Ну, что ждали пост про фантики? А нету его сегодня. Давно хотел порадовать, вас одной статьей. Дэн Нейл, лауреат Пулитцеровской премии, автомобильных критик и обозреватель Los Angeles Times. В своё время он написал отличную статейку, названную 50 худших автомобилей всех времен. Поэтому, сделаем небольшой перерыв в фантиках. Перевод статьи мой, при этом я не переводчик по образованию, так что все помидоры кинутые в меня, принимаю со смирением и покорностью. Фоты натырены с интернета. Сегодня первая часть. Поехале...
Худшие автомобили 1899-1939
1899 Horsey Horseless
Что-то среднее между древним автомобилем и головой из постельной сцены "Крестного отца". Horsey Horseless, изобретение Урия Смита из Батл-Крика, штат Мичиган, было предназначено для того, что бы успокоить нервы наших верных слуг - пугливых лошадей. Деревянная голова лошади была прилеплена к передней части, этого, неустойчивого багги, для того, что бы сделать его похожим на лошадь и экипаж (Смит рекомендовал делать голову лошади пустой, что бы в нем хранилась топливо - ещё одна интересная идея). Живая лошадь, будет думать, что это другая лошадь говорил Смит и прежде чем они поймут свою ошибку и увидят, что их обманули, странные повозки приживутся. Тупая лошадь! Пока не ясно были ли Horsey Horseless, когда нибудь на самом деле построен или это химера автомобильной истории, но это напоминание, что радикальное и трудное переосмысливание концепции безлошадного экипажа, было даже тогда.
1909 Ford Model T
Ой-ой. А вот это неприятно. Как бы предусматривалось, что Model T, сделала всё, что бы войти в учебники истории. Это она поставила Америку на колеса, надула экономику страны и пейзаж изменился невообразимым способом, когда первая "жестянка Лизи" выкатилась на дорогу. Но как раз в этом проблема, не так ли?
Model T - массовый автомобиль, технология производства которого, была разработана инженером Ульямом К. Кланном, посетившим скотобойню, "разделочную линию" - нечто похожее на реализацию человеком, возможности побыть Богом. Столетие спустя, последствия этого отдаются в каждой живой душе, накапливается в воздухе, над нашими городами и в песке под сапогами наших солдат. И кстати его кузовные панели из плохого металла, быстро ржавели, Model T была куском хлама, "Запорожцем" своего времени (в оригинале Yugo своего времени).
1911 Overland OctoAuto
Милтон Ривз был жестким руководителем и видимо имел плохое зрение. В то время как общая конфигурация автомобиля, во многом разрабатывалась в первое десятилетии 20 века - в частности, о том, что колес должно быть четыре - Ривз думал, что возможно восемь или минимум шесть колес обеспечат плавность хода. Сварив, в 1910 году, несколько обычных машин, добавив два моста и 4 "паровозных" колеса, Ривз создал OctoAuto и с гордость показывал его на первом Инди 500.
Машина имела в длину чудовищные 20 с чем-то фунтов. Говорят она пугала лошадей. Нулевые заказы на явно уродливый и глупый OctoAuto, видимо, не помешали Ривзу, который попробовал ещё раз в следующем году с Sextauto (шесть колес, с нормальной передней осью). Ривза помнят сейчас как изобретателя глушителя, спасшего его имя от позора.
1913 Scripps-Booth Bi-Autogo
3200 кубовый мотоцикл с колесиками для начинающих, движком V8 и медными трубами, достаточно, что бы стать мечтой деревенщины из Арканзаса. Эксперимент Джеймса Скиппса-Бута - наследника солидного издателя, и само обученного (недоученного) автомобильного инженера. Bi-Autogo по сути двухколесное транспортное средство, несущее свой вес на двух, здоровенных, 37-дюймовых, деревянных колесах. На медленных скоростях, водитель, мог использовать маленькие колесики, как опору для стабилизации транспортного средства, что бы не шлепнуться.
Это не тот случай, когда мы мудры задним умом, это была очевидно сумасшедшая идея, даже в 1913 году. Bi-Autogo может насладится исторической честью, быть первым автомобилем с двигателем V8, построенным в Детройте, что, мы может утверждать, было началом большой глупости.
1920 Briggs and Stratton Flyer
К 1920 году автомобиль больше не был примитивным экспериментом. Такие компании, как Rolls-Royce, Cadillac и Hispano-Suiza, делали роскошные и мощные автомобили, технические достижения своего времени. А потом был этот Flyer, который являлся не более чем моторизированной парковой скамейкой на велосипедных колесах.
Нет подвески, нет кузова, нет лобового стекла. Движок в 2 лошадки, располагался за спиной, как навесной мотор у лодки. Flyer, представлял собой то, что мы ещё несколько раз увидим в списке - попытку сделать самый дешевый автомобиль, у которой сорвало тормоза.
1933 Fuller Dymaxion
Гений дизайна Р. Бакминстер Фуллер был одним из величайших трудоголиков 20 века и видимо пешеходом, задумавших Dymaxion, в качестве летающего автомобиля или ездящего самолета с реактивным двигателем и надувными крыльями. Возможно это было звено, его смутного тотального плана, что бы люди жили в домах - осажденных дирижаблями. Лишенный крыльев Dymaxion превращался в трехколесный Цеппелин, с огромными А-образными рычагами заднего колеса, которое поворачивалось как хвост самолета.
Первый прототип имел смертельные колебания на заднем колесе. Следующие два Dymaxion были большими, тяжелыми и еле ехали. Третий имел плавник стабилизатора на крыше, который ни делал нечего, что бы вылечить острую нестабильность Dymaxion при ветре. ДТП со смертельным исходом - по неизвестной причине - обрекли автомобиль на общественное забвение. Пускай и неосуществленное, это трехколесное чудо было куда смелее серии футуристических, с задним расположением двигателя, автомобилей 30-х, в том числе Татры, машины от авиакомпании Fascination и любимца каждого нациста - KdF-wagen.
1934 Chrysler/Desoto Airflow
Airflow в списках худших, исключительно из-за неудачного времени для появления. Двадцать лет спустя, многие дизайны автомобилей и инженерные инновации - это вот такой аэродинамического стиля фюзеляж, стальная рамная конструкция, 50 на 50 распределение веса и облегчение автомобиля.
Но тогда, в 1934 году, драматически обтекаемая модель машины, восстала против американцев на неком глубинном уровне, будто её разработали большевики. Не помогло также, что на некоторых ранних Airflow, были проблемы с глохнувшими двигателями, которые вытекали из радикальных методов их производства. Chrysler и ещё более несчастный Desoto, пытались переделать Airflow стилистически, но ущерб уже был нанесен. Продажи были плачевны. И это не последний раз, когда американские покупатели машин, посмотрев в будущее сказали "Нет, спасибо".