Просто доехать до финиша..

Nov 15, 2013 03:06



Традиционно по четвергам, пост про историю автоспорта. Формула 1. Давно прошедшие Гран При и пилоты на них дебютировавшие. Рассказ про сезон 1967 года подходит к концу. Осталось две гонки и вялотякушая борьба за титул шла между пилотами Brabham. Собственно проблему этой борьбы с собственным подчиненным Джек Брэбэм мог бы решить простым способом - уволить Дэни Халма. Но не захотел Джек так опускаться в глазах коллег. После ГП Италии, где Халм сошел, их разделяло всего 3 очка, так что борьба обещала быть интересной.


Ну а квалификацию, традиционно выиграли ребята, просравшие все полимеры. Лотус - самая быстрая и самая ненадежная машина сезона. На этот раз Грэм Хилл опередил своего дружка Джими Кларка и получил за поул штуку баксов призовых, что по тем временам было очень даже хорошо. Кларк второй, любимец местной публики - Гэрни, третий. Далее Эмон на Феррари и граждане к которым приковано пристальное внимание - Брэбэм/ Халм.


Доминирование Лотусов по скорости было угрожающим. Масла в огонь подлил ещё и Уолтер Хейс - ответственный в Форде за связь с общественностью и лично вложивший в предприятие Cosworth-Ford более 7 тысяч американских рублей. Уолтер пояснил, что уверен, в том что в Cosworth довели движки до ума, что пилоты в Лотусе одинаковы по скорости и ему бы не хотелось, что бы они столкнулись, лишив Форд победы в домашней гонке. Поэтому Уолтер бросил монетку, кто будет победителем, в случае если к концу гонки у них будет борьба. Жребий определил победителем Хилла, осталось только добраться до финиша.

И Грэм Хилл уверено выиграл старт. Кларк остался вторым. Следом шли Гэрни, Брэбэм, Эмон, Халм и Брюс Макларен на своем болиде, прорвавшийся с 9 места. На втором круге Дэн Гэрни под одобрительные крики 80 000 зрителей, обошел Кларка и повис на хвосте у Хилла. Отлично выступил и Халм, за этот круг обошедший Эмона и Брэбэма. На 10 круге Кларк правда вернул себе 2-е место и оторвался за круг от Гэрни на секунду. В середине же вдруг активизировался Эмон, очень красиво Крис обошел пилотов Брэбома, а вскоре он оказался на 3-м месте. Дэна Гэрни, имевшего все шансы одержать последнюю победу в Ф1, развалилась подвеска.

Казалось, что такими темпами Эмон догонит пару Лотусов, но тут перед ними возникло неожиданное препятствие. Победитель прошлого Гран При - Джо Сертис, простоял три круга в боксах в ожидании пока механики заменят ему аккумулятор. Вернувшись на трассу, разобиженный на собственное невезение Джо, конечно неприлично возбудился увидев в зеркалах столь ненавистную им Феррари. А поскольку синих флагов тогда ещё не придумали. Сертис просто уперся не давал  себя обойти. Крис махал руками, орал матами, все без толку. Лишь на 61 круге Джо немного ошибся и Эмону удалось его обогнать. Как оказалось для новозеландца ничего не потеряно. Ведь Лотусы это Лотусы.


Грэм Хилл, который выиграл победу монеткой, начал испытывать проблемы со сцеплением. Сначала он пропустил вперед Кларка, а потом, когда одна из передач совсем вылетела, Эмона.  Было это на 65 круге, однако, не долго Крис продолжал погоню за Кларком. На 76 круге у Криса упало давление масла. После чего началась карусель Эмон-Хилл. То Грэм обошел замедлевшегося Криса, то Эмон вернул себе 2-е место, когда Грэм снова не смог найти передачу в одном из поворотов. На 96 круге движок Феррари, выжрав все масло, встал колом и Эмон сошел. А через 12 кругов гонка кончилась


На 106 круге, у Кларка оказалась поврежденной задняя подвеска. Колеса прогнулись вовнутрь (посмотрите на фото). Джим весь изогнулся, что бы оценить повреждения и понимая, что это все вот-вот развалится, сильно снизил скорость. За два оставшихся круга Грэм Хилл отыграл более 20 секунд, но вот беда отставал то он на 45. Так они и финишировали парой Лотусов - один хромой, другой заикающийся. Кларк на 6 секунд впереди Хилла.


3-м оказался Дэни Халм. Его напарник-босс-соперник Брэбэм, финишировал 5-м, застряв за Ио Зиффертом, выступавшим на частном, прошлогоднем Купере, команды Walker. 6-м оказался Ио Боннье на собственном Купере. Таким образом, разрыв между Халмом и Брэбэмом вырос до 5 очков и Джеку, для сохранения титула,  необходимо было финишировать в последней гонке сезона на месте не ниже 2, при условии, что Халм сойдет.
Отличное видео с ГП США.

image Click to view


Французская компания Матра, после победы с Иксом в первом чемпионате Формулы 2, твердо решила в следующем году, дебютировать в Формуле 1. Уже имея в активе участие в ГП Монако, этого года. Но в США и Мексике, они решили выставить болид Ф2, слегка форсировал движок и потренироваться, что же это такое Формула 1 и с чем её едят. Ну а поскольку чудо-ребенок Икс уже гонял в Cooper, выставили французы своего второго пилота из Формулы 2  - Жан-Пьера Бельтуаза

Jean-Pieer Beltoise



Download Accroche une larme aux nuages for free from pleer.com

Жан-Пьер Бельтуаз, был не молод, особых звезд с неба не хватал и не боролся он за высокие звания и очки. Но ему повезло, он стал последним пилотом. выигравшим гонку для когда-то звездных BRM. А ещё не хватало ему немного удачи и уверенности в себе.


Жан-Пьер Бельтуаз, родился 26 апреля 1937 года в Париже, в семье мясника. Надо понимать, что французский мясник это не вам не русский мясник, это уважаемый и хорошо зарабатывающий член общества. По крайней мере у папаши хватило денег, что бы финансировать любовь Жан-Пьера к скорости. Правда Бельтуаз хотел быть мотогонщиком. Чем-то карьера Жан-Пьера очень напоминала карьеру одного из самых ярких пилотов 50-х - Жана Беры.  Как и Жан, Бельтуаз был чемпионом Франции по мотогонкам (11 раз), и так же был пилотом BRM, также попадал в многочисленные аварии, но об этом дальше. А началось все с чемпионата Франции для двухколесной техники и даже периодического участия в чемпионатах мира. В 1964 году, он например занял 6-е место в общем зачете класса 50. Не бог весть что, но сильнее во Франции на мотоциклах тогда никто не гонял.

С 1963 года, Жан-Пьер также, в своё удовольствие гонялся в многочасовых гонках. В том году он даже финишировал 11-м в 24 часах Ле-Мана. Но в первую очередь он был мотогонщиком. Все закончилось в 1964 году, в гонке 12 часов Реймса.     Жан-Пьер поскользнулся в темноте на масляном пятне и вылетел через стекло из машины. У француза был сломан палец,  а левая рука была переломана в 16 местах.  Кости срослись неправильно, и в итоге Бельтуаз всю оставшуюся карьеру управлял машинами фактически одной рукой - если бы не это обстоятельство, он наверняка оставил бы в мировой автоспортивной истории куда более заметный след. В период лечения Бельтуаз работал механиком в команде Ф3.

Формула 3 Жан-Пьеру понравилась и едва вернувшись в строй Бельтуаз, в 1965 году, стал чемпионом Франции в этой гоночной серии. Мотогонки оказались забыты. В 1966 году он выиграл ГП Монако Формулы 3, где собирались лучшие пилоты "трешки" со всего мира, после чего Матра потащила его в Формулу 2. Перед началом сезона в дебютной серии, Бельтуаз скатался в Аргентину, где выиграл местный чемпионат Ф3, благо там гонки проходили, пока в Европе была зима.


Поначалу, в Формуле 2 Жан-Пьер не впечатлил, особенно на фоне своего партнера - Жаки Икса, пара подиумов и он сильно отстал от бельгийца в зачете, хоть и оказался 3-м. Зато на следующий год, когда Жаки ушел из Ф2, Бельтуаз, гонявшийся за Матру и в Ф1 и в Ф2, стал чемпионом серии, выиграв 3 гонки, включая этап в Хоккенхайме, где в погоне за Бельтуазом, погиб Кларк. В Формуле 1 Бельтуаз тоже по началу не блистал. Он брался явно вторым номером под Джеки Стюарта и за те 2 года, что парни выступали вместе, Бельтуаз ярко выступил лишь трижды - два раза финишировав в гонках вторым, и один раз (в Голландии 68) Бельтуаз долго лидировал и был близок к победе, но сломался масляный фильтр. Это мало, на фоне того, что Стюарт боролся за титулы, а в 69 безоговорочно его выиграл.


Единственным оправданием Жан-Пьеру может послужить только то, что Стюарт выступал на болиде с двигателем Cosworth, а на болиде Бельтуаза стоял родной французский движок. И пожалуй это оправдание будет правильным. В 1970 году когда Стюарт и Матра окончательно разошлись, Жан-Пьер стал первым номером команды. Но всего, что он добился, лишь серия 3-х мест.


Все это время Жан-Пьер зимой, ездил в полюбившуюся Аргентину, где принимал участие в гонке 1000 км. Буэнос-Айреса. В 1970 он эту гонку даже выиграл (как и выиграл 1000 км. Парижа годом раньше). А в 1971 году произошла трагедия.  Машина Жан-Пьера заглохла и француз в нарушение всех правил стал отталкивать её  к боксам, в результате в заглохшую машину врезался молодой пилот Феррари Игнацио Джунти. Бельтуаз успел отскочить но авария привела к смерти итальянца, сгоревшего в своем прототипе. В итоге француза  дисквалифицировали на шесть недель и хотя Матра не расторгла с ним контракт,стало ясно, что там первым номером стал Крис Эмон. Бельтуаз впервые ни набрал не одного очка. На этом можно было поставить крест на его карьере. Но в 1972 году Бельтуаз оказался в BRM. Где и случилась та самая последняя победа для этой. некогда великой команды. Принес её Бельтуаз и было это на ГП Монако, в сильнейший дождь.


Когда я возвращался в свой номер в отеле L’Ermitage, после квалификации,  то увидел Стирлинга Мосса на другой стороне улицы. Хотя до этого мы никогда не встречались, он подошел ко мне и сказал: «Я наблюдал за квалификацией в повороте Казино, и ты был там быстрее всех». Эти слова произвели на меня впечатление, и я подумал, что смогу победить...
В какой-то момент видимость на прямой Gazomètre стала ужасной. Тогда там не было бассейна, и эта часть трассы была самой быстрой. Я знал, что где-то слева и справа должны быть барьеры, и начал тормозить, когда двигатель работал на 10700 оборотах, а потом вновь раскрутил мотор до 10200 оборотов. Я помню, как догонял в гонке своего австралийского коллегу Тима Шенкена. Он меня не видел и блокировал на протяжении нескольких кругов. Позади Жаки Икс отыгрывал по четыре секунды на круге, поэтому мне пришлось пойти на обгон Шенкена. Я сделал это в шпильке Loews. Там не было места для двух машин, но я поздно нажал на педаль тормоза, оказался на внешнем радиусе и толкнул его в колесо. К счастью, он меня увидел и пропустил вперед....   Прежде всего, когда я впервые вышел в лидеры в первом повороте, я подумал, что сейчас не время для глупостей. В предыдущие два-три года меня преследовали технические проблемы, поэтому у меня не было уверенности в том, что я смогу доехать до финиша. Я думал, что коробка передач или двигатель обязательно сломаются. На последнем круге на прямой коробка перескочила через несколько передач на четвертую. До финиша оставалось 200 метров, и я сказал себе, что бы не случилось, даже если заблокируются тормоза, я финиширую, даже если машину при этом развернет! Только тогда у меня появилась уверенность, что я могу победить.


Он рыдал на подиуме, этот трудяга, который на время смог победить все неприятности, что на него навалились. Больше гонки ему такой радости не дарили. В 1973 году Белбтуаз набрал очков в три раза больше, чем его партнеры по BRM - Регаццонни и Лауда, но именно их, как более перспективных, забрали в Феррари. В последней гонке 1974 года, француз сломал в квалификации ногу и пока он лечился BRM окончательно обанкротилось.

В 1975 году Бельтуаз был тест пилотом команды Ligier, готовившейся к дебюту в Формуле 1. Он надеялся стать основным пилотом конюшни, чей болид он обучил ездить, увы единственное место досталось Жаку Лаффиту, более молодому, более перспективному.  Разочарованный француз ушел во французский кузовной чемпионат, где он дважды был чемпионом и выступал до 1988 года.

Потом была собственная автошкола, которая обанкротилась. Попытка наладить гоночную карьеру сыновей, которые дальше Формулы 3000 не пролезли. Сейчас Жан-Пьер владеет собственным картодромом и будем надеяться, что хотя бы здесь у него все сложится.
На этом все, на следующей неделе кто все же стал чемпионом 67 года Халма или Брэбэм и были ли у Джека шансы. Увидимся.

Формула 1, победители Гран При, 1967, США, пилоты Ф1

Previous post Next post
Up