Фетиш детства

Aug 14, 2013 00:22



Традиционный вторничный пост про автомобили 80-х, попавшие на самую любимую жвачку детства - Турбо

Закончить третью серию вкладышей от Турбо, турки почему то решили аналогом нашей Лады Самары. Что дает нам повод поговорить об восточно-европейском автопроме. Польша, Румыния, Югославия, ГДР, в этих братских странах производились машины, иногда они встречались и на наших дорогах,в основном конечно грузовики или фургончики. Очень редко можно было найти легковую, в то время как, в остальной Европе. эти производители были конкурентами наших Лад и Москвичей по показателям "Херовая машина за небольшие денежки".  Сегодня поговорим о том, что производилось в 80-х, братьями нашими меньшими.


Если Жигули это был вариант Фиата, то Дача, это Рено, собранные в Румынии. В 80-х основной продукцией этой фирмы была Дача 1300


Это Рено 12, которое румыны с 1969 года в неизменно виде штамповали до 96 года. Дешевая, простая. В Польше, где я жил в конце 80-х, начала 90-х,  Дачи были куда популярнее наших машин.



Мало кто знает, что в Румынии, помимо Дачи были в 80-х и ещё автопроизводители. Олтсит (Oltcit) совместное предприятие Чеушеску и Ситроена


Это румынская версия Ситроена Axel и честно говоря, дальше Румынии, она не выезжала , и была столь же страшна, как и её оригинал.



Трабант, это пример того, к каким ужасам может привести плановая экономика. Есть ли машина хуже и смешнее Запорожца? Да, есть. Это ГДР-ский Трабант


С 1963 по самый развал ГДР, коптило небо это говно. Именно коптило, ибо ехать за Трабантом было невозможно. Двухтактный движок, мало того, что дымил, так он ещё и жрал бензин, как бык помои и не имел системы  впыска масла. Два варианта кузова - псевдо седан и комби. Единственным бонусом этой машины было лишь то, что она была легкой , обладала неплохой коробкой и в умелых руках могла (к удивлению многих) уделать многие большие и крутые машины, при старте со светофора.



Первый автомобиль Вартбург увидел свет в 1898 году, но тогда фирма из Айзенаха одной машиной и ограничилась. В 1956 название решили возродить, благо в ГДР остались заводы БМВ. Так появился второй автопроизводитель из ГДР. В 80-х правда эти угловатые машины, покупали только те, у кого не хватало денег на угловатые жигули и польские фиаты, а ездить на Трабанте или Даче не хотелось. С 1965 года делалась эта машина с небольшими изменениями решетки. Самое обидное, что первый Вартбург, созданный после возрождения в 1956, был действительно красивой машиной и продавался даже в США и Британии. Зацените..




А это Баркас, тоже машина из ГДР, созданная на осколках, оставшейся в восточной части Германии фирмы  Framo, делавшей небольшие грузовички. С 1961 года, 30 лет, производился этот автобусик, для нужд ГДР-ской армии, милиции и для гражданского населения. Единственным достоинством данной машины был движок от Фольксвагена.





Что то видится итальянское, при взгляде на машину? Правильно, это дизайн Джорджетто Джуджаро. С 1978 года, машина выпускалась на заводе ФИАТ в Польше. Так то в Польше выпускался с 1970 года Фиат 125, подозрительно похожий на нашу "Шахидку" (а вообще ФИАТ в Польше производился с 1932 года). FSO, так называлось то предприятие, посмотрев, путь развития наших Жигулей, тоже решили поиметь свою машину и назвать её Полонезом. И пускай, за пределами Польши Полонез остался неизвестен, в самой Польше на нем в 80-е просто помешались.

FSC Żuk


Во всем мире Жук, это Жук от Фольксвагена, то в Польше надо было делать уточнение, какой жук имеется ввиду. 40 лет с 1958 года выпускался этот микроавтобус, созданный на шасси и двигателе Варшавы (польского варианта нашей Победы).
В это же время и это же предприятие, делало и не столь угловатую Нысу


Если Жуком больше пользовались почта и фермеры для своих овощей, то Ныса была ходовой у польских полицейских, скорой помощи и пожарных.

Был в Польше и весьма дорогой джип, имевший название Тарпан




В 1984 году его создали для польской армии и полиции , но попадал он и в гражданские руки в ярких, красивых -красных, синих и салатовых расцветах. Делали их по нескольку сотен в год и цена каждой такой машины, была заоблачной


А это смешная букашка, польский ФИАТ 126, называемый в народе"Малышем" (кстати с 1997 года это название стало официальным)- народный польский автомобиль, доживший  с 1973 года до 21 века. Самое интересное, что помимо бешеной популярности в Польше и Венгрии (что объяснимо), в конце 80-х, благодаря низкой цене Малыш взорвал рынок Австралии, порвав там всякие Хонды Тудей и прочих японцев.

Югославы были представлены тремя фирмами: IMV клепавшим старые Рено 4 в Словении, TAS - лепившим старые Фольксвагены в Сараево  но...
Само собой, главным было предприятие из Сербии, именуемое Заставой. Начиналось все это, как фирма по производству оружия, ещё в 19 веке. Перед самой Второй Мировой Застава вдруг решила выпускать и автомобили. В 1953 году, уже став национальным предприятием Застава стала выпускать различные вариации на тему ФИАТа. Но в 1980 году появилась своя модель Застава Корал (она же Застава 65)


Машина херня, но дешевле японцев. В 1984 году, это смекнул американец Малькольм Брискин, который начал их поставлять в США, по именем ЮГО. Где, благодаря низкой цене, на них нашлись покупатели. Правда, Застава-Юго, в США вскоре приобрела славу, что у нас Запорожец, но не беда. Я помню минимум 3 комедии 80-х, где героя садили за руль Юго, что бы показать его ущербность.
Представленная на фантике Флорида, должна была исправить ситуацию.


Появилась она в 1988 году, дизайн от автора Полонеза Джорджетто Джуджаро. Делали их не только в Югославии но и на заводе в Египте. По качеству, по аэродинимике, по цене, эта машина была лучше чем модели от Лады и Шкоды. Увы, война, сгубила сей автомобиль. Хотя, его производство возобновили в начале 00-х, не смотря на полное уничтожение завода в результате бомбардировки в 1998. Сейчас Заставу купил ФИАТ.

Главными же нашими конкурентами на авторынке восточной Европы, по престижности, после западных иномарок, были конечно чехи
Tatra, помимо грузовиков, выпускала и легковую технику.


С 1975 года, основным автомобилем чиновников в Чехословакии, Венгрии и ряде других стран была Татра 613. В частные руки она не попадала. Но зато её можно было увидеть в качестве пейс-кара на мото Гран При Чехии и Гран При Формулы 1 в Венгрии. Допустим..

image Click to view


 Но конечно, главным нашим врагом была Шкода


Наряду с Татрой, Мерседесом, Опелем и Пежо, Шкода старейшая автофирма в мире. Она известна с 1859 года, правда тогда чехи штамповали велосипеды. В 70-х, 80-х Шкод на дорогах Западной Европы было даже больше чем Лад и Москвичей вместе взятых. В Польше Шкода считалась престижней Москвича и Жигулей, и только новая Лада Самара ещё могла с ней поспорить по крутости. А постоянное участие Шкоды в раллийных соревнованиях, сделало ей имидж "Порша для бедных" Плюс модели с завидной регулярностью обновлялись
Ну к примеру Шкода 105, смотрите какие плавные линии


Выпускалась с 1976 по 90 годы, для середины 70, вполне годный автомобиль


А это красавица 130, выходила в свет с 1984 по 90-й и вполне конкурировала с моделям Опеля или Фордом Эскортом тех же лет. Особенно хорошо, эта машина проявила себя в ралли
Ну и конечно Шкода Фаворит


Передом похожая на нашу Ладу, жопой на Фиат Уно. Фаворит, это детище дизайнерской студии Бертоне. Появилась в продаже в 1987 году и дожила до середины 90-х, когда чехов купил Фольксваген.

Интересный был этот спор восточно-европейских автомобилей, увы, у нас эти машинки сложно было увидеть, хотя безусловно они встречались. Кто бы победил в этом споре?

image Click to view


Допустим в свободной от своих собственных авто Венгрии выиграл Малыш, но исключительно из-за цены и относительно небольшого качества. Но Малыш, это не престижно и не круто. Б/у иномарка круто, но шибко дорого. Но был один автомобиль, завидев который, восточный европеец начинал нервничать и потихоньку откладывать кирпичи. Самым крутым автомобилем в Восточной Европе 80-х, можно смело назвать этот..

image Click to view


     

1958, 1973, 1965, 1978, 1988, 1984, фетиш детства, 1980, 1956, 1969, 1963, редкие_авто, 1987, 1975, 1976

Previous post Next post
Up