Сезон 1997, до конца осталось шесть Гран При, но совершенно ничего не ясно. У Михаэля Шумахера 56 очков, у Жака Вильнёва 53. По машинам преимущество у Williams, это машина более стабильна и лучше подходит к оставшимся типам трасс. Но, по гонщикам, преимущество у опытного Михаэля. Жак очень не стабилен. Пять побед, пять сходов, одно 4-е место. Шуми, даже, когда у него не хватает скорости, старается брать максимум очков, стоит канадцу допустить ошибку. Ну а Феррари с приходом Рори Брина и Росса Броуна прогрессирует. Это регулярный пост про историю Формулы 1, давно прошедшие Гран При и люди в них участвовавшие и у нас Спа, любимая трасса Шумахера.
В четверг, 21 августа в боксах Prost заметили Оливье Паниса. Француз, пока, с трудом ходит, но ходит и видно, что дела его идут на поправку. Он планирует вернутся за руль на ГП Люксембурга. Тем более, что команда продлила с ним контракт до 1999 года, включительно. Так же на два года контракт с Аленом Простом продлили табачники из Сейты, вложив в команду до селе не виданные суммы, о которых в Лижье только мечтали.
McLaren объявляет о продлении Мики Хаккинена и Дэвида Култхарда. Переговоры с Дэймоном Хиллом закончились ничем. Хилла не устроили условия в виде 2 миллионов в год и бонусных выплат за победы (он сейчас получает 15 миллионов). Дэймон выпустил полный разочарования релиз Мы обсуждали это в последние недели, но у меня не было другой альтернативы, кроме как отклонить сделанное предложение, поскольку оно не демонстрирует серьезное желание со стороны McLaren нанять меня в качестве гонщика в 1998 году. Чувствуя угрозу со стороны Хилла и Дэвид и Мика вели переговоры с другими командами. Но уже через полчаса после релиза Хилла, обоим объявили, что они остаются. Да, Хаккинен не отошел после аварии, а Култхард периодически делает детские ошибки, но оба явно прогрессируют и Рон Дэннис вел переговоры с Хиллом, больше просто, что бы держать своих гонщиков в тонусе.
У Arrows новый спонсор - британская страховая компания Eagle Star. Они будут спонсировать и гоночную команду и регбийный клуб принадлежащий Тому Уокиншоу. Тут интересно, что Eagle Star, входит в большой холдинг во главе которого, табачный концерн BAT. А British American Tobacco спонсирует проект Полака, Рейнарда, Вильнёва по покорению Ф1. И не то данное трио задумало купить Arrows, не то, ребята из BAT решили провести разведку и проверить как все в Ф1 работает.
В пятницу Бельгию накрыло ливнем и быстрее всех оказались Алези с Бергером, основная масса пилотов, включая Шумахера старшего, проверяла обочину на стойкость. Утром в субботу дождь стих, но все ещё шел. Быстрее всех были Вильнёв и Алези. Тренировка трижды прерывалась красными флагами, особо сильным было происшествие с Хаккиненом. У McLaren в Ле-Комбе на скорости 280 км/ч отлетело заднее левое колесо. Мика отделался испугом. На всякий случай в команде меняют карбоновые треугольники подвески на стальные, более надежные.
Днем, в субботу, выглянуло солнце, квалификация будет сухой. Френтцен, Физикелла и М. Шумахер какое-то время удерживали поул, прежде чем в конце сессии инициативу взяли на себя Вильнёв и Алези. Канадец берет 10-й поул в своей молодой карьере. 1'49''450
Френтцен только седьмой, после вылета за пределы трассы. Алези (2-й) демонстрирует прогресс Benetton и изображает из себя претендента на победу. Бергеру не повезло: он стал жертвой тревожной неисправности подвески и занял 15-е место на плохо отрегулированном запасном болиде. Вынужденный снова использовать старые шасси (новые ещё не починили после Венгрии), Шумахер старший поставил свой Ferrari на третье место, отстав на восемь десятых от Вильнева. Ирвайн теряется в своих настройках, перегружается, чтобы компенсировать недостаток баланса, и в конечном итоге показывает лишь катастрофический 17-й результат. Jordan демонстрирует здесь лучшую максимальную скорость - 310 км/ч. Физикелла (4-е место) блистает в квалификации, а Р. Шумахер (6-е место) остановился из-за отказа двигателя. Он пересаживается на запасную машину, у которой проблемы с электроникой. управляемостью. У McLaren определенно насыщенный уик-энд: едва оправившись от утреннего происшествия, Хаккинен квалифицируется на пятом месте, а затем его дисквалифицируют из-за несоответствующего требованиям топлива! Однако команда подала апелляцию, и финн сохранил свою позицию на стартовой решетке. Апелляционный трибунал FIA рассмотрит его дело после гонки. Это вряд ли устраивает федерацию, которая, в свою очередь, подает жалобу на McLaren за «медленную подачу апелляции»... Култхард (10-е место) снова выделяется тем, что вылетел с трассы.
10
David Coulthard
McLaren MP4-12
Mercedes FO110E 3.0 V10
Goodyear
9
Damon Hill
Arrows A18
Yamaha OX11C (Judd JV) 3.0 V10
Bridgestone
8
Pedro Paulo Diniz
Arrows A18
Yamaha OX11C (Judd JV) 3.0 V10
Bridgestone
7
Heinz-Harald Frentzen
Williams FW19
Renault RS9 3.0 V10
Goodyear
6
Ralf Schumacher
Jordan 197
Peugeot A14 3.0 V10
Goodyear
5
Mika Hakkinen
McLaren MP4-12
Mercedes FO110E 3.0 V10
Goodyear
4
Giancarlo Fisichella
Jordan 197
Peugeot A14 3.0 V10
Goodyear
3
Michael Schumacher
Ferrari F310B (648/2)
Ferrari 046/2 3.0 V10
Goodyear
2
Jean Alesi
Benetton B197
Renault RS9 3.0 V10
Goodyear
1
Jacques Villeneuve
Williams FW19
Renault RS9 3.0 V10
Goodyear
Arrows сияет благодаря мягким шинам Bridgestone, которые используются только они. Динис (8-е место) удивляет, обогнав не очень аккуратного в вождении Хилла (9-е место), автора нескольких мелких ошибок. Херберт ставит свой Sauber на одиннадцатое место. Его коллега Морбиделли (13-е место) врезался в рельс в автобусной остановке, а затем застрял в гравийной ловушке. Сияя под дождем в пятницу, Баррикелло вернулся в строй на следующий день и квалифицировал свой Stewart на двенадцатой позиции. Магнуссен (18-й) учит трассу. Спа также была Терра Инкогнито для гонщиков «Проста». Трулли (14-е место) выполняет несколько разворотов, а Накано (16-е место) надолго застрял в боксах из-за неисправности распределителя тормозов. В Тиррелле Сало (19-е место) опережает Ферстаппена (21-е место), вылетевшего с трассы. В пятницу под дождем Катаяма максимально использовал свои Bridgestones, чтобы попасть в «топ-10». На следующий день, к сожалению, у его Minardi возникли проблемы со сцеплением, и японец опустился на двадцатое место. Его товарищ по команде Маркеш (22-е место) замыкает шествие.
В воскресенье с утра снова всех быстрее Вильнёв, опережая Херберта и Ральфа. Михаэль был занял поиском настроек. А в McLaren проблема, оба пилота оказались в рельсе.
После обеда метеорологи прогнозируют в начале второй половины дня короткие, но сильные ливни. За кулисами механики Goodyear и Bridgestone готовят дождевую резину.
Они правы, потому что тяжелые облака собираются и разрываются в 13:35, за двадцать пять минут до старта гонки. Спа просто смывает, все бегут ставить дождевую резину. Однако проходит 25 минут и уже во всю светит солнце, тучи сдуло ветром. Но трасса мокрая. И в Феррари улыбаются, у Миши запасная машина заранее была настроена на смешаную погоду и стоит в промежуточной резине. Шумахер будет стартовать на ней.
Шумахер старший, единственный пилот на промежуточной резине. Физикелла и Хаккинен выбирают новые «дождевые» шины Goodyear с V-образными канавками - компромисс между «полностью мокрыми» и смешанными шинами. В Bridgestone все на дождевой. Ральфа Шумахера развернуло на луже по дороге на стартовую позицию, он будет стартовать из боксов на запасной машине и поскольку терять немцу нечего он обувается в слики.
И впервые в истории Ф1 старт будет за машиной безопасности
За рулем экс чемпион британской Ф3 Оливер Гэвин
Смотрим
You can watch this video on www.livejournal.com
5.00 Старт за машиной безопасности.
Болиды едут за сефти-каром и к радости Шуми сушат траекторию. После первого круга Хаккинен и Динис допустили ошибку, обойдя Френтцена. Педро позицию вернул, а Мика нет, но возникает вопрос как Френтцен на старте оказался впереди финна. Ярно Трулли стартовал из боксов с отставанием в круг.
15.00 Сефти-кар уходит с трассы. Видимость нулевая, обгонов нет, все остаются на своих позициях
1. Вильнёв
2. Алези
3. М. Шумахер
4. Физикелла
5. Хаккинен
6. Френтцен
7. Динис
8. Хилл
9. Култхард
10. Херберт
17.00 На торможении в Ля-Сурсе Шумахер старший проходит Алези
18.00 На спуске в Риваж Михаэль проходит Жака и выходит в лидеры гонки.
19.00 Ральф скачет по обочине
20.00 Хилл в конце круга пытается пройти Диниса, но бразилец удерживается впереди. Физикелла в красивой борьбе бок о бок проходит Алези в Кеммеле.
21.00 Физико атакует Жака. Накано увяз в гравии и закончил гонку.
22.00 Вильнев заезжает в боксы за промежуточной резиной, он окажется 18-м
23.00 Шумахер опережает Физикеллу на 22 секунды. А вот Ха-Ха Френтцен собрал позади себя большую группу в которую входят Култхард, Динис, Хилл, Херберт, Баррикелло и Магнуссен
24.00 Алези переобувается в слики
25.00 Култхард смог обойти Френтцена. Затем немца обходят Динис и Херберт. Затем Баррикелло и Магнуссен. При этом Рубенс уткнулся в немца и повредил подвеску.
27.00 Баррикелло и Френтцен заезжают на пит-лейн, Рубенс сходит, Хайнц-Харальд переобувается. Слики надел и Ирвайн
По ходу рекламы переобулись Бергер с Сало.
31.00 На пит-стопе Физикелла. Римлянин оказался между Алези и Вильнёвым, Жак уже убил свои шины. Хилл тоже заехал на пит-лейн, помешав при этом Джанкарло и обул ... промежуточную резину. Потрясающий Динис опережает Култхарда в Ле-Комбе и выходит на 3-е место (!). Дэвид тут же пропускает Херберта и едет на пит-стоп.
34.00 Переобувается Вильнёв, в этот раз он обул слики. Переобулся и Херберт и оказался позади Физикеллы. Хаккинен весело скачет по мокрой траве в Ле-Комб.
35.00 Хаккинен обувает слики и оказывается перед Хербертом. Динис тоже в боксах, но в отличии от остальных пилотов, помимо новых шин он ещё и дозаправляется.
38.00 Одними из последних в боксы заезжает Магнуссен, поднявшийся было до 3-е места. Ну и Михаэль Шумахер, переобувается, заправляется и не теряет лидерства в гонке.
После 15 кругов
1. М. Шумахер
PitStop
2. Алези
+ 41 сек.PitStop
3. Физикелла
+ 52,2 сек.PitStop
4. Хаккинен
+ 58,6 сек.PitStop
5. Херберт
+59,6 сек.PitStop
6. Култхард
+ 1 минPitStop
7. Френтцен
+ 1 мин. 01 сек.PitStop
8. Бергер
+ 1 мин 04 сек. PitStop
9. Ферстапен
+ 1 мин. 12 сек. PitStop
10. Вильнёв
+ 1 мин. 17 сек.PitStop 2
42.00 Хилл собрал позади большую группу из Диниса, Сало и Ирвайна
44.00 Дэймон наконец заехал во второй раз в боксы за сликами, испортив гонку Динису.
Вильнёв уперся в Ферстаппена
47.00 и тут снова начинается дождь, правда только в одном месте трассы, между Ле-Комбом и Пуоном
Интересная борьба Френтцена с Хербертом
50.00 Маркеш в Риваже застревает в гравий.
51.00 Видим что Вильнёв все же опередил Ферстаппена
52.00 Френтцен пытается протиснутся мимо Херберта в Басс-Стоп, но Джонни опасно захлопывает калитку. В этот момент в Ставело Култхард цепляет бровку, разворачивается и двигатель глохнет. Френтцену удалось пройти Херберта в Кеммеле. Дождь закончился.
56.00 Ральф, которому старт на сликах ничего не принес, теряет свой Jordan при выезде из Мальмеди и врезается в рельс
58.00 Алези заправляется и оказывается позади Херберта
01.00 Френтцен и Бергер заезжают на пит-стоп
Пока была реклама, Ферстаппен отбиваясь от Ирвайна вылетел в Риваже и увяз в гравии. Жаль, у него была хорошая гонка.
После 28 кругов
1. М. Шумахер
PitStop
2. Физикелла
+ 52,7 сек.PitStop
3. Хаккинен
+ 54 сек..PitStop
4. Алези
+ 1 мин. 06 сек. PitStop 2
5. Херберт
+1 мин. 09 сек.PitStop
6. Вильнёв
+ 1 мин. 13 сек.PitStop 2
7. Френтцен
+ 1 мин. 22 сек. PitStop 2
8. Ирвайн
+ 1 мин. 29 сек. PitStop
9. Динис
+ 1 мин. 33 сек. .PitStop
10. Бергер
+ 1 мин 37сек.PitStop 2
01.09 Второй пит-стоп Михаэля и конечно же немец сохраняет лидерство
01.10 Пит-стоп Хаккинена, он выехал перед Френтценом
01.12 Пит-стоп Ирвайна
01.14 Остановка Физикеллы и итальянец выехал перед Алези. Третий пит-стоп Вильнёва и второй Херберта, оба остаются в тех же позициях.
01.16 Алези снова в боксах с жалобами на прокол. Однако прокола нет, это француз повредил днище. Он 6-й.
01.18 В остановке Магнуссен скачет по поребрику. Второй пит-стоп Диниса
01.20 Второй пит-стоп Бергера
01.21 Жак красиво ловит машину, догоняя Алези
01.23 Вильнёв опережает Жана в Ле-Комбе
01.28 Алези снова считает, что него прокол и опять меняет колеса
Интересным местом остается лишь погоня Френтцена за Хаккиненом. Ну и Вильнёв пытается догнать Херберта
Жак ставит лучший круг 1'52''692'
Динис отбирает 8-е место у Ирвайна!
01.37 Хилл сходит из-за поломки гайки колеса
01.38 Михаэль пересекает финишную черту. В это де время в Ле-Комбе сталкиваются Динис и Ирвайн, бразилец смог продолжить гонку.
Отличное 2-е место Физикеллы. Френтцен так и не догнал Хаккинена.
Михаэль выигрывает на своей любимой трассе и в свою любимую погоду, когда погода переменчива и условия на трассе меняются. Победе помогла умная стратегия - старт на промежуточной резине, то что Россу Броуну пришло в голову настроить основную машину на мокрую гонку а запасную на сухую и в Феррари быстро сориентировались.
Шумахер Мы обязаны этим успехом нашему выбору шин и настроек. Конечно, условия вождения были непростыми, но в таких обстоятельствах я всегда чувствую себя хорошо! А раз все работало отлично, что еще я могу сказать? В таких погодных условиях промежуточная резина была явно предпочтительнее «дождевой», и я удивлен, что у других гонщиков не было такой идеи. Правда, когда мы отправились на установочный круг, было неясно, как долго продлится потоп. В тот момент я подумал, что «дождевые» - лучший выбор. Но когда облака ушли, я сказал себе, что они не вернутся, и обул промежуточные. Затем, когда мы ехали за машиной безопасности, и я увидел солнце, я не смог сдержать улыбку. Остальные просчитались.
Как и в Монако, в Бельгии Williams просчитались по стратегии. Ладно Жак стартовал на дождевой резине, не он один, но почему потом его пересадили на промежуточную а не на слики. Жак винит во всем Чарли Уайтинга и его решение дать старт за машиной безопасности. Я не понимаю, что она там делала! Они не дали это сделать в Барселоне в прошлом году или в Монако в этом году, хотя условия были одинаковыми. Надев дождевые шины, я понял, что совершил ошибку, как только они были установлены. Но все можно было исправить в первом повороте. Когда наконец сефти-кар ушел, трасса частично высохла, но недостаточно, чтобы перейти на слики. Поэтому мы выбрали промежуточные... Я очень разочарован, потому что у меня была идеальная машина для победы на сухой трассе. Просто Жак Вильнёв не умеет в дождь, так бывает.
Ещё один герой - Джанкарло Физикелла, показавший лучший результат в своей молодой карьере. Мы правильно сделали, что выбрали новую версию Goodyear с рифлением. Если бы воды было немного больше, я был бы быстрее Шумахера... и не медленнее Вильнёва! На первых кругах я старался не следовать за Михаэлем, а скорее оторваться от тех, кто мог мне угрожать впоследствии. Хорошие пит-стопы, хорошие настройки, хорошая стратегия... Я очень доволен этим результатом. Теперь мы должны идти к победе. Конечно к победе в Монце.
Это второе место должно было достаться Жану Алези, но с ним произошла коллизия - поломка задней подвески. Машина уже не держалась на месте. Я думал, что резина ушла, но на самом деле сломалась часть задней подвески… Я в ярости! В этом то и весь Жан из которого диагностик проблем с машиной был ещё тот.
В воскресенье вечером Williams подала жалобу на Мику Хаккинена, который непреднамеренно обогнал Хайнца-Харальда Френтцена, когда машина безопасности была на трассе. Финна и Педро Диниса вызывают на ковер, оба ссылаются на то, что пелене брызг немца просто не было видно. Снова повторюсь что не пойму, почему вообще Френтцен оказался впереди Хаккинена, ведь он стартовал сзади. Может быть это не поняли и судьи ограничившись условной дисквалификацией обоих пилотов с испытательным сроком на две гонки. В Williams разочарованы, но не надолго. Апелляционный суд FIA посчитал, что топливо, на котором Хаккинен ездил в квалификации, не соответствовало стандартам. Мика дисквалифицирован, McLaren оштрафована на 50 000 долларов. Меж тем FIA признала версию команды о неумышленном загрязнении и не стала их штрафовать за позднюю подачу апелляции.
1. Michael Schumacher
2. Giancarlo Fisichella
+26.753
3. Heinz-Harald Frentzen
+32.147
4. Johnny Herbert
+39.025
5. Jacques Villeneuve
+42.103
6. Gerhard Berger
+1:03.741
Личный зачет:
Кубок конструкторов:
1. Михаэль Шумахер
-66
2. Жак Вильнев
-55
3. Жан Алези
-22
4. Хайнц-Харальд Френтцен
-23
5. Герхард Бергер
-21
6. Эдди Ирвайн
-18
7. Оливье Панис
-15
8. Дэвид Култхард
-14
9.Джанкарло Физикелла
-14
10. Мика Хаккинен
-14
10. Джонни Херберт
-14
12. Ральф Шумахер
-11
13. Дэймон Хилл
-7
14. Рубенс Баррикелло
-6
15. Алекс Вурц
-4
16.Ярно Трулли
-3
17. Мика Сало
-2
18. Шиниджи Накано
-2
19. Никола Ларини
-1
1. Ferrari-84
2. Williams-Renault -78
3. Benetton-Renault -47
4. McLaren-Mercedes -28
5. Jordan-Peugeot -25
6. Prost-Mugen Honda -20
7. Sauber- Petronas (Ferrari)-15
8. Arrows-Yamaha -7
9. Stewart-Ford -6
10. Tyrrell-Ford-2
Продолжим про самого перспективного аргентинского гонщика 90-х.
Norberto Fontana
Итак Норберто Фонтана блестящее выигрывает немецкую Формулу 3 в 1995, он тест пилот команды Sauber и в один момент вдруг все летит в одно неприличное место.
Click to view
Гран При Макао, Норберто стартовавший третьим чудит, на старте и своим маневром выносит пол-пелотона. Гонку остановили, был рестарт и аргентинец даже финишировал 5-м (на подиуме были Ральф, Ярно и Педро де ла Роза). Потом выяснилось, что Фонтана получил в том завале травму и ему понадобилась операция. Все это привело, что Норберто чуть не потерял место тест пилота в Заубере и плюс не успел договорится о месте в Ф3000. Благо его пригласили в японскую Ф3000.
Будучи гонщиком в Японии, Фонтана продолжал выполнять роль тест-пилота в Заубере и видимо надорвался. Результаты его перестали радовать Питера. В Японии же дела шли неплохо, он занял 5-е место, выиграл одну гонку (в Фудзи). Но его вчерашний соперник Ральф Шумахер, такой же дебютант, с ходу чемпионат выиграл.
В 1997 в Sauber его не сохранили, сочтя слишком мягким пилотом и Фонтана решил сосредоточится на японской Ф3000. Результаты улучшились Норберто занял в чемпионате 3-е место. И на 4 гонки его призвали в Sauber, когда Джани Морбиделии сломал руку и посадить в кокпит оказалось некого. Питер вспомнил своего бывшего тест-пилота. В целом Норберто ехал неплохо, он доехал до финиша в трех из четырех Гран При, дважды в десятке. На последнем Гран При произошла скверная ситуация, точнее не задолго до Гран При. В Хересе Жан Тодт, в обход Питера Заубера пообщался с Норберто и пообещал ему помощь в продвижении карьеры, если тот по ходу гонки будет блокировать Вильнёва и помогать Шумахеру.
Об этом Фонтана сообщил журналистам почти 10 лет спустя и признал, что тогда смалодушествовал. По ходу гонки он действительно болтался под ногами у Жака и уже тогда вызвал определённые слухи. Петер Заубер и Жан Тодт по сей день все отрицают. Какой либо помощи в продвижении карьеры от Жана Тодта Фонтана не дождался, видимо в Феррари рассчитывали, что он вынесет канадца с трассы. А Питер Заубер поспешил от него избавится. Наверное не понравилось такое общение с Тодом без его ведома. А может в голове засела мысль, что сегодня твоего пилота кто-то уговорил пойти на подлость, помочь другой команде, а завтра уговорят повредить команде твоей.
Норберто мог остаться в Ф1. Там, в Хересе, Кену Тирреллу очень понравилось как аргентинец боролся с Йосом Ферстаппеном и Дядюшка Кен пообещал парню место. Да вот беда, в команде уже хозяйничали ребята из BAT и они настояли на том, что бы за Тиррелл поехал имевший больших спонсоров Риккардо Россет. Возник скандал и Кен Тиррелл ушел громко хлопнув дверью.
Норберто бросился в Минарди, новые спонсоры которой, искали пилота из Аргентины, так как были заинтересованы в этом рынке. Но внезапно в Минарди предпочли молодого и совершенно не известного Эстебана Тэуро.
Он вернулся в Японию и стал 4-м в японской Ф3000. Пытался попасть в Arrows в 1999 и в итоге оказался в Ф3000, где внезапно провалился лишь дважды приехав 5-м.
Потом было пол сезон в серии CART в 2000 году и медленное угасание в аргентинском кузовном чемпионате
Фонтана гоняется там и по сей день, но с каждым годом все хуже и хуже. При этом он чемпион Аргентины 2002, 2006 и 2010 годов. Имеет большую фанатскую базу в Южной Америки, которая, так же как и сам Норберто недоумевает, что же пошло не так.
Телеграмм
https://t.me/Simakoff79