Традиционный пост по четвергам про историю автоспорта. Пока вспоминаем давно прошедшие Гран При Формулы 1 и пилотов на них дебютировавших. И сегодня наконец речь пойдет о Гран При Монако 1960 года.
Как я уже говорил, фактически сезон 1960 открывался в Монако, куда почти все команды привезли свои новинки. Феррари к примеру купили болид Купер для внимательного изучения и даже нашли для себя какие-то детали, но в целом концепцию с мотором в жопе Энцо признал не удачной. Управляемость, управляемостью, а мощность превыше всего. Что Энцо несколько ошибается показала уже квалификация. Узкая трасса в Монако всегда требовала управляемости. Её то и не хватило пилоту Феррари -
Клифу Элиссону, вылетевшему из болида.
Эллисон сломал левую руку, ребра, порезал лицо и получил сотрясение мозга. Сезон для британца оказался потерянным. А поул выиграл Стирлинг Мосс на Лотусе команды Walker, рядом с ним расположились - чемпион мира Брэбэм на Cooper и вице чемпион Тони Брукс на Cooper, команды Yeoman Credit. На втором ряду стояли партнер Брукса - Крис Бристоу и швед Ио Боннье на BRM
Именно Ио Боннье и удался отличный старт. Уже второе Гран При подряд это шведский пилот приятно удивлял. Он вырвался вперед, Брэбэм остался вторым, Мосс опустился на 3-е место. Брукс и Бристоу остались при своём. На пятом круге Мосс обошел Брэбэма, а на 17 пала оборона Боннье, Стирлинг вышел в лидеры. Тут же Бристоу сошел из-за проблем с коробкой. А Джек Брэбэм смог на 20 круге обогнать Боннье, Ио правда на 27 обошел австралийца обратно.
Грэм Хилл на BRM - стартовал 6-м, но до очков так и не добрался, разбив машину
Все перевернул с ног на голову начавшийся дождь. В дождь Куперы чувствовали себя отлично. Брэбэм прошел обратно Боннье и обогнав Мосса вышел в лидеры. В это время развернуло Брукса и на 4-е место вышел Фил Хилл отбивавшийся от атак Макларена
Фил Хилл пытается удержать Феррари от атак, но Купер Макларена управлялся куда лучше и новозеландец смог обойти гонщика из США.
Брэбэм пролидировал шесть кругов и прилетел в стену, в отличии от Брукса, Джек не смог самостоятельно вернуться на трассу и был в дальнейшем дисквалифицирован за постороннюю помощь. Борьба между Боннье и Моссом за лидерство тоже была не долгой. В очередной раз Ио подвела техника, как и в Аргентине Боннье, лидируя, вынужден был сойти на этот раз из-за проблем с подвеской, но пройденных кругов хватило для квалификации на 5-м месте.
Выиграл же Мосс. И это между прочим была первая победа болидов Лотус в Формуле 1. Брюс Макларен в очередной раз провалившийся в квалификации, смог прорваться на 2-е место и остаться лидером чемпионата. До финиша ещё доехало только две машины - Фил Хилл и много потерявший из-за разворота Брукс.
Помимо Ричи Гинтера, о котором я рассказывал на прошлой неделе, на Гран При Монако был ещё один дебютант. Он сошел ещё до начала дождя из-за проблем с сцеплением и этот человек стал обладателем уникального рекорда, который вряд ли кто повторит в обозримом будущем. знакомьтесь Джон Сертис
Cкачать Cathy's Clown бесплатно на pleer.com
John Surtees родился 11 февраля 1934 года в Тарсфилде, графство Суррей, Англия. Когда старшему сыну Джека Сертиса, владельца магазинчика по продаже мотоциклов и трехкратному чемпиона Великобритании по мотогонкам, исполнилось десять лет, он получил в подарок от отца двухколесную машину. Конечно это был какой-то убитый б/у мотоцикл, но что бы вызвать зависть у одноклассников этого хватало. Напомню что это был послевоенный Лондон, запчастей было не много и Джону приходилось самому что то изобретать, ремонтировать. К 16 годам это уже был отличный мотогоночный инженер, но Джону хотелось, стать мото-гонщиком, как отец.
В 16 лет Джон дебютировал в британском чемпионате. А в 17 лет он поучаствовал в заезде в Трасконе и обогнал звезду чемпионата мира - Джефа Дюка. А Дюк это был не абы кто, это был действующий вице чемпион мира в классе 500, человек выигравший в том 1951 году чемпионский титул в пятисотке. В следующем году Джон уже поехал в чемпионате мира, правда на собственном мотоцикле и только на британских этапах.
Все круто изменилось, когда Сертиса пригласили в заводскую команду Norton, в качестве подносчика снарядов тому же Дюку. Подносчиком Сертису быть не хотелось, в добавок Нортон, испытывая финансовые трудности, зажал часть зарплаты и Джон перебрался на следующий год в итальянскую MV Augusta. В 1956 Сертис впервые стал чемпионом мира в классе 500, обойдя в зачете Дюка.
Но на самом деле его время пришло через два года, когда из мотогонок ушли Gilera и Moto Guzzi, у МВ Аугуста конкурентов не оказалось. В 1958-59 Джон выиграл все гонки, в которых выходил на старт. Само собой он становился в те годы чемпионом мира. Три года подряд Сертис выигрывал все заезд на легендарной трассе по острову Мэн, во всех классах!!! Если он такой быстрый мотогонщик, то и гонщик скорее всего не плохой заявил тогда Энцо Феррари, старик помнил, что Тацио Нуволари и Антонио Аскари, начинали свою карьеру с мотогонок. В 1959 году Энцо хотел пригласить Джона в Феррари, но Сертис резонно решил, что опыта для выступления в Ф1 у него просто нет. "Смотри, Энцо не будет приглашать тебя дважды", предупреждали англичанина, но Сертис не хотел провала, тем более он стал в том году чемпионом мира по мотогонкам в третий раз.
В самом начале 1960 Джон выиграл гонку Формулы 3 в Гудвуре, это была первая же гонка на болидах класса Формул, в которой он участвовал. Тогда к перспективному пилоту подошел Колин Чепмен, у Колина условия были более приемлемые для Джона. Тот, в отличии от условий предложенных Феррари, мог продолжать выступать в мотогонках, но в свобоное от мото Гран При время, Джону предложить представлять Лотус в Формуле 1.
И совместить получилось на отлично. Джон стал чемпионом мира в мотогонках 1960 года, финишировал 2-м в ГП Великобритании (всего второй гонке Ф1 в его карьере) и выиграл поул на ГП Португалии. Но на следующий год в Лотус было только 2 места а для Джо не нашлось должной зарплаты. В 1961 Сертис окончательно перебрался в Формулу 1. Его услуги оказались востребованы в Yeoman Credit. В 1961 году команда несколько провалилась и Джон стал даже совмещать должность гонщика с обязанностями менеджера. Он свел руководство команды с автогоночной фирмой Lola и впервые болиды этой марки оказались в Формуле 1. Джон даже выиграл один поул, дважды финишировал 2-м и занял общее 4-е место в чемпионате. Тогда то поступило новое предложение от Феррари, от которого Сертис уже не смог найти сил отказаться.
Итальянская команда испытывала в середине 60-х не лучшие времена и нуждалась не сколько в быстром пилоте, сколько в испытателе и доводчике машин. Порой казалось, что Энцо больше заинтересовал в чемпионате спорт-прототипов. Дж. Сертис В те годы сезон в Ferrari приходилось начинать в невыгодном положений. До тех пор, пока не пройдет Ле-Ман просто невозможно было работать так, как хотелось и надо было в Формуле1. Год ушел на преломление ситуации, а в 1964 Джон Сертис стал чемпионом мира. Во многом неожиданно, где-то, отчасти, благодаря командной тактике, но он установил уникальный рекорд, который вряд ли кто повторит. Сложно представить, что бы современный гонщик был чемпионом мира и в мотогонках и в Формуле 1, очень уж далеко ушли друг от друга эти классы.
К сожалению, не всем в Маранелло гонщик пришелся по нраву. Энцо хорошо относился к Джону, но усилия интриганов к лету 66-го накалили атмосферу в команде. Больше всего насолить британцу старался менеджер по фамилии Драгони, который порой шел даже на откровенную подлость - сообщал Феррари, который почти не ездил на гонки, некорректную и даже ложную информацию о прошедших соревнованиях. Этот неудавшийся парфюмер был, что называется, человеком со связями. Куда они вели, в какие сферы, мне, признаться, так и не дано было до конца узнать. Терпение Сертиса лопнуло, когда после победы в квалификации перед «24 часами Ле-Мана» Драгони сообщил ему, что на гонку у команды есть более достойный пилот, посадив на его место Людовико Скарфиотти - племянника главы FIAT Джанни Аньелли, который намеревался выкупить компанию Ferrari у Коммендаторе. Выиграл ГП Бельгии 1966 (второй этап) Сертис явно готов был побороться за титул. Но после той победы Джон стал спорить по поводу гонорара с Энцо Феррари и измученный бесконечными внутренними распрями покинул команду. Сертис хлопнул дверью, хотя позже и признавался, что из-за этого лишился ещё одного чемпионского титула. Сезон он доезжал в Cooper и с двумя победами смог завоевать вице чемпионский титул. А в 1967 он пришел вытаскивать из болота Хонду
Тут Джон смог выиграть ГП Италии к примеру. Но в 1968 его напугало нововведение в виде магниевого кузова. 1969 Сертис отъездил (малоудачно) в BRM. А в 1970 Джон создал собственную команду.
К сожалению, как руководитель команды Сертис оказался неважным. Хотя по началу вроде все шло замечательно. У Роба Уокера была выкуплена его команда, строились собственные болиды и для Формулы 1 и для Формулы 2. В 1972 Майкл Хейвуд (другой мотогоночный гений) выиграл на болиде Джона Сертиса чемпионат Форумылы 2 - 1972 года и принес подиум в Формуле 1. Но в 1976 году Джон заключил соглашение о спонсорстве с фирмой Durex - известными производителя сантехники. Все бы ничего, да результаты были не важными, и болиды Джона окрестили гоночными унитазами. В 1978 году уже все потенциальные спонсоры знали, что машины Джона это гоночные унитазы и как-то марать своё имя рядом с таким прозвищем никто не захотел. Просуществовав тот сезон за счет платных гонщиков, Джон в конце 78 года проект закрыл.
К тому же у Джона к тому времени стали отказывать ноги, как последствие его травм в мотогонках и полноценно руководить командой он не мог. В 1979 году Сертис лег на лечение в клинику, где впервые влюбился, во что-то не относящееся к гонкам. Медсестра из данного госпиталя стала женой Джона Сертиса (он правда до этого уже был один раз женат, но не удачно) Сертис открыл свой магазин мотоциклов с очень большим выбором. После двух дочек, в 1991 году жена наконец родила Сертису сына.
Дальше все печально. Хенри Сертис, единственный сын пожилого чемпиона, погиб летом 2009 года на этапе Формулы 2, от прилетевшего в голову оторвавшегося колеса одного из соперников.
Видео Гран При Монако и победа Стирлинга Мосса
Click to view