О друзьях Фрэнка Уильямса

Oct 03, 2013 20:23

Как всегда по четвергам, пост про историю автоспорта. Давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилоты на них дебютировавшие. С сегодняшнего дня речь пойдет про сезон 1967 года, а начинался он с Гран При ЮАР.

Гонка стартовавшая 2 января 1967 года. Понятно, что к тому времени команды не успели подготовить новые машины, поэтому все стартовали на прошлогодних. Не хватало Феррари, итальянцы решили на распыляться и не тратить ресурсы на африканскую гонку и вместо это тщательно готовиться ко 2-му Гран При сезона в Монако, по сути с которого сезон и должен был начаться. По той же причине не было Макларена.  Ну а остальные задумались как решить две главные проблемы африканской трассы - жару и высокогорье.
Высокогорье это значит разряженный воздух и большая трата топлива. Жара это перегрев движка. Решать эти проблему пытались по разному. В BRM и Lotus например вынесли наружу трубки системы охлаждения - т.к. двигатель BRM (который пользовали и в Лотусе) имел склонность к перегреву. Вернувшийся в Лотус Грэм Хилл, пока разочаровывал, все два дня квалификации он промучился с поломками топливного насоса и в итоге стартовал 15-м. А выиграли квалификацию уже приучившие к этому в прошлом году Brabham. Джек Брэбэм стоял на поуле, Дэни Халм был рядом. Следом Джим Кларк (Lotus), Педро Родригез (Cooper), местный герой Джон Лов на старом Купере  и Джо Сертис на Хонде.


Джон Лов стартует на собственном Купере под номером 17. Это Купер Брюса Макларена, на котором, тот выступил в серии Тасман в 1965 году. В качестве движка старый добрый Climax форсированный до 2,8 литраСтарт выиграл Халм, он смог обойти своего, немного замешкавшегося старшего товарища и босса. Первый круг окончился в таком порядке - Халм, Брэбэм, Сертис, Родригез, Кларк и Риндт (Cooper). Дэни Халм отрывался все больше и больше, на третьем круге он показал быстрый круг в гонке. В это же время, красиво разбрасывая масло, взрывается двигатель на BRM Джеки Стюарта. Через три круга Грэм Хилл, подскользнулся и ударился об бордюрный камень, что ограждал трассу, в итоге он сломал рычаг подвески и повредил маслопровод. Англичанин не придумал ничего лучше, чем поехать в боксы, поливая маслом трассу.
Меж тем Джек Брэбэм начал проваливаться. Сначала его обошел Сертис, выйдя на 2-е место, а затем Родригез. Однако у Педро забарахлила коробка и Джек смог обогнать его назад.


Сертис (№11), Брэбэм (№1) и Родригез (№4)Вскоре Родригеза коробка подведет в одно из поворотов и мексиканец проедется по траве, за это время его обгонит партнер по команде Риндт. Вот как все выглядело к 20 кругу - Халм (в 20 секундах от ближайшего преследователя), Сертис, Брэбэм, Риндт, Родригез, Лав. Где Кларк спросите вы? Увы Лотус Джима отказался ехать, Кларк заехал на пит-стоп, потом вернулся на трассу и через два круга сошел с концами -полетел бензонасос.

Вскоре начал чихать мотор Хонды у Сертиса, его обогнал Брэбэм. Опять занесло Родригеза и Педро откатился на 7-е место. Сходы продолжались: остановился на трассе Боннье с поломанным зажиганием, поливая трассу маслом уехал в боксы Спенс (BRM), закончилось масло в машине Риндта. На 40 круге (половина дистанции) ситуация выглядела так: Халм на 28 секунд опережал Брэбэма, далее удивляющий всех Лав на 1,5 литровой машинке, Дэн Гэрни на своём Eagle оказался 4-м, Сертис 5-й, Родригез 6-й. Двигун Джека начал вдруг барахлить и Брэбэм заехал в боксы, что бы вернутся на трассу 7-м.


Лав, Гэрни, РодригезК 50 кругу Халм опережал Лава на минуту, а Родригеза и Сертиса (мексиканец не смотря на коробку, обогнал Джо у которого износились шины, а у Гэрни развалилась подвеска), обошел в круг. Вообщем казалось, что очередная победа для команды Брэбэм и первая для Халма в кармане. Но вот новозеландец сначала заезжает в боксы недовольный тормозами, потом через круг, он снова в боксах, так как испарилась тормозная жидкость. На трассу Дэни вернулся 4-м. А 90 000 болельщиков стоя приветствовали вышедшего в лидеры, местного героя - Джона Лава.

Приглашенный для массовки, гонщик давно перешедший 40-летний рубеж, не смотря на заведомую слабость мотора, благодаря знанию трассы, более легкому болиду  и невезению остальных, смог выйти в лидеры и сотворить первую сенсацию чемпионата. Но, было одно Но. Машина была приспособлена для гонок африканского чемпионата, где дистанция меньше, Джону элементарно не хватило топлива и за 6 кругов до финиша он поехал заправляться. За время заправки, вперед промчался Родригез.

Пилот, приглашенный в Купер исключительно из-за спонсоров, и списанный всеми со счетов, выиграл первое же Гран При своего первого полноценного сезона, не смотря на проблемы с коробкой. Отличное начало сезона. Лав второй. Далее Сертис, Халм, Боб Андерсон на старом Брэбэме и сам Джек Брэбэм.
Гран При ЮАР стало первой гонкой Формулы 1 для трех пилотов

Dave Charlton




Download The Tremeloes Silence Is Golden for free from pleer.com
Дэйв Чальтон это сильнейший гонщик ЮАР 70-х. Увы за этими словами скрывается только то, что "Чарли" как его ласково звали болельщики, был сильнейшим в чемпионате ЮАР, высот чемпиона мира - южноафриканца Джоди Шехтера, Чарльтон не достиг.


Вообще то по рождению он был британцем. Дэвид Чальтон родился 27 октября 1936 года в Броттоне, Йоркшир, Англия. Но ребенком Чальтон уехал в ЮАР, где и началась его карьера гонщика. Сначала с клубных гонок. В 1965 году он появился в местном чемпионате Формулы 1 за рулем старого Лотуса, команды Томагавк. Если для неплохих выступлений в местной Формуле этого хватило, то квалификацию к ГП ЮАР Формулы 1 Дэйв пройти не смог. С тех пор так и повелось. Чарльтон отменно смотрелся в местном чемпионате Формулы 1, но в гонках относящихся к чемпионатам мира, он попросту проваливался.

В 1967 году Дэйв купил старый Брэбэм, что позволило ему начать побеждать в местном чемпионате и пробиться на старт Гран При Формулы 1, в итоге правда Дэйв так сильно отстал от победителя, что не был квалифицирован. В самом начале 1968 года Чарльтон даже уехал в Британию, где попытался стать основным пилотом Купера, дальше тестов дело не дошло. Наконец в 1970 Чарльтон купил у Ио Боннье его подержанный Лотус.


Покупка была удачной. На этой машине Чарльтон выиграл свой первый чемпионат южно-африканской Формулы 1 и добился лучшего результата в чемпионате мира, финишировав  12 в родном африканском Гран При. Данный успех, прежде всего конечно победа в африканской Ф1, позволили ему стартовать в ГП ЮАР 71 за рулем заводского Brabham. Более того, его спонсором стали табачники из Lucky Strike, на их деньги Дэйв купил более современный Лотус

Он сохранил титул чемпиона ЮАР, не смотря на то, что в ГП Наталя, уничтожил машину полностью. Сразу скажу, что в течении 5 лет, Чарльтону не было в африканской Формуле 1 равных.  В 1972 году, Дэйв даже участвовал со свой Лотусом покрашенным в будущие цвета команды  BAR, в европейских Гран При - Франции, Британии и ФРГ, но до финиша не добрался. Но больше он запомнился столкновением в ГП ЮАР 73 года с Клем Реггаццони, в котором швейцарец чуть было заживо не сгорел в своем болиде. В 1974-75 годах Чарльтон выступал на Макларене

Скорость его несколько упала, но благодаря стабильности Дэйв смог сохранить свой титул от притязаний Яна Шехтера - брата Джоди Шехтера. Наконец в 1976 году, чемпионат ЮАР Формулы 1 был упразднен. Чальтон перебрался в кузовные гонки, правда без особого успеха.

Он умер 24 февраля этого года, в возрасте 76 лет, оставив после себя трех дочерей и одну внучку.


Luki Botha


Люки Бота родился 16 января 1930 в Претории, ЮАР.  Он был заядлым пилотом спортивных авто и гонок на выносливость. Его первым его автомобилем стал южноафриканский ДАГ 1500 с двигателем Форд и  распределительным валом от Cosworth. Он занял 2-е место в своем классе участвуя в трех часовой гонке. В конце 1965 года Люки купил себе Лотус формулы 1100, на котором выиграл в 1966 пять гонок национального первенства. Но ещё более заметными были его выступления в многочасовых гонках чемпионата ЮАР, где Бота управлял машиной  Elva с двигателем от Porsche   В Булавайо он выиграл первую же гонку в своём классе. Но на девяти часовой гонке в Кальями его коробка передач развалилась но прежде Люки успел показать быстрый круг. На этапе GT в Анголе Люки доказал  свою состоятельность, финишировав 5-м и разбив дружину Ferrari 250 GTO занявших все места с 1 по 8 .


Наконец в том же 1966 Люки купил себе свежий Брэбэм для гонок Ф1 и финишировал 2-м в ГП ЮАР, увы в тот год гонка в зачет Формулы 1 не входила. Через год Люки в квалификации показал 17 результат, но в гонке его пит стоп затянулся на столько, что Бота отстал от победителя на 20 кругов и не был квалифицирован. Интересно, что  механические проблемы его машины решали зрители.

А затем на ГП Мозамбика Бота сильно разбился, его машина вылетела в толпу убив девять зрителей и тяжело ранив 17.  Люки вернулся за руль, но чувствовал что гоночная искра в нем истлела и в конце года из гонок он ушел.  Бота направил свою кипучую деятельность в строительстве. Он вложил свою любовь к Южной Африке развивая её сельское хозяйство. Потом переехал в Южной Лондон, где ему предложили должность инженера по озеленению. Несколько лет спустя он вернулся в город детства Преторию, где занял должность генерального директора городского совета. Умер 1 октября 2006 года.


Piers Courage


Этот улыбчивый парень изначально произвел впечатление очередного рента-драйвера. Богатые родители, пофигист и бабник, но на самом деле, все было несколько не так.  Пирс Каридж, по французски его фамилия звучала бы как Кураж, а по русски Мужество и в этом парне было навалом и того и другого - мужества и куража.


Он  родился 27 мая 1942 года в Колчестере, графство Эссекс, Англия. Старший сын основателя пивоваренной компании Каридж групп, Пирс получил прекрасное образование в Итоне. Там то и заразился вирусом скорости прочитав книгу про выступление парней Бентли в Ле-Мане. С этого момента он превратил свою комнату в место поклонения гонкам. Стены были обвешаны постами из журнала Автоспорт, а потолок украшал огромный финишный флаг.

Ещё в конце XVIII века семья Пирса основала собственную пивоваренную компанию, потому молодой человек, захотевший пойти стопами знаменитого земляка Стирлинга Мосса, сразу же получил в подарок Lotus 7, на котором, по воспоминаниям современников, первое время ездил больше по обочинам, чем по трассе. Отец решив, что от сына гонщика ему никакого толку не будет, отказался финансировать его карьеру. Но ему помогала в тайне от отца мать. Объединившись с закадычным дружком Джонатаном Уильямсом, Пирс смог купить шасси Lotus 22 для гонок Формулы 3 Британцы раскатывали с болидом по всей Европе, каждые выходные заявляясь на очередную гонку. При этом ночевали они частенько в паддоке, а кому выходить на старт, до покупки второй машины решали броском монеты. Больше гонок, они любили разве что портить местных болельщиц, были даже проблемы с разгневанными отцами юных созданий, попорченных  этой парочкой. П. Гетин (будущий пилот Ф1) Пирс был старым другом с Джонатаном Уильямсом и они позвали меня в свою команду. Почти не сомневаюсь - они позвали меня лишь потому, что им нравилась моя девушка. В 1965 году Пирс и Джонатан получили предложение провести полный сезон в британской Формуле 3.

Именно в это время Пирс выступая за команду Чарльза Лукаса, познакомился с Фрэнком Уильямсом, партнером Лукаса по команде, но иногда подрабатывавшим механиком. Довольно быстро Фрэнк Уильямс превратился в их третьего собутыльника. Был случай когда Пирс склонил Фрэнка к тому, чтобы тот на спор разделся и пробежал вдоль железнодорожной линии, проходящей в дальнем конце его сада. Когда Фрэнк выскочил на улицу, Пирс вместе с Джонатаном Уильямсом запери дверь, оставив Фрэнка снаружи совершенно голого, а мимо проходила в это время пригородная электричка.

Пирс выиграл 4 гонки, после чего его позвал в свою команду Ф3 сам Колин Чепмен. Увы в 1966 тон в Формулах тон задавали Брэбэмы и Каридж ничего не добился. Он даже принял участие в ГП ФРГ 66, но на машине Формулы 2, как итог вылетел. Что однако не помешало ему попасть в молодежную программу BRM, решивших, что это новый Стюарт. BRM и пристроили его в свой филиал - команду Тора Росса Парнелл.


Начало вышло обескураживающим. В ГП ЮАР, в квалификации Пирс показал последнее время и сошел из-за масловода. В Монако он тоже скоростью не блеснул и быстро впечатался в барьер. Толстяк Тим Парнелл решил на время заменить Кариджа Крисом Ирвином. А Пирс перебрался в новообразованный чемпионат Формулы 2. Там Пирсу удалось занять 4-е место в общем зачете, но при этом Прис больше запомнился своими многочисленными авариями. Болиды уничтожались в хлам, сам Пирс на удивление оставался целым и невредимым. Но даже руководитель команды Кумбс как-то подошел к нему и сказал "Парень а может тебе заняться чем-то другим? Ну не твоё это, управлять столь быстрыми машинами"


Неудачи в автоспоте не отложились на личной жизни, это жена Пирса - Салли Возможно так и произошло бы, но зимой Пирс неплохо проявил себя в серии Тасман. Этаком чемпионате Формулы 1 для Австралии и Новой Зеландии. Каридж выиграл один из этапов, обойдя в гонке Кларка, Хилла, Макларена и Эмона. А самое главное он в каждой гонке доезжал до финиша. Вообщем Тим Парнелл на 1968 годв решил дать парню ещё один шанс.

В 1968 году Каридж заработал 4 очка. Мог и больше, в частности ему предлагали сменить погибшего Кларка в Лотусе, но Каридж отказался. Дело в том, что Фрэнк Уильямс, за команду которого Пирс гонялся в Формуле 2, решил завоевывать Формулу 1, а Каридж верил, что друг добьется успеха . В 1969 году Фрэнк Уильямс дебютировал со своим коллективом в Формуле 1, с болидом купленным у Брэбэм и единственным пилотом - Пирсом Кариджом за рулем.


Результат превзошел все ожидания. Пирс с опытом, превратился в неплохого пилота. Брэбэм продал Фрэнку не плохой болид, пускай с старый и со слабой движкой. Каридж финишировал 2-м в Монако и США, за счет сходов соперников, но все равно результат значимый.  Запомнился он прорывами с задних рядов. Пожалуй самой удачной гонкой Пирса было Гран При Италии, где он вышел в лидеры, боролся с признанными асами и лишь из-за перебоев в топливной системе финишировал 5-м. По итогам сезона он оказался 8-м. К этому добавим победу в одной из гонок Формулы 2, третье место в общем зачете серии Тасман и даже 4-е место в 24 часах Ле-Мана. Уже и язык ни у кого не повернулся бы дать Кариджу совет уйти из гонок.
На 1970 год Уильямс решил не покупать старье у конкурентов а заказать болид господину де Томасо.

В начале года Каридж неплохо проявил себя в гонках спорт-прототипов, выступая за Альфа-Ромео. Пирс выиграл 1000 км. Буэнос-Айреса. Затем было 3-е место в незачетном Гран При Ф1 - Интернешинал Троффи, что внушало оптимизм, не смотря на то, что де Томасо построил откровенно медленный и тяжелый болид.
А вот очков в Формуле Пирс никак не мог заработать. В Испании  из-за аварии он и вовсе не прошел квалификацию. Вообщем начало сезона не задалось. Но на ГП Голландии Каридж смог пробиться в квалификации в первую 10-ку (9 место).  К 24 кругу Каридж пробился на 7-е место, когда внезапно машина сорвалась с трассы и влетела в земляную насыпь.

Подпрыгнув на первой из песчаных дюн , De Tomaso перевернулась. Двигатель сорвало с креплений, пролившийся бензин загорелся, тут же вспыхнуло шасси, построенное с использованием магниевых сплавов. Но еще до этого пилота ударило в шлем отломившееся антикрыло.


Эти магниевые сплавы, что использовались для облегчения болидов.... Уже же была трагедия, когда француз Жо Шлессер в 1968 сгорел в магниевой Хонде, как спичка в коробке. Но нет. Де Томасо  именно с помощью этого опасного материала, решил облегчить свою конструкцию. В результате у Пирса, когда болид перевернулся и загорелся, шансов не было. Огонь был такой силы, что даже сгорели рядом расположенные деревья. До сих пор не ясно, погиб ли Каридж в момент удара об насыпь или он сгорел заживо, как и не ясны причины аварии.

Ф. Уильямс И в делах и на эмоциональном уровне гибель Пирса отозвалась полным опустошением. Он был душой команды, привлекал интерес спонсоров. Это ведь было всего лишь начало нашего подъема.  Пирсу Кариджу было 28 лет, он оставил на это свете жену и двух сыновей.

Формула 1, ЮАР, 1967, пилоты Ф1

Previous post Next post
Up