Четверг, а значит традиционно в этом Жыжо, пост по историю автоспорта. Формула 1 - давно прошедшие Гран При и пилоты на них дебютировавшие. Сегодня первая гонка сезона 1965 года. Вернувшаяся в календарь Гран При ЮАР. Если до этого гонка на африканском континенте завершала сезон, то в это раз было решено, что
она будет его начинать. И когда начинать? Не в марте, как это принято сейчас. А в обед 1 января ! Понятно, что в западном мире больше ценится рождество, но все равно решение несколько спорное, с точки зрения пилота. Да и с точки зрения команд, ведь за два месяца, прошедших с прошлого Гран При, не возможно подготовить новую машину, даже в наше время. Поэтому все стартовали на прошлогодних болидах, а Хонда, так и вовсе на ГП ЮАР не приехала. Квалификация каких-либо сюрпризов не принесла. Поул (с большим преимуществом) у Джима Кларка (Lotus). Далее чемпион мира Сертис (Ferrari), удививший Брэбэм, на собственной машине, Майкл Спенс (Lotus), Грэм Хилл (BRM) и Лоренцо Бандини (Ferrari). А вот Дэн Гэрни (Brabham), например провалился. В первой квалификации у американца сгорел движок, а во второй шел мелкий дождик, в итоге он стартовал 9-м.
Дождь прогнозировался и на гонку, но ветер разогнал облака, и стартовала гонка при ярком, летнем африканском солнце. Едва дали отмашку, как Кларк умчался вперед и все только его и видели. Интересно, что следом за ним, 2-м, первый круг закончил Спенс, ранее вроде такой прыти не показывавший. Далее были Брэбэм, Брюс Маклан (Cooper), прорвался с 8 места, Сертис и Хилл. На следующем круге Сертис обошел Макларена, а ещё через 2 круга и Брэбэма. Брюс же уступил и 5-е место, атаке Грэма Хилла. Начались сходы - Гэрни уехал в боксы, так как у машины стало отказывать зажигание.
Джек Брэбэм отбивает атаки Грэма ХиллаДо 54 круга в гонке, среди лидеров, ничего не происходило. Постепенно росли отрывы. Спенс смог оторваться от Сертиса. Лотусы проходили круг, примерно на секунду, быстрее остальных. Поэтому, когда 44-м круге Майкл Спенс ошибся на незнакомой трассе и развернулся в одном из поворотов, он все равно остался 2-м, хотя Кларк конечно умчался далеко вперед, а Сертис приблизился на расстояние 3-х секунд. Вообще этот поворот - Beacon Bend, оказался довольно скользким, там например вылетели Йохен Ринндт, Боб Андерсон и Дэвид Профит.
Разворот Боба АндерсонаСертис видя Спенса, темп конечно взвинтил, но догнать его так и не смог. Тем временем Джек Брэбэм стал резко терять скорость и поехал на пит-стоп, как оказалось, разрядился аккумулятор, для замены которого потребовалось 8 минут. Австралийская команда, полностью провалила Гран При, зато, в очки перебрался дебютант Джеки Стюарт из BRM. На 60-м круге Спенс снова не смог поймать машину в Beacon Bend и на этот раз мимо него проехали Сертис и Хилл.
Майкл СпенсЗа 12 кругов до финиша пошел небольшой дождик, но пилоты благоразумно сбросили скорость, поэтому аварий и обогонов не последовало. Особенно в этом преуспел Спенс, моментально отставший от Грэма Хилла. За два круга до финиша Джеки Стюарт чуть было не лишился своего 6-го места, когда в его основном баке кончился бензин, пока шотландец переключался на запасной, к нему вплотную приблизился Ио Зифферт (Walker), но обогнать не успел. А на последнем круге, могла произойти ещё одна неприятность. При уходе на последний круг Джим Кларк увидел, что судья взмахнул финишным флагом, но тут же поспешно его убрал. Неужто гонка кончилась на круг раньше, чем думал сам Кларк? Джимм почти остановился, но группа маршалов стала ему махать руками, что бы он ехал дальше. Как оказалось стартер перепутал количество кругов. Таким образом, лишь через круг Джим Кларк одержал одну из самых убедительных своих побед - установив "Большой шлем" и выиграв у Сертиса 31 секунду.
Джеки Стюарт, смог финишировать в дебюте 6-м, нормальное достижение. Но мало кто мог подумать, что этот шотландец, если не по популярности, то по достижениям переплюнет своего выигравшего гонку, соотечественника.
Jackie Stewart
Download The Beatles I Feel Fine for free from pleer.com
"Простите, но ваш сын, не может учится в нашем заведении, он не поддается обучению, мне тяжело это говорить, но поймите меня правильно, за год, он так и не смог научится читать". Директор престижной частной школы, как мог подыскивал слова, ведь папаша пацана, был довольно обеспечен, плюс, он был пускай и далеким, но предком, той самой Марии Стюарт, чью голову отрубили англичане. Но дурные гены, явно сказывались, мальчик - дебил, а дебилам не место, среди нормальных учеников. Так, жизнь пнула Стюарта, едва начавшись, редкую болезнь - дислексию, когда мозг не воспринимает буквы как слова, тогда ещё не научились диагностировать.
Летучий шотландец- Джеки Стюарт, родился 11 июня 1939 года в Милтоне, графство Данбартоншир, Шотландия. Не смотря на то, что, где-то далеко и глубоко, у Стюартов имелась примесь королевской крови, дед его служил простым егерем в лесу. А вот папаша поднялся в финансовом плане, вовремя занявшись продажей Ягуаров. Постепенно дилерская сеть выросла, денег разве что куры не клювали, одна беда сын - дебил, ну что тут поделаешь. Джеки унаследовал от отца любовь к машинам, а от деда любовь к стрельбе. И со стрельбой выходило все довольно неплохо. В то время как старший брат Джеки -
Джим Стюарт, успел выступить в Гран При Британии, разбиться в 24 часах Ле-Мана и стать алкоголиком, Джеки стрелял по тарелочкам и наловчился в этом деле так, что попал в олимпийскую сборную Великобритании по стрельбе. Поедь Джеки на Олипиаду в Рим 1960 года, глядишь и вся история автоспорта сложилась бы по иному, но в последний момент, его из сборной попросили. Жизнь снова больно шлепнула Джеки по заднице.
Что бы хоть как-то развеяться, после очередной неудачи, Джеки стал участвовать в клубных гонках на малолитражках Остин, продажей которых, тогда стал заниматься отец. И внезапно у него пошло. Острое, натренированное зрение помогало видеть трассу, уже много позже, в Формуле 1 Джеки выделялся каким-то мягким и точным стилем вождения, очень ровным. Впрочем, стать гонщиком, он решил только в 1962 году, когда во время тестов, поступившего в продажу Ягуара Е-Тайп, побил рекорд трассы в Оутон Парке, установленный экс пилотом Ф1 Роем Сальвадори. Ещё не совсем спившийся брат Джим, посоветовал Джеки приехать на смотрины молодых пилотов, устроенные владельцем команды британской Формулы 3 - Кеном Тиреллом. И на этих смотринах Джеки побил рекорд круга в Брэнч-Хэдсе, для машин Ф3, показанный самим Брюсом Маклареном. Джон Купер, торчавший на тестах, тут же побежал к Тирреллу "Кен, если ты не подпишешь с этим парнем контракт, я его заберу в Формулу 1".
И его действительно, уже в 1964 году, хотели видеть в Купере в Ф1, но Джеки понимал, что пара лет в клубных гонках, да несколько удачных тестов, это мало. Он выступил за команду Кена Тиррелла в британской Формуле 3. В первом году у нас даже не было контракта, он был нам ни к чему. Кен учил меня, опекал, подталкивал и продвигал. Мы спорили и смеялись.Из всех гонок, что он участвовал, только в 2-х Стюарт, не смог выиграть (авария и поломка сцепления), в остальных же он на голову разбил соперников. Когда в середине сезона, пилот Лотуса - Питер Арунделл, тяжело разбился, Колин Чепмен позвал Стюарта на замену, но Джеки снова отказался, он хотел довести чемпионат Ф3 до победы. Сами понимаете, битва за этот талант, по итогам сезона началась нешуточная и её выиграл кошелек сэра Оуэна, владельца BRM.
6-е место в первой же гонке. 3-е место уже в следующей в Монако. Победа в Италии, где лидер гонки менялся 42 раза. Третье место по итогам года, в следующий раз, столь успешный дебют британского пилота, будет лишь у Льюиса Хэмильтона. А вот сезон 1966 оказался потерян. Для начала Стюарт выиграл ГП Монако, а дальше случилось Гран При Бельгии
В сильный дождь, машина Джеки вылетела в повороте Les Combes. BRM Стюарта на всем ходу завертело на скользкой трассе, и через трубу дренажной системы бросило на каменный цоколь избушки лесника. Шотландец около 5 минут провисел головой вниз, весь залитый бензином в готовой взорваться машине и если бы не помощь Боба Бондюрана и Грэма Хилла скорее всего погиб бы. Г. Хилл Мой автомобиль сорвало с трассы и закрутило, как волчок. Когда я остановился, то увидел BRM Джеки в канаве. Он был зажат в кокпите и ему было больно. Топливо текло из пробитого бака, и Джеки был весь облит бензином. Существовала большая вероятность пожара, я перекрыл топливный насос и попытался извлечь гонщика. Однако погнутая рулевая колонка зажала ему ноги. Дж. Стюарт В течении двадцати минут, я пролежал, зажатый в автомобиле. Грэм и Боб Бондюран извлекли меня из машины с помощью гаечного ключа, нашедшегося у одного из зрителей. Врача на месте не было и меня погрузили в какой-то фургон. Наконец отыскалась «скорая», которая меня доставила в пункт первой медицинской помощи. Там я пролежал какое-то время на полу, в окружении людей с зажженными сигаретами. Наконец меня вновь погрузили в «скорую», в сопровождение которой придали полицейский эскорт. Однако эскорт потерял «скорую», а её водитель не знал, как проехать в Льеж. При этом мой диагноз предполагал травму позвоночника. Впоследствии оказалось, что я отделался лишь ушибами, но в тот момент я не знал этого. И тогда я понял, что здесь что-то не так: с медицинской помощью, с трассами, с автомобилями, с пожарной безопасностью. Все эти так называемые меры предосторожности в то время были смешны. Современным гонщикам даже трудно подставить до какой степени.
Эта авария стоила Стюарту сломанного плеча, треснутых ребер и множественных ушибов и ссадин. После этого случая Джеки возглавил профсоюз пилотов Ф1 и стал резко бороться за безопасность на трассах. По инициативе Джеки в первые на некоторых ГП появились дежурные бригады врачей. Его называли трусом, маменькиным сынком, но после аварии в Спа Джеки было все равно. Джеки стал всегда брать с собой в гонку гаечный ключ. Я крепил его изолентой к рулевой колонке. Такова в то время была технология обеспечения безопасности. Вскоре стало ясно, что длительный контракт с BRM, это была ошибка. Стюарт натурально рвал свои длинные волосы в 1967, когда машина, еле позволяла бороться за очки. Лучшее применение для этого куска металла - корабельный якорь. К 1968 году Стюарт имел неоднозначную репутацию - да, безусловно талантлив и быстр, но трус, нытик и жадина, плюс дебил, так и не научившийся читать и выглядит как гребанный хиппи.
Дж. Харрисон (гитарист The Beatles) Нас сильно ругали за длинные волосы и мне было приятно, что все вдруг тоже стали отращивать волосы - как бы в знак протеста. Было забавно видеть волосатых парней, в том числе и среди спортсменов. Тот же Стюарт, который всегда отличался красноречием и который, как мы сегодня понимаем, много сделал для спорта. Но вспомним, как его критиковали, когда он первым начал использовать огнеупорные комбинезоны и ремни безопасности. То, что сегодня считается общепринятым и очевидным, в то время недооценивалось. Джеки мне всегда нравился. Он привлек внимание к Ф1 не только энтузиастов автогонок, а по-моему это очень важно.
Ну быть гонщиком популярным у хиппи, это одно, а вот из владельцев команд никто уже не хотел иметь со Стюартом дело, Энцо Феррари, правда пытался получить Стюарта, но они столь разругались из-за суммы контракта, что Джеки до сих пор недолюбливает итальянскую команду. Я получал зарплату только за свое мастерство. За риск расстаться с жизнью мне не платили ни цента. К счастью из Формулы 2, в более высокий чемпионат решила подняться фирма Матра. Заводская команда, с собственными движками и французскими пилотами за рулем, Матра свой болид предоставила и Кену Тирреллу, который вместо французского движка, установил в неё проверенный Cosworth и усадил своего дружка Стюарта за руль. Итог вы наверное знаете.
Чемпионский титул упушенный из-за кусочка краски попавшего в бензонасос в 1968. Безоговорочная победа в 1969. Потом Тиррелл решил сам делать машины и провалив из-за этого сезон 70, Стюарт снова был выше всех на голову в 1971. Один из механиков Это была полностью победа Стюарта, и если мы видели, что он что-то делал со своей машиной, мы тут же бросались это копировать. Если бы завтра он пришел с длинной фиолетовой полоской на машине, то на следующей неделе уже все были бы с фиолетовой полоской, до того он был хорош.
Приступ язвы, из-за которого Стюарт пропустил несколько Гран При, помешал стать чемпионом в 1972. Но в 1973 году, не смотря на сломанную кисть, Джеки снова выигрывает чемпионат. Особе удовольствие мне доставила победа в Нюрбургринге, где я всегда боялся выступать. Перед дорогой на ГП ФРГ, я всегда останавливался и оглядывался назад, что бы запомнить путь, так как боялся, что обратно не вернусь. Он обошел, по количеству побед Кларка, но сам для себя решил, что после 100 проведенных Гран При уйдет из гонок. 100-е Гран При приходилось на последнюю гонку сезона в США, но на счету Стюарта так и осталось 99 гонок. Нет он не пострадал и не погиб, погиб его напарник - Франсуа Север, разбившись в тренировке. На старт ГП США Стюарт не вышел. Я сделал это исключительно из уважения к памяти Севера. Это был мой сотый гран при, и было бы красиво уйти чемпионом после юбилейной гонки. Но что все это значило рядом со смертью Франсуа? Я знал, что в любом случае завтра уйду из гонок. Хотя я мог гоняться много лет, потому что физически был в самом расцвете сил и водил лучше, чем когда либо в жизни. Но я решил уйти. 99 гонок, согласитесь, это тоже не так уж и мало.
Если после меня и осталось какое либо наследство в Ф1, то это видимо будет безопасность, потому что до того, как я не начал выступать, она была на дьявольском уровне. Мы выступали на трассах, где не было барьеров даже перед боксами и топливо лежало в бидонах вдоль пит-лэйн, в любой момент в них кто не будь мог врезаться, это было смешно.Я был бы гораздо более популярным чемпионом мира, если бы говорил то, что люди хотели от меня услышать. Мертвым, но очень популярным. Почему я стал чемпионом? Во первых, я всегда старался сфокусировать свое внимание на деталях. Во вторых, я всегда стремился налаживать личные контакты, ведь именно личные связи в наибольшей степени помогают в достижении любых целей. И наконец, я никогда и ни при каких обстоятельствах не сдавался.
После ухода Джеки поработал некоторое время комментатором НАСКАРА и Инди 500 на американском ТВ и говорят, мог болтать без устали все три часа трансляции. Дж. Маккей (другой комментатор) Он говорил так же быстро как ездил. Одновременно с этим Стюарт работал консультантом на Форде. В 1988 году, пытаясь наладить карьеру сына - Пола, он создал команду в британской Формуле 3. Пол Стюарт великим гонщиком так и не стал (возможно из-за диагностированного рака), но зато команда доросла до Формулы 1. Нынешние победы Фетеля и Ред Булла тянутся оттуда. В британской трешке, команда у Стюартов есть и сейчас. Джеки настоящий специалист по поиску спонсоров и в области экономики. В 2009 он отказавшись от зарплаты спасал в условиях экономического кризиса национальный банк Шотландии. Дебилу и хипарю, в 2001 году дали звание сэра, а в 2008 он получил доктора наук в области экономики.
Ну и ещё один дебютант первого Гран При сезона 1965.
Paul Hawkins
Пол "Ястребиный глаз" Хокинс родился 12 октября 1937 года в Мельбурне, Австралия, в семье мотогонщика. Папаня его, в своё время "ебанулся на отличненько", забросив мотоспорт и уйдя с головой в религию, но Пол ещё успел застать время, когда можно было поболеть за батю на трассе, и с тех пор, он полюбил мир скоростей. Он хотел быть гонщиком, и даже участвовал в местных клубных гонках, но дома его ждали нотации о том, что автоспорт это греховность и разврат. В 1960 году, плюнув на все, Хокинс уехал в Британию с 35 фунтами в кармане.
И ему повезло. Он нашел работу в фирме Дональда Хилли, что производила знаменитые Остины, те самые, на которых в том же году начинал гоняться Стюарт. Дж. Спринцель Я поместил объявление в газету о том, что мы ищем механика. И мы нашли действительно хорошего мастера его звали Пол Хокинс. Пол пришел к нам прямо с трапа корабля. Он был хороший механик, хорошо знал своё дело и матерный английский тоже. В награду, Полу позволили гоняться за Остин в гонках. За 4-е года Пол, участвовал во множестве соревнований, в том числе и в 24 часах Ле-Мана. Особых успехов не было, но он был хорош на южно-африканских трассах и даже выиграл Гран При Родезии 64 года, для легковых машин. В том же 64, Хокинс начал участвовать в гонках Формулы 2 и даже финишировал 7-м в гонке в По, что являлось для неопытного пилота, хорошим результатом.
Зная об его успехах в африканских гонках, команда дебютант Формулы 1 - Джона Уиллмента, пригласила его для участия в ГП ЮАР и Пол смог финишировать, пускай и вне очков. А дальше
Боб Андерсон, лучший пилот частник 64 года, решил дать Полу второй болид, купленный им на призовые - старый Лотус. И случилось, что Хокинс вошел в историю.
В 1955 году Альберто Аскари, двухкратный чемпион мира, шлепнулся со своей Лянчей, в море, во время Гран При Монако. Через 10 лет, это же смог повторить Пол Хокинс и пока он последний гонщик Формулы 1, кому это удалось. Случилось это на 79 круге (из 100). В аварии Пол не пострадал. Хокинс ударил деревянный барьер в шикане, развернулся на тюке соломы и вылетев в порт упал с краю набережной. Lotus опустился на дно, а прочный австралиец всплыл на поверхность и поплыл к берегу, пока его не подобрала спасательная лодка. Боб Андерсон, конечно, сильно матерился, ибо для его скромного бюджета это была большая дырень. Но машину починили и Хокинс после перерыва вернулся в Ф1, правда особого успеха не снискал.
В 1966 году Хокинс уехал в столь полюбившуюся ему ЮАР, где стал чемпионом страны в гонках спорт-прототипов. В 1967 его пригласили уже в чемпионат мира, в команду Форд, рулить знаменитой GT40. Нк смотря на постоянные ссоры с руководством Пол в паре с Рольфом Штомелленом выиграл Тарго Флорио, 1000 км Парижа и был вторым в 1000 км. Нюрбургринга. Через год он выиграл 1000 км. Монцы и попал в список ФИА - 30 лучших пилотов года. Увы все это оборвалось в 1969 году, когда Пол на базе шасси Лола, решил построить собственный спорт-прототип. Во время Турист Трофи, Хокинс, врезался в дерево и сгорел в своем перевернувшийся машине, ставшей крематорием. Любопытно, что случилось это в тот же день - 26 мая, в который погиб и другой пловец в бухте Монако - Альберто Аскари, но с разницей в 14 лет.
На этом все, видео Гран При ЮАР увы нет. Через неделю, то самое Монако, где купался Хокинс и дебютировал ещё один чемпион мира