История одного быстрого медведя

Jul 19, 2013 04:57



Четверг а значит самое время пройтись по истории Формулы 1. Давно прошедшие Гран При и пилоты на них дебютировавшие. 1965 год продолжается. Второе Гран При сезона - Гран При Монако, состоялось практически через полгода после первого Гран При в ЮАР. Ситуация конечно бредовая, но таковы были 60-е в Формуле 1. Например в Гран При Монако отказалась выступать команда Лотус. Джим Кларк, у которого эта гонка никогда не получалась, предпочел выступить на проходившей в тот день Инди 500 (и выиграл). В итоге вместо Кларка в Лотусе должен был поехать Педро Родригез. В Монако в то время стартовая прямая ограничивалась 16 машинами, в связи с чем обычно среди слабых участников изначально проводился отбор на участие в квалификации. В 1965 в слабые участники записали обоих пилотов Лотуса - Майка Спенса и Педро Родригеза, с чем Колин Чепмен оказался не согласен. "Они сильные хотя бы потому, что выступают за мою команду", вообщем, психанул что-то гений и снял команду с соревнования.  Секретарь трассы, экс пилот Ф1 Луи Широн сказал откровенно Со спортивной точки зрения, неучастие Лотус печально, но зато гонка будет более зрелищной.
Таким образом в отборе участвовали только два гонщика - Йохен Риндт (Cooper) и Рони Бакнам (Honda) и как ни странно, американец оставил не удел будущего чемпиона мира.


Рони Бакнам (справа) беседует с артистом Стивом Маккуином, нарабатывавшим материал для своего фильма Ле МанИз других изменений составов отменим, что Дэна Гэрни в Brabham заменил на эту гонку, тест пилот команды - новозеландец Дэнни Халм. Гэрни как и Кларк, решил выступить в Инди 500. Пол Хокинс из команды Джона Уиллмента, перебрался в команду Боба Андерсона - DW. В команде семьи Парнеллов, вместо внезапно завязавшего с гонками Тони Маггза поехал тест пилот BRM  Дики Эттвуд, которого навязали команде вместе с бесплатной поставкой движков от BRM. Но сделка показалось довольно выгодной, ибо Эттвуд показал в дебютной гонке время, одинаковое с прошлогодним поулом.  Другой вопрос, что ещё 5 пилотов, результат прошлого года, переплюнули. Что говорит о том, что команды в столь  длинный отпуск не сидели на месте.


Дики ЭттвудВыиграл поул Грэм Хилл (BRM), рядом с ним был старик Джек Брэбэм. Второй ряд занял дебютант Джеки Стюарт (BRM) и Лоренцо Бандини, смог опередить своего более звездного партнера по Феррари - Джо Сертиса.  В гонке ожидался дождь и старт был дан, при затянутом тучами небе, но грозовые облака на трассу в тот день так и не дошли.

Грэм Хилл уверено ушел вперед, а Джек Брэбэм, традиционно старт провалил, пропустив Стюарта и обе Феррари. Брюс Макларен смог лучше среагировать на старте, чем Эттвуд. Так продлилось 16 кругов, в ходе которых был только один сход. Партнер Эттвуда - Майкл Хельвуд угробил коробку. На 16 же круге, карданный шарнир Боба Андерсона, буквально рассыпался. Грэм Хилл нагнав на набережной еле ползущий из-за поломки Брэбэм Андерсона, вынужден был резко изменить траекторию и свернуть в «карман» сбоку от трассы.

image Click to view


Как видим Грэм смог вернутся, но только 5-м . В лидеры же вышел Стюарт, в это же время Эттвуд смог обойти Макларена.

Джеки Стюарта преследовали Бандини и Сертис, однако очень скоро Джо уступил свою позицию, внезапно поехавшему Брэбэму. А затем и вовсе произошла занятная штука, ибо, не выдержав, свалившегося на него лидерства, развернулся Стюарт. Таким образом в лидеры вышел, всегда любивший Монако, Бандини, вплотную преследуемый "Блэк Джеком" Брэбэмом.  И погоня продолжалась недолго.


Вскоре Джек смог обогнать Бандини и у гонки появился уже 4-й лидер. 8 кругов в блестящем стиле австралиец отрывался от остальных. Казалось, не выигравший пять лет гонок, Джек готов вернутся в обойму, но тут взорвался движок. На следующем круге Эттвуд, слишком сильно приложился об бордюр и остался без колеса. Снова в лидеры вернулся Бандини, позади него шел Сертис, а на третьем месте Грэм Хилл, который очень быстро нагонял красные машины.

Очень быстро Грэм приблизился к Сертису и темп его был таков, что Джо просто показал Хиллу, пальцем, что бы тот его обгонял. В этом был смысл, Феррари у Сертиса, отличалась от болида Бандини. Более мощная, она хуже управлялась, меж тем между Грэмом Хиллом и Лоренцо Бандини были давние счеты ещё с Мексики 64, где Лоренцо своим маневром лишил Грэма титула. Поэтому, они вполне могли столкнуться, отчего Джо выиграл бы. Сертис пристроился за этой парочкой вплотную, ожидая развязки, но все обошлось. На 65 круге Хилл, изящным маневром обошел итальянца и вернул себе лидерство. Бандини рассвирепел и  стремясь догнать своего старого врага, немного ошибся, чем тут же воспользовался Сертис. И тут же яркости гонке добавил Пол Хокинс

Lotus плохо управлялся сказал Пол, и неожиданно его понесло сквозь шикану, и я оказался в море. Хокинз, не пострадал, но ухватился за лодочную цепь, чтобы убедиться, что его ноги двигаются. Потом он подплыл к спасательной шлюпке, и жандарм дал ему выпить "Кока-колы", пока вызывали скорую помощь. Нырок в гавань испугал меня, но это было ничто по сравнению с поездкой в машине скорой помощи!"

Грэм Хилл, установив напоследок несколько рекордов круга в выиграл гонку. А вот Джо Сертису не повезло, на последнем круге у него кончилось топливо, в итоге он оказался 4-м, пропустив вперед Бандини  и Стюарта. Джеки уже во второй гонке в карьере, оказался на подиуме.


Стюарт спешить поздравить Грэма ХиллаВ очки попали так же Брюс Макларен из Cooper  и Ио Зифферт (Walker). С 13 очками Грэм Хилл возглавил чемпионат, но основная борьба была впереди, ведь должен был вернутся Джим Кларк.
Дебютантов на этом Гран При было двое. И оба внушали большие надежды. Эттвуд порадовал на слабой машине в квалификации. Дэнни Халм смог довести болид до финиша. Один из них станет чемпионом мира, другого уже через пять лет спишут со счетов.

Richard  Attwood




Download Sandie Shaw Long Live Love for free from pleer.comКак главным запасным пилотом в 00-х был Педро де ла Роза, которого звали то вместо Бурти в Ягуар, то вместо Монтои в Макларен, так и Эттвуд оказался главным запасным в 60-х.  А все потому, что кроме как на городских  трассах типа Монте-Карло или По, больше Ричард (которого многие звали Дики) ну ни как себя не проявлял.

Он родился 4 апреля 1940 года в Уолверхэмптоне, графство Стаффордшир, Англия. Папаша Эттвуда торговал машинами, сам Ричард, пристрастился к гонкам, когда был учеником мастера на фабрике Ягугаров. Его мастер собирал машины именно для гонок, поэтому, в 20 лет, едва получив права Эттвуд стал гонятся. Сначала клубные гонки для машин Триумф. В конце 1962 года Дики перешел в британскую Формулу 3, где стал пилотом команды  Midland, "тески" будущего проекта Формулы 1. В 1963 году Дики выиграл Гран При Монако для болидов Формулы 3 и получил приз, самого перспективного молодого пилота Британии. В 1964 году BRM взяла Ричарда в качестве тест пилота.

Его даже заявили на ГП Британии 64, что бы Ричи выступил на чудной новинке - полноприводном BRM. Увы, после того, как Эттвуд, показал, предпоследнее время в квалификации, на трассу машину решили не пускать. Тот год Дики провел в гонках Формулы 2. Выиграл ГП Вены Ф2 и финишировал 2-м в По, Эффелене и Альби. Этот сезон возвел его в топ пилотов Ф2, так как в По он смог выиграть у Кларка в период его царствования. Не смотря на то, что Эттвуду не удалось закрепиться в Ф1, он был приглашен для тестов FORD GT40 и стал первым человеком, выведшим эту легендарную машину на гоночную трассу. Он должен был выступить на ней в 24 часах Ле-Мана, но буквально перед стартом прототип загорелся. Но Ричи гонки на выносливость понравились, в дальнейшем он часто в свободное от Ф1 время, выступал в них с экс пилотом королевских гонок - Дэвидом Пайпером.  В 1965 году в рядах BRM, оказался куда более талантливый Стюарт, но Артур Оуэн не хотел терять с Ричи связь и он нашел ему место в команде Parnell, которая ставила на шасси Лотус движки БРМ. "Получите движки бесплатно, но за рулем должен быть Эттвуд", такие условия поставил Оуэн, в итоге из  Парнелл, ради Дики, выгнали Криса Эймона.

Увы движки БРМ, под шасси Лотуса, ну ни как не походили. На ГП Бельгии, в условиях дождя Ричи вылетел с трассы и влетел в столб. Болид загорелся и Эттвуд получил ожоги с переломом кисти. Он вернулся в строй до конца сезона и даже финишировал 6-м в Италии и США, но по сути это стал единственный сезон Ф1, который он начинал в роли боевого пилота. Парнелл от двигателей БРМ отказались. Ричи места не нашлось, следующие два года, он гонялся в гонках Ф2 и спорт-прототипов. Выиграл этапа Ф2 в Риме, финишировал 2-м в По. В конце 1967 года Эттвуд выступил вместо сломавшего ногу Родригеза в ГП Канады и добрался до финиша. А в самом начале 1968 года, на тестах перед Инди 500, погиб пилот BRM - Майкл Спенс и Оуэн пригласил своего старого тест пилота, заменить Майкла.

Но всем, чем запомнился Эттвуд, это второе место в ГП Монако, следом за Грэмом Хиллом. 12 место по итогам сезона, явно не то, что от него ждали. В 1969, он подменил в Монако травмированного Риндта (Лотус) и финишировал 4-м. Ещё одну гонку провел за Фрэнка Уилльямса на ГП ФРГ, за рулем болида Ф2 и финишировал 6-м. Это, все. Ричи больше заинтересовался гонками спорт-прототипов В 1969 году, он даже некоторое время лидировал в 24 часах Ле-Мана.

В 1970 году, Эттвуд добился своего главного успеха. В паре с Хансом Херрманом, он выиграл 24 часа Ле-Мана. Это была первая победа марки Порш в этом марафоне. Через год Эттвуд, смог в этой гонке финишировать 2-м. К тому времени он унаследовал торговый бизнес отца, с которым начались проблемы. Ричарду пришлось отказаться от гонок, ради сети отцовских автосалонов. В 1984 он правда снова выступил в 24 часах Ле-Мана.

Бизнесменом Эттвуд получился неплохим, по крайней мере, сейчас ему хватает средств на участие в исторических гонках. Самую лихую сделку Дики заключил, когда купил тот самый Порш, на котором выиграл 24 часа Ле-Мана. Он много катал его по выставкам, называл самым дорогим что у него есть в жизни. А потом, когда цена на машины выросла в два раза, выгодно её продал. Не даром, Порш позвал этого хитрого старика в свои  советники.


Denny Hulme


Кто-то из редакции журнала За рулем, когда в том журнале стали печатать статистику Формулы 1 по итогам года, перевел его фамилию как Хьюм. И с тех пор, во всех советских книгах, журналах его звали Дэнни Хьюм. Хотя на самом деле он был всю жизнь Халмом.

Дэнни Халм, которого прозвали "Медведем"  родился 18 июня 1936 года в Новой Зеландии, Батя его был участником Второй Мировой Войны, великолепным снайпером, получившему за свои отличия высшую военную награду Новой Зеландии. Война сносит крыши по разному, Клайв Халм, стал слышать голоса духов. Герой войны и национальный герой Новой Зеландии ездил по стране с лекциями об оккультизме и вызывал духов умерших предков. В это время Дэнни жил на табачной ферме . принадлежащей его деду. Но, из странностей отца вышел толк, Клайв решил отдать сыну свою траспортную компанию, что бы не отвлекаться от общения с мертвыми. Дэнни тут же бросил школу и ушел в бизнес с головой, получилось неплохо, зарабатываемых денег, хватило даже на покупку MG.

Халм стал выступать в горных гонках. В 1959 году, он выиграл кубок Тасмании, а в 1960 победил в молодежной программе "гонщик для Европы", что позволяла отправлять молодых новозеландских гонщиков в Британию (к примеру так попал в международные гонки Брюс Макларен). В 1961 году Данни приехав в Европу, оказался никому не нужен. Грубый, неотесанный парень именно тогда и получил прозвище Медведя, в Европе например он узнал, что в гонках надо выступать в обуви, до этого Халм гонялся босиком, что бы лучше чувствовать педали.

Это хорошо ещё, что Джек Брэбэм, предложил ему место теси-пилота и механика, а заодно и выступления в Формуле 2. В 1964 году Дэнни стал вице-чемпионом европейской Ф2, уступив титул Брэбэму, А затем был дебют в ГП Монако 65, где у коробки передач Халма, слетела ручка, в итоге он изодрал себе ладонь, но довел машину до финиша. В том сезоне, Дэнни периодически подменял Джека и даже финишировал 4-м в ГП Франции. Но основным должен был стать сезон 1966 года, когда Брэбэм собирался уйти из гонок, что бы сконцентрироваться на управлении командой. Не вышло. Из команды ушел в свободное плаванье Дэн Гэрни и Брэбэму пришлось остаться гонках.

Итог известен, Брэбэм стал чемпионом мира, а Дэни помог команде взять кубок конструкторов. А потом случился неожиданный 1967 год. Джек Брэбэм отдает Дэни свою старую машину, а сам выступает на более новой, быстрой и мошной, но не надежной. В результате Дэнни выиграл в Монако  и ФРГ, только два раза не смог финишировать в очках и стал чемпионом. Этой машиной так легко было управлять. Просто невероятно! Халм стал первым и пока последним чемпионом мира из Новой Зеландии. Заодно Халм в команде Брюса Макларена выиграл серию CAN-AM и финишировал 4-м в Инди 500. Но медведь, остается медведем, на одном из подиумов Халм, во всеуслышание сказал Кларку, что готов отдать титул ему, лишь бы не общаться с журналюгами.


Я был единственным пилотом который одновременно выступал в двух командах. В конце сезона мы с Джеком практически не общались, механики разделились на две группы, каждая из которых болела за одного из нас. С Брэбэмом и так было тяжело, а тут он конечно переживал за то, что я могу забрать у него титул, за рулем его же машины. Но мне представился единственный в жизни шанс стать чемпионом мира от которого я отказываться не собирался. В итоге я его выиграл, но моя страница в этой команде была закрыта.
Зато началась другая, Халм перебрался в Макларен

В 1968, практически до последнего Гран При, Дэнни, сохранял шансы остаться чемпионом. Он выиграл два Гран При, увы в последней гонке, поломанная подвеска отбросила Халма на 3-е место в чемпионате.  Следующие два сезона оказались катастрофой из-за ненадежности болидов. Чудом Халму удавалась выиграть Гран При. В 1970 он пропустил несколько гонок, так в Инди 500, у него загорелся рукав куртки из-за неисправности бензобака и Халм опалил руку. Ну и конечно страшная трагедия, связанная с гибелью Брюса Макларена. Если бы не Халм, взявший тогда руководство командой на себя, возможно Баттон и Перес выступали бы сейчас в другой команде. А так, опыт руководителя помог и Халм смог мобилизовать и сплотить людей.

Он мог бы остаться у руля команды и дальше, но Халму это было не интересно. В 1971 году Халм набрал лишь пару очков и решил перебраться в серию CANAM, где он как раз снова стал чемпионом. Но новые спонсоры McLaren, косметическая фирма Yardley уговорила Халма остаться. В итоге Дэнни стал в чемпионате 3-м.

Самое интересное, что Халм не был по настоящему быстрым пилотом. Его единственная поул-позищин пришлась на 1973 год. Но медведь за рулем превращался в кота с мягкой и аккуратной манерой езды и способностями быстро атаковать с выпущенными когтями. В 1973 его полностью затмил новый напарник и друг Питер Ревсон. Увы Питер решил уйти из команды, не смотря на уговоры Халма, а потом погиб. 1974 год стал опустошающим для Халма, после гибели Ревсона, куда-то делась его аккуратная манера езды, он разбил машин больше чем за все 9 лет до этого. Он со скандалом покинул должность лидера профсоюза пилотов Ф1, оставшуюся ему в наследство от Стюарта, сказав, что он не адвокат, что бы участвовать в судебных разборках.  Его напарник Эмерстон Фитттипальди стал чемпионом, а Дэнни занял лишь 6-е место. Понятно, что из Ф1 он ушел.

Халм вернулся в Новую Зеландию и 10 лет о нем не было слышно. Наконец в 1984 он принял участие в некоторых гонках британского тюнинга - BTCC. После чего стал выступать в австралийском кузовном чемпионате. Он умер от инфаркта во время гонки кузовного чемпионата Австралии Бахурст 1000 - 1992 года, за миг до смерти успев увести машину на безопасную траекторию и нажать на тормоз. Как бы то не было Халм стал первым чемпионом мира умершим от естественных причин. Ещё во время гонки он жаловался на плохую видимость, но тогда это списали на плохую погоду, как оказалось это был предвестник инфаркта. 
Ну и видео - Гран При Монако, нарезки из трансляции, зачастую с помехами. На Ю-Тубе есть и полная 2-х часовая версия гонки.      

image Click to view



чемпионы мира, Монако, Формула 1, 1965, победители Гран При, пилоты Ф1

Previous post Next post
Up