Первые крылышки

Jan 10, 2014 04:44


Традиционно по четвергам, пост про историю автоспорта. Вспоминаем давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилотов на них дебютировавших. Что-то прям, давно не писал этих строк и даже приятно. Итак сегодня 1968 год и третье Гран При сезона, которое прошло в Монако.
Но перед этим, давайте посмотрим, что же произошло в чемпионате за те без малого 6 месяцев с первого Гран При в ЮАР. А произошли события весьма мрачные. В самом начале апреля, на первом этапе Формулы 2, погиб величайший гонщик 60-х  - шотландец Джим Кларк.  Пилоты Формулы 1, охотно в то время стартовали в этой младшей серии, очки в зачет они не получали, но зато забирали себе солидные призовые, в случае победы или попадания на подиум. Кларку, возможно были нужны не сколько призовые, сколько возможность поддержать себя в гоночном тонусе. Увы, непонятный обломок, разрезал британцу шину, а на пути, вильнувшего в сторону Лотуса, оказалось небольшое деревцо, погубившее двукратного чемпиона мира.
Это печальное событие погрузило паддок в большой траур и шок. Кларк имел репутацию человека, не совершавшего ошибки (и это так, почти все его сходы связаны с техникой), поэтому казалось что уж кто-кто, а он то точно неуязвим для смерти. Как сказал тогда Крис Эмон "если это произошло с Кларком, то что ждать нам, всем, остальным?"  Во вторых он был явным фаворитом сезона с учетом, того, какой у Лотуса был болид и с каким преимуществом Кларк выиграл в ЮАР.  Т.е. это было сопоставимо, если бы в середине 2004 года, погиб Михаэль, дай бог ему здоровья, Шумахер.
Но как будто этого было мало, на замену Кларка в Лотус пригласили бывшего пилота команды, Майка Спенса из BRM, который в 1967 году, благодаря стабильной езде, смог утереть нос своему партнеру - Джеки Стюарту и вообще набравшись опыта, начал проявлять себя как неплохой пилот. Увы, за несколько дней до ГП Испании, Спенс, также погиб, на тренировке перед Инди 500, где он также должен был стартовать вместо Кларка. Несильный удар об стену, но колесо, неудачно отлетело Спенсу в голову.


Пилоты в довольно мрачном настроении едут на трассу в Монако
Джо Сертис, Грэм Хилл и Джеки Стюарт
Стюарт в гонке он не участвовал, из-за сломанной руки, но посмотреть приехал
А теперь добавьте к этому, что призванный сменить Спенса в BRM, экс пилот Формулы 1 Крис Ирвин, перевернулся на этапе 1000 км. Нюрбургринга и получил столь тяжелые травмы головы, что со спортом пришлось завязать. А Джеки Стюарт, сломал руку на втором этапе Формулы 2. Вообщем в довольно мрачной атмосфере прошло дебютное Гран При Испании (точнее в начале 50-х, уже пару раз это Гран При было, так что можно сказать, оно вернулось). На городскую трассу Харама (по улицам Мадрида), вышло всего 13 пилотов, из которых до финиша доехало, всего пять. Выиграл Грэм Хилл на Лотусе, он и возглавил чемпионат с 15 очками. Далее шли покойник Кларк с 9 очками за победу в ЮАР, действующий чемпион Халм на неожиданно поехавшем McLaren, имел 8 очков. Если в Испании было 13 пилотов, то в Монако приехало не на много больше - 18. Дело в том, что Энцо Феррари, помня о гибели здесь, год назад Лоренцо Бандини, заявил, что трасса опасна и его парни, в свете, того, какие ужасы происходят в чемпионате, в Монако не поедут. Сдается мне, что было это очередное итальянское лукавство. Организаторы изменили шикану, сделав трассу помедленнее и сократили количество кругов со 100 до 80. Но Энцо был непреклонен, а причина крылась скорее всего не в опасности трассы (в конце концов Бандини был и остается единственным человеком, кто погиб в Монако за рулем Формулы 1) и не в почтении памяти Лоренцо, просто во Франции в то время была всеобщая забастовка, бастовала железная дорога, не работали почта и телеграф, бастовали грузчики и заправщики. Единственным приемлемым вариантом доставки болидов и моторов в Монте-Карло  был либо самолет, либо пароход. Что для находившийся в тяжелом финансовом положении Феррари, было очень и очень дорого.
Впрочем отсутвие Феррари дало спокойно вздохнуть нескольким пилотам. В то время на старт Монако допускалось 16 машин, при этом, командам Феррари, Лотус и Макларен гарантированно имели по 2 места на стартовой решетке и по одному месту получили BRM, Хонда, Купер и Дэн Гэрни.  Таким образом, например сильная Матра должна была сражаться за оставшиеся 6 мест на стартовой решетке, как и вторые пилоты BRM и Cooper, а также ряд частников. С не приездом Феррари сражение получилось не столь упорным, но несправедливость восторжествовала.  Швед Ио Боннье, между прочим победитель Гран При и швейцарский частник Сильвио Мозье показали времена, позволяющие пройти квалификацию, но поехали домой, так как Людовико Скарфиотти (Cooper), сломавшему коробку передач и Дэну Гэрни, спалившему движок, место на старте было гарантированно.
А выиграл квалификацию вот этот пилот - Грэм Хилл, на Лотусе с первыми намеками антикрыльев.

Да именно в Монако на Лотусе появились эти новинки, изменившие облик Формулы 1. Более любопытно, что вторым оказался Джонни Серво-Гавин, француз, подменял в команде Матра, Джеки Стюарта и проводил всего 2-ю гонку Формулы 1 в жизни. Правда чудо результат, он показал не на гоночном болиде, а на специально, настроенной и заточенной на проезд всего нескольких кругов, запасной машине. Видимо, это первое появление специального, квалификационного болида. Сей факт, был правилами не запрещен, но Роб Уолкер, владелец собственной команды, пилот которой Ио Зифферт, показал 3-е время, сильно ругался и крыл матами и Кена Тиррелла и весь французский народ. Далее должны были стартовать Сертис (Хонда), Риндт (Brabham), Дики Эттвуд, сменивший в BRM Спенса. Дэни Халм расположился на 10 месте, но это объяснимо, в перерывах между квалификациями в Монако, он летал в США, на квалификацию в Инди 500.


Матра подошла к гонкам основательно
На Гран При она привезла 4 болида, по 2 на каждого пилота
Ну а начался Гран При Монако, весьма интересно. Грэм Хилл немного замешкался на старте и Серво-Гавин вышел в лидеры. Хилл благоразумно понимая, что на плечах новичка вся Франция и что тот, совсем не имеет опыта в Монако, не стал ввязываться в борьбу и даже немного отпустил француза, видя, как того болтает по трассе. Он понимал, что Джонни не долго в таком темпе сохранит машину целой, а попасть в замес Грэму не хотелось. Тем временем, замес устроил совсем другой пилот. Брюс Макларен, потерял управление на выходе из туннеля и ударился об ограждение, едущий следом Скарфиотти резко ударил по тормозам. А вот дебютанту Лотуса Джеки Оливеру, деваться было некуда и он влетел в болид Брюса.    


Грэм Хилл проезжает мимо болида своего менее удачиливого напарника
К счастью в аварии пострадала только техника
Меж тем Серво-Гавин, на радостях, сильно ударился задним колесом, в шикане, об бордюр, но сумел поймать машину. Грэм Хилл решил держаться ещё подальше. После первого круга дела выглядели так 1. Серво-Гавин 2. Хилл 3. Сертис 4. Зифферт 5. Риндт 6. Эттвуд 7. Родригез (BRM) 8. Бельтруаз (вторая Matra). На третьем круге Зифферт выступавший на предпоследней версии Лотуса (команды Walker), обошел Сертиса. Тут же Серво-Гавин, во второй раз задел стену (на этот раз в туннеле) и поплелся в боксы со сломанной задней подвеской. Его гонка была яркой, но короткой. В лидеры вышел Хилл.


Однако на хвосте у Грэма висел швейцарец Зифферт. В какой-то момент, они даже поравнялись, но у Ио, проскользнуло сцепление и Хилл остался впереди. Сертис отстал на 1,5 секунды.

За Сертисом повис Йохан Риндт, у которого на 9 круге не хватило терпения. Между Casino и Mirabeau, он пошел в решительный штурм, подскользнулся на масляном пятне и влетел в барьер, полностью выведя команду Brabham из Гран При (Джек сошел кругом ранее из-за технических проблем). Через пару кругов, Дэн Гэрни, случайно оборвал в кокпите какой-то проводок, зацепив его рукой, и обесточил свой Eagle. К 10 кругу положение было таким: 1. Хилл 2. Зифферт 3. Сертис  затем на отдалении пилоты BRM Эттвуд и Родригез и ещё дальше Бельтруаз, Халм и бельгийский ветеран Люсьен Бьянки, подменявший в Cooper Брайана Редмана, участвовавшего в 24 часах Спа (все же Редман всегда больше любил многочасовые гонки).  
На 12 круге все закончилось для Зифферта, срезало зубья на ведомой шестерне, главной передачи.  Джо Сертис вышел на вторую позицию и даже приблизился к Хиллу.

В это время Бельтруаз, на мгновение о чем-то задумался, налетел на барьер и взорвал шину, ошметки от которой, ещё и повредили французу подвеску. Для Матры гонка закончилась. На 13 круге заехал в боксы, что бы сойти, пилот Parnell Пирс Каридж - треснула планка шасси. А на 17 круге в боксах остался и Джо Сертис - заклинило коробку передач. Теперь в 5 секундах от Хилла оказался Эттвуд, за которым плотно шел Родригез.



Но буквально тут же мексиканец влетел в барьер, отправив гулять по трассе оба своих колеса. Таким образом к 20 кругу в гонке осталось всего 5 болидов, из которых только 3 были в одном круге. Ехать ещё было 60 кругов и возник вопрос, а доедет ли вообще кто нибудь до финиша? Эттвуд смог немного отыграть отрыв, но дальше гонка превратилась в Унылое Говно, как оно есть.

Грэм Хилл ехал расслабленный и иногда позволял Дики Эттвуду приблизится, но тут же снова отыгрывал секунды. Дики, до этого проведший несколько гонок в Parnell и очков в Формуле 1 не видавший, больше думал, не как атаковать, а как добраться до финиша. Дэни Халм, вышедший было на 3-е место, почувствовал, что с McLaren, что-то не так и несколько раз посетил боксы, в которых ему сменили полуось. В результате он вернулся на трассу с отставанием в несколько кругов и финишировал последним -5-м, зато в очках. Побывал в боксах и Скарфиотти, так как ближе к концу гонки, он зацепил барьер и пробил шину. Сменив колесо, Людовико финишировал 4-м. В итоге на подиуме, оказался пилот самой медленной и самой надежной машины чемпионата - Люсьен Бьянки (дедушка Жюля Бьянки), предыдущая гонка которого состоялась  в 1964 году, на ГП Бельгии. Cooper поражали своей черепашьей скоростью, но при этом, они во второй раз полным составом набирали очки (в Испании Редман и Скарфиотти, так же приехали 3-м и 4-м, будучи последними гонщиками в гонке)  

Ну а выиграл он - Грэм Хилл. После финиша, он поздравил смущенного Дики Эттвуда "Ну ты и ублюдок, ты постоянно меня прессовал".  Это было далеко от истины, но Дики было приятно. Как и Грэму было приятно, утвердится лидером чемпионата, впервые с 1964 года. Но, уже на следующем Гран При Джеки Стюарт, обешал выйти на старт, а скорость Матры мы все видели на примере Серво-Гавина.
Вот видео отчет про Монако 68

image Click to view


И любительская съемка с одного поворота. Сюда попала и квалификация и гонка и даже парочка аварий.

image Click to view


Дебютировать в Монако не легко, как и не легко заменить в легендарной команде, её лидера. У дебютанта Джеки Оливера, это не получилось и с тех пор вся его карьера пошла наперекосяк.

Jackie Oliver



Download Young Girl for free from pleer.com
Кейт Джек Оливер, вообще одна из самых неоднозначных личностей в истории Формулы 1. Забияка, гонщик-крэшэр, убивший немало техники, не очень порядочный человек и бизнесмен, способный без мыла в жопу влезть. И это все один человек. При этом человек достаточно образованный, где-то в столе у него пылился диплом специалиста по вентиляционным системам.

Родился Оливер  14 августа 1942 года в Чадуэлл-Хитте, графство Эссекс, Англия. Начинал гоночную карьеру в клубных гонках любителей малолитражных авто, типа Мини Мориса. Потом поднялся до британского чемпионата спорт-прототипов. А в 1966 году, провел сезон в британской Формуле 3. Особых результатов не добился, но первооткрыватель британских звезд - Колин Чепмен, решил дать ему шанс в Формуле 2. Чемпионат того года, Джек окончил 13-м с 3 очками, но он неплохо проявил себя в ГП ФРГ, Формулы 1, где стартовали вместе гонщики Ф1 и гонщики Ф2. На болиде Формулы 2, Оливер смог финишировать 5-м в общем  зачете, опередив между прочим опытного Боннье, выступавшего на болиде Формулы 1. Увы в зачет Формулы 1 Оливер очков не получил. Но Чепмен его приметил. И поэтому, после гибели Кларка и Спенса, Оливер оказался следующим претендентом на "проклятое" место. И порою стало казаться, что вот вот он разделит судьбу своих предшественников.

Авария в Монако была ерундой. Каким то чудом Оливер остался жив и цел, после тяжелейшей аварии в квалификации ГП Франции. Как оказалось граунд-эффект действует на антикрылья - этажерки интересным образом, те, в воздушном мешке ломаются - доказано Джеком Оливером.  В США на тренировке перед самой гонокой, Оливер снова разбивает болид, вырвав с мясом колесо. А сколько было загубленных по ходу гонок трансмиссией, сцеплений и моторов, просто не счесть. С каждой гонкой Чепмен мрачнел и вспоминал аккуратного и бережливого Кларка. Вообщем, всего дважды Оливер попал в очки, лучшим финишем его стала Мексика 68 - 3-е место. Пути Лотус и Оливера на этом разошлись. Было совершено очевидно, что Чепмен никогда не считал меня будущим чемпионом, как и многих других своих гонщиков. Однако, с другой стороны, он явно понимал, что я не так уж плох, чтобы расстаться со мной. Он не хотел, чтобы я ушел в BRM, хотя не мог предложить мне достойной альтернативы. Он был очень разгневан, когда я ушел, но это было в его духе.

Да, следующие 2 года, Джек провел в BRM и всего дважды финишировал в очках. И если в 1969 году, можно было списать на плохую технику, то в 1970 BRM выглядел вполне достойно и позволял бороться если не за победы, то за подиумы.  Увы Оливер больше запомнился аварией на ГП Испании 70, где он чуть не угробил Жаки Икса, влетев в того на полном ходу. Оба болида загорелись и если Оливер отделался испугом, Жаки получил серьезные ожоги.
Фактически годы в BRM, поставили на карьере Джека жирный крест. Меж тем, он очень хорошо смотрелся в гонках спорт-прототипов. В 1969 году, в паре с Иксом, Оливер выиграл 24 часа Ле-Мана. В 1970 с Родригезом победил в 24 часах Дайтоны и 1000 км. Монцы. Отлично отъездил в серии CAN-AM (северо-американском чемпионате спорт-прототипов), где его очень полюбила американская публика, а сам "Оли", как его там прозвали, заработал неплохие деньги.


Та самая авария в Испании 70Вообщем, когда Дон Николс, бывший агент ЦРУ, решил перекочевать из CAN-AM в Формулу 1, он взял, звезду чемпионата - Оливера с собой, в качестве играющего тренера и менеджера, помогавшего американцам, освоиться в новом мире . В 1973 году Джек провел неплохой сезон, особенно, с учетом, что команда  Shadow была полным новичком, и даже финишировал 3-м в Канаде, где некоторые считают, что Оливер победил, так как, в сильный дождь возникла путаница из-за впервые примененного в Формуле 1 пейс-кара.

В 1974 году Оли вернулся в CAN-AM, уступив в Формуле 1 дорогу молодым, и стал чемпионом серии, выиграв 5 этапов. Все это время, он оставался менеджером Shadow, и в принципе дела у команды шли неплохо. Три поу-позиции, твердый середняк чемпионата. В 1977 году молодой гонщик Алан Джонс принес Shadow, первую победу в Формуле 1 и тут то Оливер разродился громким скандалом. Он потребовал увеличения зарплаты в разы.

Когда же, требования Джека не были удовлетворены, Оливер заявил, что, он создаст собственную команду. Как оказалось, половина коллектива  Shadow, была горой за Джека. С ним команду покинули совсем молодой пилот - Риккардо Патрезе, инженер Тони Соугейт, денежный спонсор Франко Амброзио,  менеджер Алан Рис и большая часть механиков. На прощанье Оливер ещё и спиздил скопировал чертежи болида 1978 года. Поэтому, когда в 1978 году, Shadow и команда Оливера, выставили свои болиды, те оказались полностью одинаковые. В принципе Джек доказал свою правоту, команда Shadow без Оливера прожила меньше 3 лет. А команда Джека Оливера, это известные многим фанатам Формулы 1 - стрелы Arrows (где буква О в названии это и есть Оливер, а AR это Алан Риз, историю которого я уже рассказывал).



Вот так Джек Оливер выглядит сейчас и не скажешь, что дяде за 70. В 1999 году, он окончательно продал команду и дальше её угробили уже другие люди. (напомню, что Arrows, хоть и не имел побед, но регулярно приезжал на подиумы, а в 1988 году, даже занял 4-е место в кубке конструкторов, следом за McLaren, Ferrari и Benetton). Сейчас Джек Оливер, бизнес-консультант нескольких команд, в основном из британской Формулы 3.

Монако, Формула 1, 1968, пилоты Ф1

Previous post Next post
Up