Четыре года прошло с момента гибели Айртона Сенны и новых Сенн на рынке бразильских пилотов не видать. Хотя может быть они есть, но последнее время их всех более привлекает Индикар нежели Ф1. Де Ферран, Морено, Кастроневеш, Фиттипальди, Канаан, Рибейро, Гужельмин - ветераны и молодежь, весь этот солидный десант завис в американской серии. Формула 1 же, это сбитый летчик Рубенс Баррикелло и два рента-драйвера - Динис да Россет. Рубенса конечно в Бразилии уважают, но народ на трибуны он уже собрать не может. А с учетом того, что цены на билеты не по карману даже уверенным представителям среднего класса, в 1998 трибуны были полупусты и это было грустно. Это пост про историю Формулы 1, давно прошедшие Гран При и людей в них участвовавших и у нас Интерлагос.
Хотя, какие-то определенные надежды на будущее у бразильцев были и связывали их с Риккардо Зонтоной, в конкурентной борьбе взявшим титул чемпиона Ф3000 в 97 и ставшего тест пилотом McLaren. Остальные увы. Динис колко заметил в интервью, сильно видимо устав от критики родной прессы. В Формуле-1 есть два самых обсуждаемых гощика.Это Михаэль Шумахер за его талант и Педро Динис за его деньги. Я же не единственный пилот, которому приходится вкладывать деньги в Формулу-1, чтобы участвовать в гонках. Я знаю, где я нахожусь с точки зрения пилотажа, и мне не нужно стыдиться сравнений с моими товарищами по команде. В первый год в Forti, команде, которая не имела достаточного уровня для участия в гонках в Формуле-1, я вдвое опережал Роберто Морено, хотя и был мало известен в то время. Затем в Лижье, где ко мне относились не особенно хорошо, я был недалеко от Оливье Паниса, который с тех пор доказал свой уровень. Поэтому меня немного раздражает, когда люди говорят, что я богатый ребенок, и ничего больше. Педро работоспособный и много вкалывал на тестах, что и позволило ему и быть близко от Хилла и быть равным с Сало. Это конечно не чемпион мира, но надежный и хороший середняк, способный приезжать в очки. Вот Лэнс Стролл по таланту, явно лучше чем Динис, но при этом более ленив, может быть не так умен и в результате, с мой стороны, Педро заслуживает куда большего уважения, чем канадец.
Ну а Рубенс решил напомнить о себе странным образом. Он заявил, итальянской прессе, что в 1999 году заменит в Феррари Ирвайна. Я должен был уже перейти в Маранелло в конце 1995 года, но предпочел продлить контракт с Джорданом. Мы то знаем, что это так, пусть и не в тот год, но в 1998 это для многих стало шоком. Особенно конечно для Джеки Стюарта имевшего с Рубенсом большой разговор, ведь у них длительный контракт. Оказалось, что Рубенс таких заявлений не делал, а это его менеджер через итальянскую желтую прессу кинул пробный шар, проверить реакцию тиффози. Рубенс на самом деле поддерживает контакт с Жаном Тодтом, но пока каких либо договоренностей нет.
Несколько пенсионеров замечено в паддоке. Молодой пенсионер Герхард Бергер отметил начало сезона у МакЛарен и считает, что тем под силу повторить успех Маков 10-летней давности. В боксах Бенеттона снова звучат черные шуточки Нельсона Пике. Экс чемпион последнее время выступает только в Ле-Мане и явно не знает чем себя занять.
В пятницу Дэвид Култхард отмечал свой 27 день рождения. Команда подарила ему кремовый торт и когда Дэвид наклонился что бы торт разрезать, Мика Хаккинен окунул напарника в него лицом. Все довольны, всем смешно. Но в субботу во время тренировки Дэвида развернуло в одном из поворотом. McLaren завяз в гравии. Дэвид покинул кокпит и куча стервятников в лице фотографов, бросилось фотографировать спорную систему торможения, решение по которой пока не принято. Это очень разозлило Рона Дэннис и он, внезапно, набросился на прибывшего в боксы Дэвида с очень неприятной бранью.
У Williams кстати тоже появилась система торможения, чем-то похожая на то, что стоит у Маков. Но пока она только на машине Френтцена. Наша система архаична по сравнению с системой McLaren признает Вильнёв видимо уже видевший снимки из кокпита МакЛарен.
Прост уволил Джорджа Райтона, дизайнера новой катастрофической продольной коробки. Французская команда сейчас работает над созданием новой трансмиссии в сотрудничестве с Peugeot, а Райтон нашел убежище в Minardi, где будет помогать Густаву Брюнееру довести до ума М198.
Тренировки в пятницу отметились множеством разворотов на пыльной трассе. В субботу тренировка дважды прерывалась красными флагами. Сначала красочно разбил машину Вильнёв, а потом у Херберта заклинило педаль газа и он влетел в ограждение в Котовело. Джонии отделался ушибом шеи.
Квалификация проходила в сильную жару + 28 и так как тренировки проходили градусов на 10 ниже, настройки пришлось искать заново. Хаккинен летит над трассой и берет поул и без единого сопротивления (1'17''092''', что на одну секунду медленнее, чем поул Вильнёва в 1997 году).
Култхард (2-й), несколько потрясенный утренним вылетом, не участвует в игре и уступает своему товарищу по команде шесть десятых. McLaren тем не менее демонстрируют свое подавляющее превосходство даже при отсутствии дифференциального торможения. Все конкуренты отстали более чем на секунду. Френтцен (3-й) плывет за рулем своего Williams. Вильнев гораздо менее энергичен, поскольку ему приходится иметь дело с больной шеей (последствие утренней аварии). Чемпион мира пна запасной машине берет лишь 10-е место. Старшему Шумахеру (4-му) нужно время, чтобы правильно настроить свою Ferrari. Несмотря на разворот, Ирвайн (6-й) на этот раз уступил своему товарищу по команде лишь две десятые. Benetton более живые, чем в Австралии. Вурц поднимается на хорошее пятое место. Физикелла отошел на второй план, пытаясь перебить время напарника. Итальянец стартует седьмым. Jordan (Р. Шумахер 8-й, Хилл 11-й) не хватало устойчивости на неровностях.
10
Jacques Villeneuve
Williams FW20
Mecachrome CG37-01 3.0 V10
Goodyear
9
Olivier Panis
Prost AP01
Peugeot A16 3.0 V10
Bridgestone
8
Ralf Schumacher
Jordan 198
Mugen-Honda MF-301HC 3.0 V10
Goodyear
7
Giancarlo Fisichella
Benetton B198
Playlife GC37-01 3.0 V10
Bridgestone
6
Eddie Irvine
Ferrari F300 (649)
Ferrari 047 3.0 V10
Goodyear
5
Alexander Wurz
Benetton B198
Playlife GC37-01 3.0 V10
Bridgestone
4
Michael Schumacher
Ferrari F300 (649)
Ferrari 047 3.0 V10
Goodyear
3
Heinz-Harald Frentzen
Williams FW20
Mecachrome CG37-01 3.0 V10
Goodyear
2
David Coulthard
McLaren MP4-13
Mercedes FO110G 3.0 V10
Bridgestone
1
Mika Hakkinen
McLaren MP4-13
Mercedes FO110G 3.0 V10
Bridgestone
Панис (9-е место) доволен разработками, внесенными в Prost. Трулли (12-е место) должен пройти квалификацию на запасной машине после аварии в субботу утром. Быстрые в пятничную прохладу, Стюарт- (13-е Баррикелло, 16-е Магнуссен) гораздо медленнее, когда температура поднялась. Плохие выходные в Sauber: Херберт (14-е) и Алези (15-е) сожалеют об общем недостатке сцепления с трассой. Такаги вывел свой Tyrrell на удовлетворительное 17-е место, несмотря на то, что совершенно не знал трассу. Россет (21-е место), местный гонщик допустил слишком много ошибок... На Minardi Накано (18-е место) часто можно увидеть в траве, а Туэро (19-е место) ломает двигатель в конце квалификации. Наконец, абсолютная катастрофа для «Эрроуз»: Сало (20-е место) пропустил все субботнее утро из-за проблем с трансмиссией, а Динис (22-е место) вылетел с трассы в квалификации. Оба жалуются на ужасную избыточную поворачиваемость. Джону Барнарду еще есть над чем работать...
Шторм обрушился на Сан-Паулу в ночь с субботы на воскресенье. В утреннюю разминку асфальт ещё мокрый и Панис умудрился разбить свой болид так, что у того просто оторвало переднюю часть (Педальный узел отделился от передней оси)
К счастью француз только оглушен.
Днем +27, жара, однако на небе заметны грозовые облака. Команды Bridgestone планируют один пит-стоп. А вот в Goodyear не знают насколько хватит их шин. Поэтому Sauber и Jordan выбирают один пит-стоп, Ferrari, Williams и Tyrrell два. Ральф и Панис стартуют на запасных машинах.
Смотрим
You can watch this video on www.livejournal.com
10.00 Старт. Хорошо стартует Хаккинен, сохраняя лидерство. А вот Михаэль проваливается и упускает Вурца с Ирвайном.
Ральф разворачивается в повороте Озеро и улетает в гравий
Михаэль опережает обратно Вурца
После первого круга
1. Хаккинен
2. Култхард
3. Френтцен
уже отстает на 3 секунды
4. Ирвайн
5. М. Шумахер
6. Вурц
7. Вильнёв
8. Физикелла
9. Алези
10. Баррикелло
McLaren ощутимо быстрее всех остальных и начинают отрываться. Рубенс опередит Алези.
15.00 Накано развернуло под носом Такаги в эсске Сенны. Мотор японца заглох и его спешно убирают с трассы.
Хаккинен штампует быстрые круги, но от Култхарда не сильно отрывается. А вот Ха-Ха уже далеко позади
23.00 Шумахер легко опережает напарника
Вильнёв давит на Вурца
27.00 Херберт жестко проходит Трулли, но Ярно сейчас направится в боксы с несправным топливным насосом
Шумахер догнал Френтцена
34.00 Пилоты МакЛарен уже обходят первых круговых - Диниса и Туэро. В это же время на обочине замирает Эрроуз Мики Сало с умершим двигателем
35.00 На прямой после Курва-дель-Соль красиво, с дымком, взрывается двигатель Такаги
После 23 кругов
1. Хаккинен
2. Култхард
+6,1 сек.
3. Френтцен
+ 23,7 сек.
4. М. Шумахер
+24,3 сек.
5. Ирвайн
+31,2 сек.
6. Вурц
+36,4 сек.
7. Вильнёв
+37,4 сек.
8. Физикелла
+45 сек.
9. Баррикелло
+50 сек.
10. Алези
+52 сек.
44.00 Михаэль проводит пит-стоп и оказывается 8-м.
А Френтцен упирается в борьбу Туэро с Динисом
45.00 Не обойдя на круг Педро, Ха-Ха ныряет на пит-стоп как и Ирвайн. И Френтцен оказался позади Шумахера
46.00 Оба они застревают за Физикеллой. В это время Динис сворачивает в траву с отказавшей коробкой
47.00 Физикелла пропускает Шумахера но отсекает от Михаэля Френтцена
48.00 Пит-стоп Вильнёва, он 12-й за Хербертом
50.00 Ирвайн отбирает у Паниса 9-е место
А Хаккинен уже догоняет на круг Вильнёва и Херберта
53.00 Ирвайн поздно затормозив чуть не вынес Алези в первом повороте.
57.00 Пит-стоп Култхарда и Дэвид не теряет 2-го места
59.00 Вильнёв отбирает у Паниса 9-е место в первом повороте. А эту пару уже догнал Хаккинен на круг
01.01 Мика решил провести пит-стоп, он вернулся на трассу в трех секундах перед Дэвидом
А Шумахер и Френтцен уперлись в Вурца
Ирвайн с Вильнёвым так же зависли за Алези
01.04 И Жак проходит Эдди в первом повороте за счет позднего торможения
01.05 Жак проходит Алези и Жан сворачивает на пит-стоп
А Вурц продолжает сдерживать Шумахера и Френтцена.
01.07 Френтцен чуть не въезжает в Михаэля, на торможении
01.10 Отчаявшись пройти машины впереди, Ха-Ха заехал на второй пит-стоп. Что кажется грамотным решением. Миша продолжает зависать за Алексом
01.11 Вурц на пит-стопе. Он выезжает позади Френтцена, да и ещё чуть не теряет машину на холодных шинах, на выезде из боксов. Меж тем в траву паркуется Туэро - отказ электроники
Физикелла последним провел пит-стоп
01.14 Второй пит-стоп Вильнёва
Жак вышел позади Бенеттонов, у которых уже больше нет остановки и тут же уступил Хаккинену круг
После 50 кругов
1. Хаккинен
PitStop
2. Култхард
+4,3 сек. PitStop
3. М. Шумахер
+34,5 сек. PitStop
4. Ирвайн
+56,8 сек. PitStop
5. Френтцен
+ 1 мин. 03 сек. PitStop 2
6. Вурц
+1 мин. 05 сек. PitStop
7. Физикелла
+1 мин. 19 сек.PitStop
8. Вильнёв
+1 круг PitStop 2
9. Алези
+1 круг PitStop
10. Панис
+1 круг PitStop
01.19 Вурц догнал Френтцена, Хайнц-Харальд, вроде был хорош по тактике, но потерял в скорости. Шумахер проводит второй пит-стоп, на несколько мгновений заглохнув в боксах
01.20 В тот момент когда Шуми выезжает 4-м из боксов, позади него Алекс красиво опережает Френтцена
01.22 Ирвайн проводит запоздалый пит-стоп и оказывается 8-м.
На трассу начинает капать дождик
Баррикелло сходит с закипевшим движком. Бразильцев в гонке больше нет. На трассе дождь, но пилоты его не замечают. Шуми выдает быстрый круг. Но его тут перебивает Хаккинен 1'19''337
01.35 Из-за прыжков на кочках у Паниса открылся клапан масляного бочка и масло залило коробку.
01.39 Хаккинен проходит на круг Френтцена
01.40 У Херберта разболелась травмированная шея и он решил сойти, Джонни шел 10-м.
Дождь усилился, но на исход гонки он не повлиял.
01.44 Мика Хаккинен пересекает финишную черту и впервые выигрывает гонку без помощи Култхарда и командных приказов. Хорошее 4-е место Вурца. Первые очки Физикеллы за Бенеттон.
1. Mika Häkkinen
2. David Coulthard
+ 1.102
3. Michael Schumacher
+ 1:00.550
4. Alexander Wurz
+ 1:07.453
5. Heinz-Harald Frentzen
+ 1 круг
6. Giancarlo Fisichella
+ 1 круг
Без очков оказался Вильнёв. А Дэймона Хилла и его 10 место дисквалифицировали - машина весила меньше нормы. Сезон для Джордан начался крайне неудачно.
Мику уже начали немного критиковать за победы под сомнительным соусом, но тут в Бразилии он снял все вопросы. Большой шлем - лидерство от старта до финиша и быстрый круг. И Дэвид тут ничего с ним не смог сделать и был далеко. Мика уверено лидирует в чемпионате и вполне может замахнутся на титул. Но он пока предпочитает об этом не говорить.Это моя самая сложная победа. Заявил финн, облитый с ног до головы из бутылки Дэвида
Эта победа тем ценна, что она добыта без сложной и спорной системы тормозов. О чем мы поговорим ниже.
Рон Дэннис Мы очень довольны, даже больше, чем в Мельбурне. Я не понимаю реакции наших оппонентов. Они нам завидуют? Почему ? Разве это не спорт? Разве Уильямс тоже не переживали период своего доминирования? Мы же не сдвинули небо на землю!
А оппоненты просто пребывают в шоке, их хитрые интриги McLaren не остановили и даже не замедлили. Лишь двум машинам удалось удержатся в круге от Серебряных стрел. Нам предстоит много работы… горестно вздыхает Михаэль. И единственным довольным человеком не в форме МакЛарена, выглядит Вурц. В глубине души я чувствую себя вторым, потому что McLaren находятся в другой лиге.
Он молодец. Замечает Прост Интерлагос - трасса для настоящих мужчин. Достичь того, чего добился Вурц дебютировав на этой трассе, это просто фантастика.
Дэвид Ричардс доволен. Мы молодцы, что обменяли двух стариков на двух молодых! Тем более, что они стоят дешевле!
Личный зачет:
Кубок конструкторов:
1. Мика Хаккинен
-20
2. Дэвид Култхард
-12
3. Хайнц-Харальд Френтцен
-6
4. Михаэль Шумахер
-4
5. Эдди Ирвайн
-3
5. Алекс Вурц
-3
7. Жак Вильнев
-2
8. Джонни Херберт
-1
8.Джанкарло Физикелла
-1
1. McLaren-Mercedes -32
2. Williams-Mecachrome -8
3. Ferrari-7
4. Benetton-Playlife-4
5. Sauber- Petronas (Ferrari)-1
И так, что же было с системой тормозов МакЛарен.
18 марта президент Ferrari Лука ди Монтедземоло беседует в Париже с Максом Мосли и Берни Экклстоуном в кулуарах Всемирного совета FIA. Он сообщил им о своем решении подать жалобу на McLaren, если спорная система не будет запрещена к Гран При Бразилии. Через неделю, видя, что ФИА не чешется, в Интерлагосе, в четверг Феррари, Эрроуз и Тиррелл пишут жалобу на McLaren и его систему. Ferrari так же пишет жалобу на Williams, у которых похожая система. А Sauber и Minardi на Jordan. Тема жалоб одна и та же, использование системы, обеспечивающей управление всеми четырьмя колесами, что запрещено регламентом.
Вне этой возни остается Ален Прост, который говорит, что Рон Дэннис не способен жульничать и за одно использует программное обеспечение от TAG Electronics. Джеки Стюарт, но он недоволен слухами, что Феррари уводит от них Рубенса и не хочет поддерживать Скудерию в их борьбе. И внезапно Benetton, ранее из жалоб и скандалов не вылезавший, но возможно они не хотят привлекать внимания к своим технических хитростям.
В пятницу McLaren выдает свой ответ и участвует в пятничных тренировках без системы и все равно доминируют. Нас считают мошенниками. Мы собираемся показать, что не боимся прямой конфронтации, сняв тормоза, шутит Мансур Ойех. А вот Рон более серьезен Меня смущает недобросовестность тех, кто нападает на нас. Он сообщает, что пять раз в межсезонье отправлял запросы в ФИА и каждый раз получал одобрение от Чарли Уайтинга. На это есть чем ответить Джону Барнарду. Конечно, их направляющие тормоза незаконны! Они получили зеленый свет от ФИА, разумно порезав свой проект и свои запросы. Независимо друг от друга каждая часть головоломки законна, но, сложенные встык, они составляют целое, действия которого больше не законно. Это запрещенное средство пилотирования. Адвокат Феррари, грозит, что если систему признают законной, то он пойдет в гражданский суд. Жан Тодт всех заверяет, что не атака на МакЛарен а защита интересов всей Формулы 1.
Проблема в том, что разбирать все эти жалобы должны три человека, комиссары ФИА индиец Назир Хусейн, чех Радован Новак и бразилец Эльсио де Сан-Тьяго. Люди не обладающие должными техническими знаниями. Они зовут на помощь инженера Джо Бауэра и Карлоса Густаво Фунеса, технического комиссара бразильской федерации автоспорта. Компетенция Фунеса, при всем уважении, так же несколько сомнительна. А Джо Бпуэр, один из тех кто одобрял запросы Маков в межсезонье. В общем мозговой штурм свелся к совещаниям с Берни и Максом Мосли по телефону. В этом время субботнюю тренировку Маки катают с системой тормозов и Дэвида она не спасает от разворота. Наконец решение принято. Тормозные системы McLaren, Williams и Jordan запрещены на том основании, что их основная цель - изменение направления движения.
Williams и Jordan смиренно приняли это решение, ибо их системы нуждались в большой доработке. В McLaren свешались несколько часов, но все же решили жалобу не подавать во многом из-за пятничных тестов, где и без системы машины были на голову сильнее всех.
Рон Дэннис стремится не потерять лицо и выпускает длинный пресс-релиз, в котором объясняет, что McLaren никогда не отступала от правил. Из сообщения следует, что систему разработали инженеры Мерседеса, она используется в стандартных машинах марки (и это так) и её просто адаптировали под Формулу 1. Поэтому Дэннис оставляет за собой возможность повторного использования этих тормозов в соревнованиях, как только FIA разъяснит прецедентное право по этому вопросу. То, что мы показали в квалификации, лучший ответ на все споры. Замечает Хаккинен, после квалификации, в которой система уже была снова отключена В любом случае, нам удалось создать сенсационную машину при любых обстоятельствах.
И остается вопрос, а что это было? А был это большой блеф. Да система торможения позволяла машине стабильно чувствовать себя в поворотах, но не она была решающим фактором в успехах МакЛарен 1998 года. MP4/13, вероятно, выигрывал от так называемой «сжимающей» системы подвески, детища Эдриана Ньюри позволяющее стабилизировать положение болида в повороте без помощи традиционных стабилизаторов поперечной устойчивости. Перед глазами инженеров Феррари, Уильямс и прочих демонстративно помахали красной тряпкой системы тормозов и те уже на что-то другое не обратили внимание. Это было красиво.
Тележенка
https://t.me/Simakoff79