История взлета одного сироты

Aug 30, 2013 03:41


Традиционно по четвергам пост про историю автоспорта. Вспоминаем давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилотов на них дебютировавших. Вот и начинается новый сезон 1966 года. Возвращение движков объемом 3 литра, возвращение  в Формулу 1 Мазерати, пусть и в качестве поставщика двигателей. Увы, в период стол кардинальных перемен, команды предпочитали иметь дело с опытными гонщиками, поэтому новичков в 66 году, будет кардинально мало, оно и понятно. Более того, мало было и участников. На первом Гран При по новым требованиям к двигателю, собралось всего 17 машин, из них с двигателем в 3 литра, было всего 6. Все остальное, это были попытки форсировать прошлогодние движки. Кто-то смог довести объем до 2,8, а кто-то не стал заморачиваться и оставил старый, 1,5 литровый двигун. Тем более правила разрешали, меньше можно, больше нельзя. Как будто такого адового разнообразия было мало, в процесс гонки воткнулись киношники...  


Не известны физиономии данных пилотов? Это же первый чемпион мира Нино Фарина и французский актер Иф МонтанСъемки, ставшим культовым фильма "Большой Приз" начинались именно в Монако. Экс чемпион мира Фил Хилл специально проехал круг в ходе тренировок с камерой на борту

Вот он этот круг

image Click to view


На этом участие киношников в Гран При закончилось. все остальные памятные сцены, типа аварий и падения гонщика в море, снимались уже по окончанию гонки.
Квалификацию же выиграл Джим Кларк на Lotus. Вроде бы ничего неожиданного, вспоминая прошлый год, но это же была прошлогодняя машина с движком, который с трудом докрутили до 2-х литров.

С другой стороны, мощность и объем движка в Монако не столь важна, а вот мастерство. А мастерство у  Кларка было такое, что не пропьешь.

Далее стартовали Джо Сертис (Ferrari), представители  BRM - Джеки Стюарт и Грэм Хилл, Бандини на втором Феррари и Дэни Халм из Brabham. Джек Брэбэм, провалился, он стартовал 11-м, даже позади Макларена на машине с чудовищно тяжелым движком Форд.


Что же, казалось снова сезон начинается под диктовку Кларка. Но надо помнить, что летучему шотландцу в Монако всегда не везло, вот и тут прямо на старте у него заклинило коробку на первой передаче и Джим откатился назад, отдав лидерство Сертису. Следом за Джо ушли Хилл и Стюарт. Тройка эта, начала отрываться от остальных. В это время чудеса творил Кларк, за 10 кругов, Джим, ушедший в гонку с большим отставанием от остальных, смог догнать пелотон и прорваться до 8 места.

На 15 круге гонка лишилась махом трех участников. Сертис сошел с поломкой дифференциала, у Халма срезало ведущий вал, а Брэбэма подвела коробка передач. После схода Сертиса, в лидерах оказался Стюарт, далее следовал Йохен Риндт (Cooper), Бандини и ошибшийся в одном из поворотов Хилл. Довольно скоро из этой группы отвалился Риндт.

Сначала австриец провалился на 5-е место, а на 56 круге его движок Мазерати приказал долго жить. Через 4 круга у Кларка развалилась задняя подвеска, а всегда отлично выступавший в Монако Хилл, снова не справился с управлением, развернулся и чуть было не угробил болид об бордюр. Попытался угнаться за Стюартом, Бандини. Пилот Феррари тоже очень любил эту трассуи даже установил быстрый круг.

Но и Лоренцо вскоре вынужден был признать поражение. Его тормоза износились и итальянец сбросил скорость. В итоге он отстал на финише от Стюарта на 40 секунд. Грэм Хилл отстал на круг. Его молодой партнер по команде, выиграл уже вторую гонку из всего 11 проведенных.

Интересно, что 4-м финишировал ещё один гонщик на BRM - американец Боб Бондюрант, из частной команды Chamco, он отстал от Стюарта на 5 кругов. На 25 кругов!! отстали - дебютант Ги Лижье и ветеран Ио Боннье, оба использовавшие покупной Купер. Само собой в зачет они не попали. Таким образом при всего 4-х  пилотах попавших в очки, ГП Монако 1966 установило до селе не побитый рекорд. Так мало народу в очках, до и после, ещё не было.
Отстать на 25 кругов от победителя, это конечно позорище. Но с другой стороны Ги Лижье в дебюте довел машину до финиша. Мало кто конечно тогда мог подумать, что имя этого великовозрастного дебютанта, будет известно всем, мало мальски знакомым с историей Формулы 1, болельщикам.

Guy Ligier


Ги Лижье привык добиваться поставленных перед ним целей. Поэтому, его ничуть не смущало, что дебют в Формуле 1, в 36 лет, да ещё из без солидных результатов в младших формулах, это не самая, умная затея. А чего смущаться? Бывали в его жизни задачи и посложнее.



Download Cheveux longs et idees courtes for free from pleer.com
Он родился  12 июля 1930 года в Виши, Франция. Родители его трагически погибли и пацан оказался в детском доме. В 80% случаев, на таких детях можно сразу ставить крест, сначала казалось, что Ги обречен. Он не показывал выдающейся учебы или  старания что-то изменить в жизни. Все, что интересовало этого крепыша - регби. В регби Ги был неплох. По крайней мере, выйдя из ворот приюта, Ги смог попасть в команду родного города, где получал небольшую зарплату. А ещё поскольку физически он был очень здоровым, Ги смог получить место помощника мясника и развивал свою мускулатуру, таская коровьи туши.

Не пропал Ги и в армии, где выступал за сборную вооруженных сил Франции по регби. К концу 40-х, он уже рассматривался как кандидат в сборную Франции, но увы тяжелая травма разрушила всю его карьеру. Казалось это конец. Но на заработанные в ходе карьеры деньги, Ги купил бульдозер. Во Франции намечался послевоенный, строительный бум и постепенно, с небольшого бульдозера начиналась империя Лижье. Конечно, она не возможна была без знакомств и связей, но поскольку Ги ещё помнили по карьере спортсмена, вскоре он стал вхож в очень крутые круги. Будущий президент Франции Фрасуа Миттеран и известный политик Пьер Береговуа. Лижье, подкармливая данные молодые, политические таланты, пробивал через них нужные ему решения. Те в свою очередь, обеспечивали Ги гос. заказами. К началу 60-х, вся сеть автодорог Франции, строилась, чинилась и пролагалась, исключительно при участии Лижье и никто другой на этот рынок и попасть не мог. Троица наладила отличную систему откатов и солидные суммы из гос бюджета сыпались им в карман. Вскоре молодому "хозяину жизни" стало скучно.

            Империя росла как на дрожжах. Лижье занялся ещё и строительством жилья. А в свободное время, начал щекотать себе нервы, участием в гонках. Сначала мотоциклы, потом французская Формула 3. Гонки спорт-прототипов, где Ги выступал с другим, будущим пилотов Ф1 - Жо Шлессером. Из всех его успехов, можно было отметить только финиш на 5-м месте в одной из гонок французской Ф3. Но деньги были и почему бы не замахнутся на Формулу 1? Тем более, что там изменились правила и чем черт не шутит.

Да в первой гонке Ги отстал от победителя на 25 кругов, но он опередил Ио Боннье, выступавшего в Формуле 1 10 лет, имевшего опыт побед и такую же машину как у Ги. В принципе, с учетом техники, с учетом малого опыта, Льжье проявил себя неплохим пилотом. Особенно хорошо ему удавались квалификации, в гонке же концентрации на все 2 часа, что они длились, не хватало. Но, например, он смог финишировать 6-м в ГП ФРГ 1967 года, а значит заработал очки, чего не удалось множеству, возможно более талантливых пилотов, оказавшихся в Формуле 1. В 1968 году Ги даже решил расширить команду, он купил болид Формулы 2 для своего приятеля Жо Шлессера. Увы Шлессер погиб в том же году на ГП Франции и Лижье, напуганный серией смертей и потрясенный гибелью друга, ушел из гонок.

Не на долго. В 1974 году скучающему в своём бизнесе Лижье, удалось купить остатки французской команды Matra. Французский концерн занимавшийся производством ракет и машин, смог в 1969 выиграть кубок конструкторов со своей командой, но потом в связи с трудностями в 1972 команду в Ф1 закрыл. Лижье присматривался к площадям, смог договориться с Матрой о производстве движка, нанял нескольких бывших работников команды и в 1976 имя Ligier снова возникло в Формуле 1. На этот раз с собственными болидами, носящими индекс JS, в честь погибшего Шлессера.

Французские болиды, французские моторы Матра (которых правда вскоре сменит Форд), поддержка от французских нефтяников ELF и французских сигарет Gitanes. В конце 70-х, начале 80-х, команда Лижье, была лидером Формулы 1. До сих пор остается загадкой, почему они так и не выиграли чемпионат и кубок конструкторов. Каждый раз не хватало чуть чуть. Где-то подвела вера Лижье в талант французских гонщиков, где-то традиционное французское распиздяйство. В 1981 году, старый кореш Ги Лижье - Франсуа Миттеран становится президентом Франции. А в 1983 Ligier провалилась в чемпионате мира, ни набрав не одного очка. ELF и Gitanes, решили метнуться к Renault, чей пилот Ален Прост боролся за титул. Это означало, что команда Лижье останется без спонсоров. Проблема решается просто Миттеран вызывает на ковер директоров обоих компании и сообщает им, что поскольку это компании частично государственные, во избежании проблем и увольнений, надо продолжать спонсировать и помогать Ligier. Более того, на том же ковре оказался директор Renault и уже в 1984 году, французские чудо движки стояли на шасси Ligier.

От проблем это правда не спасало. После небольшого всплеска 86 года, команда стала скатываться в самую жопу Формулы 1. Да и сам Лижье начал потихоньку терять к ней интерес. К тому времени он начал строить легковые мини-автомобили, заинтересовался рынком минеральных удобрений. Последняя афера связанная с Лижье и Миттераном, это строительство трассы в Маньи-Куре, где тоже, Лижье с друзьями, не мало положил в карман, построив по сути, скучнейшую трассу. Ещё большая  хитрость заключалась в том, что это был тестовый автодром команды Ligier и там находилась её база, так же «неожиданно» попавшая под реконструкцию, естественно за счет государства. В 1992 году, Миттеран сделал ему последнюю приятность, обязав Рено, поставлять команде, свои чемпионские движки.

Вся выстроенная система Ги Лижье рухнула в 1995, когда партия Миттерана с треском проиграла выборы. К тому времени, Ги понимал, что Франсуа потерял свою популярность. Опасаясь расследования, он продал свою команду семейству Бенеттон и Фабио Бриатоне. Меня просто вынудили ее продать. Возможно это спасло его от тюрьмы. Береговуа - их третий сообщник, например покончил с собой. Не долго пережил его и Франсуа. Сейчас Ги Лижье, по прежнему успешный магнат в области минеральных удобрений. У него хорошее предприятие по производству машин для инвалидов и пенсионеров. Не потерялся он и в мире гонок. Команда Лижье есть в немецкой Формуле 3, например  Нико Хюлькенберг, её выпускник.
Ну и видео, нарезки с Гран При Монако 66

image Click to view

Монако, Формула 1, 1966, пилоты Ф1

Previous post Next post
Up