В 1997 году судьба чемпионата вполне могла решится в Сузуке, как это часто бывало раньше. Жак Вильнёв опережает Михаэля Шумахера на 9 очков и что бы остаться в борьбе Михаэлю надо финишировать выше Вильнёва. Задача сложная, потому что японская трасса больше подходит Williams. Но это год пятидесятилетия Феррари и Михаэль Шумахер очень хочет победить и имеет опыт как победить в острой конкуренции. Как это было например с Хиллом. Надо начинать психологическую войну и Михаэль в интервью начинает рассказывать, как он расслаблен спокоен и уверен в победе и в то же время видит в Жаке все признаки паники. Я вообще не понимаю о чем он говорит, растерянно замечает Вильнёв, но видно, что слова немца его задели. Плюс у Шумахер есть Эдди Ирвайн. Он не набирал очков с ГП Франции и итальянская пресса справедливо обвиняет его в том, что Феррари упустила кубок конструкторов. Но Ирвайн отлично знает Сузуку и в отличии от того же Френтцена для Эдди не проблема отправить кого нибудь в забор, если это нужно для продления контракта. Удивительно, но Михаэль и Жак, в этом году ещё ни разу не стояли вместе на подиуме. Это пост про историю формулы 1, давно прошедшие Гран При и люди в них участвовавшие. И у нас Сузука.
Сузука, Япония, где Жак Вильнёв обрел удивительную популярность, популярнее него только Ален Прост. Француз, скрываясь от фанатов, даже уехал с автодрома на скутере в шлеме, что бы не узнали. А может он опасался мести со стороны фанатов Накано. Ведь Ален очень хотел, что бы на последнем Гран При вместо японца поехал Ярно Трулли, но Хонда пригрозила, что не привезет в Херес двигатели. Хонда также хотела посадить на 98 год Накано в кресло Джордан, в напарники к Хиллу в обмен на скидку в четыре миллиона долларов на цену V10 Mugen. Но Эдди предпочел оставить Ральфа Шумахера
В четверг, 9 октября в одном из японских отелей прошло ежегодное собрание профсоюза пилотов Формулы 1 под предводительством Михаэля и с приглашённой звездой - Джеки Стюартом, когда-то профсоюз и создавшим. Но видно, что на собрании кое кого не хватает. Конечно нет Жака Вильнёва, считавшего профсоюз фикцией и недовольного тем, что реформы Макса Мосли были приняты профсоюзом без обсуждения. Жака поддержал давний друг Мика Сало и Оливье Панис. Француз заметил, что Жак был единственным пилотом, кто навестил его в больнице.
Том Уокиншоу купил Hart, поэтому Минарди вынуждены договорится о покупке движков V10 Ford Zetec-R, что горят на Стюартах в этом году.
Что касается Stewart, то они продлили на год Яна Магнуссена, не смотря на посредственные результаты. В Tyrrell, находящемся в стадии поглашения British American Tobacco, в качестве пилота поедет нынешний тест пилот Тора Такаги, за деньги PIAA. Его напарником вроде бы как должен остаться Йос Ферстаппен, только что ставший отцом Макса либо новый чемпион Ф-Нипон, испанец Педро де ла Роза.
В пятницу, 10 октября Укиё Катаяма, созвал пресс-конференцию и объявил об уходе из Формулы 1. Он не верит в союз Минарди с б/у Фордом ну и хочет, что в Ф1 сохранил место Шиниджи Накано, сватая того в Минарди. Пришло время дать другое направление моей жизни как человека и спортсмена. Я считаю, что настало время, дать дорогу молодежи. Приходят Накано и Такаги, я желаю им всего наилучшего. Я испытал большую радость в Формуле 1 - мой сезон 1994 года - и глубокую печаль - смерть Айртона Сенны. Я сожалею, что никогда не был на подиуме, но ухожу без сожаления.
Маленький японец всем запомнился плохим английским, авариями и дружелюбием.
После Гран-при Люксембурга Williams претерпели капитальные изменение - шасси удлиненно и ему даже пришлось проходит крэш-тест. Два типа передней подвески. Феррари улучшила электронику и новое переднее крыло, которое кажется деформируется на полной скорости, что даже стало поводу инженеров команд соперников подать жалобу. В прочем нарушений не обнаружено. После оглушительных отказов двигателей McLaren и Mercedes протестировали V10 на испытательном стенде в Штутгарте и обнаружили проблему в области подачи масла.
В пятницу лидировал Ирвайн. Тренировка отметилась очередным двойным отказом двигателей Хонда и японцы решили приглушить мощность. В субботу днем шел дождь, закончившийся как раз перед квалификацией. Но все ринулись на трассу ожидая, что дождь вот вот начнётся снова. В этой спешке разбивает в Эске свой Заубер Джани Морбиделли.
Вильнев занимает свою двенадцатую поул-позицию в сезоне 1'36''071
это всего на сотую быстрее чем у Михаэля. Похоже, что Ferrari, есть что показать здесь с Williams, о чем свидетельствует отличное время Ирвайна (3-е место). На втором «Уильямсе» Френтцен (6-е место) уступает партнеру по команде полсекунды. Хаккинен финишировал четвертым на своем McLaren, но мог бы побороться за поул, если бы не попал в траффик. Остановившись утром из-за отказа гидравлики, Култхард (11-е место) не смог настроить свою машину и боролся с ужасной избыточной поворачиваемостью. Benetton здесь конкурентоспособны. Бергер (5-е место) опережает Алези (7-е место), которому пришлось пройти квалификацию на запасной машине из-за утечки масла. Прекрасное выступление Херберта, восьмого на своем Sauber. Вылетев с трассы, Морбиделли (18-й ) почувствовал сильную боль в левой руке, той самой, которая пострадала летом во время тестов к Гран-при Франции. Посоветовавшись с Сидом Уоткинсом, итальянец благоразумно отказался от участия в Гран-при.
10
Olivier Panis
Prost JS45
Mugen-Honda MF-301HB 3.0 V10
Bridgestone
9
Giancarlo Fisichella
Jordan 197
Peugeot A14 3.0 V10
Goodyear
8
Johnny Herbert
Sauber C16
Petronas SPE 01 (Ferrari 046) 3.0 V10
Goodyear
7
Jean Alesi
Benetton B197
Renault RS9 3.0 V10
Goodyear
6
Heinz-Harald Frentzen
Williams FW19
Renault RS9 3.0 V10
Goodyear
5
Gerhard Berger
Benetton B197
Renault RS9 3.0 V10
Goodyear
4
Mika Hakkinen
McLaren MP4-12
Mercedes FO110E 3.0 V10
Goodyear
3
Eddie Irvine
Ferrari F310B (648/2)
Ferrari 046/2 3.0 V10
Goodyear
2
Michael Schumacher
Ferrari F310B (648/2)
Ferrari 046/2 3.0 V10
Goodyear
1
Jacques Villeneuve
Williams FW19
Renault RS9 3.0 V10
Goodyear
Очень быстрый на тренировках Jordan провалился в квалификации. Физикелла (9-е место) изо всех сил пытается освоить эту трассу, которую он не знает, а Р. Шумахер (13-е место), по его собственному признанию, слишком много наделал ошибок. В субботу утром Панис сжег еще один двигатель Mugen. Днем он поскользнулся на масле, оставленном Баррикелло, и не показал результата лучше 10-го. На другом Просте Накано (15-е место) борется с избыточной поворачиваемостью. В Стюарте Баррикелло (12-е место) сжигает еще один Ford V10 в начале квалификации, а затем садится на запасную машину. Магнуссен (14-е место) утверждает, что был напуган красным флагом, вызванным Морбиделли. Плохое выступление Arrows Динис (16-е место) пострадал из-за неисправности электрооборудования, а Хилл (17-е место) - из-за вялого двигателя. В конце стартовой решетки Минарди (Катаяма 18-й, Маркеш 19-й) явно опережают бедный Тиррелл (Ферстаппен 20-й, Сало 21-й). Стоит отметить, что команды, обутые в Bridgestone (Эрроуз, Прост, Стюарт и Минарди), отстают: японский производитель на родине проигрывает Goodyear, привезшей очень эффективный специальный состав. Более того, американская шина всегда имела преимущество на абразивных трассах, таких как Сузука.
Пока проходила квалификация судьи разбили случай на тренировке. Шесть гонщиков не сбросили скорость под желтыми флагами, когда на трассе остановилась машина Ферстаппена. Это Жак Вильнев, Хайнц-Харальд Френтцен, Михаэль Шумахер, Рубенс Баррикелло, Укиё Катаяма и Джонни Херберт. Для Жака ситуация опасная потому как с Монцы у него условная дисквалификация на 9 гонок. Трое судей не знаю, что делать ибо Берни и Макса на трассе нет, а сами они не решаются так вмешаться в чемпионат. И все же принято максимально строгое решение, Вильнёв отстранен от участия в Гран При, остальные пять наказаны условной дисквалификацией на две гонки, Френтцен на пять.
Жак в сердцах тут же заявляет, что уходит из Формулы 1. Для меня Формула-1 закончилась! Я знал, что это закончится именно так. Он уверен, что все это месть Макса Мосли за критику. Фрэнк и Патрик пытаются его урезонить. Немного подумав и успокоившись Вильнёв просит команду подать жалобу. Он будет участвовать в гонке, потому что жалоба будет рассмотрена после неё, а пока наказание не вступило в силу. Шумахер конечно очень рад, но старается держаться в рамках приличий Мы с Жаком допустили одну и ту же ошибку. Справедливо ли вынесенное ему наказание? Не мне решать.
В воскресенье поднялся сильный ветер, но погода хорошая, хоть и прохладно. У Вильнёва задача не дать выиграть Шумахеру и желательно помочь выиграть Френтцену, хотя это проблематично, тот далеко стартует. Жак понимает, что в жалобе толку нет, его все равно накажут.
Смотрим
You can watch this video on www.livejournal.com
19.00 Старт Вильнёв берет влево и отсекает Михаэля, сохраняя лидерство. Ирвайн пропускает Хаккинена и не может помочь напарнику.
После первого круга
1. Вильнёв
2. М. Шумахер
3. Хаккинен
4. Ирвайн
5. Френтцен
6. Бергер
7. Алези
8. Херберт
9. Култхард
10. Физикелла
22.00 Шумахер в Эсске бьет по тормозам, что бы придержать Хаккинена и обоих проходит Ирвайн. Эдди мчит в погоню за Жаком
24.00 В небольшой шикане Эдди проходит и Жака, аккуратно посторонившегося с пути ирландца. У Эдди явно мало топливо на борту ибо он уходит в отрыв, и рисковать столкновением канадцу не захотелось.
Алези опережает Бергера
25.00 Магнуссен в гравии, во втором повороте - ошибка пилота.
Эдди начинает отрываться и если у Феррари был расчёт, что Жак бросится в погоню убивая резину, то он не оправдался.
31.00 А это в клубах пыли исчез Баррикелло, на выходе из 130R. Для Stewart гонка закончилась. Это Рубенс зацепил бровку, его ошибка
35.00 К разочарованию публики Катаяма паркуется на траве с закипевшим движком
41.00 Хаккинен открывает волну пит-стоп (хотя все ждали Ирвайна) и следом за ним переобувается Бергер (очень быстро)
42.00 Накано отбирает 14-е место у Маркеша
43.00 Пит-стоп Алези и Култхарда, Бенеттоны и МакЛарены намудрили с тактикой, их пилоты застревают в трафике
45.00 Пит-стоп Паниса
46.00 Пит-стоп Ирвайна, он окажется между Френтценом и Хербертом.
50.00 Пит-стоп Михаэля. Он пятый, позади Эдди
53.00 После нескольких ошибок Жак заезжает на пит-стоп и выскакивает под носом у Михаэля. Но Шуми, на прогретой резине и он тут же обходит канадца. В Ложке развернуло Маркеша
55.00 Пит-стоп Френтцена, немец 4-й перед Хаккиненом
56.00 Накано ошибается в шикане и срезает трассу по гравию. Японец будет медленно ползти в боксы
После 23 кругов
1. Ирвайн
PitStop
2. М. Шумахер
+8,8 сек. PitStop
3. Вильнёв
+9,4 сек.PitStop
4. Френтцен
+14,3 сек.PitStop
5. Хаккинен
+17,5 сек.PitStop
6. Алези
+18,3 сек.PitStop
7. Бергер
+29,8 сек.PitStop
8. Херберт
+31 сек.PitStop
9. Култхард
+36,1 сек.PitStop
10. Физикелла
+37,8 сек.PitStop
01.01 Шумахер и Вильнёв догоняют замедлившегося Эдди. Ирвайн легко пропускает напарника и явно начинает тормозить Вильнёва не давая себя обойти
01.04 Уже второй пит-стоп Бергера
01.05 Остановка Алези
01.10 Вильнёв не рискнул пойти в атаку на Ирвайна и заехал на пит-стоп. Увы шланг долго вставляли в горловину, остановка заняла 14 секунд и Жак оказался позади Хаккинена тоже побывавшего на пит-стопе и Алези, т.е. 7-м
01.12 Шумахер упирается в борьбу пилотов Тиррелла за 16 место
01.13 Ирвайн проводит пит-стоп и оказывается 3-м
01.15 Пит-стоп Михаэля он намного впереди Ирвайна а в лидерах Френтцен
01.19 Пит-стоп Култхарда
01.21 Взрывается двигатель у Паниса. Пит-стоп Френтцена и немец выезжает перед Ирвайном 2-м. Пит-стоп Херберта
01.24 Долгий пит-стоп у Ральфа, одно из колес не хотело вставать на место
Третий пит-стоп Алези (почти догнавшим замедлившегося Ирвайна, у того проблемы с тормозами), он между Вильнёвым и Хербертом
01.28 Френтцен немного теряет времени за Динисом.
После 42 кругов
1. М. Шумахер
+8,8 сек. PitStop 2
2. Френтцен
+5,5 сек.PitStop 2
3. Ирвайн
+12,4 сек. PitStop 2
4. Хаккинен
+13,7 сек.PitStop 2
5. Вильнёв
+28,5 сек. PitStop 2
6. Алези
+30,1 сек.PitStop 3
7. Херберт
+32,7 сек.PitStop 2
8. Култхард
+37,4 сек.PitStop 2
9. Физикелла
+42,4 сек.PitStop 2
10. Бергер
+48,4 сек.PitStop 3
Хаккминен догнал Ирвайна
01.34 Алези на свежей резине догнал Вильнёва
01.39 Ломается коробка передач у Маркеша
Френтцен выдает лучший круг 1'38''942 и сокращает отрыв от Михаэля до 4 секунд
01.41 Сало съезжает на обочину со сломанным двигателем.
01.43 А Михаэль застревает за старым другом Хиллом. Дэймон отчаянно блокирует лидера и на хвосте у Миши уже и Френтцен а на трассе начинается дождь
01.48 Михаэль Шумахер выигрывает свой 27-й Гран-при. Френтцен второй и это кубок конструкторов для Williams. Хаккинен набирает первые очки за два месяца. Двигатель Култхарда взорвался в 130R.
1. Michael Schumacher
2. Heinz-Harald Frentzen
+1.378
3. Eddie Irvine
+26.384
4. Mika Häkkinen
+27.129
5. Jacques Villeneuve
+39,776
6. Jean Alesi
+40.403
7. Johnny Herbert
Идеальная командная работа Феррари. Ирвайн показал себя отличным командным игроком Все прошло идеально. Мы согласовали стратегию с Жаном Тодтом и Михаэлем Шумахером, поэтому последний пропустил меня на старте. На следующем круге мне удалось поймать Вильнева. Оказавшись впереди, я сильно атаковал, чтобы создать небольшое преимущество, и ждал «телефонного звонка» из боксов... Затем, когда я пропустил Михаэля, мне сказали встать перед Вильневом. Что я сделал. Я доказал, что я лучший товарищ по команде в мире!
Михаэль Эдди - отличный парень, он был готов пожертвовать всем ради меня. Я давно не испытывал такой сильной радости. Это была игра в шахматы, нам нужно было противостоять стратегии наших противников. Хитрость заключалась в том, чтобы остановиться первым. Но когда я выехал перед Вильневом, он сместился по трассе передо мной, чтобы помешать мне. Точно так же, как он сделал на старте... Но я его не виню, на его месте я бы сделал то же самое.
Вильнёв разочарован и грядущей дисквалификацией и тем, что Феррари тактически его переиграли. Моя машина вела себя хорошо, но я был готов гонялся только с Шумахером. Но Ирвайн был готов ко всему. Он отказался от своей первой победы, чтобы отдать ее Шумахеру... Это командная игра, пусть и немного грубая. Когда мы начинали, мы хотели убедиться, что Михаэль наберет минимум очков. Но всё пошло не так, как мы думали, и я не собирался выбивать его с трассы, чтобы не дать ему добиться результата. Сразу после гонки Жак улетел домой в Швейцарию перезарядить батарею.
Ну тем не менее Williams-Renault завоевали кубок конструкторов, а он командой Williams всегда ценился выше достижении отдельных пилотов
Табличка дана по результатам сразу после финиша
Личный зачет:
Кубок конструкторов:
1. Жак Вильнев
-79
2. Михаэль Шумахер
-78
3. Хайнц-Харальд Френтцен
-41
4. Жан Алези
-35
5. Дэвид Култхард
-30
6. Герхард Бергер
-24
7. Эдди Ирвайн
-22
8.Джанкарло Физикелла
-20
9. Мика Хаккинен
-17
10. Оливье Панис
-16
11. Джонни Херберт
-14
12. Ральф Шумахер
-13
13. Дэймон Хилл
-7
14. Рубенс Баррикелло
-6
15. Алекс Вурц
-4
16.Ярно Трулли
-3
17. Мика Сало
-2
17. Педро Динис
-2
19. Шиниджи Накано
-2
20. Никола Ларини
-1
1. Williams-Renault -120
2. Ferrari-100
3. Benetton-Renault -63
4. McLaren-Mercedes -47
5. Jordan-Peugeot -33
6. Prost-Mugen Honda -21
7. Sauber- Petronas (Ferrari)-15
8. Arrows-Yamaha -9
9. Stewart-Ford -6
10. Tyrrell-Ford-2
В четверг, 16 октября, апелляционный трибунал FIA собрался впустую. Williams отозвали свою жалобу, справедливо опасаясь, что наказание могут и ужесточить, как это не раз бывало. Жак теряет 2 заработанных очка и лидером чемпионата с преимуществом в одно очко становится Михаэль. 78 против 77.
Ну и закончим с Тарсо Маркешом
Tarso Marques
Мне было 20, но у меня был довольно большой опыт по сравнению с некоторыми гонщиками. Я был очень молод, но я участвовал во многих гонках. У меня было несколько хороших возможностей перейти в другие команды, но я не смог. У меня был длительный контракт. ДжанКарло Минарди дал мне шанс стартовать в Формуле-1, иначе у меня никогда не было бы такого шанса, потому что у меня не было спонсоров, которых я мог бы привлечь. Это заставило меня остаться в стороне на какое-то время.
У Тарсо Маркеша был контракт запасного пилота в Минарди. Так он и снова оказался за рулем, когда Трулли подался в Прост. Ожидалось, что талантливый бразилец разобьёт аварийного Катаяму, но так не вышло, они смотрелись на равных, хотя к концу сезона Маркеш показал в гонках несколько неплохих прорывов. В общем то, что его не было в команде в 98, особо никого не удивило. Год он просидел на скамейке, в ожидании, что не пойдут дела у Туэро или Накано окажется так плох, как о нем говорил Прост. Тарсо даже не участвовал в тестах команды, но он был тест пилотом Bridgestone. А в 1999 получил место в Чампкаре и не где-то там, а в Penske. В напарниках с Элом Анзером и став первым дебютантом в истории великой команды.
Это было очень тяжело. Penske была отличной командой, но это был плохой год. Машина была плохой, шины на тот момент были плохими. Был и не очень хорош, и двигатель, вероятно, он был худшим на тот момент. Так что весь пакет был не очень хорош. Но я думаю, что они отлично поработали для меня, потому что команда изначально планировалась на одну машину. Я должен был провести только две гонки, а провёл шесть. Мы наняли ещё механиков, но у нас не было достаточно оборудования, чтобы везти две машины, так что они проделали хорошую работу.
Лучшим результатом Тарсо стало 9- е место на этапе в Бразильском Рио. Что позволило в 2000 оказаться в команде Dale Coyne.
Я стартовал примерно в пятой гонке чемпионата, немного поздно, потому что у меня не было команды. Я был единственным, кто ездил на шасси Swift, потому что другие люди, у которых оно было, возвращали машины. Это было очень сложно, Но опять же, они это знали. Думаю, я многому научился. Это был очень тяжелый год, потому что у машины была очень низкая прижимная сила, и это всегда было нашей самой большой проблемой, все время. Особенно для овалов, здесь ничего не поделаешь - ты едешь ровно по всему кругу, а машина едет недостаточно быстро. Мне было очень тяжело как пилоту, но я думаю, что многому научился.Лишь под конец сезона Маркеш приноровился и финишировал 7-м в Фонтане. Но в целом это был провал. Тарсо нашел место в чемпионате и на 2001, но команда обанкротилась и тут Пол Стоддарт купил Минарди. Он искал напарника для молодого таланта - Фернандо Алонсо, и Джанкарло напомнил, что есть один паренек что долго и послушно сидел на скамейке запасных.
Это был не очень выгодный контракт, да даже не контракт а договоренность на словах. Тарсо не участвовал в тестах, все тестировал Алонсо, все новинки тоже сначала ставились на машину Фернандо. Ну и плюс, как только появился бы кто-то богатый, Маркеш должен был ему уступить место. В голливудском кино Маркеш бы разозлился и всем все доказал, но вышла бразильская мыльная опера. Алонсо при всех преференциях и ещё и был страшно талантлив. А Маркеш на его фоне растворился да ещё и умудрился не пройти квалификацию в Британии, позор, которого Ф1 не видела со времен Риккардо Россета.
Ближе к концу сезона его сменил Алекс Йонг. Он был тест пилотом Минарди в 2002, но когда у Йонга закончились деньги, за пуль усадили Энтони Дэвидсона, а не Тарсо. В 2003 Маркеш числился пилотом некой Stefan GP ребят выкупивших обанкротившийся Arrows и хотевших на его болидах стартовать в Ф1. В 2004-05 он провел несколько гонок за Dale Coyne в серии Champ Car. которая успела скатиться. Уровень чемпионата был не тот но и там Тарсо ничего не показал, кроме этого глупого эпизода, когда едя следом за тягачом-буксиром, он на ровном месте сломал подвеску машине.
Click to view
Далее были бразильские Сток Кары. В 2022 он был заявлен как возможный пилот Наскар, но так и не появился в чемпионате. Но это так хобби. На самом деле вдали от гонок Тарсо Маркеш живет более интересной жизнью.
С ног до головы покрытый татуировками качек (он даже на 2 года были дисквалифицирован в бразильских кузовах из-за стероидов) Маркеш делает коллекционные мотоциклы и автомобили завоёвывающие престижнейшие награды.
Полюбоваться можно здесь
https://tarsomarques.com/index.html А недавно он попал в новости по печальному поводу, Тарсо оказался в реанимации после заболевания Ковидом, но выжил.
Телеграм
https://t.me/Simakoff79