Самая яркая гонка 60-х и Человек дождя

Nov 08, 2013 05:23

Традиционно по четвергам пост про историю автоспорта. Давно прошедшие Гран При и пилоты на них дебютировавшие. Сезон 1967 года, последний сезон классических болидов не искаженных антикрыльями и ещё чем-о отдаленно напоминавших серийные машины. И наверное закономерно, что именно в 1967 году произошло самое великое Гран При 60-х.
Италия 67 вошла во все гоночные энциклопедии и ставится в пример, когда хотят рассказать, что ранее гонки были интересны и насыщенны борьбой (что далеко не так). Это была самая лучшая гонка в исполнении одного великого пилота, это была последняя победа другого великого пилота. Это была старая Монца, где было полно мест для обгона. Это была Италия, где на трассе появился сам Энцо Феррари, который давно уже полагался на менеджеров  и не ездил по Гран При, но великая команда переживала трудные времена и "старик" пришел в боксы, показать, что дух Италии силен и не сломлен.  

А времена Феррари действительно переживала не легкие. На Гран При Монако погиб любимый сын Италии - Лоренцо Бандини, на следующем Гран При, практически оторвало ступню талантливому гонщику-инженеру Майку Парксу, испугавшись сбежал из команды, победитель прошлогоднего Гран При Италии Людовико Скарффиотти. В итоге остался, пилот, который рассматривался в начале сезона как 4-й номер команды - новозеландец Крис Эмон, до этого 4 года, мало что показывавший на трассах за рулем частных команд. И Крис со свалившейся на него ответственностью не справился. Он правда шел на 3-м месте в чемпионате, но исключительно за счет серий 3-х, 4-х мест, в то время, как машина явно позволяла бороться за победы.  

Что касается беглеца Скарффиотти, то он внезапно снова оказался на трассе, сменил Людовико за рулем команды Гэрни - Брюса Макларена, решившего вернутся к своей команде. Ещё один итальянец - Джанкарло Багетти, когда-то выигравший свою первую же гонку в Формуле 1, выступил за рулем третьего Лотуса. Забегая вперед, скажу, что оба итальянца в гонке выбыли из-за поломки двигателей.
Квалификацию, уже традиционно выиграл пилот Лотуса Кларк. Для Джима это было важно, ибо в случае победы в гонке, он ещё оставался в борьбе за титул. Рядом с ним стартовал Джек Брэбэм и внезапно Брюс Макларен, этот хороший результат, возможно убедил Брюса оставить команду в Формуле 1, ибо ещё накануне Макларен говорил. что готов полностью переключится на гонки спортпрототипов. На второй линии стояли Эмон и Гэрни. Третий ряд заняли: лидер сезона Дэни Халм (Brabham) Джеки Стюарт (BRM) и Грэм Хилл (Lotus).
Кино про квалификацию, особо интересного там нет, но можно полюбоваться машинами и пилотами.  

image Click to view



В те времена любили почудить судьи стартеры на двух Гран При во Франции и в Италии. Во Франции обычно, то гонку заканчивали раньше положенного, то старт давали красными флагами. В Италии лажали, не так часто и не так смешно. Старт Гран При Италии 67 был дан, когда задние пилоты только подкатывались после прогревочного круга к своим позициям. Через 11 лет, такая оплошность приведет к массовому завалу и гибели гонщика, сейчас же, получилось, что единственным, кто успел остановится был Кларк и мимо него промчалось пол пелотона, стартонувшего с ходу. Более того, в Кларка чуть не влетел Эмон, Крис успел вовремя оттормозиться, но в итоге перекрутил движок и фактически выбыл из борьбы.


Лидером первый круг закончил Брэбэм. Но на втором круге вперед вышел темно-синий болид Дэна Гэрни. Американца преследовали Хилл и Кларк! Да, нуждавшийся в победе Джим смог прорваться за круг до третьего места. А на третьем круге Кларк уже был лидером, преследуемый Хиллом. Бедолагу Гэрни подвел его движок. Следом за парой Лотусов шли Халм, Макларен и Стюарт.


Кларк уверено лидирует сохраняя шансы вернуть титул. Грэм Хилл, боровшийся с Кларком последнии 5 лет, вынужден прекрывать тылы лидера командыНо Лотус в 1967 году, был бы не Лотусом, если бы у него не возникли проблемы. На 13-м круге в боксы поехал Джим Кларк, которому так нужна была победа. Медленный прокол, пока он доехал до боксов, пока меняли колесо... все соперники обошли его на круг. Впереди же Хилл, Халм и Брэбэм устроили интересную дуэль, то один, то другой выходили вперед, при этом избегая контактов. Благо машинки были небольшими а Монца широкая. Все это продолжалось 30 кругов.  


Брэбэм обошел Халма, но до следующего поворота, тут командной тактикой и командным духои и не пахнет, идет настоящая борьбаНа 31 первом же круге произошла столь редкая поломка двигателя Repco и лидер сезона Дэни Халм останавливается на обочине. Борьба за титул приобретает интересные контуры. До Гран При Италии между Халмом и Брэбэмом было 9 очков - считай одна победа. При таком раскладе Джек решил не рисковать, тем более, что и его движок мог перегреться, поэтому он отпустил Грэма Хилла вперед.  И был прав. На 59 круге, с дымом и паром сгорает движок Грэма. Брэбэм смотрит в зеркала заднего вида и понимает, что сзади него едет .... Джим Кларк.


Кларк обходит Риндта как стоячего, австриец финишировал в гонке 4-м и последним не проигравшим лидерам кругаЗа это время - 40 с небольшим кругов, Кларк смог отыграть круговое отставание!!! Шотландца не могли бы остановить в тот день, даже черти. У него просто не было соперников на трассе, он их всех сделал как школьников. Эта победа оставляла ему последний шанс, вернуть себе чемпионское звание. И он это звание заслужил. Никто не мог сравниться по скоростью в тот день с Джимом Кларком, будто слившимся со своим Лотусом в один живой организм. Это было настоящее чудо, это была величайшая гонка Кларка. Он обошел Брэбэма как стоячего.

Тут же, кстати Брэбэма обошел и Джо Сертис на Хонде. А Джим... он умчался куда то далеко, за горизонт, туда, куда уезжают великие гонщики. В 1957 году на Нюрбургринге Фанхио вот также, поймав кураж, отыграл огромное отставание и выиграл. Сам Хуан-Мануэль потом, сказал, что он ехал уже за гранью и через несколько часов после гонки, ему стало страшно, он понял, что заглянул куда-то не туда.  Больше аргентинец гонок не выигрывал и менее чем через год он ушел из гонок. Джиму Кларку тоже оставалось гоняться менее года и Джиму Кларку не суждено будет выиграть Гран При Италии 67. На последнем круге, вышел из строя топливный насос и финишную черту Джим пересек накатом 3-м.    


Не стареют душой ветераны Брэбэм и Сертис устроили отличную дуэльБрэбэм и Сертис устроили на последних поворотах интересную дуэль. Джек было вышел вперед, но промазал мимо апекса, чуть не снеся Джо. В итоге выиграл Сертис на 0,2 секунды опередив на финише Блэк Джека.  Но кому, это было интересно?  Итальянская публика, вытащила обессилевшего Кларка из болида и на руках понесла его в боксы, на тот момент тиффози забыли и про Феррари и про итальянских парней их богом был Кларк.
Вот вам кадры последнего круга ГП Италии, заодно зацените картинку прямого эфира тех лет.

image Click to view


2-е место Брэбэма, означало, что борьба за титул стала исключительно делом пилотов Brabham. Забегая вперед можно сказать, что, оставшиеся два Гран При выиграл Джим Кларк. Если бы не чертов насос, он стал бы чемпионом и это был бы наверное его самый красивый титул.

image Click to view


Для Джо Сертиса это была последняя победа в Формуле 1, как и для Хонды перед долгим перерывом. Возможна она стала, благодаря тому, что японцы в отчаянье обратились к британцам из Lola, что ранее строили болиды для Рэджи Парнелла. В итоге Lola переделала для них болид из серии Индикар, что и выиграл первую же гонку.
Ещё один фильм про Гран При Италии, ничего интересного (вообще режиссера нужно было кастрировать, вместо самих гонок, тут то тетка секундант, то зрители), но атмрсфера в боксах показана неплохо.

image Click to view


Великому Гран При - великий дебютант. Как хорошо все начиналось для пилота Cooper Педро Родригеза. Победа в первом Гран При сезона, вплоть до середины сезона он шел в тройке лидеров, но по сути, та победа была случайным стечением обстоятельств и на ней удача мексиканца на 1967 год, была исчерпана. На этапе Формулы 2 в Энне, Педро попал в тяжелую аварию и выбыл из строя на 2 месяца. В Канаде его подменял бывший тест пилот BRM Дики Эттвуд. А в Италии за руль сел паренек наделавший шороху на ГП ФРГ. Жаки Икс, показавший за рулем болида Формулы 2 - 3-е время среди машин Формулы 1, в квалификации на Нюрбургринге, наконец-то оказался за рулем болида Формулы 1. В принципе для новоиспеченного чемпиона Формулы 2 это был лишь вопрос времени.  И чемпион не подвел, он финишировал 6-м, заработав очки в дебюте.

Jacky Ickx


Вот и начались ребята, которых удалось увидеть в деле, не в живую конечно, но по телевизору. 1990 год  скупые репортажи с Ралли Париж-Дакар по советскому ТВ и мистер Икс, который само собой десятилетнему пацану, увлеченному дуэлью Просто и Сенны запомнился разве что фамилией и тем, что с какого-то хуя, он выступал на жигулях. А ведь он тогда чуть не выиграл. На деле Икс, много где чуть было не выиграл, но немного ему не хватило. Он безусловно великий пилот, но он так и не стал чемпионом мира. А ведь тогда, в 1967 году, большинство считало, что это новый Кларк и это при том, что ещё 2 года назад о нем никто и не слышал то толком.

Жак-Бернард Икс, родился 1 января 1945 года в Брюсселе, Бельгия, в семье известного бельгийского автоспортивного журналиста. Батя само собой фанател от гонок, в то время, как Жаки больше интересовал например футбол, монотонное наматывание по кругу машин, он не понимал и тем более не понимал, как от этого можно фанатеть.  Пока не купил мотоцикл. Жаки едва исполнилось тогда 16, а в 18 он уже стал чемпионом Бельгии по мототриалу. До 1964 не было в стране мотогонщика в этой категории сильнее Икса. А в 1964 его пригласили в качестве "звезды" поучаствовать в заезде на трассе в Спа кубка - Лотус Кортин. Окончилось все это, печально, Икс вылетел за пределы трассы, убил зрителя и даже уехал с трупом убиенного в одной машине "Скорой помощи" в больницу. Думаю, для многих на этом участие в автогонках окончилось бы. Но Жаки был просто впечатлен количеством болельщиков на трибунах. Само собой людей, красивых девчонок и прочего добра здесь было больше чем на триале и в 1965 году Икс окончательно пересел на 4 колеса.

В 1965 году Икс становится чемпионом Бельгии по кузовным гонкам. Через год, в паре с немцем Хербертом Хайе, паренек выиграл 24 часа Спа. В том же году он участвовал в заездах Формулы 2, один из которых был совместной гонкой с Формулы 1. Привел его в Формулу 2 сам "дядюшка" Кен Тиррелл. И Икс запомнился, в 1966 году, он устроил на ГП ФРГ столкновение с экс пилотом Ф1 Джоном Тейлором, в результате которого бельгиец получил травмы а Тейлор сгорел. А через год.... Ну две недели назад я рассказывал. 3-е место в общей квалификации. Прорыв с задов на 4-е место и все это на сложнейшей трассе Нюрбургринга на машине в 2 раза менее мощной чем у асов Ф1. Понятно что одной этой гонкой Икс заработал себе репутацию считай на всю жизнь.  В 1967 году Икс стал первым чемпионом Формулы 2.

Две гонки он провел в Формуле 1 за Купер. В 1968 году его ждал контракт, о котором любой молодой пилот может лишь мечтать -  Феррари.

И тут выяснилось интересное, Икс до последнего сохранял надежду на титул и выиграл одну гонку, толком в борьбу он не смог вмешаться из-за сломанной на тренировке перед ГП Канады, ноги. Но...но все его самые яркие гонки того сезона пришлись на дождь. На сухой трассе Икс ехал чуть выше среднего, в дождь же преображался и показывал какие-то чудеса. Уже в первый полный сезон его прозвали "Человек дождя" и вся его дальнейшая карьера этот тезис подтверждала. В Формуле 1 Икс отлично выступал в дождь и на Нюрбургринге.  В 1969 году "Человек дождя" переходит в Brabham, так как у Феррари проблемы с новой машиной.

Р. Торронак (конструктор Brabham) Знаете, что я скажу. Он был очень странный, вел себя как капризный ребенок и считал себя суперзвездой. А результаты то поначалу не впечатляли и никак не соответствовали его звездности и капризам. Брэбэм правда сломал на тестах ногу, команде пришлось полностью сконцентрировать на Иксе и его желаниях, что дало некоторые плоды. Икс стал вице чемпионом мира, без шансов догнать Стюарта, выиграл две гонки, обе пришлись на дождь. Вообщем в команде вздохнули свободнее, когда Икс вернулся на следующий год в Феррари.  Но перед этим, в 1969 году Икс всех порвал в 24 часах Ле-Мана

В том Ле-Мане Икс впервые возразил против опасных традиции этой гонки. Ранее пилоты выбегали со стартовой прямой, садились в машины припаркованные у боксов и быстро уезжали. Икс неторопливо пошел к своей машине, подождал, когда все соперники разъедутся, потом сел за руль и тщательно пристегнулся. Возможно это была бравада, но время показывало что он был прав. Известный пилот частник Джон Вульф погиб, а экс пилот Ф1 Вильям Мэресс тяжело пострадал в своё время именно из-за того, что не  успели хорошо пристегнуться. В самом Ле-Мане этого года на последних кругах возникла борьба между Ford GT40  Икса (в паре с Джеки Оливером) и Porsche 908 Херманна (в паре с Ляррусом). Форд был более старой машиной, Ханс Херманн был более старым пилотом. Они постоянно обходили друг друга  в итоге Икс победил опередив немца на 110 метров. Икс победил и в плане обеспечения безопасности Ле-Мана, со следующего года все пилоты стартовали с места, сидя в машине.
А теперь Феррари, где Энцо души в Иксе не чаял и прощал ему  все.


А начался 1970 год для Икса, неприятно, на ГП Испании он угодил в тяжелейшую аварию, когда в его машину влетел неуправляемый Джеки Оливер и получил ожоги, в течении 20 секунд находясь в пылающем болиде. Интересно, что с трассы в больницу его повез какой-то болельщик, у которого по дороге кончился бензин и Иксу даже пришлось дать тому денег. Едва вернувшись в гонки Икс во время 24 часов Ле-Мана, вылетел с трассы и убил маршала (вообще кажется что  смерть ходит с ним в паре). Икс имел реальные шансы стать чемпионом мира, когда на ГП Италии погиб лидер чемпионата Риндт, но Жаки так и остался вторым. Позже он признал, что не хотел забирать кубок у трупа, решив, что стать чемпионом он успеет и не сильно старался. Не успел.


Далее болиды Феррари были все хуже и хуже и если Иксу и удавалось выиграть, то конечно же в дождь, а дождь был раз-два за сезон не более. В 1973 году Энцо даже разрешил Жаки выступить на любимом его Гран При ФРГ в Нюрбургринге в составе Макларена, настолько Феррари были безнадежны( и Икс финишировал 3-м, заработав единственный подиум в сезоне). Здесь можно вспомнить известный спор 1971 года между Стюартом и Иксом, когда Джеки раскритиковал Нюрбургринг сказав, что с 1927 года там изменилась только высота деревьев, на что Икс сказал, что настоящий спортсмен так рассуждать не может.
В 1974 году Икс перешел в Лотус, чьи пилоты годом ранее, стали в чемпионате 2-м и 3-м. Казалось вот он шанс вернутся в борьбу за титул. Но.

И у Лотуса начался кризис. Тут выяснилась ещё одна проблема Икса, он не любил тесты и если в Феррари его от них освобождали, то в Лотусе оказались разочарованы. Человек рефлексов, Икс ничего не мог сказать по поводу настроек, не мог помочь в этом компоненте, а на дворе был уже не 67 год, а середина 70-х и от гонщика это требовалось. Он покинул Лотус в середине 75 года, полный разочарования и перебрался в чемпионат спорт-прототипов, где техника была менее сложной  и Икс добивался по 2-3 победы за сезон. Казалось это все, но пару раз бельгиец пытался все же покорить королеву автоспорта.

В 1976 году он начал сезон в команде Wolf, но там произошла ссора между Фрэнком Уильямсом и главным спонсором команды - господином Вольфом, результатов которой Икс решил не дожидаться и ушел. После Гран При ФРГ и аварии Лауды, Крис Эмон разругался с руководством команды Ensign и Икс сменил ветерана. Окончилось это тем, что на тренировке перед ГП США  болид Икса на высокой скорости ударился о металлический рельс, разломился на две половинки и загорелся. Бельгиец получил перелом лодыжки и ожоги. Он вернулся в команду на следующий год, но больше был занят в гонках спорт-прототипов, где Икс снова выиграл 24 часа Ле-Мана.


Победу того года в Ле-Мане он считает своей любимой. Икс должен был выступать в машине с Пескароло, но француз на своём этапе угробил машину. Икса усадили в  экипаж Юргена Барта и Херли Хейвуда, на тот момент безнадежно отстававшего на 42 месте. В итоге Жаки начал штамповать один быстрый круг за другим и это в условиях ночи. Рано утром бельгиец отыграл потерянные позиции, но тут у машины начались механические проблемы. Он заехал на пит-стоп и механик просто отключил один из цилиндров. Вот так на покалеченной машине Жаки умудрился выиграть.
А теперь просто посмотрите один круг его езды.

image Click to view


В 1979 году Икс в третий раз вернулся в Ф1, подменив в Лижье, упавшего с дельтаплана Патрика Депайе, он даже смог заработать очки, но все те нововведения что произошли в Ф1 за 12 лет, особенно так называемые юбки,  Икс не смог и не захотел к ним приспособится. На этом страница в Ф1 осталось закрытой. Но из гонок Икс не ушел.


В 1981 году он снова выиграл 24 часа Ле-Мана и заодно стал техническим директором Гран При Монако. В 1982 выиграл в Ле-Мане и одержав ещё ряд побед Икс стал чемпионом мира в гонках спорт-прототипов (до этого там титул не разыгрывался). В 1983 Икс сохранил звание, а так-же выиграл ралли-марафон Париж-Дакар, выступая на Мерседесе!

Одна мелочь несколько омрачила ему жизнь, некий Штефан Беллоф, побил его рекорд скорости на старом Нюрбургринге, на его любимой трассе, его молодой напарник по команде Порш в гонках спортпрототипов. Икс тот казус воспринял философски.  Но это было только начало. В 1984 году Икс, будучи комиссаром Гран При Монако, досрочно закончил гонку из-за сильного дождя и услышал о себе много нового от молодого Сенны. Айртон проводивший дебютный сезон в Формуле 1, на слабом Tolman догнал лидировавшего Проста и вот вот должен был его обогнать, но не успел, гонку, Икс гонку прекратил. Сенна тогда резонно заметил, что как-то ребята Прост выступал на Макларене с двигателем Порш, Икс выступает за Порш и тут он прекрашает гонку, которую этот Порш вот вот проиграет. Ещё более забавным было то, что и Проста и Сенну, догонял другой дебютант - Беллоф. Вот он возможно мог бы предъявить более весомые претензии Иксу. Но немец ответил по своему, в 1984 году, он отобрал у Икса титул чемпиона мира в гонках спорт-прототипов.  


Конечно пресса раздула из этого соперничества чуть ли не Третью Мировую войну. Увы окончилось все очень плохо, оба заигрались. И развязка наступила на 24 часах Спа 1985 года. Беллоф ушел из заводского Порш и выступал на частном, но в Формуле 1 он только что подписал контракт с Феррари на 86 год и решил, что может все. Он попытался обойти Икса на заводской машине. Попытка не удалась. Машины столкнулись и Беллоф погиб мгновенно, Икс не пострадал, но был настолько потрясен этим событием, что ушел из чемпионата навсегда. Вины Икса не было, Штеффан попытался провести обгон в таком месте, где это в принципе не возможно и Жаки явно этого не ожидал.  Однако одно немецкое спортивное издание начало травлю Икса и приводило какую-то любительскую съемку, на которой якобы видно, что Икс намеренно уклонился с траектории для блокирования Беллофа. На счету "Мистера Ле-Мана" так стали назвать Икса после ухода из Ф1, до сих пор не побитый рекорд - 37 побед, 20 поул-позишин и 25 быстрых кругов в чемпионате спорт-прототипов.
А дальше..


До всяких там Камазов Икс решил покорять ралли Париж-Дакар на русской технике, конечно условно русской, ибо от русского там был только внешний вид, впрочем как и у этих ваших Камазов. Нива в 1987, выступила не очень ....


Аха-ха Нива, прекрати, что ты делаешьА вот Ладу, в 1990 удалось привезти на финиш 7-ой


В перерывах между советскими авто, Икс выступал также на Порше и Пежо. В 1989 году он даже лидировал,  с самого первого дня, но Ари Ватанен устроил за ним настоящую гонку. Перед последним днем отрыв был 2 минуты и Жан Тод, тогдашний менеджер Пежо справедливо испугался, что в погоне за победой кто-либо из его пилотов может лишиться жизни. Он подбросил монетку и победа выпала Ари. И даже когда в последний день финн допустил ошибку Икс не стал его обходить.

В 1992 году, во время ралли Египта, погиб его штурман  (все же Икс и смерть кого-то это почти синонимы)  и Жаки на время ушел из гонок, потом опять вернулся, что бы выступить в Дакаре с дочкой, которая с папой одно лицо.


Икс сейчас живет в Брюсселе и работает в местном отделении академиии Рено. Он стал первым из спортсменов, почетным гражданином города Ле-Ман. У Жаки большая коллекция картин, он вообще видный искусствовед.  Жаки также часто появлялся в известных комиксах об автогонщике Мишеле Вальяне. Пускай он не стал чемпионом мира в гонках Формулы 1. Но пилота столь успешно одновременно выступавшего в мототриалле, Формулах, гонках спорт-прототипов и в ралли, вы больше не найдете.


Эх родись он лет на 5 пораньше, да не будь столь ленивым на тестах...
На следующей неделе Гран При США и один француз, который однажды побил Икса в дождь.

Формула 1, победители Гран При, Италия, 1967, пилоты Ф1

Previous post Next post
Up