирующей группе постоянно менялись позиции, то впереди шел  Макларен, то Зифферт, то Стюарт, то иногда даже Халм выходил вперед.
К 30 кругу разрыв между группами достиг 30 секунд.  А затем обе группы потеряли по одному пилоту. Проводивший отличную гонку Макларен сошел из-за утечки масла. А у австрийца Йохена Риндта взорвался двигатель.


А это борьба в третьей группе
Пирс Каридж из Parnell-BRM, пытается догнать Дэвида Хоббса
Причем когда мы говорим "взорвался  двигатель" применительно к 60-м, то надо понимать, что двигатели взрывались натурально. Именно так произошло с двигателем Джеки Стюарта, причем осколок Cosworth остался у Джеки в шлеме. А за 10 кругов до финиша, сошел ещё один из некогда большой группы претендентов на победу - Ио Зифферт. У швейцарца вылетел амортизатор, разворотив всю подвеску.


Таким образом никто не мог помешать, действующему чемпиону мира - Дэни Халму, одержать первую победу в сезоне и первую победу за McLaren. Гонщик исповедующий стиль "поспеши не торопясь"  и выигравший в таком стиле чемпионат 67 года, остался верен себе. Интересная борьба вышла за 2-е место. Там Жаки Икс вроде бы солидно оторвался от Серво-Гавина, но на предпоследнем круге бельгиец вынужден был заехать на дозаправку и француз успел проскочить мимо. Жаки вроде бы пилота Matra обогнал, но за пару метров до финиша, у него закипел двигун и Серво-Гавин успел его опередить. Рискованное решение Кена Трирелла оправдало себя, Серво-Гавин действительно украл очки у конкурентов Стюарта.
В очки также попали Пирс Каридж (Parnell-BRM), Жан-Пьер Бельтруаз (Matra) и Ио Боннье на собственном Макларене, стал 6-м и последним доехавшим до финиша.
В чемпионате на удивление, по прежнему оставался в лидерах Грэм Хилл, чьими неудачами так и не могли воспользоваться соперники. На три очка от него отставали Жаки Икс и Джеки Стюарт, у них было по 27 очков. Внезапно Дэни Халм получил шанс сохранить корону, после победы в Италии, он отставал от Хилла всего на 6 очков. Вообщем очень и очень интересная борьба наметилась.
Британский дебютант Феррари, Дерек Белл, показавший неплохое время в квалификации 8-е, сошел уже на 5-м круге из-за неполадок с подачей топлива. Вообщем как с самого начала карьера не задалась а ведь весьма достойный и известный в мире автоспорта этот мужик - Дерек Белл. Как потом о нем сказал Ханс-Йохан Штук Из того поколения это был мой самый любимый гонщик

Derek Bell




Cкачать I've gotta get a message to you бесплатно на pleer.com
Дерек Белл родился 31 октября 1941 года в пригороде Лондона - Пиннере, Англия. Ему повезло с тем, что его мать смогла второй раз удачно выйти замуж. Отчимом Белла оказался герой Британии, участник второй мировой - полковник Хендлер. Полковник не только поселил жену с приемным сыном на своей большой ферме, но всеми доступными средствами помогал увлечению пацана гонками.


С подачи отчима Белл окончил гоночную школу Джима Рассела, расположенную на атодроме в Гудвуде и кстати установил новый рекорд трассы. В 1966 году отчим под Дерека создал команду в британской Ф3. Но все. чем запомнился Белл, так это, что в каждой гонке чемпионата он попадал в аварии. Через год правда, все нормализовалось и Белл одержал 5 побед. В 1968 он оказался в Формуле 2, где занял 4-е место в общем зачете, правда с большим отрывом от призеров. Тогда Дерек и приглянулся Энцо Феррари. Британец выступил за Феррари в 2-х Гран При но до финиша не добрался.


В 1969 Белл занял 5-е место в общем зачете Ф2 и выступил на ГП Британии за McLaren. Наконец в 1970, Белл показал удивительную стабильность, набирая на каждом этапе Ф2 очки. В итоге он стал вице-чемпионом, уступив несколько очков швейцарцу Клею Регаццони. Новоиспеченный вице-чемпион провел концовку сезона в команде Джо Сертиса в Формуле 1 и финишировал 6-м в США. Увы это было его единственное очко в королевском классе. В том же году Белл попал в кадры культового фильма "Ле Ман" Машина Дерека во время этой гонки загорелась, но Белл успел выскочить из пылающего авто, получив незначительные ожоги. Этот кадр и попал в фильм.  С тех пор Беллу очень по душе пришлись многочасовые гонки.


В 1971 году Белл провел одну гонку за Surtees, в то же время выиграл в паре с Брайном Редманом 1000 км. Буэнос-Айреса. В 1972 он все-же попытался зацепится за Формулу 1 в составе дебютантов из Tecno, но весь сезон ушел на доводку неудачной машины. Ещё одна попытка, состоялась в 1974 году, когда пилот Surtees Карлуш Паче в середине сезона перебрался в Brabham. Дерек сменил бразильца, но ничего толкового из этого не выжал (4 проваленные квалификации и лишь один финиш). И Белл решил полностью перейти в гонки спорт-прототипов.


Список его побед в этих соревнованиях, можно долго перечислять. Достаточно сказать, что Белл долгое время был лидером по количеству побед в чемпионате. Он 4-е раза выигрывал 24 часа Ле-Мана. В 1985 и 1986 годах Дерек Белл был чемпионом мира в гонках спорт-прототипов. Мог быть и больше, да до начала 80-х в спорт-прототипах разыгрывался титул только среди производителей, а не пилотов.


С 1988 по 1997 годы Белл выступал лишь в 24 часах Ле-Мана, но больше успехов не добился. Большой опыт Белла оказался востребован. Одно время британец был председателем проекта спорт-прототипа Spectre, но в 1997 проект загнулся. В начале 00-х Белл был консультантом у  Bentley и британцам удалось победить в Ле-Мане.


В настоящее время Белл разрывается между представительством  Bentley во Флориде, комментированием старых гонок Ф1 на телевидение  и выполнением функции посла Porsche. Его сын Джастин также стал автогонщиком. Они вместе стартовали в 24 часах Дайтоны в 1991 году и 24 часах Ле-Мана в 1992, в 2008 году они должны били вместе выступить в 24 часах Дайтоны, но Дерека очередь так и не дошла. Живет ветеран во Флориде.

Формула 1, Италия, 1968, пилоты Ф1

Previous post Next post
Up